Урок окружающего мира в 1 классе "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Власова Елена Валентиновна

Урок окружающего мира по теме "Когда наступит лето?". Это четвертый урок в разделе "Где и когда?" (УМК "Школа России"). Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_nastupit_leto.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-ом классе на тему «Когда наступит лето?»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года.

Планируемые результаты изучения темы (для учащихся):

Предметные: ученик научится перечислять времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; подбирать одежду по сезону.

Метапредметные:

Познавательные умения: ученик учится находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; понимать содержание текстов, применять полученную информацию при выполнении заданий.

Регулятивные умения: ученик учится понимать и принимать учебную задачу урока; осуществлять оценку результатов своей деятельности в конце урока.

Коммуникативные умения: ученик учится слушать партнеров по общению; договариваться и приходить к общему решению.

Личностные: ученик учится понимать смысл учебной деятельности; учится формировать положительную учебную мотивацию; адекватно оценивать свою деятельность.

Организация учебного пространства: фронтальная работа, работа в группах.

Оборудование и средства обучения: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011 г., Рабочая тетрадь к учебнику (часть 2); мультимедийное оборудование, презентация к уроку, м/ф «12 месяцев», конверты с заданиями для групп, картинки с изображением времен года, тексты (описание времен года из произведений известных писателей), годовые круги, клей.

Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап.
  1. Приветствие, проверка готовности к уроку. Повторение правил работы в группе.
  2. Учитель создает учебную ситуацию, направленную на повторение уже имеющихся знаний:

- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик пришли к нам в гости не с пустыми руками, они принесли конверты с вопросами и заданиями.

  1. В конверте лежат карточки  с названиями дней недели. Дни недели в конверте перемешались. Нужно расположить их по порядку. (Каждая группа получает конверт; при этом один день недели в каждом конверте отсутствует). В ходе обсуждения дети выясняют, какой день недели пропущен  и восстанавливают правильный порядок.
  2. Вопросы:

- Сколько всего дней в неделе?

- Какой день недели был вчера? Сегодня? А какой будет завтра?

- Какой день предпоследний в неделе, второй, четвертый?

  1. Стихотворение про Лежебоку.

В понедельник я проснулся, а во вторник я зевнул,

В среду сладко потянулся, а в четверг опять заснул.

Спал я в пятницу, в субботу не ходил я на работу,

Но зато уж в воскресенье спал весь день без пробужденья!

- Это стихотворение-шутку написал Джанни Родари, а перевел с итальянского С.Я.Маршак.

- А вы хотите быть лежебоками?

  1. Неинтересно быть лежебоками: пока спишь, ничего не увидишь, ни о чем не узнаешь, а время пройдет и не вернется. Мы не лежебоки, да и Муравей Вопросик не даст нам сидеть без дела. У него уже новая загадка припасена.

Стоит дерево райское,

На одном боку цветы расцветают,

На другом – листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвертом – сучья подсыхают.

- Что это за необычное дерево?

  1. Учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи предстоящей работы.

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

- А что мы можем узнать о временах года?

  1. Информационно-аналитический этап.
  1. Учитель сохраняет мотивацию учащихся на деятельность, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт.

- Расскажите о своем любимом времени года. Почему оно любимо вами?

- А как вы думаете, какое время года любит Муравьишка?

Отгадайте загадку:        Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзинкой бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

- Любознательный Муравей хочет знать: Когда же наступит лето?

- Кто-нибудь может ответить на этот вопрос уже сейчас?

- Дорогие мои юные исследователи, давайте разберемся в этом вопросе и дадим точный ответ Муравьишке.

  1. Каждая группа получает картинки с изображением времен года и небольшие тексты с описанием времен года (Приложение). Задание: соотнести описание времени года с изображением этого времени года на картинке.

Проверка: представители от групп по очереди рассказывают про время года, называют его отличительные признаки (используя текст, иллюстрацию и имеющиеся знания), другие группы сравнивают со своим выбором.

  1. Учитель предлагает учащимся оценить свои знания на данном этапе, сформулировать затруднения и продолжить работу.

