Открытый урок: "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Ковлягина Наталья Ивановна

Открытый урок по окружающему миру: "В царстве грибов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

                              МОУ Шатковская СОШ №1

       Открытый урок

 по окружающему миру

                   Тема:

      «В царстве грибов»

                                                               Подготовила и провела:

                                            Учитель начальной школы: Ковлягина Н.И.

                                                    р.п. Шатки

Цель:

         Формирование  у учащихся представления о грибах,

         как особом царстве живой природы.

 Задачи:

  • Познакомить со строением гриба; учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов.
  • Расширить кругозор учащихся
  • Учить правильно относиться к своему здоровью
  • Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся, речь, воображение
  • Развивать речь учащихся, познавательный интерес к предмету.

 Тип урока: Изучение нового материала

 Вид урока: Урок-исследование

 Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

 Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 Оборудование:

Муляжи грибов, карточки с заданием, карточки-тесты, выставка книг «Интересное в природе», мультимедийная презентация, образцы продуктов питания, сообщения детей о грибах.

1. Орг.момент

-  За окном зима! Холодно.

-  А какое время года  вам хотелось бы вернуть?

-  Сегодня на урок к нам вернется лето.

2. Вступление (вхождение)  в тему.

- Послушайте внимательно и доскажите слово.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золото,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг … (природа)  1 слайд

- Правильно. Скажите, на какие  две группы длится природа?

                                 (живую и неживую)

- Как отличить живую природу от неживой?

(Живые существа питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают)

- Какие царства живой природы мы уже изучили?

                          (царство животных и растений)    2 слайд

- Тема нашего урока «В царстве грибов»     3 слайд

3. Актуализация знаний.

- А зачем нужны грибы?

(украшают природу, чтобы есть)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ по данной теме?

(-Почему грибы особое царство, ведь они тоже растут из земли?

-Сколько их на свете?

- Кто изучает грибы?

- Как правильно собирать грибы?

- Почему некоторые люди называют сбор грибов «тихой охотой»?                                                                                                  

  Постараемся все вместе найти ответы на ваши вопросы.

- Всё, что новое узнаем на уроке будем складывать в нашу корзину.

4. Работа по теме.

1) Наука о грибах.

Существует целая наука о грибах, называется  «Микология»   4 слайд

«Микос» - гриб, «логос» - наука

- Как переводится «микология» с  латыни? (наука о грибах)

2) Где встречаются грибы?

- В настоящее время известно около 100 видов грибов. Их можно встретить в самых разных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугах и в горах, на мусорных кучах и даже дома.

Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в Японии, в 1988г был найден гриб неимоверных размеров. Он не помещался  ни в один кузовок. Для доставки потребовался грузовик. Когда взвесили, удивились еще больше, он потянул на 168 кг.

Грибы, которые растут в  лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Они достаточно питательны. В них есть жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Их часто называют лесным мясом.

- Ребята, а вы грибы хорошо знаете?

- И все-таки гриб – это живая природа? (Да, появляются, растут, умирают)

- Почему же не растения? (нет стеблей, веток, листьев, глаз как у животных,    

  нет крыльев, лапок, усиков)

-Ученые-микологи в 19 в. Выделили грибы в отдельное царство.                      5 слайд

3) Строение гриба (исследовательская работа в группах)

- Давайте рассмотрим строение грибов.

- Что есть у гриба?(шляпка, ножка…)

-Где растет? (на поверхности земли)

Шляпка, ножка-это плодовое тело.

Верхний слой почвы пронизан белыми нитями, идущими от нижней части плодового тела, это … (грибница-мицелий)                                                                           6 слайд

А еще у гриба есть споры – семена грибов                                                            7 слайд

Они очень мелкие и увидеть их можно только под микроскопом.

- Все грибы, которые вы перечисляли, называются ШЛЯПОЧНЫЕ.

- Переверните грибок, рассмотрите нижнюю часть шляпки (гладкая, дырочки, пластинки)                                 ПЛАСТИНЧАТЫЕ

- Трубочки, грибы называются ТРУБЧАТЫЕ.                                                      8 слайд

- Разделите их на две группы, какие еще можете добавить?

Все пластинчатые и трубчатые грибы делятся на съедобные и несъедобные.  9 слайд

- Какие грибы мы называем съедобными? ( их можно есть, употреблять в пищу)

- К какой группе относятся грибы, лежащие на столе? (съедобные)

- Какие знаете несъедобные грибы? Можно ли их употреблять в пищу? (нет, в них яд)

4) Места произрастания грибов.

- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему грибы имеют такие названия?

(Растут у определенных деревьев, имеют определенную форму (волнушки, сморчки), цвет (рыжики), внешний вид (маслята)          9 слайд (по очереди)

 Многие грибы в лесу связаны с деревьями. Нижние грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли, взамен получают питательные вещества, которые рас-ся производят на свету. Так грибы помогают друг другу.

Маслята - любят хвойные молодые леса

Рыжики – селятся в сосновых и еловых лесах

Опята - растут на пнях и деревьях

Белый гриб - растет в березовых, сосновых и дубовых лесах

Грузди – в березняках и ельниках

Сыроежки - повсюду

5. Физкультминутка. Игра «Грибы и деревья»

 (под музыку, дети – грибы, находят место под деревьями).

6. Различие грибов

- Как различить съедобный гриб от несъедобного?

Самый ядовитый  гриб – бледная поганка. В ней содержится самый сильный яд,

даже маленький кусочек гриба заменяет укус змеи.

Узнать её нетрудно (если взрослое) цвет шляпки белый, бледно-зеленый. Тонкая ножка будто вылезает из широкого кувшинчика, на ножке есть кольцо.  10 слайд

Меры, при отравлении грибами (выступление мед.сестры)

  • - Вызвать скорую помощь 03
  • -До прибытия врачей, больному нужно давать маленькими глотками соленую

  воду в большом количестве, чтобы вызвать рвоту

  • -Дать холодный крепкий чай
  • -Уложить в постель на живот, положить в ноги грелку
  • -Остатки грибов отправить в лабораторию
  • -И вообще!(грозит) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется
  • -Собирайте только знакомые грибы.

 Грибы-двойники.                     11 слайд

Белый гриб ------------------сатанинский гриб

(разрез белый)                      (розовый)

Опята -------------------------ложные опята

(на шляпке точки, юбочка)  

Сыроежки -------------------бледные поганки

Белый груздь----------------гриб скрипач

  Плесневые грибы (исследование).

- Рассмотрите продукты на 1 тарелке. Можно их есть?

- Рассмотрите продукты на 2 тарелке. Можно их есть? Нет!

- Что видите? ПЛЕСЕНЬ

 Плесневые грибы очень малы.             12 слайд

Гриб –МУКОР образует плесень на хлебе, овощах, фруктах, сыре…

- Почему это происходит? (от неправильного хранения продуктов)

Есть еще один  плесневый гриб.

Гриб- ПЕНИЦИЛЛИН. Его разводят специально, чтобы получить из него лекарство, которое применяют при различных заболеваниях.

ДРОЖЖИ – микроскопические грибы. Они живут в жидкости богатой сахаром.

Есть МОЛОЧНЫЕ дрожжи, их добавляют в молочные продукты (изготовление сыров, йогуртов, кефира…)

  Грибы – паразиты.

-Почему их так называют? (что-то плохое делают)

Наносят большой вред  сельскому хозяйству, садам, деревьям, разрушая древесину.    13 слайд

Гриб – ТРУТОВИК (самый большой гриб обнаружен в США – 136 кг)

Гриб – СПОРЫНЬЯ  (поражает злаковые культуры, превращая здоровые зерна в черные, ядовитые рожки, вызывает сильное отравление)

Существуют паразитические грибы, опасные и для человека.

