"Где живут белые медведи"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Ковлягина Наталья Ивановна

Разработка урока по окружающему миру

Тема: Где живут белые медведи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sever.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  ШАТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

Разработка урока

по окружающему миру

Тема: Где живут белые медведи

Выполнила:

учитель начальных классов

Ковлягина Наталья Ивановна

Шатки, 2009 -2010 учебный год

МОУ  ШАТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

                                                     РАЗРАБОТКА УРОКА

ПРЕДМЕТ:   Окружающий мир

КЛАСС:         1й (1-4)

ТЕМА:           Где живут белые медведи?

   

ПРОГРАММА: «Концепции и программы для начальных классов «Школа         России в 2х частях» под редакцией  А.А. Плешакова.

М., «Просвещение» 2007 г.

РАЗДЕЛ: Где и когда?

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:  18 марта 2010 г.

ВЫПОЛНИЛА: учитель начальных классов Ковлягина Наталья Ивановна

        

Цель: формировать у учеников представление о разнообразии природы  

            Земли.    

                   

Задачи:

  • познакомить детей с холодными районами Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида).
  • показать связь между природными условиями и животным миром северного и южного полюсов.
  • учить элементарным приемам работы с картой полушарий и глобусом.
  • развивать умение анализировать, сравнивать изучаемые холодные районы Земли.
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
  • воспитывать уважение и бережное отношение к животному миру Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
  • воспитывать устойчивый интерес к предмету «окружающий мир».

 

Оборудование:

  • глобусы (6 штук)
  • карта полушарий
  • карточки с заданиями для групповой работы
  • красная книга
  • выставка книг
  • костюмы белого и бурого медведей
  • звукозапись песни «Где – то на белом свете»
  • карточки рефлексии
  • компьютер.

Планируемые результаты:

  • дети должны усвоить, что на Земле есть очень холодные районы (Северный Ледовитый океан, Антарктида).
  • научиться находить их на карте и глобусе, и приводить примеры животных этих районов.

Самоанализ урока по окружающему миру

Урок проведен в соответствии с календарно – тематическим планом. Это урок изучения нового материала. Тема урока «Где живут белые медведи» из раздела «Где и когда». Учащиеся к этому времени изучили такие большие разделы как «Что и кто?», «Как, откуда и куда?» почти закончили изучать раздел «Где и когда?».

Цель урока:   Формировать у учащихся представления о разнообразии  природы земли.

Задачи:          Обучающие: познакомить с холодными районами земли; показать связь между природными условиями и животным миром северного и южного полюсов;

                          - учить приемам работы с картой и глобусом.

Развивающие: - развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать фонематический слух, внимание, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к предмету «Окружающий мир»; воспитывать любовь к родной природе, животному миру холодных районов земли.

По структуре урок – изучения нового материала осуществляется связь с уроками чтения.

Оргмомент – настрой детей на урок в форме стихотворения.

Следующий этап – подготовка к восприятию нового материала осуществлялась через инсценирование;

Разговор учителя «Муравьишки»; «Встреча белого и бурого медведя». Это создавало остановку загадочности и таинственности, что способствовало лучшему запоминанию и усвоению изучаемого материала.

От заданий учебника учащиеся смогли перейти к практической работе по карточкам, с последующей проверкой; работе с картой полушарий и глобусом.

Тему нового материала ученики сами назвали через выполнение разных заданий.

На уроке применялись наглядные, практические, поисковые методы. Использовалась фронтальная и индивидуальная работа.

На данном этапе выполнялись развивающие задачи – развитие фонематического слуха, внимания, мыслительной деятельности.

Следующим этапом было закрепление нового материала. Здесь использовалась коллективная, фронтальная, дифференцированная работа.

Применялся наглядный, словесный,  практический метод. Были реализованы воспитательные задачи – воспитание любви к животным, природе, бережного отношения к ним.

Во время подведения итогов было выявлено насколько было трудно, интересно и понятно на уроке. Была дана учителем словесная оценка работы на уроке, в конце урока учащиеся сами оценили полученные ими знания через рефлексию.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата. Каждый последующий этап урока был тесно связан с предыдущим, продолжая его. Осуществлялась связь с музыкой, чтением, работой с дополнительной литературой.

Учащиеся научились работать с картой и глобусом, находить Северный Ледовитый океан и Антарктиду на карте и глобусе, различать животный мир Северного и Южного полюсов, работать с учебником и дополнительной литературой.

Таким образом, считаю, что урок представлял собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке были достигнуты. Дети на уроке были активны.

