урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_okr.mira-Ermak.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Винакова Жанна Ивановна,

 учитель начальных классов

МОУ «лицей №9»

         Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на  развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.

             Современный учитель ответственен не только за развитие компетентностей учащихся, но и за их подготовку к будущей жизни. Для достижения этой цели мы должны развивать мыслительную деятельность наших учеников с помощью современных технологий, прививать им навыки исследовательской деятельности. Чаще всего в моей практике это реализуется через использование проблемного метода и при выполнении учащимися заданий исследовательского характера.

             Современный учитель осознаёт важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого  способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

             В своей работе я часто использую индивидуальные и групповые формы работы. Создание презентаций позволяет мне  повысить учебную мотивацию учащихся, способствует развитию мыслительной деятельности, активности, умению сотрудничать.

             Работая в группах с дополнительным материалом, учащиеся приобретают умения работать с текстом, выделять главную, нужную информацию, развивают информационные, презентационные, коммуникативные компетенции. Особую «изюминку» в обучении носит проблемный вопрос. Учащимся предлагаются задачи проблемного характера, способы выполнения которых им неизвестны. Сама ситуация проблемной задачи связана с преодолением определённых трудностей, включением элементов творческой, мыслительно - речевой деятельности. Это обеспечивает не только  овладение новыми знаниями и способами их добывания, но и в особенности развивает творческие способности учащихся.

             Предлагаю вниманию читателей сценарий урока окружающего мира в 3классе по теме: «Русские первопроходцы. Поход казаков  в Сибирь под руководством Ермака» с использованием продуктивных форм и методов работы.

 Цели урока:

 - способствовать расширению представлений уч-ся об окружающем мире;

- создать условия для развития исследовательских навыков уч-ся;

- дать представление о начале освоения земель Азии;

- содействовать развитию умения наблюдать, делать выводы, развитию коммуникативной культуры, информационных, поисковых умений.

Оборудование:

- учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» - 3класс,

- рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира,

- физическая карта, карта природных зон мира,

- карточки для работы в группах, для индивидуальной работы,

- лист самооценки,

- технические средства

                                               Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация опорных знаний.

а) Расставьте события русской истории в том порядке, в каком они происходили:

- освоение Сибири

- образование Киевской Руси

- освоение земледелия

- крещение Руси                                                (слайд)

- образование Московской Руси

- Куликовская битва

( проверка, лист самооценки)

- Какое из перечисленных событий вам незнакомо? (освоение Сибири)

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сибирь»?

- А вот такой можно увидеть Сибирь на фото, на карте России.  (слайд)

б) Я предлагаю вам прочитать текст, попробуйте определить тему урока.

(слайд)

Четыре века назад к востоку от Уральских гор лежали неведомые, неисследованные земли. Мало кто знал о них. Говорили, что за Камнем (так называли в то время Уральские горы) лежит необъятный край - иди хоть два года и не дойдёшь до конца. В этом краю несметные богатства. И вот на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, пошли люди. Этих отважных, смелых людей называли первопроходцами.

- Какова тема нашего урока? Как называют людей, которые первыми  осваивали новые земли? Как их можно назвать по-другому?   (слайд)

3.Восприятие и осмысление нового материала.

- Итак, тема урока: «Русские первопроходцы». Какие знания необходимы путешественникам? Давайте проверим, какие знания есть у вас по ориентированию, чтобы отправиться вместе с землепроходцами  в путешествие.

- Определите, в какой стороне горизонта находится по отношению к Москве Белое море, Азовское море, Тихий океан, Уральские горы, Балтийское море. (работа с картой)

- Молодцы, думаю, вы будете хорошими путешественниками.

- Предлагаю вам рассмотреть карту с маршрутами первопроходцев в учебнике на стр.81 учебника.

- Сколько видите маршрутов? (4) Что привлекало людей, отправлявшихся в путешествия? Каким путём они могли добраться до нужного места?

- Вы высказали разные гипотезы. А как узнать, какая из них верная? (посмотреть в учебнике)

- Я предлагаю организовать исследование, чтобы ответить на вопросы. Итак, какова цель нашего урока: узнать, зачем люди путешествовали, с какой целью.

