Главные вкладки

    Международный социально – экологический проект в рамках скаутского движения «Спасти и сохранить: вода без границ»
    проект по окружающему миру на тему

    Идея проекта состоит в том, что сотни ребят – скаутов по всей России, таких же, как мы, возьмут под опеку водные объекты своего региона, чтобы не на словах, а на деле изменить их положение к лучшему.

    Ценность идеи заключается в том,  что к этой проблеме можно подойти творчески и реализовать свои интересные задумки по водосбережению. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Что решили сделать и мы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_spasti_i_sokhranit_voda_bez_granits.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ  № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля

    международный  социально – экологический  проект

    в рамках скаутского движения

    «Спасти и сохранить: вода без границ»

    «Нельзя сказать, что вода необходима

    для жизни: она и есть жизнь»- Сент-Экзюпери.

    Слайд 1.    Введение.

             Актуальность. Вода  - один из важнейших ресурсов планеты, необходимый для жизни. Она повсюду. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что она в безопасности? В международном сообществе проблемы использования водных ресурсов требуют срочных и грамотных решений. Их решение важно на всех уровнях: от личного до государственного, чтобы изменить ситуацию как можно быстрее, нужно участвовать всем. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Что решили сделать и мы, учащиеся школы № 31 г. Нижневартовска. Когда нам предложили принять участие в социально-экологическом проекте  в рамках международного проекта скаутов России «Вода без границ», то мы с желанием откликнулись на это предложение. У нас образовалось 2 патруля  «Н2О»  и  «Капелька»  по 4 человека в каждом патруле.  

    Идея проекта состоит в том, что сотни ребят – скаутов по всей России, таких же, как мы, возьмут под опеку водные объекты своего региона, чтобы не на словах, а на деле изменить их положение к лучшему.

    Ценность идеи заключается в том,  что к этой проблеме можно подойти творчески и реализовать свои интересные задумки по водосбережению. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Что решили сделать и мы.

    Слайд 2. Цель и задачи проекта.

    Цель проекта: привлечь учащихся начальных классов СОШ № 31 к вопросам использования водных ресурсов в своем городе Нижневартовске, в своей школе, в семье; создать условия для получения детьми опыта в вопросах сохранения водных ресурсов; способствовать созданию водных патрулей в каждом классе начальной школы.

    Задачи проекта: разработать пакет методических материалов по использованию и сохранению водных ресурсов в своем городе, школе, классе, дома; провести исследовательскую работу по изучению водных ресурсов в своем городе; познакомиться с работой городского водоканала; провести практическую работу по экономии и бережному использованию воды в быту и предложить свои идеи по водосбережению; сделать вклад каждого ученика в сохранение водных ресурсов своего города.

    Место проведения исследования: начальная школа МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля» г. Нижневартовска и озеро Комсомольское в центре города Нижневартовск.

    Сроки выполнения: 2010 – 2011 учебный год.

    Организации, с которыми сотрудничали при выполнении проекта: ЖЭУ – 28 нашего микрорайона и "Горводоканал" г. Нижневартовска.

    Слайд 3. Задание 1. Узнай.

    В Нижневартовске в городской службе Госсанэпидемнадзора медики, специалисты коммунальных служб и руководители предприятий обсудили проблему неудовлетворительного качества питьевой воды в городе.  Система водоснабжения Нижневартовска - одна из самых несовершенных в ХМАО. Для забора воды используется поверхностный водоем – реки Вах, в водах которой содержание марганца и железа превышает предельно допустимую норму. 

    Люди действительно начали понимать важность гидроресурсов нашей планеты, ее глобальную роль в жизни всего живого и не только на Земле. Мы, ребята начальной школы СОШ №31 проживаем в городе Нижневартовске. Рядом с нашим городом находится множество озер -   Комсомольское (в центре города), Савкино, Кедровое, Кымыл, Таежное, Кедровое. Наш красивый и молодой город расположен по берегам одной из крупнейшей реки – Обь. Обь — река в Западной Сибири, самая протяженная река в России (5410 км) и вторая по протяженности в Азии.  Города на Оби: Барнаул, Новоалтайск,  Камень-на-Оби,  Новосибирск, Колпашево,  Нижневартовск, Сургут,  Салехард. 

    Самый ближний водоём, который находится в соседнем микрорайоне от нашей школы – это озеро. Оно расположено в черте города Нижневартовск. Мы очень часто посещаем мероприятия, которые там проводят, но и отдыхаем там!

           Со слов родителей мы узнали, что озеро имеет два названия, но используемое одно – это «Комсомольское озеро». Это имя ему дали первопроходцы – строители, основатели  раньше посёлка, а теперь уже города Нижневартовск. Это были молодые люди, которые приезжали сюда строить Самотлор.

