Сценарий. "Путешествие в царство Берендея"
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сценарий можно использовать в летнем лагере, на уроках окружающего мира. Выбрать материал для внеурочных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в царство БЕРЕНДЕЯ

Для проведения в летнем лагере. Мероприятие проходит на природе. «Привалы»  оформлены. На каждом привале ждет вожатый с заданием.

Ход мероприятия.
I.   Ведущий Дети, давайте отправимся в путешествие в лесное царство Берендея. Нас ждут необыкновенные приключения, неожиданные встречи. Вот красивая лесная полянка. Давайте отдохнем здесь и послушаем пение птиц.

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

  Все открой, не утаи

Ты не видишь, мы свои.


   
Появляются старичок- Лесовик и Кикимора

    Л е с о в и к. Это я – седой старик,
    Называюсь Лесовик.
    Этот лес я сторожу,
    За порядком здесь слежу. А это помощница моя Кикимора 

   В е д у щ и й , д е т и. Здравствуй, старичок- лесовичок! Здравствуй, Кикимора! Мы, дедушка, в лес пришли погулять, отдохнуть, грибов-ягод пособирать.
   
Кикимора. Знаю, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пустим  вас в лес!
    В е д у щ и й. Старичок- лесовичок! Наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают. Послушай.
    Д е т и (хором дополняют учителя).
    Лес – богатство и краса.
Береги свои леса!
    Лес видит, а поле
слышит.
    Лес да вода поле красят.
    Лес и вода  р
одные брат и сестра.
    Враг природы тот,
кто леса не бережет.
    Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.
    Л е с о в и к. Ну, коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
II.  Деление на команды.  Игра «Три стихии» .

Кикимора. Разделим вас на 3 команды по стихиям.(Ведущая обозначает три стихии: вода, земля, воздух. Загадывает загадки, отгадавший ребенок занимает место в соответствующей «стихии»).

  1. Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не может. (воздух)

  1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает

А как наскучит  ей летать

На землю падает опять. (вода)

  1. И топчут ее,
    И режут ее —
    Она не серчает,
    Добром отвечает.(земля)
  2.  Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

      Все четыре лепестка,

    Я сорвать его хотел,

   -Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

5.Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь.)

6. В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

всех проглотит... (крокодил).

7. Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

8.Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я?
Можешь угадать? (ветер)

9. Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

10. Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Рак.)

11. Что там на небе грохочет,

Успокоиться не хочет,

Сотрясает всё кругом ?

 Ну конечно это (Гром)

12. . Весь мир кормлю,
А сама не ем. (земля)

13. По морю идет, идет,
А до берега дойдет —
Тут и пропадет (волна)

14. Все меня топчут,
А я все лучше. (тропинка)

15. Без рук, без ног по свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

16. Крылья есть, а не летает,

Ног нет, да не догонишь.

у родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбка) 

17. Кто первый землю пашет?  (червяк)

18.  Летит по-птичьи,

Ревет по-бычьи. (жук)

19. Не зверь, не птица-

Нос, как спица. (комар)

20.Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

21. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.    (ручей)

22. Прыг-скок, прыг-скок,

Длинное ушко - белый бок. (Заяц.)

23. Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

24. Не море, не земля.

 корабли не плавают и ходить нельзя. (болото)

IV. Раздача маршрутных листов по 11  этапам. Каждой команде порядок изменен, чтобы не попали вместе.

  1. «Зеленый друг»                                 __________________

2. «По ягоды- по грибы»                      __________________

  1. «Лесная аптека»                                __________________
  2. «Лесная столовая»                           ___________________
  3. «Остроглаз»                                       ___________________
  4. «Охрана природы»                          ___________________
  5. «Бюро погоды»                                 ___________________
  6. «Птичий город»                                ____________________
  7. «Доска объявлений»                      ____________________
  8.  «Лесное озеро»                           _____________________
  9. «Тайны природы»                        _____________________

V. Каждая команда спешит  по маршрутному листу.

Задания по этапам.

1. «Зеленый друг» 

  1. Загадки о деревьях. (По1 баллу за правильный ответ)

1.Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.(ЛЕС)

2.Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (лиственный ЛЕС)

3.Что же это за девица, не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?  (хвойное дерево)

4.Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.  (БЕРЕЗА)

5.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?                (ОСИНА)

6.Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

но в отличии от елки

Опадают те иголки.    (ЛИСТВЕННИЦА)

7. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.( Сосна

8. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина

9. Белые овечки
Бегают по свечке.
Верба

10. 5. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
Ива

11. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб

12. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)

13. . Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Черёмуха

2). - Покажи и назови 4 дерева и 1 кустарник.

2. «По ягоды- по грибы»

1). Назови ягоду

-Названия каких   ягод оканчиваются на «ика»?

(Костянику, земляника, клубника, черника, брусника,  ежевика, голубика) (по 1 баллу)

«Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.»
(земляника)
«Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.»
(брусника)

2)Разгадай кроссворд про грибы

3.   «Лесная аптека»

1. Прикоснёшься – как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки, ноги –
Осторожней с ней в дороге.(крапива)

2.Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги!                                                                                                                     Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает. (подорожник)

3. Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

4.Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

5.Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).

6.В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).

