КТП по окружающему миру 3 класс по системе Занкова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Волкова Мария Альбертовна

КТП по окружающему миру 3 класс система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_3_klass.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.

Наименование раздела, тем

Формирование предметных умений

Формирование УУД

Характеристика деятельности учащихся

Задания

для домашней

работы

Диагностика и образовательные результаты

1

Природные условия Земли

(11 часов)

Л – интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

–  ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

–  предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев;

–  учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

–  принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

–  понимания чувств одноклассников, учителей;

–  представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Р – принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

–  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

–  вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

–  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

–  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

П – осуществлять запись указанной учителем

информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

–  осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах,

рекомендуемых учителем;

–  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

–  обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

К– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под

руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

–  строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

–  договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);

–  адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

1(1)

Приглашение к путешествию.

Ориентироваться в учебнике:

– различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление);

– делать предположение по обложке и текстовой информации на ней

о содержании предстоящей в учебном году работы;

– понимать систему знаков, условных обозначений.

Характеристика структуры

книги (учебника). Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом.

Работа с понятиями: стороны

света, времена года, дни недели, год.

а) № 3, 4 с. 4

(на усмотрение учителя);

б) № 7

2(2)

Карты. Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации

об окружающем мире с помощью условных знаков. Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе.

Знать основные и промежуточные

географические направления.

Определение основных и промежуточных географических направлений.

Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты.

а) № 2 с. 7;

б) № 3–5.

Проводить

наблюдения

за погодой

Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты.

3 (3)

Что такое

погода. Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды.

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды. Осуществлять запись информации об окружающем мире.

Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной

литературе. Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. Выделять характерные признаки

сезонов года на примере родного

края.

Описание погодных явлений

исходя из своих наблюдений.

Рассуждение о взаимосвязях

погодных условий и живой

природы. Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере.

а) № 1 с. 9;

б) № 10, 11.

Подобрать

в дополнительной

литературе

народные

приметы

погоды

Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды.

4(4)

Народные

приметы

погоды.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации. Составлять устную характеристику погоды.

Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из сообщения.

Определение признаков хорошей и плохой погоды.

Установление связи между

изменениями в живой природе и погодными условиями.

Выдвижение предположений

на основе наблюдений.

Представление результатов

своей творческой работы.

а) № 1 с. 13;

б) № 14.

Оформить

альбом

«Народные

приметы

погоды»

5(5)

Климат.

Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной

литературе. Сравнивать явления и понятия

(климат и погода).

Понимать структуру построения

рассуждений об объектах.

Различение характерных

признаков сезонов года.

Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов.

Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике.

а) № 4 с. 14;

б) № 16

6(6)

Представление о климатических поясах.

Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из текста.

Устанавливать причинно-следственные связи между климатом

и количеством тепла и влаги. Использовать различные источники информации (текст, графика, модели) для построения суждения.

Высказывать свою точку зрения. Коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку. Понимать причины разнообразия

климатических поясов на Земле.

Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на

разнообразие климатических

поясов. Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста.

Работа с графической информацией. Определение по графику типа климатического пояса.

а) № 1, 2, 3

с. 18;

б) № 17

7(7)

Почва. Состав почвы. Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования.

Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений.

б) № 18.

Подготовить

творческую

работу

«Меры по

сохранению

плодородия

почвы»

Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы.

8(8)

Образование почв.

Плодородие.

Составлять небольшое сообщение  в устной форме. Выделять главное в тексте.

Устанавливать взаимосвязи между

живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы.

Представлять последовательность

круговорота веществ в природе.

Ответы на вопросы учителя

с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте.

Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми

организмами, взаимосвязи в

живой природе между растениями и животными.

Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике.

Сравнение различных типов

почв с использованием текста

и рисунков в учебнике.

№ 20, 21.

Подготовить

творческую

работу

«Меры по

сохранению

плодородия

почвы»

9(9)

Защита

почв. Практическая работа «Как

образуются овраги».

Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких

выводов. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. Представлять свою работу одноклассникам.

Высказывать свою точку зрения.

Представление творческих

работ «Меры по сохранению

плодородия почвы».

Обсуждение творческих работ.

Формулирование общего вывода.

а) № 1, 2

с. 24;

б) № 24, 26

Практическая работа «Как

образуются овраги».

10

(10)

Природные

зоны суши

Земли.

Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты).

Осуществлять синтез как составление целого из частей. Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой. Проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края.

Выделение существенных

признаков природных зон на

основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон.

Установление цепочки связей в природе: что является

причиной, что следствием.

Определение взаимосвязи

между почвой, климатом и

растительным и животным

миром. Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам.

Выявление последствий изменения климата для определенной местности.

Сравнение природных зон

с природой родного края.

а) № 1, 2

с. 26;

б) № 29, 30

11

(11)

Природные

зоны. Практическая работа: чтение

условных обозначений карт

природных зон и климатических поясов.

Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту

и карту природных зон.

Объяснять закономерности Земли

в неравномерном распределении

тепла и влаги и широтной смены

природных зон.

Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли.

Работа с контурной картой

природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).

Сравнение карт природных

зон и климатических поясов

с использованием таблицы.

 № 27

Практическая работа: чтение

условных обозначений карт

природных зон и климатических поясов.

2

Человек в далеком прошлом

(10 часов)

Л – понимание причин успеха в учебе;

– интерес к познанию окружающего мира;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности

на основе предложенных критериев;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– понимание чувств одноклассников и учителей;

– представление о своей этнической принадлежности;

 – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

–  ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

–  учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

–  принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

–  представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с

окружающим миром.

Р – принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

–  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

–  вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок;

–  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

–  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным

материалом.

П – осуществлять запись указанной учителем

информации об окружающем мире;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

– подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

–  выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

–  осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах,

рекомендуемых учителем;

–  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

–  обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

–  понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

К– выбирать адекватные речевые средства  в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– строить понятные для партнера высказывания.

12 (1)

Где

зародилось

человечество.

Получать информацию при чтении карты.

Определять географическое положение материка.

Анализировать различные источники информации (текст, рисунок, графика).

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической

карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения

в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов.

Нанесение географических

объектов на контурную карту.

а) № 1 с. 30;

б) № 31.

Приготовить

сообщение

о животных

и растениях

Африки

13 (2)

Климат

и природные зоны

Африки.

Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.

Строить сообщения по плану. Воспринимать смысл познавательных текстов.

Работа с климатической картой, картой природных зон.

Определение по карте границ

климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов

с природными зонами.

Составление на основе текста

описания природной зоны по плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий.

а) № 1 с. 36;

№ 1 с. 37

14 (3)

Климат

и природные зоны

Африки.

Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки. Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в учебнике и дополнительных источниках информации.

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.

Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя.

а) № 3 с. 40;

б) № 32, 35

15 (4)

Родина человечества

Как

появился

человек.

Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной

местности. Обобщать имеющиеся знания.

Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). Иметь представление о теориях появления человека на Земле.

Выдвижение предположения

о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах.

Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки.

Знакомство с различными теориями появления человека

на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий между человеком и животными.

б) № 36.

Найти и прочитать

дополнительную

художественную,

познавательную

литературу о жизни

древних

людей

16 (5)

Жизнь

древних

людей.

Понимать развитие социальной природы человека. Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало

земледелия.

Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего

человека. Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека.

Беседа о расселении и жизни

древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени.

Определение значения для

человека событий: обретение

огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека

на примере своего региона.

б) № 1, 2

с. 49;

б) № 39.

Подготовить

сообщение

о древних

государствах (выборочно)

17 (6)

Самые

древние государства.

Иметь представление о государстве, его функциях.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями

его жизни и быта в разные эпохи.

Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени.

Соотнесение исторической

карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах.

Моделирование ситуации

(современная жизнь без какого-либо изобретения).