Например, они способны вызывать грибковые заболевания кожи. Чтобы уберечься от такой напасти, следует соблюдать простое правило гигиены — например,                                                при посещении бассейнов и бань надо надевать на ноги резиновые тапочки.

Грибы из красной книги. Просмотр фильма «Рост грибов» 14 слайд

Они украшают природу .

7. Проверка домашнего задания.

1) Дома было задание найти пословицы, поговорки, приметы о грибах. Проверим.

  • Кто раньше встает, тот и грибы себе соберет.
  • Много мошек, готовь лукошек.
  • Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
  • Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.

Примета:

  • На зорьке росистой –гриб крепкий, душистый,

А в знойный день – как гнилой пень!

8. Работа по теме. Продолжение.                     15 слайд

   Решение экологических задач (работа в группах)

1) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред нанес грибник природе?

2) Два друга отправились за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка встречались старые грибы, да мухоморы. Вова сбивал их палкой.

- Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. Ведь они нужны лесу, животным!

-Они несъедобные, поганки.

 Кто из мальчиков прав?

3) Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Потом на полянке встретились. У Кости – целая корзина белых грибов,                      а у  Миши – целая корзина мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов?

- Я их сорвал, чтобы другие не отравились.

Правильно ли поступил Миша?

4) 

Если вы сорвали гнилой гриб, его нужно раскрашивать и выкинуть, споры вылетят и прорастут и появятся новые грибы.

Вот теперь объясните народную поговорку:

« Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»

Правила грибника       16 слайд

  • 1.Собирай только те грибы, которые хорошо известны.
  • 2. Никогда не пробуй гриб на вкус.
  • 3. Не собирай грибы у дорог и предприятий.
  • 4.Не собирай старые, перезрелые грибы.
  • 5. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
  • 6. Ядовитые грибы опасны для человека, но полезны для животных.
  • 7. При отравлении обращайся в больницу.

9. Проверка домашнего задания           17 слайд

2) Рубрика «Знаете ли вы?»  (Сообщение детей о грибах)

  1. Гриб-ЧАГА
  2. ЧАЙНЫЙ гриб

1-й ученик. Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях.

2-й ученик. Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.

- Молодцы, ребята! Познавательные  сведения подготовили.

- Ну, а  теперь проверим, что вы запомнили на уроке (через тест)      18 слайд

 + верный ответ      - неверный ответ

  1. Грибы – это растения?
  2. Ложные опята, бледная поганка – это несъедобные грибы?
  3. Рыжик, лисичка – съедобные грибы?
  4. Животные едят несъедобные грибы?
  5. Может ли гриб дерево съесть?
  6. Самый ядовитый гриб – мухомор?
  7. За грибами следует отправляться днём?
  8. Грибы надо собирать у дорог?
  9. Надо ли губить незнакомые грибы в природе?
  10. Есть ли у грибов двойники?

Ответы: 1–  2+ 3+ 4+ 5+ 6- 7- 8- 9- 10+

10. Рефлексия.

- Кому было интересно?

- Кто узнал что-то новое?

-Полезен ли для вас был урок?

Оценки за работу на уроке.

Гриб –боровик меняет новые знания на настоящие съедобные грибы

                            (обмен корзинками).

11. Домашнее задание

Познакомиться с материалом учебника на стр.

 

1группа – провести исследовательскую работу: вырастить плесневые грибы, описать исследование.

2 группа – составить кроссворд по теме: Грибы.

3 группа – подобрать загадки о грибах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "В царстве грибов"

презентация к уроку "В царстве грибов" помогает детям изучить новую тему....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Урок В царстве грибов окружающий мир 3 класс

Урок "В царстве грибов" по окружающему миру в 3 классе по программе А.Плешакова УМК "Школа России"...

Презентация к уроку "В царстве грибов" Щелканова Е.В.

Презентация к уроку "В царстве грибов" по окружающему миру в 3 классе по программе А.Плешакова УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: В царстве грибов

Урок окружающего мира в 3 классеТема урока: В царстве грибов...