7.В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

8.Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

9. Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

10 -Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?(Приложить лист подорожника)

11 -Какими лечебными свойствами обладает мать - и – мачеха?(Отвар из сухих листьев и цветов хорошее средство от кашля)

12 -Какую траву любят кошки? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице)

Легенды о растениях.

13. Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).

14. Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

14. Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

14. Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

2).Узнай лекарственное растение  (на  полянке)

Полынь, чистотел, цикорий, череда, пустырник, одуванчик и т.д.

4. Лесная столовая

-Кто из зверей не хищник? (на одном плакатном листе картинки зверей –хищников, один не хищник)

-Определи по клюву, кто чем питается? (картинка с изображением головы птиц разных по питанию)

5.  «Остроглаз»

1. Ответь на вопросы

1)Какие птицы вьют гнездо на земле?  (жаворонок, куропатка, перепелка)

2) Кто кукует у кукушки? (Самец)

3) У каких растений семена снабжены «парашютами» ?(Одуванчик, тополь, осот)

4) Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

5) Какими рождаются ежата?  (слепыми и голыми) 

6) Кто сосёт нашу кровь: самец или самка комара? (самка)

2. Определи по рисунку

-Листья, каких деревьев ты узнал?

3. Узнай  дерево по кроне

  6.  «Охрана природы»

1.-Напомните правила сбора грибов.

(Не разрывать мох, не нарушать грибницу, гриб срезать ножом или выкручивать,

ямку присыпать землей)

2.-Как правильно разжечь костер?

(Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн. Когда костер будет залит водой – убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить)

3.-Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить птенцов к себе домой ?

(Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить их будет трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным)

4.-Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота)

5.-Каковы причины лесных пожаров?

(Непотушенный костер, окурок, молния)

6.-Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле; не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов )

2)красная книга

-Назови первоцветы нашего края? (картинкам)

3) «Чудо-дерево»

 На дерево нацеплены знаки по охране природы. Ребята выбирают любой запретный знак, объясняют.

 7. «Бюро погоды»

-Какая будет погода,

          если:

(Это признаки ухудшения погоды):

1. Пчелы сидят в улье и громко гудят;

 4. Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

5.  Ласточки летают над землей?

7. Птица нахохлилась

8. Кошка к печурке

 Это признаки хорошей погоды):

2.  Соловей поет всю ночь;

3.   Птицы весело поют;

6.  Раскрыты цветки кувшинок?

8.«Птичий город»

  1. Зачеркни по две одинаковые буквы и прочитай название птицы

випдьвесньбюоичсткбюдат

атьсюукамлвтзоуюрьгезгцлм

дбтивржпяесбонгиеунхзвдкжах

  1. Собери отгадку

9. «  Доска объявлений»

  1. Учу всем наукам!  Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полёта. Прошу учесть, что занятия провожу исключительно ночью.
  2. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный. Недостаток- медлительность. Жду, жду, жду…
  3. Друзья!                                                                                                                                                                    Кому нужны иглы- обращайтесь ко мне.
  4. Добрым и одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни!
  5. Всем! Всем!

 У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.

  1. Что-то очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?

10.«Лесное озеро»

Назови по картинке растения и животных водоема

 11.«Тайны природы».

-Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его ?

(Нет, только в ответ на боль, даже слабую)

-Как называется гнездо белки ?

(Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели;

внутри выстлано мхом, травой, шерстью. У заботливой матери – белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо)

-Назовите самого прожорливого хищника планеты.

(Стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем сама весит)

-Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)

-Почему крапива жжется?

(В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении  к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение)

-Как называют зайчат каждого выводка?

(1-«настовики» - зимние; 2-«колосовики», «травники» - летние; 3-«листопадники» - осенние )

VI.     Подведение итогов.

Подсчет баллов

Кикимора : - А на прощания хочется напомнить слова М.М.Пришвина: «Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа . И охранять её – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь!»

Лесовик: - Берегите землю, берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю, берегите!

  (М.Дудин)

 - Каждый раз, приходя в лес, помните о том, что мы приходим в лес в гости.

Берегите родную природу!

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Путешествие в город волшебных слов"

К сожалению, в современном обществе очень немного встречается  вежливых людей, хочется воспитать свиох учеников добрыми, чуткими, отзывчивыми. Используя подобные разработки, пытаемсяизменит...

В царстве Берендея

Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитаннию учащихся младших классов...

Сценарий "Путешествие в страну Буквознаек"

Мероприятие посвящено прощанию с "Букварем"....

Сценарий "Путешествие в страну Пионерию"

Сценарий праздника для учащихся 1-5 классов, посвященного 90-летию пионерской организации...

КВН "В царстве Берендея"

  Занятие разработано на основе курса »Окружающий мир» в начальной школе 2 класс. В процессе игры осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях прир...

сценарий"Путешествие на необитаемый остров"

сценарий"Путешествие на необитаемый остров"...

Сценарий КТД "Путешествие в лесное царство Берендея"

Мероприятие "Путешествие в лесное царство Берендея" проходит на летней оздоровительной площадке для детей начальной школы в виде КТД по станциям. Каждая станция красиво оформлена. Вожатые на...