Урок окружающего мира по теме "Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_poverkhnosti_zemli._3_klass.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги

Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности.

Задачи урока:

  • Образовательная: Содействовать формированию у учащихся представление о поверхности земли.
  • Развивающие: Способствовать развитию умения работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
  • Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Учебный элемент, время.

Руководство по усвоению учебного материала.

Учебный материал с указанием заданий.

Методические указания

Шаг 0

1 мин.

Внимательно прочитайте цели урока.

Цели: 

  1. Определить уровень знаний о формах земной поверхности.
  2. Знакомство с новыми понятиями: “вершина”, “склон”, “подошва”, “устье”, “дно”.
  3. Находить на карте необходимые географические объекты.

Шаг 1

3 мин.

Подготовительный этап.

Цель: Определить исходный уровень знаний об основных формах земной поверхности.

- Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:

Отгадайте загадки.

Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня

Я- выше всех на свете нашем

И называюсь я ….. (гора)

А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как ….. (холм)

Вокруг – простор и широта

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется ….. (равнина)

От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его ….. (овраг)

- Каким словом мы можем объединить данные понятия? (формы поверхности нашей земли)

- Какие формы земной поверхности (рельеф) существуют на нашей планете? (горы, равнины, овраги, холмы)

Поработай в группе.

Что такое горы? (Горы – это высоко приподнятые участки земной поверхности. Они располагаются группами в ряд и образуют горные хребты.)

Какие бывают горы? (Горы бывают молодые и старые. Горы бывают высокие, средневысокие, низкие. У молодых вершины остроконечные, склоны крутые, а у старых – покатые и склоны пологие.)

Как на карте обозначаются горы? (ярко выраженным коричневым цветом)

Что такое равнины? (Равнина – это ровные или почти ровные участки земли.)

Какие равнины бывают? (Различают плоские и холмистые равнины.)

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистых равнинах есть возвышения.)

Как обозначаются равнины на карте? (Они обозначены зеленым и светло-коричневым цветами.)

Назовите равнины, расположенные на территории России (Восточно-Европейская и Западно-Сибирская)

Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются? (Восточно-Европейская равнина имеет возвышения, Западно-Сибирская равнина совсем ровная)

Что помогло сделать такой вывод? (Цвет)

Работай индивидуально.

  1. Отгадай предложенные загадки.
  2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).
  3. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Работай в группе.

  1. Прочитайте вопросы на карточке.
  2. Постарайтесь на них ответить, выслушивая друг друга.
  3. Сообщите результаты вашей работы классу
  4. Оцените работу каждого в группе.
  5. Поставьте оценки в маршрутный лист.

Шаг 2

15 мин.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с новыми понятиями.

Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 31 – 34

Простым карандашом выделите в тексте новые сведения

2. Ответь на вопросы.

- О каких новых формах земной поверхности говорилось в тексте? (Об оврагах и холмах)

- Что такое овраг? (Овраг – это углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами)

- Из каких частей состоит овраг? (Вершина, устье, дно и склоны)

- Что такое вершина оврага? (Место, где начинается овраг)

- Что такое устье оврага? (Место, где заканчивается овраг)

- Что называют холмами? (Холмы – это не большие возвышения на равнинах)

- Из каких частей состоит холм? (вершина, склон и подошва)

Работай индивидуально.

  1. Прочитай внимательно текст учебника
  2. Прими участие в беседе класса (обсуждение прочитанного)

Шаг 3

5 мин.

Практическая работа

 Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение

Работа в печатной тетради

Работай в паре.

  1. Прочитайте задание. Постарайтесь его выполнить. В случае затруднения – спросите у учителя.
  2. Сравните вашу запись с контрольной на доске.
  3. Поставьте оценки друг другу. Выставьте их в маршрутный лист.

Шаг 4

10 мин.

Определение уровня полученных знаний

Цель: Определить уровень усвоенного материала.

1. Самостоятельная работа.

Тест.

Формы земной поверхности.

  1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

- Поле

- Луг

- Равнина

  1. Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?

- Яма

- Рытвина

- Овраг

  1. Как называется место, где начинается гора и холм?

- Склон

- Подножие

- Вершина

  1. Чем гора отличается от холма?

- Местом расположения

- Занимаемой площадью

- Высотой

  1. Каких равнин не бывает?

- Плоских

- Овражных

- Холмистых

  1. Какой высоты могут достигать холмы?

- До 200 метров

- До 500 метров

- До 1000 метров

  1. Как называется место, где начинается овраг?

- Подошва

- Вершина

- Устье

Проверка.

Работай индивидуально.

1. Прочитай вопросы теста, выбери и отметь правильные ответы.

  1. Обменяйся модулем с товарищем. Проверь его тест (взаимопроверка).
  2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).
  3. Поставь оценку товарищу и верни модуль.
  4. Просмотри свою работу, проверенную товарищем.
  5. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Шаг 5

5 мин.

Рефлексия

Цель: подвести итог работы.

- О каких формах земной поверхности мы сегодня говорили?

- Из каких частей состоит овраг? Холм?

- С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы, равнины, холмы и овраги)

- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

- Какая форма земной поверхности называется холмом?

- Из каких частей состоит холм?

- Какая форма земной поверхности называется оврагом?

- Из каких частей состоит овраг?

- Какие горы нашей страны вы можете назвать?

- Какие равнины вы знаете?

  1. Прими участие в работе класса.
  2. Сделай выводы.
  3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.

Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34.

Самооценка

  1. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
  2. Какой вид деятельности вам больше нравится:

а) слушать учителя,
б) работать самостоятельно,
в) отвечать на вопросы,
г) выполнять практическую работу в контурной карте,
д) отвечать на вопросы “да” или “нет”.

1. Поставь себе в маршрутном листе общую оценку за работу на уроке.

2. Поставь оценку классу за работу.

3. Оцени, как работали твои товарищи.

Шаг 6

1 мин.

Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.

Тема урока: Основные формы земной поверхности.

У. Э., время.

Учебный материал с указанием заданий.

Методические указания

Шаг 0

1 мин.

Цели: 

  1. Определить уровень знаний о формах земной поверхности.
  2. Знакомство с новыми понятиями: “вершина”, “склон”, “подошва”, “устье”, “дно”.
  3. Находить на карте необходимые географические объекты.

Шаг 1

3 мин.

Цель: Выяснить, какие формы земной поверхности нам известны.

Отгадайте загадки.

Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня

Я- выше всех на свете нашем

И называюсь я …..

Вокруг – простор и широта

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется …..

А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как …..

От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его …..

Поработай в группе.

- Что такое горы?

- Какие бывают горы?

- Как на карте обозначаются горы?

- Что такое равнины?

- Какие равнины бывают?

- Объясните, почему равнины получили такие названия?

- Как обозначаются равнины на карте?

- Назовите равнины, расположенные на территории России

- Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются?

- Что помогло сделать такой вывод?

Работай индивидуально.

  1. Отгадай предложенные загадки.
  2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).
  3. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Работай в группе.

  1. Прочитайте вопросы.
  2. Постарайтесь на них ответить, выслушивая друг друга.
  3. Сообщите результаты вашей работы классу
  4. Оцените работу каждого в группе.
  5. Поставьте оценки в маршрутный лист.

Шаг 2

15 мин.

Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 31 – 34

Простым карандашом выделите в тексте новые сведения

Работай индивидуально.

  1. Прочитай внимательно текст учебника
  2. Прими участие в беседе класса (обсуждение прочитанного)

Шаг 3

5 мин.

 Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение

Работа в печатной тетради

Работай в паре.

  1. Прочитайте задание. Постарайтесь его выполнить. В случае затруднения – спросите у учителя.
  2. Сравните вашу запись с контрольной на доске.
  3. Поставьте оценки друг другу. Выставьте их в маршрутный лист.

Шаг 4

10 мин.

Цель: Определить уровень усвоенного материала.

1. Самостоятельная работа.

Тест. Формы земной поверхности.

  1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

- Поле

- Луг

- Равнина

  1. Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?

- Яма

- Рытвина

- Овраг

  1. Как называется место, где начинается гора и холм?

- Склон

- Подножие

- Вершина

 

  1. Чем гора отличается от холма?

- Местом расположения

- Занимаемой площадью

  1. - Высотой
  2. Каких равнин не бывает?

- Плоских

- Овражных

- Холмистых

  1. Какой высоты могут достигать холмы?

- До 200 метров

- До 500 метров

- До 1000 метров

  1. Как называется место, где начинается овраг?

- Подошва

- Вершина

- Устье

Работай индивидуально.

  1.  Прочитай вопросы теста, выбери и отметь правильные ответы.
  2.  Обменяйся модулем с товарищем. Проверь его тест (взаимопроверка).
  3.  Прими участие в беседе класса (общая проверка).
  4.  Поставь оценку товарищу и верни модуль. Просмотри свою работу, проверенную товарищем.
  5.  Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Шаг 5

5 мин.

Цель: Подведи итоги работы.

- С какими формами земной поверхности вы познакомились?

- Какие бывают равнины?

- Какая форма земной поверхности называется холмом?

- Из каких частей состоит холм?

- Какая форма земной поверхности называется оврагом?

- Из каких частей состоит овраг?

- Какие горы нашей страны вы можете назвать?

- Какие равнины вы знаете?

  1. Прими участие в работе класса.
  2. Сделай выводы.
  3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.

Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34.

Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.

Контрольный листок по теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

   Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

   Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Контрольный листок.

к теме “Разнообразие поверхности земли”

ФИ___________________

1. Загадка.

Баллы ______

2. Работа в группе.

Баллы ______

3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

4. Практич. раб.

Баллы ______

5. Тест.  

Ответы:_______________

Баллы ______

Общее число баллов ____

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира на тему: "Формы земной поверхности. Водоёмы"

Составитель : учитель начальных классов  МОУ СОШ № 67  Сагилян А.В.Предмет:  окружающий мир   Участники : учащиеся  2  классаИспользуемый УМК: «Школа России» , автор...

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс

  Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", 2 класс

На уроках окружающего мира ограничена двигательная активность и увеличивается работа органов зрения и мозга. Считаю, что детей нужно вовлекать в исследовательскую деятельность, чтобы они не превращали...

Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности" 2 класс

Урок проводится с учащимися 2 класса  УМК "Школа России" в дистанционном формате. В методическую разработку входит технологическая карта урока и презентация....

Конспект урока окружающего мира на тему "Формы земной поверхности"

Данный конспект урока разработан по УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности". 2 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности". 2 класс. УМК "Школа России"....