Экосистема озера
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Глазунова Жанна Олеговна

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе

Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока: «Экосистема озера»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока46.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложения81 КБ

Предварительный просмотр:

Глазунова Жанна Олеговна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 47, г. Калининград

Методическая разработка

урока по окружающему миру в 3 классе

Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока: «Экосистема озера»

Цели:

● Познакомить с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.

● Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

● Называть, из чего состоит экосистема;

● Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

 индивидуальная, групповая.

Оборудование: фотографии озёр, озёрных растений, животных – обитателей озера, мотыль в баночке, сухой корм для аквариумных рыб- дафнии, учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру «Обитатели Земли», конверты с заданием для 4-х групп, карточки.

Техническая часть: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация.

 Ход урока

Орг.момент

I.Постановка проблемы и актуализация знаний.

У.: Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:

Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (Озеро) Слайд № 2.

У.: Верно, сегодня мы поговорим подробнее об озере и его обитателях.

Фронтальная работа

У.: -Где образуются озера? ( В углублениях суши).

-Давайте вспомним, чем озеро отличается от других водоёмов? ( В них нет течения, как в реке) Слайд № 3.

-Какие озера называются проточными, какие бессточными? (Озёра – природные водоёмы со стоячей водой, расположенные в углублениях суши. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Они пресные. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. Иногда они бывают солёные).  Слайд № 4.

-Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество

живых организмов, разных профессий, способно совместными усилиями поддерживать

круговорот веществ).

-Как вы думаете, является ли озеро экосистемой?

-Что нам понадобиться для доказательства этого предположения? (Надо узнать есть ли в озере все части экосистемы)

-У вас у каждого есть лист с таблицей «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Давайте заполним

колонку «Знаю». Если вы знаете, кто кем является в озере, запишите в колонку «Знаю», если не знаете, то в колонку «Хочу узнать».

 Ученики заполняют таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

-Познакомимся с некоторыми обитателями озера и попробуем подтвердить или опровергнуть свои предположения- кем они являются в озере.

II.Поиск решения проблемы.

Работа в группах.

Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.

Задания для групп. Приложение 1.

Отчёт групп о проделанной работе.

Группа 1. Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки, и отметьте в них особенности озёрных обитателей: (Рассказывают об особенностях потребителей озёрной экосистемы) Загадки. Проверка на доске. Слайды № 5-№ 8.

-Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48, узнайте, как они питаются. (Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими водорослями).

Слайд № 10.

-Используя текст и рисунки на с.48 составьте цепь питания. (Водоросли-дафнии-плотва-щука). Проверка на доске. Слайд № 11.

Группа 2. Рассмотрите рис. на с.47 и слайд  с эти ми же растениями. Используя текст на с.47, определите, где в озере их можно встретить? Какую роль в экосистеме они выполняют? (Рассказывают о производителях озёрной экосистемы)

У доски ученики выстраиваются  в «живую» цепь.

У.:Рассмотрите растения и подумайте, где их можно встретить? (По берегам озер, в озере)

Слайд № 12. Обратите внимание на рогоз - его ошибочно называют камышом.

Группа 3. Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера:

Два рога, а не бык,6 ног без копыт.(Рак)

Когда я чёрен, я куслив и задорен,

А лишь покраснею, так и присмирею.

Рассмотрите мотыля, используя текст на с.49, узнайте, что это за организм. ( Это личинки комара). (Рассказывают о разрушителях озёрной экосистемы)

У,:Мотыль - это небольшой членистый червяк темно-малинового цвета. Мотыль  - личинка комара-долгоножки, который плавает около берегов над водой. Из отложенных комарами яиц в донном иле выходят красные червячки, которые и живут здесь около года. Придонные рыбы кормятся мотылем, отыскивая его в иле. Слайд № 14.

Группа 4. Рассмотрите, кто обитает в озере.

Используя иллюстрацию на стр.47, заполни таблицу.

Производители

Потребители

Разрушители

Как связаны организмы в экосистеме озера?  (Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.)

-Что вас удивляет в этом задании? Как вы  считаете, что обозначает чёрная стрелка?

( На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверное, они оседают на дне).

-Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае?

(Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дно). Слайд №15.

-Если круговорот не замкнут, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой?

(Наверное, условия изменятся, и экосистема может разрушиться)

-Давайте проверим наши предположение по учебнику: вывод на с.46.Слайд №16.

III.Самостоятельное применение знаний.

У.:- Ответьте на вопросы на с.49. –Выполните задание из рабочей тетради –на выбор. 

IV.Подведение итогов.

-Как мы ответим на вопрос урока? ( Озеро можно считать экосистемой, т.к есть все группы организмов и круговорот веществ).

Давайте запишем в нашу таблицу в колонку

«Узнал», что нового узнали.

Работа с таблицей ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Возьмите листы самооценки работы в группе (Ученики дают оценку своей деятельности). Приложение 2.                                                                                                         2.Лидеры групп, возьмите, пожалуйста, лист самооценки успешности работы группы, и совместно с участниками оцените работу в группе на данном уроке.                                                   Учитель фиксирует результаты на доске. Приложение 3.                                                          Домашнее задание: чтение текста темы 12, разгадать кроссворд в рабочей тетради, опережающее задание - подготовить сообщение об обитателях болота (по желанию).