Главным условием развивающего обучения является познавательный интерес. На уроке были созданы все условия для его поддержания: разнообразие видов деятельности, использование индивидуальных форм работы, компьютерных технологий, здоровье – сберегающих технологий, доброжелательная обстановка это способствовало достижению цели урока.

         

  1. Оргмомент.

                               Прозвенел и смолк звонок,

                               Начинаем наш урок.

                               Мы за парты тихо сели

                               И работать захотели.

  1. Подготовка  к восприятию новой темы.

 

а) Разговор Муравьишки и учителя.

            Учитель:  - Добрый день Муравьишка!

                             - Чем это ты занят?

            Муравьишка   - Вчера я рассматривал альбом с фотографиями, сделанными в   зоопарке, на одной фотографии был белый медведь в бассейне.

Вот я и задумался, где живут белые медведи? Где их родители?

Учитель: - Хороший вопрос.

                              - Постараемся помочь тебе, правда ребята?

б) Сценка «  Встреча белого и бурого медведей».

Автор:  Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю.

                           В это время белый медведь пошел по льду на юг, к земле.

                           У самого берега они встретились. У белого медведя шерсть  стала дыбом. Он сказал:

 Б.медведь: - Ты что это, бурый по моей земле ходишь?

              Бур. медведь: - Когда она у тебя была, земля – то?                                      

                              Твое место в море!

                              Твоя земля – льдина!

Автор:  - Они схватились, и началась борьба. Но не одолели один    другого. Первым заговорил бурый.

Бур.медведь: - Ты белый, оказывается сильнее. Но я ловчее и увертливее. Поэтому  никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Автор: - Белый медведь сказал:

Бел.медведь: - Верно. Мы с тобой братья, и делить нам не чего.

Бур.медведь: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Бел.медведь: - А мне не чего делать в твоих лесах.

Автор: - С тех пор, хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море и никто друг другу не мешает.

Учитель: - Ну, что Муравьишка, понял, где живут белые медведи?

Муравьишка:- Да, их земля – льдина.

   

  1. Сообщение темы урока. Работа  по новой теме.

                      -Сегодня ребята, мы отправимся в путешествие, чтобы точно  узнать, где живут белые медведи? (слайд №1)

                     - Но к путешествию надо подготовиться, прежде всего нужно изучить маршрут.

           а) Работа по учебнику (стр. 72)

- Откройте учебники стр.72 и прочитайте 3 первых предложения.

- Как называются холодные районы Земли? (Северн. ледовитый океан)

- Чем покрыта большая часть Сев.ледовит.океана?(снегом, льдом)

- Какой полюс тут расположен? (Северный полюс)

          б)  Практическая работа с картой и глобусом.

               - Посмотрите ребята, где находится Северный Ледовитый океан на  карте полушарий? (ставлю красный флажок)

- А теперь вы найдите это место на глобусе.

- Каким цветом он изображен? (белым, синим)

- Почему? (много снега)

          в) Работа по учебнику стр.73.

- Прочитайте следующие 2 предложения.

- А где еще есть холодные места? (Антарктида)

-Как называется этот полюс? (Южный)

- Посмотрите на карте (ставлю флажок) а теперь найдите на глобусе.

  1. Первичное закрепление.

а) работа в парах

- Выберем снаряжение и одежду для путешествия (карточки на партах) слайд№2

- Вот теперь мы готовы.

- Муравьишка, е забудь позвать Мудрую черепаху в путешествие.

              (Отрывают лепесток от цветика-семицветика)

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

               Вели оказаться там, где живут белые медведи!

             Муравьишка: - Ой, как здесь холодно! И никого не видно! Значит      здесь не ступала нога человека.

            Учитель:   - А вот и неправда! Мудрая черепаха, посмотри-ка в

                                своем блокноте?

            Мудрая черепаха: (зачитывает) Первым достиг северный полюс американец Роберт Пири 1909г. (слайд 3)

  1. Работа над новым материалом
  • Северный Ледовитый океан почти полностью покрыт льдом, но все же там обитают некоторые животные.
  • Посмотрите на стр.72
  • Назовите животных, обитаемых на Северном полюсе.

Морж (слайд 4) – огромное животное до 2х метров длиной и весом в 2 тонны.  Огромные клыки растут из верхних челюстей и выступают изо рта. Ласты помогают плавать в воде.

Тюлень (слайд 5) – существует 19 видов. Это добродушные животные, любят греться на солнышке, неуклюжие на льдине, но ловкие и хорошие пловцы.

Полярные совы (слайд 6) – зимой белые, а с приходом теплого времени перышки серые.

Поморник (слайд 7) – хищная птица, готовая напасть на всё живое, даже на человека.