- Как вы думаете, какой путь самый трудный? (Афанасия Никитина). Почему? (долгий путь).

Проследите по карте путь, найдите в учебнике описание путешествия (стр.83). Куда ему удалось добраться? (до Индии)

- Я предлагаю вам слова. Подумайте, какие из них имеют отношение к Индии?

Жара                                                                 корова

Олень                                                               алмазы             (слайд)

Айсберг                                                           фрукты

Северное сияние                                             ткани

Тропические растения                                    сари

- Послушайте, что видел Афанасий Никитин в Индии, чему удивлялся.  (слайд)

«В султанском дворце 7 ворот. А в воротах сидят по 100 сторожей. А дворец всё с резьбой да с золотом. Каждый камень вырезан да золотом расписан. Султан выезжает на потеху. А с ним 10 тысяч человек на конях, а слонов водят 200 наряженных в доспехи золочёные. А к слонам к зубам вяжут великие мечи, по2 пуда кованные, да на них учинены городки, да в городке по 12 человек в доспехах, да все с пушками да стрелами…»

- Через какие природные зоны прошёл Афанасий Никитин? (лесная зона, степи, пустыни)      (слайд)

- В каком  направлении двигались новгородцы? (стр.80)

Найдите описание  в учебнике. Зачем они отправились в путешествие? (для расширения торговых связей).

Какие природные зоны они преодолели? (лесная зона, лесотундра, тундра). (Слайд)

-Следующий путь паломников в Палестину. Кто такие паломники? Найдите о них сведения в учебнике (стр.82). С какой целью они путешествовали? (поклоняться святым местам).

-Через какие  природные зоны проходил их путь? (лес,степь,пустыня). (Слайд).

           4.Физминутка

-Предлагаю немного отдохнуть. Найдите  таблички с надписями.

а) Столица России (Москва)

б) Самый холодный океан (Северный Ледовитый океан)

в) Самый большой материк (Евразия)

г) Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)

д) Город,в котором мы живём (Белгород)

-Посмотрите в окно, на доску, под ноги, вверх, закрыть глаза, открыть, тихонько сесть.

5.Продолжение изучения нового материала.

-Рассмотрим путь Ермака. Обратимся к учебнику (стр.83)

-Как  связано имя Ермака с Сибирью?

-Как вы думаете, чей поход имел значение для Руси? (Ермака). Почему?

-Предлагаю поработать в группах, чтобы познакомиться более подробно с этим походом.

Групповая работа

Прочитайте текст, определите, о чём этот текст, выберите главную информацию на эту тему.

1группа.   О Ермаке говорили разное. Одни считали,- что Ермак – это не имя, а прозвище. Будто бы дали его молодому казаку Василию, когда он был кашеваром в казачьем отряде и молол зерно на ручной мельнице, которая называлась Ермаком.

           Другие считали, что Ермак - это краткая  форма имени Ермолай. Исключительной храбрости воин, богатырь, умный, талантливый военачальник, защитник Родины. Ермак, по описаниям современников, был среднего роста с крепкими мышцами, широк плечами, имел приятное лицо, чёрную бороду, тёмные кудрявые волосы. Ермак был отважным и решительным, умным и храбрым человеком.

- Какую важную информацию вы для себя выделили?   (слайд)

 2группа. Во времена Ивана Грозного в России был хорошо известен богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах реки Двины  и Камы. Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на  речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки. Особенно досаждал Строгановым правитель Сибирского ханства - хан Кучум. Чтобы избавиться от его набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем остановить набеги хана Кучума, а также изведать богатства, земли сибирского края.

- Что важного ваша группа для себя отметила? (причина похода: остановить набеги Кучума, изведать земли сибирского края)         (слайд)

3группа.  В 1581году купцы Строгановы организовали поход Ермака за Урал. Казаки спустились по реке Каме в реку Чусовую, затем по ней поднялись до речки Серебрянки и вышли к Тагильским перевалам. Волоком перетащили лодки через Уральские горы на реку Тагил и по ней поплыли до реки Туры. Затем по Тоболу поднялись до Иртыша, где нанесли поражение хану Кучуму и взяли его столицу Кашлык.