    Первое название  - это «Мёртвое озеро». Когда город только строился, наше озеро находилось далеко от первых заселённых домов и балков, так назывались небольшие постройки. Первые жители города к территории озера приезжали или ходили для того, чтобы отдохнуть, искупаться в жаркие дни в тёплой воде, так как оно было не глубоким, собрать в округе территории озера ягоды и порыбачить. Недовольными отдыхом оставались только рыбаки, так как домой возвращались без улова. Так и закрепилось за озером название «Мёртвое». Сейчас территория «Комсомольского озера» частично облагорожена. Это асфальтированная дорожка по берегу песчаного пляжа и берега, спортивно – тренажёрные и культурно – досуговые площадки, кафе. По периметру водоёма расставлены лавочки для отдыха и урны для поддержания чистоты.

    Нам хорошо известны традиционные праздники, которые проводятся ежегодно на «Комсомольском озере» - это хантыйский «Праздник обласа», который проводится в конце августа, «Сабантуй» - проводится во время фестиваля «Самотлорские ночи», зимние спортивные игры и соревнования лыжников. Знакомы с водоёмом ребята наших отрядов давно. Впервые участие в городской экологической акции мы приняли летом 2009 года, находясь в летнем оздоровительном лагере «Здоровячок» при нашей школе.  

               Целенаправленные наши экскурсии – разведки начались осенью и продолжались периодически до сегодняшних дней.

     Выявили: - территория озера всегда убирается только в доступных для САТУ территориях. Очень много мусора в недоступных, заболоченных местах. Как решить эту проблему?  

    Зимой, вокруг озера расчищается дорожка трактором, её используют горожане для прогулок. Тут – же, чуть ниже, по озеру проходит лыжня. Через центр озера протоптана снежная тропа, она очень удобна для наших горожан – это своеобразный «зимник». Нашим отрядам удалось развесить кормушки на деревья у прочищенной центральной дорожки. Мы думаем, что горожанам удобно будет подкармливать зимующих птиц. Наши кормушки озадачивали нас приходить к «Комсомольскому озеру» всю зиму.

           Наблюдения показали, что наш водоём не забывается жителями города. Добросовестно убирается сотрудниками САТУ пешеходная часть вокруг озера, на которой расположены лавочки и мусорные контейнеры, но само побережье остаётся засорённым мусором, который разносится ветром и недобросовестными отдыхающими.

              Нашему водоёму нужна забота!

    План работы: весенний подснежный мусор появился потому, что в зимнее время года территория не предусматривает наличие по периметру закрывающихся от ветра мусорных баков.

    Поэтому мы предложили: работникам САТУ по хозяйственной части, установить именно такие мусорные конструкции; привлекли жителей для подкорма птиц; среди учащихся начальной школы провели агитационную акцию «Приведу в порядок свою планету …». Итогом акции была выставка рисунков «Спасти и сохранить».

    С 16 мая по 10 июня в Нижневартовске проходило более семидесяти экологических мероприятий. В их числе - социальный экологический проект «Нижневартовск - чистый город», II городской конкурс по освещению проблем охраны окружающей среды Нижневартовска в СМИ, детский экологический проект «Зеленый автобус», общегородской трудовой десант - экологический бум «День парка». Помимо этого на Комсомольском озере прошла, ставшая традиционной природоохранная акция «Живая вода». В дни проведения международной экологической акции школьники и студенты приняли участие в городских конференциях: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» и «Экологическая безопасность». Международный форум «Оптимизация управления антропогенными воздействиями в целях устойчивого развития северных территорий» объединит ученых-экологов и специалистов природоохранных служб предприятий, территориальных органов управления в области природопользования. Для горожан в течение всего времени акции «Спасти и сохранить» будут организованы выставки и викторины на экологическую тематику, концертные программы и спортивные мероприятия. В этой акции и мы решили принять участие. Задача наших патрулей  «Капелька»  и «Н2О» проводить разъяснительную работу среди учащихся  начальной школы СОШ №31, жителей своего дома и подъезда, знакомых и просто отдыхающих агитационными листовками об осторожном купании в озере Комсомольское. На заседании наших патрулей, мы постановили, что в наших силах проводить работу по очистке пляжа от мусора, так как много детей отдыхают на берегах озера.  Привлечь к этой работе учащихся нашей школы информационными буклетами, листовками и личным опытом. Озеро Комсомольское – излюбленное место отдыха наших горожан и о нем мы хотим позаботиться, так как это в наших силах.

