Международный социально – экологический проект в рамках скаутского движения «Спасти и сохранить: вода без границ»
проект по окружающему миру на тему
Идея проекта состоит в том, что сотни ребят – скаутов по всей России, таких же, как мы, возьмут под опеку водные объекты своего региона, чтобы не на словах, а на деле изменить их положение к лучшему.
Ценность идеи заключается в том, что к этой проблеме можно подойти творчески и реализовать свои интересные задумки по водосбережению. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Что решили сделать и мы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_spasti_i_sokhranit_voda_bez_granits.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля
международный социально – экологический проект
в рамках скаутского движения
«Спасти и сохранить: вода без границ»
«Нельзя сказать, что вода необходима
для жизни: она и есть жизнь»- Сент-Экзюпери.
Слайд 1. Введение.
Актуальность. Вода - один из важнейших ресурсов планеты, необходимый для жизни. Она повсюду. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что она в безопасности? В международном сообществе проблемы использования водных ресурсов требуют срочных и грамотных решений. Их решение важно на всех уровнях: от личного до государственного, чтобы изменить ситуацию как можно быстрее, нужно участвовать всем. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Что решили сделать и мы, учащиеся школы № 31 г. Нижневартовска. Когда нам предложили принять участие в социально-экологическом проекте в рамках международного проекта скаутов России «Вода без границ», то мы с желанием откликнулись на это предложение. У нас образовалось 2 патруля «Н2О» и «Капелька» по 4 человека в каждом патруле.
Идея проекта состоит в том, что сотни ребят – скаутов по всей России, таких же, как мы, возьмут под опеку водные объекты своего региона, чтобы не на словах, а на деле изменить их положение к лучшему.
Ценность идеи заключается в том, что к этой проблеме можно подойти творчески и реализовать свои интересные задумки по водосбережению. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Что решили сделать и мы.
Слайд 2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: привлечь учащихся начальных классов СОШ № 31 к вопросам использования водных ресурсов в своем городе Нижневартовске, в своей школе, в семье; создать условия для получения детьми опыта в вопросах сохранения водных ресурсов; способствовать созданию водных патрулей в каждом классе начальной школы.
Задачи проекта: разработать пакет методических материалов по использованию и сохранению водных ресурсов в своем городе, школе, классе, дома; провести исследовательскую работу по изучению водных ресурсов в своем городе; познакомиться с работой городского водоканала; провести практическую работу по экономии и бережному использованию воды в быту и предложить свои идеи по водосбережению; сделать вклад каждого ученика в сохранение водных ресурсов своего города.
Место проведения исследования: начальная школа МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля» г. Нижневартовска и озеро Комсомольское в центре города Нижневартовск.
Сроки выполнения: 2010 – 2011 учебный год.
Организации, с которыми сотрудничали при выполнении проекта: ЖЭУ – 28 нашего микрорайона и "Горводоканал" г. Нижневартовска.
Слайд 3. Задание 1. Узнай.
В Нижневартовске в городской службе Госсанэпидемнадзора медики, специалисты коммунальных служб и руководители предприятий обсудили проблему неудовлетворительного качества питьевой воды в городе. Система водоснабжения Нижневартовска - одна из самых несовершенных в ХМАО. Для забора воды используется поверхностный водоем – реки Вах, в водах которой содержание марганца и железа превышает предельно допустимую норму.
Люди действительно начали понимать важность гидроресурсов нашей планеты, ее глобальную роль в жизни всего живого и не только на Земле. Мы, ребята начальной школы СОШ №31 проживаем в городе Нижневартовске. Рядом с нашим городом находится множество озер - Комсомольское (в центре города), Савкино, Кедровое, Кымыл, Таежное, Кедровое. Наш красивый и молодой город расположен по берегам одной из крупнейшей реки – Обь. Обь — река в Западной Сибири, самая протяженная река в России (5410 км) и вторая по протяженности в Азии. Города на Оби: Барнаул, Новоалтайск, Камень-на-Оби, Новосибирск, Колпашево, Нижневартовск, Сургут, Салехард.
Самый ближний водоём, который находится в соседнем микрорайоне от нашей школы – это озеро. Оно расположено в черте города Нижневартовск. Мы очень часто посещаем мероприятия, которые там проводят, но и отдыхаем там!
Со слов родителей мы узнали, что озеро имеет два названия, но используемое одно – это «Комсомольское озеро». Это имя ему дали первопроходцы – строители, основатели раньше посёлка, а теперь уже города Нижневартовск. Это были молодые люди, которые приезжали сюда строить Самотлор.