Обсуждение роли природных

условий в появлении традиций древнего государства.

Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и

Спарта) на основе текста

учебника.

а) № 1, 2

с. 64;

б) № 40

18 (7)

Лента

времени.

Материки и

части света. Практическая работа с лентой времени.

Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды.

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени. Различать материки и части света.

Определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими

цифрами.

Нахождение  на карте материков и частей света.

а) № 1, 2

с. 67;

б) № 43

Практическая работа с лентой времени.

19 (8)

Расширение

знаний

о мире.

Извлекать и анализировать информацию из различных источников

(историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника). Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А. Македонского)

Отслеживание по тексту и

карте в учебнике маршрутов

великих путешественников

(Питей, А. Македонский).

Обсуждение значений и целей походов А. Македонского

и других путешественников

для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой.

Моделирование ситуации современного путешествия по

маршруту путешественников

того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств

они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь).

№ 1, 2

с. 74

20 (9)

Первые

шаги

в изучении

природы.

Понимать значение наблюдения  в природе для науки: как появляются открытия, изобретения.

Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.

Пользоваться дополнительными

источниками информации для

построения своего сообщения.

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в

природе, как появились наука, медицина.

Обсуждение исследования

Аристотелем шарообразности Земли.

Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни.

Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников

информации)

а) № 1 с. 77;

б) № 45.

Подготовить

рассказ

о Древней

Греции

(на основе

любого

мифа)

или о каком-

либо виде

искусства

21 (10)

Духовная

жизнь древнего человека.

Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни

древнего человека.

Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме.

Определение понятия «язычество».

Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека.

Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.

Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства.

а) № 3, 4

с. 83;

б) № 48

3

Земли восточных славян

(22 часа)

Л – интерес к познанию окружающего мира;

– понимание причин успеха в учебе;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности

на основе предложенных критериев;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– понимание чувств одноклассников и учителей;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

–  ориентации на принятие образца «хорошего ученика»;

–  осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

–  осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства

гордости за свою Родину, народ, историю;

–  понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

–  ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

–  сопереживания другим людям, в т.ч. историческим лицам;

–  учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

–  принятия ценности природного мира,

здоровьесберегающего поведения;

–  понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Р – принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

–  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

–  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;

–  вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и

учета характера сделанных ошибок;

–  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;

–  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим

материалом.

П – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем

информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

–  понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об

объекте (явлении);

–  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

–  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

–  создавать модели и схемы по заданиям учителя;

–  строить сообщения в устной и письменной форме;

–  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

–  строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

К – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

–  контролировать действия партнера;

–  осуществлять взаимоконтроль;

–  строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

–  допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

–  стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

–  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

–  адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

–  оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

–  использовать речь для планирования своей деятельности.

22 (1)

Географическое

положение

Европы.

Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения.

Составлять характеристики географических объектов, природы,

климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте

географические объекты Европы,

описывать их географическое положение. Называть и находить на карте материки и части света.

Определение по физической

карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией.

Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы).

Фиксирование географических объектов на контурной

карте. Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты).

а) № 1 с. 88;

№ 1 с. 89.

Подготовить

сообщение

о жизни первобытного

человека

23 (2)

Первые

люди

на нашей

Земле.

Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных

стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на

территории Восточно-Европейской равнины.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках.

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоятельно выделенным критериям.

Вступать в рассуждение об

условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме.

Обсуждение условий жизни

первобытных людей.

Выдвижение предположений

при рассмотрении орудий

труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека.

Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека.

Выделение главной мысли.

Использование дополнительного материала.

№ 1, 2

с. 90

24 (3)

Восточно-Европейская

равнина. Практическая работа по картам

Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников

информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте.

Определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах

равнины, выявление особенностей формы рельефа.

Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте.

а) № 2 с. 91;

б) № 49

Практическая работа по картам

25 (4)

Степи.

Растительный мир.

Понимать особенности природных условий степной зоны.