    Слайд 4. На заседании наших патрулей мы постановили  проводить работу по очистке пляжа от мусора, так как много детей отдыхает на берегах озера, привлекать к этой работе учащихся нашей школы информационными буклетами, листовками и личным примером. Озеро Комсомольское – излюбленное место отдыха наших горожан, и о нем мы хотим позаботиться, так как это в наших силах. С мая по июнь 2011 годы мы провели 5 санитарных выходов по очистке территории озера.

    Слайд 5. Задание 2.  Исследуй!   

    Вода к нам в дом приходит из очистных сооружений, а туда в свою очередь поступает из реки Вах. Использованная вода из наших домов уходит по городским канализационным системам в специальные отстойники очистных сооружений. Очищение воды происходит в несколько этапов: механическое, биологическое, физико-химическое, а иногда дезинфицирование сточных вод.  Исследуя  данную цепочку, мы узнали, что  Ханты-Мансийская природоохранная прокуратура предъявляла требования администрации Нижневартовского района о приведении в порядок территории земельного участка, расположенного в водоохранной зоне в надлежащий порядок и запрещение экологически вредной деятельности.

    Наши отряды «Капелька» и «Н2О», тоже заинтересованы в сохранении и агитации населения в разумном использовании природных богатств. Поэтому изначально подсчитали:

    Исследование

    1 семья

    (4 человека)

    Количество семей класса

    25

    Количество жителей города 245.000 чел.  

    Количество воды на разные домашние нужды (в сутки)

    Примерно

    160 литров

    4.000 литров

    9.800.000 литров

    Рациональное использование воды

    80 литров

    2.000 литров

    4.800.000 литров

    Наше исследование показало, что есть возможность использовать природное богатство экономно и относиться к природе бережно. Нами  была проведена акция «Берегиня»: прошли агитационные беседы в школе и детском саду, распространены буклеты по теме: «Как появилась капелька?», проведена встреча - дискуссия с начальником ЖЭУ по проблеме экономии воды жителями микрорайона и состояния труб у жителей домов. Из беседы мы узнали, что центральные водопроводные трубы в микрорайоне нашей школы и жилых домах заменены все в 2005 году. Жителями нашего микрорайона №6  установлены водосчётчики, что составляет 74,7%. Ведётся работа по систематической оплате за воду.

          В жилые дома вода поступает горячая и холодная чистая, но от нас по канализационным трубам она уходит грязная. Мы моемся, чистим зубы, моем пол, посуду, окна, обувь, вытираем пыль и т.д., поэтому вода загрязняется разными моющими средствами, фекалиями, пищевыми отходами и др. атрибутами цивилизации. Лишь малая часть чистой воды уходит в канализацию чистой, если вдруг мы не закрыли кран или просто забыли выключить воду. Для того, чтобы сократить количество грязной воды производимой в семье, нами была составлена памятка для учащихся и их родителей.

    Каждый день, незадумываясь, с самого утра  мы берём в руки и используем массу химических веществ! Это мыло, зубная паста, шампуни, моющие и чистящие средства для посуды, бытовой техники, белья, обуви и так далее … Но не понимаем и не интересуемся , что входит в их состав? Из чего они состоят? Как это влияет на нашу жизнь и здоровье?

    Из опроса родителей учащихся начальной школы мы узнали, что самые популярные моющие средства, которые используются в быту, это: «Tide», «Comet», «АСЕ», «МиФ», «Пемо люкс». 

    Влияние на окружающую среду

    Население

    После стирки, а стирают люди каждый день,  с грязной водой триполифосфат непосредственно попадает в реки и озера. Количество триполифосфата накапливается, а потом начинает действовать как удобрение.

    Плюс если неграмотно внесены минеральные удобрения для почвы на дачных участках, такая «подкормка» воды вызывает бурное «цветение», а затем неизбежное «старение» водоема. В местах особенного скопления опасного вещества на поверхности воды наблюдается «урожай» сине-зеленых водорослей, которые обладают способностью размножаться с чудовищной, почти взрывной силой: один грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 кг водорослей!

    Подсчитаем: население в Нижневартовске 245000 человек. Из скромного расчета 5 кг стирального порошка на человека получается, что в год  сбрасывается  в воду около 1225000 кг триполифосфата, на котором как на дрожжах, могли бы вырасти до одного триллиона тонн водорослей! И спасает нас пока от экологической катастрофы только недостаточное для роста и развития водорослей количество света и тепла в осенне-зимне-весенний период. Но, несмотря на  холодную воду, процесс идет, фосфаты накапливаются, водоросли растут. Такой процесс можно наблюдать в дачных посёлках и огородных сообществах, так как там нет центральной канализационной линии, которая могла бы использованную воду уводить на очистные сооружения.

