ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКУРУЖАЮЩЕГО МИРА. "История Древней Руси", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема урока: «Истоки Древней Руси»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятия материк, океан;

2) дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты

3) продолжить формирование умений работы с картой и навыка устного составления рассказа.

Предметные:

1) узнают, что такое материки и океаны;

2) научатся приводить примеры материков, океанов.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая 4 класс, Ч.2; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.11.2023

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4Б

Урок: 2

Время: 9:40-10:40      Кабинет: 210

Студент: Темирова Рушания Руслановна

Группа: 45

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока: «Истоки Древней Руси»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в

их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятия материк, океан;

2) дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты

3) продолжить формирование умений работы с картой и навыка устного составления рассказа.

Предметные:

1) узнают, что такое материки и океаны;

2) научатся приводить примеры материков, океанов.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая 4 класс, Ч.2; презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Рушания Руслановна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Тихо сели девочки и еще тише сели

мальчики.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации

(5-7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Взаимоконтроль

Самопроверка

1.Проверка пройденного материала

Давайте с вами вспомним, что вы изучали

на прошлом уроке.

Вопросы:

1)Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец?

2)Как называли балтские и финно- угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?

3) Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

4)Чем можно объяснить названия древних

славянских племён?

1. Минутка чистописания

2. Выполняют задание на повторение

1)Откуда есть пошла Русская земля?

Какие народы ее населяли?

Как они друг с другом ладили?

2)Весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва...

3)Живя рядом, люди разных племен в течение многих веков объединялись в общие семьи, рожали и растили детей. Смешивались обряды породнившихся людей. В лицах детей проявлялись черты отца и матери, которые до брака принадлежали к разным племенам. Изменялся и язык. Так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская

народность – братство народов – русских, украинцев и белорусов

4)Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».

- Одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселившись на берегах реки Полоты, назвали себя полочанами.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Работа с карточками

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Ваш предыдущий урок назывался по

страницам летописи, а как будет звучать

тема нашего сегодняшнего урока вы

должны будете узнать. На слайде будет

выведен шифр, который вы разгадаете в парах.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

с

г

т

а

й

о

и

к

д

11

12

13

15

16

в

у

н

л

р

8,2,4,7,9,8

10,16,1,11,13,1,6

16,12,2,8

-Так какая тема нашего урока?

-Ребята, а как вы думаете какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Рассмотрите внимательно на стр.16 в

учебнике иллюстрацию колокола, или на слайде на доске (фото колокола), который подарил городу в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев в честь празднования 1150-летия города.

- Сегодня мы с вами перенесемся по нашей Реке времени в те далекие времена, когда древнерусские города стали объединяться в единое государство – Древнюю Русь.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Истоки Древней Руси 

Получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии;

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная, парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации, карта
, учебник

Внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по освоению нового знания

Давайте прочитаем текст на стр.16-17 в учебнике

- Какое обстоятельство послужило

объединению племен?

- Какие торговые пути проходили по

территории Руси?

- Какой торговый путь назывался «из варяг

в греки»?

Найдите на исторической карте (стр.17)

Днепровский путь. Через какие города он

проходил?

- Найдите это место на современной карте

России. Через какие государства сейчас

проходит этот путь?

- Давайте посмотрим на историческую

карту Днепровский путь в районе города

Смоленска.

- К сожалению, через этот город сейчас не

ходят большие суда, Днепр в этом районе

сильно обмелел.

- Какие товары закупали на Руси

заморские купцы?

- Какие северные города выросли на этом

пути?

- На сколько увеличилось число городов за

два века?

- Как рост и развитие городов

способствовали распространению единой

древнерусской культуры?

- Какие исторические находки

подтверждают этот факт?

Работа с иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на старице 17 «Памятник в Новгороде» (на этом месте

были найдены берестяные грамоты),

«Берестяная грамота мальчика Онфима».

- Древний Новгород расположился на

берегах реки Волхов. Со всех сторон город

был окружен земляным валом и реками

Тарасовец и Гзень. Добраться к городу

можно было только водным путем. Весь

город как бы разделен рекой Волхов на две

стороны: софийскую сторону и торговую.

На софийской стороне были расположены

Никольский, Зверин и Духов монастыри, а

также кремль, обнесённый крепостными

стенами и защищенный рвом с водой. А на

торговой стороне располагались торговая

площадь и Павлов монастырь.

- Кому принадлежит берестяная грамота?

В каком городе она была найдена?

- Исписанные кусочки бересты, которые

археологи находят в Новгороде, называют

берестяными грамотами. Найдено их уже

несколько сотен. Это денежные

документы, деловые и личные письма,

просьбы и приказания, есть даже

записочка, где юноша просит девушку

выйти за него замуж.

- Чем писали по бересте?

- Прочитайте на «Страничках Умного

Совенка» (стр.125), как сохранилась эта

берестяная грамота.

- Для чего же ученые ищут берестяные

грамоты?