Выделять существенные признаки степной зоны и растительности

степи. Приводить примеры растений

степи. Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи.

Выделение существенных

признаков степи как природной зоны.

Классификация растений

степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе

текста учебника.

Последовательное выделение

периодов изменений, происходящих в степи.

Определение существенных

признаков степных растений.

Работа с гербарием: выбор

растений степной зоны.

Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона).

а) № 1 с. 94

(начать

выполнение

практической работы);

№ 1 с. 96;

б) № 50.

Подготовить

сообщение,

используя

иллюстрации

или свои

рисунки,

о растениях степи

26 (5)

Степи.

Животный

мир.

Воспринимать смысл познавательных текстов. Извлекать информацию из текста,

сообщений в соответствии с учебной задачей.

Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой.

Приводить примеры животных степной зоны. Определять приспособленность

животных к жизни в степи.

Классификация животных

по рисунку в учебнике.

Осмысленное чтение текста в

учебнике, ответы на вопросы

по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни.

Определение (среди других

животных) типичных представителей.

Составление цепей питания.

б) № 52, 54.

Подготовить

сообщение,

используя

свои рисунки или иллюстрации

о животных

степи

27 (6)

Люди

в степи.

Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе.

Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества.

Коллективное обсуждение

условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие –

к неблагоприятным, как

жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей.

Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей

в природе.

№ 57, 58

28 (7)

Лесостепь.

Различать природные условия основных и переходных природных

зон (климат, почвы, растительность).

Выделять существенные признаки

лесостепной зоны.

Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь)

Определение по карте границ

природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон.

Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний

и результатов наблюдений

для описания особенностей

природных зон.

№ 1–3

с. 109

29 (8)

Лесная

зона.

Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике. Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные

способы решения учебной задачи.

Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса. Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.

Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе.

Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее

подзон. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих

в зоне лесов.

Выделение подзон в лесной

зоне (хвойные, смешанные,

широколиственные леса умеренного пояса).

Нахождение границ лесов на

карте природных зон.

Сравнение природных зон на

схеме. Выявление зависимости

растительности природной

зоны от количества тепла

и влаги.

Сравнение рисунков разных

типов леса.

Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на

текст учебника.

а) № 2 с. 113

б) № 60, 66

30 (9)

Сезонные

изменения

в лесу.

Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян

и плодов.

Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки. Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными

изменениями в неживой и живой

природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.

Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике.

Анализ распространения семян дикорастущих растений

по рисунку в учебнике и формулирование вывода.

Сравнение причин раннего

цветения растений в лесу и

степи. Знание перелетных птиц своего края.

Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае. Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу.

№ 1

с. 131;

№ 1

с .133;

№ 4 с. 137

31 (10)

Экскурсия в природу:

«Сезонные

изменения

в лесу».

Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в

растительном и животном мире.

Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы

родного края.

Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена

года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений.

а) № 1–11

(на выбор

учителя);

б) № 67, 68.

Подготовить

сообщение

о жилищах

славян

в степной

и лесной

зонах

32 (11)

Как жили

наши

далекие

предки.

Строить небольшие сообщения  в устной форме. Использовать для построения сообщений различные источники информации.

Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на

жизнь и жилище славян). Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах.

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян.

Выдвижение гипотез о жизни

славян по предметам, найденным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах.

а) № 1, 2

с. 140;

б) № 70

33 (12)

Расселение

славян.

«Путь из варяг

в греки».

Воспринимать смысл познавательного текста.

Составлять рассказ по тексту учебника.

Понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями

его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах.

Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек.

Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы.

Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике.

Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки»,

«правый берег реки».

Моделирование ситуации

(путешествие купца)

№ 1–3

с. 144;

№ 1, 2

с. 147

34 (13)

Обожествление

природы.

Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество».

Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени.

Доказательство с помощью

текста учебника правильности утверждения: «Язычество

всегда отражает природные

условия, в которых живет народ». Определение понятия «язычество». Приведение примеров народных праздников и обычаев

древних славян, соотнесение

их с праздниками и традициями современных людей.