    Вывод: Наше исследование показало, что есть возможность использовать природное богатство экономно и относиться к природе бережно. Нами  была проведена акция «Берегиня»: прошли агитационные беседы в школе и детском саду, распространены буклеты по теме: «Как появилась капелька?», проведена встреча - дискуссия с начальником ЖЭУ по проблеме экономии воды жителями микрорайона и состояния труб у жителей домов. Из беседы мы узнали, что центральные водопроводные трубы в микрорайоне нашей школы и жилых домах заменены все в 2005 году. Жителями нашего микрорайона №6 установлены водосчётчики, что составляет 74,7%. Ведётся работа по систематической оплате за воду.

    Слайд 6 - 7. В конце учебного года нашими отрядами в школе была проведена акция  «Чистюля», к которой с большим интересом и желанием присоединилось наши первоклашки.

    Слайд 8. Мастерская «Я, вода и окружающая среда»

    В декабре 2010 учебного года мы, ребята команд «Капелька» и «Н2О», приняли участие в мастерской по изучению состояния воды на земле. Наши команды впервые работали с микроскопом. Мы рассматривали воду на экране ноутбука и убедились в том, что вода является прекрасным растворителем, она не имеет цвета и запаха.  

             Еще раз вспомнили свойства воды без помощи взрослых. Обсудили, какие нам знакомы моря, океаны и реки. Провели анализ соотношения количества воды по отношению к суше. Вспомнили правила поведения на воде в осенне-зимний период и решили выпустить памятки для наших одноклассников и учащихся начальной школы «Меры безопасности на водоёмах в осенне-зимний период». Помогли нам наши родители и руководители.

          Чтобы ребята экономили воду в школе, возле каждого школьного фонтанчика повесили таблички питьевого режима.

            После работы в мастерской мы организовали выставку рисунков в начальной школе. Очень много ребят откликнулось на наше предложение. Нашими помощниками были классные руководители.

    Слайд 9. «Сбереги»

    Среди учащихся начальной школы мы провели агитационную акцию «Поел – сам, помоги – птицам» и установили  сделанные руками детей и их родителями  кормушки вокруг озера в доступных местах для жителей города.  Проведенная нами работа требовала и от  нас ответственности: приходить к Комсомольскому озеру в течение всей зимы и кормить пернатых.

    Слайд 10. Проинформируй! На протяжении всего учебного года мы создавали памятки для классов,  листовки,  информационный буклет и мини-газета с целью агитации по экономному и бережному использованию воды.

    Вывод:

          В завершении проделанной работы нам патрулям «Капелька» и «Н2О» хочется подвести итоги. Те цели, которые мы ставили в начале работы, наши патрули их достигли. Мы привлекли внимание учащихся начальных классов к вопросам использования водных ресурсов с воем городе, дома и школе. Провели в домашних условиях опыты по сбережению воды и дали рекомендации учащимся начальной школы, для проведения классных часов на тему «Как сберечь воду в домашних условиях».  Рассказали в классах о водных патрулях и их интересной и важной работе для нашей планеты.  

    Задачи, которые мы ставили вместе с нашими руководителями, мы решили в полном объеме.

    • разработали пакет методических материалов по использованию и сохранению водных ресурсов в своем городе, школе, классе, дома;
    • провели собственную исследовательскую работу по изучению водных ресурсов в своем городе и узнали, откуда вода поступает к нам в дом;
    • познакомились с работой городского водоканала;
    • провели практическую работу по экономии и бережному использованию воды в быту и предложили свои идеи по водосбережению;
    • сделали вклад каждого ученика из наших патрулей в сохранение водных ресурсов своего города и способствовали созданию экологических патрулей в 1 «Д» и 2 «Г» классах;
    • рассказали о своем проекте на школьной научно – практической конференции «ЭВРИКА» и городском конкурсе социальных проектов « Я – гражданин».

             Вода – это вещество, которое не знает границ! Она частичка каждого из нас, мы являемся одним из звеньев в круговороте воды в природе, и каждый из нас в ответе за сохранение водных ресурсов. Мы можем объединить свои усилия и многое сделать для их сохранения. Очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

    Начните с себя!

    Источник информации:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Сохраним воду на планете"

    Презентация выполнена ученицей 4 "Б" класса Серяцкой Ксенией...

    Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

    Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

    Сценарий проведения занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ»

    Сценарий занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ»  ...

    Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)

    Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....

    Экологический урок "Спасти и сохранить природу"

    На  территории  нашего  округа  добывается  больше  всего  нефти  в России  и  в  связи  с  чем,  наша  хрупкая  се...

    Проект по окружающему миру "Спасти и сохранить!"

    Суть данного проекта в том, что детям предлагалась картинка с изображением какой-либо экологической проблемы, а их задачей было определить, что это за проблема, подобрать или придумать небольшое эколо...