- Мы вспомнили все четыре времени года, вспомнили, чем же они отличаются друг от друга. Теперь мы можем ответить Муравьишке на его вопрос: Когда наступит лето? Почему?

-  Сейчас какое время года? А потом что наступит? А дальше? А потом?

- Вы слышали выражение «круглый год»? Как вы думаете, что оно означает? А кто-то знает, почему так происходит?

  1. Каждая группа получает разноцветный годовой круг: 1 сектор – красный, 2 сектор – желтый, 3 сектор – синий, 4 сектор – зеленый.

- Значит, помочь нам ответить на вопрос Муравьишки может круг. Да не простой круг, а годовой.

Задание: Обсудите, какой цвет какому времени года соответствует. Приклейте название времени года в сектор выбранного цвета.

Физминутка. Игра «Бывает - не бывает». Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает. Осенью: листопад, дождь, иней, капель. Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга. Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад. Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

  1. Не успели мы выяснить все про времена года, как Муравей Вопросик уже новую загадку принес:        Двенадцать братьев разно называются

И разными делами занимаются.  (Месяцы года)

  1. Каждая группа получает карточки с названием месяцев. Задание: расположить названия месяцев по порядку.

- А поможет нам проверить, правильно ли вы расположили месяцы по порядку, один нужный предмет.

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет – последний лист отпадет. (Календарь)

  1. А теперь давайте расположим названия месяцев на годовом круге.

- Какой месяц год начинает? Какой заканчивает?

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Назовите зимние месяцы (весенние, летние, осенние).

- Расскажите, кто в каком месяце родился.

  1. Годовой круг показывает, в каком порядке происходит смена времен года.

- А может ли лето наступить раньше? Просмотр отрывка из м/ф «12 месяцев». Ничего по собственному желанию изменить нельзя. Смена времен года – это закон природы.

  1. Муравей Вопросик все понял и решил терпеливо ждать лета. А чтобы не терять времени даром, решил приготовить летнюю одежду.

Задание: выбрать из предложенных вариантов одежду для лета, рассказать об других вариантах одежды (РТ с. 9, задание 2)

  1. Чтение слов Мудрой Черепахи в учебнике (вывод сегодняшнего урока).
  1. Рефлексивно-оценочный этап.
  1. Глядя на годовой круг и календарь, дайте ответ на вопрос любознательного Муравьишки? Когда наступит лето?
  2. Учитель предлагает оценить свою работу и работу своей группы в целом с помощью «волшебных линеечек».  По желанию,  дети могут прокомментировать свое решение.

- Что помогло вам ответить на вопрос Муравьишки? Кого вы можете поблагодарить за работу?

  1. Мудрая Черепаха и Муравьишка приготовили для вас подарок (каждый ребенок получает на память о встрече «солнышко»).

Приложение.

Тексты о временах года.

  1. Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей. Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу.  (Соколов-Микитов Иван Сергеевич)
  2. Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.  (Ушинский Константин Дмитриевич)
  3. Таинственная принцесса возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Потом успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.
  4. Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады! По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в такую стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема:"Октябрь уж наступил..."

Урок окружающего мира.  1 класс (УМК "Начальная школа XXI век).  Тема:"Октябрь уж наступил..."...

Урок окружающего мира по теме "Октябрь уж наступил."1 класс

Урок обобщает  и дополняет знания детей   об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, позволяет расширить не...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"

На  данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в при­родном  мире, психическое и личностное разви­ти...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Когда наступит лето?»

Урок окружающего мирав 1классе  по теме:«Когда наступит лето?»...

Урок окружающего мира в 1 классе "Когда наступит лето?"

Презентация к уроку по окружающему миру "Когда наступит лето?"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Смена времён года. Когда наступит лето?"

Знакомство со сменой времён года, признаки времён года, названия месяцев...

Урок окружающего мира в 1 классе "Смена времён года. Когда наступит лето?"

Знакомство со сменой времён года, признаки времён года, названия месяцев...