а) № 1, 3

с. 150.

Подготовиться к контрольной работе

35 (14)

Полугодовая контрольная работа

КР №1

36 (15)

Экскурсия в краеведческий музей: «Родной

край

в далеком

прошлом»

Иметь представление об истории родного края. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков. На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла.

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков.

Небольшое

сочинение

на тему:

«Что меня

удивило

в музее»

37 (16)

Первые

русские

князья.

Осознавать понятие «государство».

Определять признаки и значение государства.

Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях.

Выделение основных признаков государства.

Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой

природных зон.

а) № 2 с. 8;

б) № 73

38 (17)

Принятие

Русью христианства.

Понимать значение принятия христианства для Руси. Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире.

Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное. Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм,

иллюстрации).

Определять последовательность

важных событий в истории России.

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».

Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории.

Беседа о значении принятия

христианства для Руси.

Соотнесение исторических

событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени.

Найти

в тексте

на с. 10–11

доказательства благотворного

воздействия

принятия

христианства на Руси.

39 (18)

Экскурсия в краеведческий музей: «Расцвет

Древнерусского государства»

Понимать значение сильного государства.

Выделять существенные характеристики Древнерусского государства.

Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период князьях Владимире, Ярославе

Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю

нашего Отечества.

Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края.

Работа с текстом учебника:

знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период.

Обсуждение военных побед,

роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого.

а) № 2 с. 13;

б) № 74

40 (19)

Древнерусская

культура. Практическая работа «Как

учили школьников».

Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.

Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Приводить примеры культурных

и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства.

Знакомство с древнерусской

архитектурой (деревянное и

каменное зодчество).

Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси.

Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их

смысле, соотнесение этих изречений с современностью.

Проведение исследования по изучению развития письменности на Руси.

а) № 4 с. 24;

б) № 76

Практическая работа «Как

учили школьников».

41 (20)

Ослабление

Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности

государства и их последствий.

Определять понятие «натуральное

хозяйство».

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и

ослабления Древнерусского

государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике.

№ 1, 3

с. 25

42 (21)

Ордынское

нашествие.

Соотносить исторические события

с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных событий на ленте времени. Определять последовательность

исторических событий России. Называть исторических деятелей

(Чингисхан, Батый).

Проводить сравнения по рисункам учебника.

Пересказывать изученные события по плану.

Отражение ордынского нашествия на ленте времени.

Определение последовательности событий.

Знакомство с полководцами

кочевников Чингисханом и

Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов.

Обсуждение возможных причин поражения Руси.

№ 1 с. 27;

№ 1 с. 29

43 (22)

Угроза

с запада.

Испытывать чувство гордости за национальные победы.

Соотносить исторические события

с датами, конкретную дату с веком.

Определять последовательность событий в истории России.

Строить сообщения об исторических деятелях (А. Невский), используя дополнительные источники информации.

Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства.

Отражение на ленте времени

битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.).

Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска.

Анализ исторической карты:

сопоставление ее с описанием

событий в тексте.

Характеристика личности

А. Невского с использованием текстовой информации

в учебнике и репродукции

картины  П. Корина «Александр Невский».

Нахождение в тексте учебника подтверждения военного

таланта А. Невского.

а) № 1–3

с. 33;

б) № 77

Исследовательская

работа

(парами)

по истории

одного

из древних

городов

(№5 с. 33).

Выбор пары

оформление

и подача ма

териала –

по желанию

учащихся

4

Объединение русских земель вокруг Москвы

(12 часов)

Л – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности

на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

–  внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

–  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

–  учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

–  способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

–  реализации основ гражданской идентичности в поступках;

–  следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

–  установки на здоровый образ жизни;

–  ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

–  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Р – принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

–  самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

–  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным,словесно-образным и словесно-логическим

материалом;

–  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

П – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем

информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии

с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

К – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе

общения.

–  контролировать действия партнера;

–  допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

–  строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в

т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

–  стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

–  строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

44 (1)

Залесская

земля.

Определять последовательность

важных событий в истории России.

Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и

Распада Древнерусского государства.

Определение местонахождения Залесской земли на физической карте.

Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи.

Объяснение причин упадка

Киевского княжества и Древнерусского государства.

Чтение и обсуждение былин

и сказаний.

а) № 1 с. 36;

б) № 78

45 (2)

Экскурсия в природу:

«Что такое

природное

сообщество»

Определять понятие «природное

сообщество».

Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение). Осознавать элементарные правила

поведения в природе и социальной среде.

Обсуждение особенностей

разнообразия природы России.

Знакомство с понятием «природное сообщество».

Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ.

№ 1 с. 37

46 (3)

Законы

лесной

жизни.

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу). Определять значение леса для

древнерусского и для современного человека.

Определение понятия «природное сообщество».

Приведение примеров природных сообществ.

Знакомство по рисунку с природным сообществом лес.

Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы светолюбивые и теневыносливые).

Составление цепи питания

между представителями лесного сообщества.

Выявление положительного

и отрицательного влияния

человека на природу.

Моделирование ситуации поведения в лесу.

Составление (в группах) правил поведения в лесу.

Решение задач на ориентирование в лесу.

а) № 1–3

с. 40,

№ 1–4

с. 42

(выборочно, на усмотрение учителя);

б) № 80

47 (4)

Природное

сообщество

луг.

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей

растений и животных луга. Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг.

Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений.

Установление связей в природном сообществе луг по рисунку.

Составление пищевых цепей.

Определение роли животных

в сообществе луг.

Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу

(по тексту учебника).

Сравнение луга и степи.

а) № 1–3

с. 47;

б) № 81

48 (5)

Природное

сообщество

озеро.

Находить на карте и знать названия крупных озер России. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро. Извлекать из текста учебника

главную мысль.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро.

Приводить примеры растений и животных озера, приспособления

животных к разным средам обитания.

Характеристика озера как

природного сообщества.

Нахождение на карте крупнейших озер России.

Сравнение озера и пруда.

Поиск в тексте доказательств

того, что озеро – это сообщество.

Знакомство с обитателями

озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку).

Описание внешнего строения

какого-нибудь животного,

обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания.

Составление цепей питания.

Обсуждение правил поведения на воде.

а) № 1, 4–7

(выборочно, на усмотрение

учителя);

б) № 84, 85.

Нанести

на контурную карту

географические

объекты

(крупные

озера)

49 (6)

Природное

сообщество

поле.

Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения.

Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы. Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой

деятельности на природу. Различать природные сообщества

поле и луг. Сравнивать изучаемые природные

сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва,

животные).

Различение поля и луга.

Поиск в тексте доказательств

того, что поле – сообщество.

Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени.

Распределение растений по

группам по самостоятельно выделенным признакам

(культурные, луговые, сорняки, ядовитые).

Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам.

Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы.

Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека.

а) № 7 с. 59;

б) № 86

50 (7)

Возвышение

Москвы.

Определять последовательность

исторических событий.

Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы.

Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века).

Работа с текстом учебника.

Определение преимущества

географического положения

Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути.

Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы.

а) № 1 с. 61;

б) № 87

51 (8)

Куликовская битва.

Составлять портрет исторического

деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих

личность. Соотносить исторические события

с датами. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую

и графическую информацию (рисунок, схема). Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа.

Составление плана сражения

по тексту.

Соотнесение информации из

текста со схемой сражения.

Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.)

Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа.

Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы.

№ 1, 2

с. 66

52 (9)

Стояние

на реке

Угре.

Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.

Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин.

Соотносить исторические события

с датами, дату с веком.

Определять последовательность

важных исторических событий России.

Называть причины победы русских войск над захватчиками.

Знать дату освобождения Руси от

ордынского ига – 1480

г.

Анализ схемы «Стояние на

реке Угре» (с. 67 в учебнике).

