Огонь ошибок не прощает!
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Галлямова Сария Махмутовна

·        Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

·        Познакомить учащихся с профессией пожарного, научить це­нить мужество и героизм людей этой профессии.

·        Формировать у  учащихся навыки осторожного обращения с огнем,

 умения по выходу из пожарной ситуации,

·        Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План

урока – презентации

Подготовила:

Учитель начальных классов

С. М. Галлямова

Цели урока:

  • Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  • Познакомить учащихся с профессией пожарного, научить ценить мужество и героизм людей этой профессии.
  • Формировать у  учащихся навыки осторожного обращения с огнем,

 умения по выходу из пожарной ситуации,

  • Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.

Оборудование:

  •  Презентация к уроку «Огонь ошибок не прощает».
  •  Плакаты по противопожарной безопасности.
  • Спичечные коробки.

Ход урока:

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Слайд № 2

- Разделите картинки на две группы. ( Учитель подводит детей к выводу о том, что на одних картинках изображён пожар в лесу, городе, а на других нет.)

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ( Ответы детей)

Сегодня мы проведём урок  «Огонь ошибок не прощает», который позволит вам узнать много нового, полезного и интересного о мерах безопасности и о правилах поведения при пожаре.

Работа по теме урока.

Слайд № 3

Отгадайте загадку.

Красный кот

Дерево грызет,

 Весело живет.

 А воды попьет —

Зашипит и умрет.

(Огонь.)

Учитель: Вы все прекрасно знаете, что с огнем следует обращаться очень осторожно и соблюдать правила пожарной безопасности. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в «Легенде о Прометее».

Слайд № 4

Легенда о Прометее

Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам и долам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке.

Вестник мира юный  Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Не раз по дороге на Олимп встречал он людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней.  Прометей их пожалел и не побоялся облегчить их жизнь вопреки воле богов. Однажды он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. Оставив огонь, Прометей удалился.

Увидели люди огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от  сильных порывов ветра. Они делились друг с другом его теплом. Вооруженный огнем, человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

Взглянул однажды отец богов Зевс и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

Слайд № 5

Огонь  стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно

представить себе жизнь человечества без огня.

     -  Назовите, ребята, где мы с вами в нашей жизни  используем огонь. (Ответы детей: в быту, на производстве, для приготовления пищи, двигателей внутреннего сгорания, плавки металлов, обжига  изделий, теплоэлектростанции и т. д.)

 Слайд № 6, 7.

Слайд № 8

 Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде.

Инсценировка стихотворения  С. Маршака «Пожар».

1-й ученик.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

2-й ученик.

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

3-й ученик.

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

4-й ученик.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

5-й ученик.

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь,

Приоткрой пошире дверь».

6-й ученик.

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

7-й ученик.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол.

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок...

Учитель:

- Что не так сделала Лена? ( Ответы детей)

Физкультминутка.

Проводится в форме мини – состязаний «Спичечный турнир»

Класс делится на две команды, располагаясь в два прохода. Выполняются эстафеты.

Возможные варианты эстафет:

1.  Передать спичечный коробок, положив их на плечи, как погоны.

2.   Передать коробок, поставив его торцом на кулак.

3.  Передать  коробок, положив на подъем ноги.

4.   Передать  коробок, прижав его подбородком к шее. В подбородок и шею коробок должен упираться торцом.

5.  Передать внешнюю часть коробка, нацепив ее на нос, без помощи рук следующему участнику, который должен снять коробок носом.

6.  Пронести коробок, зацепив его на мочке уха.

7.  Кто быстрее построит на полу из спичек паровозик с двумя вагонами?

8.  Передать коробок следующему игроку своей команды, зажав его между коленями.

9.  Выложить из спичек слово «Спички детям не игрушка!».

Слайд № 9

Ребята! Давайте обратимся к статистике (мышка наводится на книги):

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров.

Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший - ребенок.

Слайд № 10 – 13

Чтобы не случилась вдруг беда,

Правила ты эти запомни навсегда!!!

Учитель: Посмотрите внимательно и вспомните, какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать пожара.

  • Не играй розетками!
  • Не дотрагивайся до проводов мокрыми руками!
  • Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
  • Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
  • Не играй с огнём (спичками, зажигалками, свечами)!
  • Не пользуйся без взрослых хлопушками, петардами, фейерверками, бенгальскими огнями!
  • Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
  • Не пользуйся без взрослых горячими жидкости (бытовыми аэрозолями, ацетоном, растворителем, бензином, керосином)!

Какие правила вы бы ещё добавили? (Ответы детей)

Слайд № 14 – 15

Если пожар всё – таки случился!

  • Не открывай окна!
  • Прятаться во время пожара нельзя!
  • Постарайся покинуть помещение!
  • Двигайся вдоль стены, закрыв рот и нос мокрой тряпкой!
  • Сообщи о пожаре соседям и попроси их вызвать пожарных!