Первое название - это «Мёртвое озеро». Когда город только строился, наше озеро находилось далеко от первых заселённых домов и балков, так назывались небольшие постройки. Первые жители города к территории озера приезжали или ходили для того, чтобы отдохнуть, искупаться в жаркие дни в тёплой воде, так как оно было не глубоким, собрать в округе территории озера ягоды и порыбачить. Недовольными отдыхом оставались только рыбаки, так как домой возвращались без улова. Так и закрепилось за озером название «Мёртвое». Сейчас территория «Комсомольского озера» частично облагорожена. Это асфальтированная дорожка по берегу песчаного пляжа и берега, спортивно – тренажёрные и культурно – досуговые площадки, кафе. По периметру водоёма расставлены лавочки для отдыха и урны для поддержания чистоты.
Нам хорошо известны традиционные праздники, которые проводятся ежегодно на «Комсомольском озере» - это хантыйский «Праздник обласа», который проводится в конце августа, «Сабантуй» - проводится во время фестиваля «Самотлорские ночи», зимние спортивные игры и соревнования лыжников. Знакомы с водоёмом ребята наших отрядов давно. Впервые участие в городской экологической акции мы приняли летом 2009 года, находясь в летнем оздоровительном лагере «Здоровячок» при нашей школе.
Целенаправленные наши экскурсии – разведки начались осенью и продолжались периодически до сегодняшних дней.
Выявили: - территория озера всегда убирается только в доступных для САТУ территориях. Очень много мусора в недоступных, заболоченных местах. Как решить эту проблему?
Зимой, вокруг озера расчищается дорожка трактором, её используют горожане для прогулок. Тут – же, чуть ниже, по озеру проходит лыжня. Через центр озера протоптана снежная тропа, она очень удобна для наших горожан – это своеобразный «зимник». Нашим отрядам удалось развесить кормушки на деревья у прочищенной центральной дорожки. Мы думаем, что горожанам удобно будет подкармливать зимующих птиц. Наши кормушки озадачивали нас приходить к «Комсомольскому озеру» всю зиму.
Наблюдения показали, что наш водоём не забывается жителями города. Добросовестно убирается сотрудниками САТУ пешеходная часть вокруг озера, на которой расположены лавочки и мусорные контейнеры, но само побережье остаётся засорённым мусором, который разносится ветром и недобросовестными отдыхающими.
Нашему водоёму нужна забота!
План работы: весенний подснежный мусор появился потому, что в зимнее время года территория не предусматривает наличие по периметру закрывающихся от ветра мусорных баков.
Поэтому мы предложили: работникам САТУ по хозяйственной части, установить именно такие мусорные конструкции; привлекли жителей для подкорма птиц; среди учащихся начальной школы провели агитационную акцию «Приведу в порядок свою планету …». Итогом акции была выставка рисунков «Спасти и сохранить».
С 16 мая по 10 июня в Нижневартовске проходило более семидесяти экологических мероприятий. В их числе - социальный экологический проект «Нижневартовск - чистый город», II городской конкурс по освещению проблем охраны окружающей среды Нижневартовска в СМИ, детский экологический проект «Зеленый автобус», общегородской трудовой десант - экологический бум «День парка». Помимо этого на Комсомольском озере прошла, ставшая традиционной природоохранная акция «Живая вода». В дни проведения международной экологической акции школьники и студенты приняли участие в городских конференциях: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» и «Экологическая безопасность». Международный форум «Оптимизация управления антропогенными воздействиями в целях устойчивого развития северных территорий» объединит ученых-экологов и специалистов природоохранных служб предприятий, территориальных органов управления в области природопользования. Для горожан в течение всего времени акции «Спасти и сохранить» будут организованы выставки и викторины на экологическую тематику, концертные программы и спортивные мероприятия. В этой акции и мы решили принять участие. Задача наших патрулей «Капелька» и «Н2О» проводить разъяснительную работу среди учащихся начальной школы СОШ №31, жителей своего дома и подъезда, знакомых и просто отдыхающих агитационными листовками об осторожном купании в озере Комсомольское. На заседании наших патрулей, мы постановили, что в наших силах проводить работу по очистке пляжа от мусора, так как много детей отдыхают на берегах озера. Привлечь к этой работе учащихся нашей школы информационными буклетами, листовками и личным опытом. Озеро Комсомольское – излюбленное место отдыха наших горожан и о нем мы хотим позаботиться, так как это в наших силах.
Слайд 4. На заседании наших патрулей мы постановили проводить работу по очистке пляжа от мусора, так как много детей отдыхает на берегах озера, привлекать к этой работе учащихся нашей школы информационными буклетами, листовками и личным примером. Озеро Комсомольское – излюбленное место отдыха наших горожан, и о нем мы хотим позаботиться, так как это в наших силах. С мая по июнь 2011 годы мы провели 5 санитарных выходов по очистке территории озера.