Сравнение с Куликовской

битвой (ход сражения, виды

оружия).

Нахождение и выписывание

из текста в учебнике основных причин победы русских

войск.

Анализ репродукций картин

А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника.

а) № 1, 2

с. 68.

Составить

описание

военных

действий

по схеме

(карте)

53 (10)

Создание

Московского государства.

Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV –начало XVI века, создание Московского государства).

Пользоваться историческими картами.

Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый

период времени.

Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства.

Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III.

№ 88

54 (11)

Грозный

царь.

Составлять портрет исторического

деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа. Уметь оценивать роль личности  в истории с разных сторон.

Обсуждение на основе текста

личности Ивана IV.

Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного.

Анализ репродукции картины И. Репина.

а) № 1 с. 75;

б) № 90

55 (12)

Развитие

русской

культуры.

Понимать особую роль России в мировой истории. Испытывать чувство гордости за

национальные свершения, открытия, победы. Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток.

Представление сообщений

о городах, входящих в Золотое кольцо России.

Нахождение на карте и фиксация на контурной карте

этих городов.

Обсуждение одежды разных

слоев населения по рисунку.

Беседа о событиях и открытиях XVI века в России.

Чтение текста в учебнике

о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе.

а) № 1 с. 73,

№ 2 с. 79

Подготовить

сообщения

о Ермаке

и А. Никитине

(по желанию двум

ученикам)

5

Путь от Руси к России

(13 часов)

Л– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности

на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

–  внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному

учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

–  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

–  учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

–  способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

–  реализации основ гражданской идентичности в поступках;

–  следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

–  установки на здоровый образ жизни;

–  ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

–  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Р– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим

материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

П– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем

информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

К– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе

общения.

–  допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

–  строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

–  стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

56 (1)

Русские

первопроходцы.

Находить и показывать на карте пути великих путешественников,

открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы

о достопримечательностях новых земель.

Находить на карте географические

объекты (Белое, Азовское моря,

Тихий океан, Балтийское море,

острова Северного Ледовитого океана).

Оценивать качества личности путешественников.

Ориентирование по карте.

Нахождение и фиксация на

контурной карте маршрутов

путешественников.

Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути.

Извлечение информации из

сообщений о путешествиях

Ермака и А. Никитина.

а) № 1 с. 81;

б) № 92

57 (2)

Географическое

положение

Азии.

Сибирь.

Определять географическое положение Азии.

Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части

света: Европу и Азию.

Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. Выделять природные особенности Сибири.

Самостоятельное описание

географического положения

Азии с использованием текста и карты.

Работа в группе: описание

по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии).

Характеристика природных

условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей.

а) № 1–3

с. 85;

б) № 95

Найти

в тексте

на с. 86–87

причины

сурового

климата

Сибири

58 (3)

Тайга.

Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги.

Сравнивать изучаемые природные зоны России.Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам. Приводить примеры животных

и растений зоны тайги.

Знать правила поведения в лесу.

Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе.

Нахождение зоны тайги на

карте природных зон.

Сравнение тайги с зоной смешанных лесов.

Составление плана рассказа о

природной зоне тайге.

Соотнесение текста с рисунком.

Знакомство по рисунку с животными тайги.

Составление в классе правил

поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге.

Классификация животных

на группы по самостоятельно

выделенным признакам

а) № 1, 2

с. 91;

б) № 97, 98

59 (4)

Природное

сообщество

болото.

Находить на карте болота. Объяснять причины образования

болот, описывать их особенности

как природного сообщества.

Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества.

Знать правила поведения на болоте.

Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте.

Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением.

Поиск в тексте причин образования болот.

Знакомство по рисунку в

учебнике с животным и растительным миром болот.

Определение значения болот

в природе.

Обсуждение правил поведения на болоте.

Работа в группах: приведение

доказательств того, что лес,

луг, водоем – это сообщества

а) № 1–3

с. 96;

б) № 99

Найти

в тексте

(с. 93–96)

существенные

признаки

болота

60 (5)

«Хождение за три

моря».