- О чём идёт речь в вашем тексте? (о маршруте Ермака, трудном пути) (слайд)

4группа. Отряды Ермака были хорошо вооружены, организованы. В войске имелись трубачи и барабанщики. Они подавали сигналы во время сражения. На реке Тобол казаки Ермака разгромили отряды хана Кучума, ошеломив врага огнестрельным оружием, которого татары доселе не видели и не знали. Ермак распорядился стрелять по очереди: пока одна половина войска стреляла, вторая перезаряжала ружья. Поэтому стрельба не прекращалась ни на минуту. Сибирские народы считали его вооружение волшебным, приносящим победу, удачу в войне. За кольчугу Ермака предлагалась очень высокая цена.

- Какой вывод сделала ваша группа из прочитанного?

(отряд Ермака хорошо вооружён, выбрана верная тактика сражения)  (слайд)

5группа. В 1585 г. Ермак всего с 50 казаками отправился отыскивать караван с продовольствием, который должен был прийти из Бухары. Хан Кучум сумел установить непрерывное наблюдение за отрядом Ермака. Ночью, когда казаки заснули на берегу Иртыша, татары напали на них. Ермак сражался до конца. Он кинулся в воду, пытаясь переплыть реку. Но полученная рана и тяжёлое вооружение потянули его на дно.

       После смерти Ермака другие казачьи отряды под руководством Дежнёва, Хабарова и других прошли всю Сибирь, добравшись до берегов Тихого океана. А Ермак так и остался покорителем Сибири.

- Какие дополнительные сведения получили вы из этого текста?

(как погиб Ермак, о последователях Ермака)   (слайд)

Лист самооценки

- Общий вывод: какое значение имел поход Ермака для Руси? (присоединение Сибири, расширение  и укрепление государства)

6.Этап закрепления знаний

 - Предлагаю поработать самостоятельно, заполнить таблицу. (слайд)

Фамилия путешественника, совершившего поход в Сибирь

Личность путешественника

Время путешествия

Цель путешествия

Результат

путешес.

 

7.Этап контроля и коррекции знаний

- Давайте проверим работу. Лист самооценки. (слайд)

От 13-15б.- «5»

От 10- 12б.- «4»

От 7-9б.  -    «3»

6б. и ниже - «2»

8.Информация о домашнем задании.

Учебник стр.80-83, т.№80

9.Рефлексия.

- Вы сегодня были  путешественниками. В роли какого из них вы себя чувствовали?    (слайд)

        Сегодня, пожалуй, не найдётся учителя, которого не волновали бы вопросы: как сделать процесс обучения интересным, как раскрыть возможности каждого ребёнка и пробудить его инициативу, как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке?        

        Опыт работы в школе убеждает меня в том, что целью активного обучения является создание учителем таких условий, в которых учащийся сам будет делать открытия, приобретать и использовать свои знания на практике. Это и создание проблемных ситуаций, и задания исследовательского характера, парная и групповая работа, а также самооценка результатов своей деятельности и оценка работы  групп.

        Всё это является принципиальным отличием активного развивающего обучения от традиционной системы образования.

Литература:

1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 3класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2008.

2. Калейдоскоп методических идей. Выпуск 2.- Белгородский  

           государственный университет: Белгород, 2009.

3. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

4. Ресурсы Интернет.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.

урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...

Урок окружающего мира 3 кл. Сист. Занкова тема:"Ордынское нашествие"

презентация в доступной форме дает представление об ордынском нашествии учащимся младших классов...

урок окружающего мира "Планеты солнечной системы"

урок разработан по программе УМК "Планета знаний", во 2 классе...

Разработка урока Окружающего мира ( по сингапурской системе) 3-4 классы

обобщение и расширение ранее усвоенных знаний  с привлечением краеведческого материала  - воспитание бережного отношения к живой и неживой природе...

Конспект урока "Грибы " 2 класс по системе Занкова

Конспект урока окружающего мира "Грибы " 2 класс по системе Занкова с применением электронного микроскопа и элекиронного учебника...

«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова

Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...