Слайд 5. Задание 2. Исследуй!
Вода к нам в дом приходит из очистных сооружений, а туда в свою очередь поступает из реки Вах. Использованная вода из наших домов уходит по городским канализационным системам в специальные отстойники очистных сооружений. Очищение воды происходит в несколько этапов: механическое, биологическое, физико-химическое, а иногда дезинфицирование сточных вод. Исследуя данную цепочку, мы узнали, что Ханты-Мансийская природоохранная прокуратура предъявляла требования администрации Нижневартовского района о приведении в порядок территории земельного участка, расположенного в водоохранной зоне в надлежащий порядок и запрещение экологически вредной деятельности.
Наши отряды «Капелька» и «Н2О», тоже заинтересованы в сохранении и агитации населения в разумном использовании природных богатств. Поэтому изначально подсчитали:
Исследование | 1 семья (4 человека) | Количество семей класса 25 | Количество жителей города 245.000 чел. |
Количество воды на разные домашние нужды (в сутки) | Примерно 160 литров | 4.000 литров | 9.800.000 литров |
Рациональное использование воды | 80 литров | 2.000 литров | 4.800.000 литров |
Наше исследование показало, что есть возможность использовать природное богатство экономно и относиться к природе бережно. Нами была проведена акция «Берегиня»: прошли агитационные беседы в школе и детском саду, распространены буклеты по теме: «Как появилась капелька?», проведена встреча - дискуссия с начальником ЖЭУ по проблеме экономии воды жителями микрорайона и состояния труб у жителей домов. Из беседы мы узнали, что центральные водопроводные трубы в микрорайоне нашей школы и жилых домах заменены все в 2005 году. Жителями нашего микрорайона №6 установлены водосчётчики, что составляет 74,7%. Ведётся работа по систематической оплате за воду.
В жилые дома вода поступает горячая и холодная чистая, но от нас по канализационным трубам она уходит грязная. Мы моемся, чистим зубы, моем пол, посуду, окна, обувь, вытираем пыль и т.д., поэтому вода загрязняется разными моющими средствами, фекалиями, пищевыми отходами и др. атрибутами цивилизации. Лишь малая часть чистой воды уходит в канализацию чистой, если вдруг мы не закрыли кран или просто забыли выключить воду. Для того, чтобы сократить количество грязной воды производимой в семье, нами была составлена памятка для учащихся и их родителей.
Каждый день, незадумываясь, с самого утра мы берём в руки и используем массу химических веществ! Это мыло, зубная паста, шампуни, моющие и чистящие средства для посуды, бытовой техники, белья, обуви и так далее … Но не понимаем и не интересуемся , что входит в их состав? Из чего они состоят? Как это влияет на нашу жизнь и здоровье?
Из опроса родителей учащихся начальной школы мы узнали, что самые популярные моющие средства, которые используются в быту, это: «Tide», «Comet», «АСЕ», «МиФ», «Пемо люкс».
Влияние на окружающую среду | Население |
После стирки, а стирают люди каждый день, с грязной водой триполифосфат непосредственно попадает в реки и озера. Количество триполифосфата накапливается, а потом начинает действовать как удобрение. Плюс если неграмотно внесены минеральные удобрения для почвы на дачных участках, такая «подкормка» воды вызывает бурное «цветение», а затем неизбежное «старение» водоема. В местах особенного скопления опасного вещества на поверхности воды наблюдается «урожай» сине-зеленых водорослей, которые обладают способностью размножаться с чудовищной, почти взрывной силой: один грамм триполифосфата натрия стимулирует образование 5-10 кг водорослей! | Подсчитаем: население в Нижневартовске 245000 человек. Из скромного расчета 5 кг стирального порошка на человека получается, что в год сбрасывается в воду около 1225000 кг триполифосфата, на котором как на дрожжах, могли бы вырасти до одного триллиона тонн водорослей! И спасает нас пока от экологической катастрофы только недостаточное для роста и развития водорослей количество света и тепла в осенне-зимне-весенний период. Но, несмотря на холодную воду, процесс идет, фосфаты накапливаются, водоросли растут. Такой процесс можно наблюдать в дачных посёлках и огородных сообществах, так как там нет центральной канализационной линии, которая могла бы использованную воду уводить на очистные сооружения. |
Вывод: Наше исследование показало, что есть возможность использовать природное богатство экономно и относиться к природе бережно. Нами была проведена акция «Берегиня»: прошли агитационные беседы в школе и детском саду, распространены буклеты по теме: «Как появилась капелька?», проведена встреча - дискуссия с начальником ЖЭУ по проблеме экономии воды жителями микрорайона и состояния труб у жителей домов. Из беседы мы узнали, что центральные водопроводные трубы в микрорайоне нашей школы и жилых домах заменены все в 2005 году. Жителями нашего микрорайона №6 установлены водосчётчики, что составляет 74,7%. Ведётся работа по систематической оплате за воду.