Находить и демонстрировать

на карте путь путешественника

А. Никитина.

Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии.

Определение по картам (физической и природных зон)

географического положения

Индии.

Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия.

Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса.

Сравнение лесов умеренного

пояса с лесами тропического

пояса.

№ 103,

104.

Подготовить

сообщение

о тропическом лесе

61 (6)

Смутное

время.

Спасители

земли

Русской.

Воспринимать смысл текста. Выделять необходимую информацию.

Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д. Определять роль Минина и Пожарского в истории России. Оценивать характер русского народа. Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства.

Установление последовательности событий по тексту учебника.

Обсуждение условий жизни

во времена Смутного времени.

Выявление роли К. Минина

и Д.  Пожарского в истории

России.

Работа с лентой времени:

дата освобождения России

от польских захватчиков

(1612 г.).

Соотнесение событий 1612

года с современным государственным праздником –Днем народного единства

(4 ноября)

а) № 1, 2

с. 109;

б) № 106

62 (7)

Расширение

пределов

страны.

Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими

путешественниками.

Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения

географических объектов. Находить на карте и показывать

путь великого путешественника

С. Дежнева. Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны.

Работа с контурной картой:

нанесение географических

объектов, маршрута путешественников.

Обсуждение значения для

страны открытий, сделанных

С. Дежневым.

Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо).

Обсуждение качеств личности первооткрывателя.

а) № 3, 4, 5

с.111

(на усмотрение

учителя).

Подготовить

сообщение

о животных

и растениях

тундры

63 (8)

Природа

тундры.

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны.

Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Определение по карте границ

тундры. Составление характеристики

особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике.

Знакомство по рисунку с животными тундры.

Классификация животных

на группы по самостоятельно

выделенным признакам.

Составление плана рассказа

«Природа тундры».

а) № 1

с. 117.

Подготовить

сообщение

о животных

арктической

пустыни

(выборочно, двум-трем

ученикам)

64 (9)

Природа

тундры.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Знать основные виды деятельности

человека в тундре.

Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре.

Сравнение растительности

степи и тундры.

Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника.

а) № 2

с. 122;

б) № 108

65 (10)

Арктическая

пустыня.

Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники

информации для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической

пустыне. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах.

Нахождение на карте зоны

арктической пустыни.

Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата».

Сопоставление Арктики и

Антарктики.

Работа с вопросами и заданиями в учебнике.

Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни.

а) № 2

с. 126;

б) № 111,

113

Сделать

сравнительную характеристику

Арктики

и Антарктиды

66 (11)

Народы

Сибири.

Рудознатцы. Послы.

Устанавливать взаимосвязи между

человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем.

Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека.

Обмен информацией из

дополнительных источников (справочники, энциклопедии,  Интернет) о народах

Сибири и их традициях.

Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет).

а) № 1

с. 129;

б) № 114,

116

67 (12)

Россия

накануне

реформ.

Оценивать устные высказывания

одноклассников в соответствии  с обсуждаемой темой.

Оформлять результаты исследовательской работы. Использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач.

Узнавать государственную символику.

Соотносить исторические понятия

с датами, конкретную дату с веком.

Определять последовательность

важнейших событий в истории России.

Представление альбомов по

истории культуры России.

Выполнение обобщающих заданий.

Работа с картой и лентой времени.

Подготовка

к годовой

контрольной работе

68 (13)

Годовая контрольная работа

КР №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.

разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса УМК «Система Занкова»

Календарно-тематическое планирование 2 класс по системе Л.В.Занкова....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова

Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"

Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....

урок окружающего мира 1 класс по системе Занкова Л.В. "Хищные и травоядные животные"

Путем исследования  и игры учащиеся учатся различать хищных и травоядных животных по строению зубов и способу питания...

Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе  Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг,  на формиров...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова. Презентация прилагается. Урок формирует представления первоклассников о различных профессиях; воспитывает любовь и уважение к людям раз...