Слайд про рыб 8 – Пока мы знакомились с обитателями Северного полюса Мудрая Черепаха заполнила анкету на одного из животных:

                                 Среди снегов и льда не голодает,

                                  за рыбой в холодную воду ныряет

                                  густая белая шерсть спасает

                                  от морозов согревает

                                                             

                                                                       (Белый медведь слайд 9)

Анкета

Имя, фамилия:     Белый медведь

Ваш рост и вес:    Мой рост 2,5 метра, вешу 800 кг.

Профессия:           я грозный охотник, убиваю свою добычу сильным ударом      лапы, а остатки зарываю под снег.

Адрес:                  Живу в Арктике на Северном полюсе. Живу там где лежит снег.

Внешний вид:          Я весь белый, только глаза и нос черные.

Военная хитрость:   Когда подкрадываюсь, закрываю нос лапой, чтобы не          было меня видно.

Занятие спортом:     Отлично плаваю, могу проплыть 10 км.

Одежда:                    Густая белая шерсть не намокает в воде, а толстый слой жира защищает от холода.

Распорядок дня:        Я никогда не впадаю в спячку, в отличие от своего собрата бурого медведя.

Семья:                        У моей подруги медведице рождаются 2-3 медвежонка, весом меньше 1 кг. длиной 25 см.

 

Враги:                        Серьезных врагов у меня нет, кроме человека. Они охотятся на меня из-за теплого меха. Белых медведей осталось мало, и они занесены в Красную книгу, находятся под охраной государства,

       Физ-ка (музыкальная) 

        из к/ф «Кавказкая пленница» песня «Где-то на белом свете»

  1. Новый материал – Южный полюс.

      а) -  Мы продолжаем наше путешествие. Теперь отправляемся к Южному   полюсу. Он находится на противоположном конце Земного шара.

         (отрывают лепесток , говорят Лети, лети ……вели оказаться на Южном полюсе)

          - Вокруг Антарктида. В океане плавают огромные ледяные обломки – айсберги. Их еще называют ледяными горами. Айсберги очень большие, особенно их подводная часть – в 7 раз больше надводной.

      б)  Рассмотрим обитателей этого района по учебнику стр.73

Морской леопард – хищник, любитель полакомиться рыбкой и детенышами тюленей и пингвинов. (слайд №10)

-Над океанскими просторами парит в воздухе красивая птица – альбатрос.

(слайд №11) Размах крыльев которой достигает 3,5 метра, питается рыбой.

-На Южном полюсе (слайд №12) живет веселый народец – пингвины. Существует более 20 видов пингвинов.

- Маленькие и смешные - адели, золотоволосые ростом в 45 см. юркие, быстрые под водой, похожие на маленьких человечков.

- Важные императорские – ростом 80 см. а самые крупные 160 см. весом 45- 60 кг. Красивые в черных фраках, белых маячках. Неуклюжие на вид, зато в воде развивают скорость до 40 км/час.

   Пингвины птицы, а не летают, крылья нужны, чтобы грести под водой, а  маленькие лапки и короткий хвост – руль.

   Яйца высиживает самец. ( слайд №13 )

Открыли Антарктиду русские море плаватели – Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев 16 января 1820 года.

 

Возвращаемся в класс, открываем лепесток.

  1. Закрепление нового материала.

Чем похожи районы, в которых мы побывали?

Проверим, как вы запомнили обитателей Северного и Южного полюсов.

Задания по группам:

   

     1 и 2 группы – поселите обитателей животного мира в свой полюс.

   

     3 и 4 группы – выполнить аппликацию белого медведя.

 

     5 и 6 группы – выполнить аппликацию бурого медведя.

Вопрос Мудрой черепахи – «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?»

(нет, т.к. живут на разных полюсах)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Нужны ли Вам будут эти знания? Зачем? Найдете Северный и Южный полюса на карте и глобусе?

- Кому было интересно, и он много узнал нового и запомнил – прикрепите  медвежонка на вершину горы!

- Кому трудно и не понятно – к подножию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие "Где живут белые медведи?"

Урок в увлекательной форме дает представление о растительном и животном мире Арктики и Антарктиды....

Где живут белые медведи

В презентации рассказывается о хозяине арктических пустынь - белом медведе, растительном и животном мире этого района, знакомит с животными, занесёнными в Красную книгу.http://www.uchportal.ru/load/47...

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны"

Урок окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" УМК "Школа России".Учащиеся с помощью цветика-семицветика совершат путешествие на Северный и Южный полюса, побывают на Экваторе для т...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

"Где живут белые медведи?"

.  Технология проблемно-диалогического урока (автор Е.Л.Мельникова)...

"Где живут белые медведи и где живут пингвины?"

Интегрированный урок окружающий мир + труд в первом классе....