Слайд 6 - 7. В конце учебного года нашими отрядами в школе была проведена акция «Чистюля», к которой с большим интересом и желанием присоединилось наши первоклашки.
Слайд 8. Мастерская «Я, вода и окружающая среда»
В декабре 2010 учебного года мы, ребята команд «Капелька» и «Н2О», приняли участие в мастерской по изучению состояния воды на земле. Наши команды впервые работали с микроскопом. Мы рассматривали воду на экране ноутбука и убедились в том, что вода является прекрасным растворителем, она не имеет цвета и запаха.
Еще раз вспомнили свойства воды без помощи взрослых. Обсудили, какие нам знакомы моря, океаны и реки. Провели анализ соотношения количества воды по отношению к суше. Вспомнили правила поведения на воде в осенне-зимний период и решили выпустить памятки для наших одноклассников и учащихся начальной школы «Меры безопасности на водоёмах в осенне-зимний период». Помогли нам наши родители и руководители.
Чтобы ребята экономили воду в школе, возле каждого школьного фонтанчика повесили таблички питьевого режима.
После работы в мастерской мы организовали выставку рисунков в начальной школе. Очень много ребят откликнулось на наше предложение. Нашими помощниками были классные руководители.
Слайд 9. «Сбереги»
Среди учащихся начальной школы мы провели агитационную акцию «Поел – сам, помоги – птицам» и установили сделанные руками детей и их родителями кормушки вокруг озера в доступных местах для жителей города. Проведенная нами работа требовала и от нас ответственности: приходить к Комсомольскому озеру в течение всей зимы и кормить пернатых.
Слайд 10. Проинформируй! На протяжении всего учебного года мы создавали памятки для классов, листовки, информационный буклет и мини-газета с целью агитации по экономному и бережному использованию воды.
Вывод:
В завершении проделанной работы нам патрулям «Капелька» и «Н2О» хочется подвести итоги. Те цели, которые мы ставили в начале работы, наши патрули их достигли. Мы привлекли внимание учащихся начальных классов к вопросам использования водных ресурсов с воем городе, дома и школе. Провели в домашних условиях опыты по сбережению воды и дали рекомендации учащимся начальной школы, для проведения классных часов на тему «Как сберечь воду в домашних условиях». Рассказали в классах о водных патрулях и их интересной и важной работе для нашей планеты.
Задачи, которые мы ставили вместе с нашими руководителями, мы решили в полном объеме.
- разработали пакет методических материалов по использованию и сохранению водных ресурсов в своем городе, школе, классе, дома;
- провели собственную исследовательскую работу по изучению водных ресурсов в своем городе и узнали, откуда вода поступает к нам в дом;
- познакомились с работой городского водоканала;
- провели практическую работу по экономии и бережному использованию воды в быту и предложили свои идеи по водосбережению;
- сделали вклад каждого ученика из наших патрулей в сохранение водных ресурсов своего города и способствовали созданию экологических патрулей в 1 «Д» и 2 «Г» классах;
- рассказали о своем проекте на школьной научно – практической конференции «ЭВРИКА» и городском конкурсе социальных проектов « Я – гражданин».
Вода – это вещество, которое не знает границ! Она частичка каждого из нас, мы являемся одним из звеньев в круговороте воды в природе, и каждый из нас в ответе за сохранение водных ресурсов. Мы можем объединить свои усилия и многое сделать для их сохранения. Очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Начните с себя!
Источник информации:
- www.voda-inform.ru «Всё о воде»
- gorvod.ru/tenders/ Официальный сайт — МУП Горводоканал, г. Нижневартовск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Сохраним воду на планете"
Презентация выполнена ученицей 4 "Б" класса Серяцкой Ксенией...
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
Сценарий проведения занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ»
Сценарий занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ» ...
Экологический урок "Спасти и сохранить природу"
На территории нашего округа добывается больше всего нефти в России и в связи с чем, наша хрупкая се...
Классный час "Животные Арктики"( участие в акции "Спасти и сохранить")
Презентация для классного часа....
Проект по окружающему миру "Спасти и сохранить!"
Суть данного проекта в том, что детям предлагалась картинка с изображением какой-либо экологической проблемы, а их задачей было определить, что это за проблема, подобрать или придумать небольшое эколо...
Рамки и границы
Консультация для родителей...