Слайд № 16

Если где – то задымится,

Если что – то загорится,

По тревоге как один

Позвоним по … ( 01)

- И кто же придет к нам на помощь? ( пожарные)

Слайд № 17-19

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный? ( Ответы детей)

     Чтобы стать пожарными, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. Нужно  уметь логически размышлять, иметь  хорошую реакцию и быть способным на подвиг.

     Пожарный – это профессия для мужественных, сильных, волевых людей. Конечно, они готовы на подвиги для спасения людей, борьбы с всепожирающим огнём, вышедшим из-под контроля. И наша с вами задача – не допустить, чтобы огонь остался без нашего надзора. Соблюдать все

правила противопожарной безопасности.

  1. Звучит опять тревожно 01,

Срываются машины по сигналу,

         Наш ратный труд всегда необходим,

Летим навстречу новому пожару.

  1. Секунда дорога,

             Смелее на врага,

Чтоб он не сомневался в нашей силе.

Пройдем огонь и дым

И снова победим,

Отважные пожарные России.

  1. Такая вот работа — вечный бой,

И наше место — на переднем крае.

Притом не открываем мы огонь,

Его, наоборот, мы закрываем.

  1. Нам по плечу стихию удержать

Кто, кроме нас, в беде всегда поможет?

Спешим мы на пожар как на пожар,

 Воюем днем с огнем и ночью тоже.

Слайд № 20

Учитель: Почти два века прошло с тех пор, как появились на Руси пожарные.

Хотя ещё в «Судебнике Ивана III», введенном в 1498 году, сказано: «Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью». С 1689 года Петр I приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

Слайд № 21

Учитель: Возникновение в городе  Екатеринодаре организованной пожарной помощи относится к 1802 году. По распоряжению войскового атамана Черноморского казачьего войска, 21 мая было принято Положение об организации в городе Екатеринодарской полицейской экспедиции казаков для несения караульно-пожарной службы и оказания населению помощи в случаях возникновения пожаров. 26 апреля 1824 года состоялось утверждение "Положения об управлении Черноморским казачьим войском". Войсковой канцелярией Черноморского войска было отдано распоряжение по всем населенным пунктам Черномории об "учреждении " пожарного инструмента, а именно: "бочек с водою, крючьев, щитов, багров, топоров и др. принадлежностей, чтобы без малейшей можно с оными являться при случающихся пожарах и действовать без остановки". Распоряжение было выполнено 17/30 мая 1825 года. Эта дата считается моментом создания в г.Екатеринодаре Пожарной Команды, как военизированной единицы.

Слайд № 22

От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - такой путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.

Рефлексия урока.

Слайд № 23

Игра «Подумай! Отгадай!»

В коробке спят сестрички,

это маленькие… (спички)

Знайте, в гневе он сердит,

Никого не пощадит.

Ты рукой его не тронь,

Обожжет тебя … (огонь)

Валит дым, как из печи…

Не мечись и  не кричи.

Ты не жди других картин –

Звони скорее ноль - … (один)

Слайд № 24

В тёмном маленьком домишке

Тесно жмутся ребятишки.

Для игры ты их не тронь

В голове у них … (огонь)

Знают все, человек без огня

Не живёт ни единого дня.

Но когда у огня сильный жар,

Может просто случится … (пожар)

В мире есть она повсюду,

Без  неё так трудно людям!

С огнём справится всегда.

Ну-ка, что это? (вода)

Слайд № 25

Игра «Хорошо или плохо?»

Детям предлагается выбрать картинки, на которых действия детей можно назвать правильными или неправильными. (Обсуждение)

Итог урока.

- Ну,  вот теперь я спокойна, вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности. И надеюсь, что никогда вам не придётся набирать телефон 01.

Ничто не вечно под Луной —

Лишь 01 всегда с тобой.

У нас на всё ответ один:

Пожарам дружно скажем «Нет!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь ошибок не прощает"

О правилах пожарной безопасности...

огонь ошибок не прощает

огонь ошибок не прощает...

Огонь ошибок не прощает

следующие задачи:систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;воспитание...

классный час "Огонь ошибок не прощает"

Классный час подготовлен для учащихся 4 класса. Ребята совместо с учителем разрабатывают памятку, рисуют предупреждающие знаки пожарной безопасности....

Урок по теме "Огонь ошибок не прощает"

Урок-практикум,  закрепление знаний о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приемах самоспасения....

Огонь ошибок не прощает.

Огонь    ошибок не прощает. Цель: показать роль огня в жизни...

презентация Огонь ошибок не прощает.

Огонь    ошибок не прощает. Цель: показать роль огня в жизни...