- Кто сделал это археологическое

открытие?

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

- Прочитайте статью «У истоков русской

государственности» на стр. 18 и ответить в парах на вопросы.

- Кто такой Рюрик?

- Кем был Олег?

- Что сделал Олег?

- Какие два города стояли у истоков

образования Русского государства?

- Кто объединил южный и северный

центры страны?

- В тексте вы встретили слово вече, что

оно означает?

1. Работа с учебником

- От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке.

- Два торговых пути: Волго-Балтийский и

-Днепровский

Рассматривают историческую карту на стр.17.

- Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новогород.

- Через Украину и Россию

Рассматривают карту

- Меха, мед, воск

- Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев

- К 12 веку городов было уже более 300

- Города стали центрами грамотности и просвещения

- Берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских

городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились

писать, как неведомый мальчик Онфим

Рассматривают иллюстрацию

- Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы

узнать имена, дела и думы людей далекого прошлого

- Валерий Лаврентьевич Янин

Читают

Вече – народное собрание

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Работа с учебником

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Самостоятельная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, учебник

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

На странице 19, раздел обсудим. Что необходимо сделать?

Выполняйте задание.

  1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

Прочитать на 125 стр. «Умного совёнка» рассказ о трёх братьях – основателях Киева, и ответить на вопрос.

Выполняют задание

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Самостоятельная работа с самопроверкой

(3 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную работу.  

-Следующее задание вам необходимо выполнить самостоятельно.

- Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«.

1. Объединение древнерусских племен в единое государство произошло благодаря развитию торговых связей на Днепровском пути. (+)

2. Днепровский путь проходил по территории современной России и Украины. (+)

3. Заморские купцы покупали на Руси фрукты, шелк, золотые изделия. (-)

4. На озере Ильмень возник город Старая Ладога. (-)

5. Среди горожан в древнерусских городах были белорусы, украинцы, русские. (-)

6. На выходе к Черному морю встал город Киев. (+)

7. Берестяную грамоту мальчика Онфима нашли в Киеве. (-)

8. Важные дела в Великом Новгороде решались на народном собрании  - вече. (+)

9. Новгородские и киевские земли в 882 году объединил князь Рюрик. (-)

10. Столицей единого государства стал Киев. (+)

Проверка по слайд. Критерии оценивания также на слайде.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Взаимоконтроль и оценка.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Работа на карточках

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самопроверка

  1. Организует включение в систему знаний 

Определите по карте год первого

упоминания в летописи городов, стоящих

на Днепровском пути. На схеме Реки

времени (с4-5) укажите век.

1. Выполняют упражнения для включения в систему знаний

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа на карточках

Рефлексия деятельности

(по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

Какая тема была на сегодняшнем уроке?

 – А какую цель мы ставили перед собой?

-Верно

Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка).

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Мне захотелось…

-Я благодарю вас за урок, спасибо за работу

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема: Материки и океаны

Цель: узнать о материках и океанах.

Отвечают.

УУРД:

Оценивать свою работу

Оценочный лист


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро Урок окружающего мира

Слайд 2

Вопросы на повторение 1 . Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? 3. Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? 2 . К ак называли балтские и финно- угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? 4 . Чем можно объяснить названия древних славянских племён?

Слайд 3

Table of contents You can describe the topic of the section here Objectives 01. You can describe the topic of the section here Methodology 02. You can describe the topic of the section here Results 03. You can describe the topic of the section here Conclusions 04.

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 е с г т а й о и к д 11 12 13 15 16 в у н л р 8,2,4,7,9,8 10,16,1,11,13,1,6 16,12,2,8

Слайд 5

Тема урока : Истоки Древней Руси

Слайд 6

Цель: Получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии.

Слайд 7

Работа с учебником Стр. 16-17 02 Карта на стр.17 «У истоков русской государственности» на стр. 18 Обсудим, стр. 19

Слайд 8

Самостоятельная работа + + - - - + - + - + 0-1 ошибка- 5 2-3 ошибки-4 4-5 ошибок-3 Более 5 ошибок-2

Слайд 10

Сегодня я узнал… Было интересно… Мне захотелось… Я понял, что… Было трудно…

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Урок окружающего мира «Культура древней Руси» - 4 класс УМК "Планета знаний"

В разработке представлен материал по УМК "Планета знаний" по теме "Культура Древней Руси" с презентацией учителя и детей"....

Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.Планируемые результатыПредметные:знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яран...

Технологическая карта по окружающему миру "Истоки Древней Руси" 4 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.Планируемые результаты:Пр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКУРУЖАЮЩЕГО МИРА. "Материки и океаны", УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс

Тема урока: «Материки и океаны»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о материках и океанахЗадачи урока Планируемые результатыДид...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКУРУЖАЮЩЕГО МИРА. "Материки и океаны", УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс

Тема урока: «Внутренне устройство Земли»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о внутреннем строении Земли, о воздействии природных си...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги» (УМК "Школа России" 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца...