Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Сулимова Ольга Викторовна

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир - 4 класс

Тема урока: «Культура древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: познакомить учащихся с культурой  Древней Руси.

Задачи:    

- формирование представления о культуре Древней Руси: о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси, о памятниках архитектуры;

 - формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о культуре ДР,  как исторически-культурном наследии, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах

Оборудование: - компьютер, медиапроектор, экран, презентации учащихся ;

- листы с тестами, алфавит;

- учебник «Окружающий мир», 4 класс, Е.В. Саплиной, «Рабочая тетрадь» 4 класс, Е.В. Саплиной.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; о памятниках архитектуры; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

1. Начало образовательного мероприятия (слайд-заставка)
1.1.
Инициация (начало урока).
– Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Тихо садитесь.

1.2. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

(На столах у детей лежат полоски бумаги с именами древнерусских князей и событиями,  связанными с ними)

- Перед вами лежат полоски бумаги с именами древнерусских князей и событиями, связанными с ними, соедините начало и окончание предложений:

Князь Олег

Крестил Русь

Князь Игорь

Прибил щит на врата Царьграда

Князь Святослав

Собирал дань с древлян

Князь Владимир

Погиб в бою с печенегами

 (взаимопроверка)

- Объясните свой выбор.

Ответы учащихся

1- Царьград – столица греческого государства. Олег прибил щит на врата Царьграда в знак победы. Он хитростью привел большой флот к стенам города.  Поставил корабли на колеса и с помощью попутного ветра, так скажем, доехали до него.

2- Князь Игорь после смерти своего брата Олега собирал дань с древлян.

(Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен. Древляне – одно из больших славянских племен, населявшие правый берег Днепра.

3- Святослав погиб в бою с печенегами. Печенеги – племена, жившие в заволжских степях.

4-При правление  Князя Владимира Русь приняла новую веру – Христианства, до этого разные племена молились разным языческим богам. Христианство – мировая вера в Иисуса Христа.

1.3. Дополнительный материал учащегося о «Вещем Олеге»

Выступление Зубкова Ильи о «Вещем Олеге» - (почему и как умер великий князь, презентация)

1.4.Выставка рисунков языческих персонажей

- Некоторые Языческие обычаи сохранились и объединились с христианскими праздниками, и  вы оформили выставку некоторых персонажей, что это за персонажи и кем они являлись (Как считали Древние славяне - это Покровители дома «Домовой», леса «Леший», воды «Водяной»)

2. Вхождение в тему

  • Итак, ребята, мы с вами поговорили о первых великих князьях, о создании древне - русского государства, о крещении Руси, вспомнили о Языческих персонажах.
  •  Принятие Христианства способствовало развитию и расцвету материальной культуры.

3. Сообщение темы урока

Тема урока: «Культура древней Руси» (слайд-заставка)

3.1. Постановка проблемы.

- Что вы понимаете под словом «культура»?

предположения детей

- Кто же даст полное определение слова Культура?

ответы учащихся

- «Культура» - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

- Из истории мировой культуры. «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим».

- Можно сказать другими словами, что Культура - это все достижения человечества, всё то, полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.

- А что такое «Культурное наследие?»

Слушаем предположения

- Кто же даст полное определение слов «Культурное наследие?

- Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

4. Работа с новым материалом

- Несколько уроков назад в классе было предложено  провести исследование на темы «Славянская письменность» и «Памятники архитектуры», вы разделились на 2 группы.  Пожалуйста, представителя от каждой группы для представления своей совместной работы.

4.1. Защита исследовательской  работы по теме «Славянская письменность»

Шиманчук Мария представляет коллективную работу 1 группы на тему    «Славянская письменность»

Презентация на тему: «Славянская письменность»

4.2. Работа с учебником

- Давайте прочитаем, что написано в учебнике об основателях славянской азбуки на стр. 22.

- Послушав и посмотрев презентацию Маши, прочитав в учебнике о создателях славянской письменности, ответьте на вопрос.  Кто же является основателем славянской письменности? В каком веке они составили азбуку?

(В 9 веке)

Физминутка

4.3. Защита исследовательской  работы по теме «Памятники архитектуры»

Ступина Таня представляет коллективную работу 2 группы на тему «Памятники архитектуры»

Презентация на тему « Памятники архитектуры»

4.4. Работа с учебником

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем,  что говорится о памятниках культуры  на стр. 21-22?

- Послушав и посмотрев презентацию Тани, прочитав в учебнике о памятниках культуры того времени ответьте на вопрос:  

- Какие памятники культуры в Древней Руси являлись большим общественным значением?

- Церкви, храмы и монастыри.

- Почему при появлении церквей, храмов стало увеличиваться число грамотных людей, да еще и со знанием иностранных языков?

- Монахи были грамотными, переписывали книги и знали несколько языков. Они передавали свои знания другим.

- Скажите, кто из вас был в храмах, церквях? Расскажите, что вы там видели?

рассказ детей 

- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 24, где показано, расположение алтаря, иконостаса, Царских ворот.

- Что такое мозаика, фрески, икона?

Ответы учащихся

5. Работа в рабочей тетради

- Откройте тетрадь. Задание № 14

(составление из букв слов — мозаика, фрески, икона)

6. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Что для вас было самым интересным, значимым на уроке? О чём хотелось бы ещё узнать?

- Что является нашим культурным наследием?

- Кто создал славянскую азбуку?

- Какой материал для письма использовали наши предки?

Ответы учащихся

7. Д/З

  1. Прочитать текст учебника на стр. 21-24. Проверить свои знания по вопросам к параграфу.

      2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера в тетради на стр. 12.  Выполнить задание в тетради № 15 на стр. 11

       3. Для любознательных -  сообщение на тему «Храмы разной архитектуры нашего города» и описать их историю.

8. Выставление оценок.

- Молодцы! Хорошо поработали.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Времена Древней Руси" с презентацией 3 класс

Конспект урока окружающено мира" Времена Древней Руси"с презентацией 3 класс...

презентация к уроку окружающего мира "Освоение космоса". 2 класс. Планета знаний

презентация к уроку окружающего мира "Освоение космоса". 2 класс. Планета знаний...

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Разработка урока окружающий мир "Истоки Древней Руси", 4 класс

Разработка урока "Истоки Древней Руси" в 4 классе составлена к учебнику А.А.Плешакова, УМК "Перспектива"...

Технологическая карта по окружающему миру "Истоки Древней Руси" 4 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.Планируемые результаты:Пр...