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

1 группа

Задание 1.

Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки,

найдите нужную картинку и отметьте в них особенности озёрных обитателей.

Полосатые бока,
И клюёт на червяка.

Любит лакомиться рыбкой,

Ты поймай его поди-ка. ________________

Хищна и прожорлива,

Длинна, но поворотлива.________________

Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит._________________

Любит в тине он копаться

И личинками питаться,

Чмокать в ряске по ночам

И клевать по вечерам

Нипочём рыбёшке грязь,

А зовут его … _____________________

Задание 2.

Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48,узнайте,

как они питаются. _______________________________

Задание 3.

Используя текст и рисунки на с.48 составьте цепь питания.

Задание 4. Используя текст на стр.48, составьте рассказ о потребителях.

В озерах бывают множества ___________. Это___к_________,_п___________,______________,___________, ___________. Они питаются д ___________, ц_________ . Дафнии и циклопы фильтруют воду в поисках мелких в _____________  .

Один такой рачок за сутки обрабатывает 1л воды. На рыб, которые питаются этими рачками, охотятся о ____________, щ _______.

Сделайте вывод. Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере?

Вывод: ___________________________________________________________________________

2 группа

Задание 1.

1. Рассмотри на стр.47 рисунки растений. Где в озере их можно встретить?

2. Составь рассказ.

Экосистема озера «двухэтажная».

 Верхний этаж составляют мелкие одноклеточные организмы   п  _________________.

На дне растут, например э ______________. Вблизи берегов видны к _______________,  

р ______________, к _____________. Они растут в воде, но листья и стебли расположены над водой.

3. Сделайте вывод.

Какую роль производители выполняют в экосистеме озера?

Вывод:_____________________________________________

4.У вас на столе лежат листочки, на которых записаны названия представителей разных профессий озера. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи, и показать «живую» цепь. ( у доски)

3 группа

1. Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера.

Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.

 Когда я чёрен,

Я куслив и задорен,

А лишь покраснею,

Так и присмирею.______________

2. Рассмотри мотыля в баночке, используя текст на стр.49, узнайте, что это за организм.______________________

3. Составьте рассказ, используя текст на стр.49.

 На дне водоёма живут различные ________________, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные м _____________, р ______, м____________ь.

Сделайте вывод.

 Справляются ли со своей работой разрушители? Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае? ___________________________________________

4 группа

1. Рассмотрите, кто обитает в озере.

Используя иллюстрацию на стр.47, заполни таблицу.

Производители

Потребители

Разрушители

Что удивляет вас?

Составьте рассказ. Как связаны организмы в экосистеме озера?

 Организмы в экосистеме связаны к _________м    в_________в.

Зеленые стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи п____________. К___________ стрелка обозначает превращение органических веществ

в минеральные. На схеме изображена ч___________ стрелка. Она идёт от м__________  организмов.

 Сделайте вывод. Что происходит с мёртвыми организмами?

Вывод: ___________________________________________________________________

Приложение 2.

Самооценка  успешности работы группы

Утверждение

Отлично

Хорошо

Могли сделать лучше

Наша группа работала как единая команда

Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

Мы обсуждали и принимали решения вместе

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

В нашей группе уважается мнение каждого

Успешно ответили на дополнительные вопросы

Внимательно следим за выступлениями своих одноклассников

Критерии самооценки работы в группе

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы

Я  умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я умею работать в команде: иногда  – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться

        


Приложение 3.

Самооценка  успешности работы группы

Утверждение

1 группа   

2 группа

3группа

4 группа

Отлично

Хорошо

Могли сделать лучше

Отлично

Хорошо

Могли сделать лучше

Отлично

Хорошо

Могли сделать лучше

Отлично

Хорошо

Могли сделать лучше

Наша группа работала как единая команда

Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

Мы обсуждали и принимали решения вместе

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

В нашей группе уважается мнение каждого

Успешно ответили на дополнительные вопросы

Внимательно следим за выступлениями своих одноклассников


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс

Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс.  На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...

"Экосистема озера"

Урок окружающего мира в 3 классе по Образовательной программе "Школа 2100" ....

презентация к уроку окружающего мира "Экосистема озера"

Данный ресурс позволяет доступно и наглядно дать учащимся представление об экосистеме озера по программе "Школа 2100" в курсе окружающего мира в 3 классе....

Тест"Экосистема озера и болота"

Тест помогает быстро проверить знания учащихся по изученной теме....

Экосистема озера

Презентация к уроку Окружающий мир 3 класс...

Урок (конспект и презентация). 3 класс. Окружающий мир. "Школа 2100" Экосистема озера

Связанные тома архива. Скачать все, тогда распакуется. По себе знаю, как грустно бывает скачать работу без видео и флеш файлов...здесь поместила всё и конспект и маршрутный лист для учеников (17 часте...