Главные вкладки

    Урок исследование по окружающему миру "Свойства почвы"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Силякова Светлана Николаевна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_word_6.docx41.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

    Городского округа Саранск

    Республики Мордовия

    Урок – исследование по предмету окружающий мир

    Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.

    Класс: 3класс

                                                                       Подготовила учитель начальных классов

                                                         Силякова Светлана Николаевна

    Г. о. Саранск

    2013

    Разработала и провела – Силякова С.Н.

    учитель начальных классов

    МОУ «Ялгинская СОШ»

    Тема урока: Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.

    Класс: 3класс

    УМК: «Планета знаний»

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель: сформировать представление о почве, её составе и о обитателях почв.

    Задачи:

    1. сформировать представление о почве , о составе;
    2. делать выводы на основе проведенных опытов;
    3. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
    4. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы

    Формируемые УУД:

    1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
    2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
    3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
    4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

    Оборудование:  доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация

    Литература:

    1. учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов  Издательство «Астрель» Москва. 2012год.
    2. Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Планета знаний», И Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов  Издательство «Астрель» Москва. 2012год

    3.  С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.

    1. 4Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:

    Основные понятия

    Почва – это верхний плодородный слой земли

    Чернозём – богатая перегноем почва

    Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

    Почвоведы, агрономы  

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты

    Презентация

    Организация пространства

    Учебный кабинет

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    УУД

    I.  Самоопределение к деятельности

    Цель:

    Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Создание мотивации.

    Приветствие

    -Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком какое у вас настроение  .Я вижу вы готовы .

    -Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня?

    -Верно, а мы с вами ученые исследователи. Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать?

    Поднимают карточку

    На лабораторию

    Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными.

    Ответы на вопросы учителя

    Познавательные: что такое лаборатория

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    II. Актуализация знаний

    Цель:

    Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

    - Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования.

    - О какой кладовой шла речь?

    Сл.1-2 – Цель и задачи

    -Кто догадался, какова тема нашего исследования?

    - Верно мы узнаем из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, узнаем об обитателях почвы, сделаем вывод о почве.

    Девочка читает историю- загадку

    О почве

    Тема исследования почва.

    … мы можем узнать состав почвы.

    Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.

    Ответы на вопрос учителя

    Найти объяснение слова «Почва»

    Почва – это верхний плодородный слой земли.

    Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
    «земля» - слой почвы.

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    доказательствам

    Регулятивные: ставим цель и задачи

    III. Постановка учебной задачи

    Цель:

    Формулирование темы урока

    -Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)

    -А как они появляются в почве (родятся)

    Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

    Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –

    Сл.7

    Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову

    Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

    Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него  прожить можно, а без почвы нельзя.

    Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8

    Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

    Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

    Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.

    Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка.

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

    IV. Открытие учащимися новых знаний

    Цель:

    Узнать, как и где дети видели почву.

    -Ребята , а где вы видели почву?

    -Значит растения рас тут там где есть почва?

    - Давайте представим , что к нам в лабораторию поступила почва.

    -У вас на столах лежит почва. Рассмотрите какого она цвета?

    -Возьмите лупу. Какие частички мы можем увидеть в почве?

    - Как вы думаете из чего же состоит почва?

    На даче, в поле, огороде

    Работа в группах:

    Почва серая, черная.

    Корешки растений, их листья, части тела животных: крылья, ножки.

    Из остатков растений и животных.

    Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.

    Рассматривая почву уч-ся делают вывод

    .

    Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    доказательствам

    Регулятивные: ставим цель и задачи

    Личностные: умение работать в группе

    V. Практическая работа

    Цель:

    Дать возможность узнать о составе почвы

    Физкультминутка

    - А как узнать о составе почвы?

    Работа в группах – опыты

    C-3,4,5

    -Ну что же , ребята будем продолжать узнавать состав почвы ?

    Опыт № 5

    -Посмотрите я буду нагревать почву над пламенем спиртовки. Над почвой я буду удерживать стекло. Наблюдаем, что поднимается над почвой?

    - Что увидели на стекле?

    -Откуда на стекле появилась вода?

    Вывод:

    Опыт № 6

    1. Снимем стекло, продолжим нагревать почву.

    1. Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем  и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.

    Вывод по Сл.

    --А теперь ребята сделаем производственную паузу - отдохнем

    Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны)

    Ляжешь в борозду на дно! (присед)

    Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу)

    Ничего что там темно ( закрываем глаза)

    К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх)

    Ты росток скорей пошли (потянуться)
    Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты)

    Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками)

    Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов

    ПАР

    Капельки воды

     в почве есть вода

    Что почувствовали?

    Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных

    Что произошло?

    Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей

    : Опыт 1 группы

    1. Возьмите горшок с почвой
    2. Налейте туда немного воды
    3. Держите горшок над пустым стаканом.

    Что вы наблюдаете?

    Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду

    .

    Опыт 2 группы.

    1. Возьмите стакан с водой.
    2. Добавьте туда почвы.
    3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что наблюдаете?

    Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________.

    (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)

    Опыт 3 группы.

    1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете?

    Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________.

    (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)

    гр:

    Опыт 4 группы.

    1. Возьмите фильтрованную бумагу
    2. Насыпьте на неё немного почвы.
    3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
    4. Стряхните почву обратно в стакан.
    5. Что вы наблюдаете?

    Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.

    Ответы на вопрос учителя

    Познавательные:состав почвы

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    доказательствам, умение представить вывод

    Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

    Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

     . Открытие нового знания

    VII. . Рефлексия

    Цель:

    Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы  и всего класса

    Реклама дополнительной литературы

    ---Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике )

    И так, коллективно, своим плодотворным трудом,  мы смогли узнать о составе почвы.

    -Давайте попросим старших лаборантов от каждой группы сделать выводы о составе почвы

    -Ребята послушайте подземного жителя.

    --Какие животные живут в почве?

    --Посмотрите какую стенгазету выпустила наша редколлегия? Молодцы!

    Cлово «плодородие»

    -Как можно назвать предметы, которые лежат в вазе?

     -А как они появляются?

    - Родятся они в чудесной кладовой.

    - Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие

    - Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

    -Вот это и есть главное свойство почвы.

    - А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?

    Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.

    -- Ребята мы с вами опытным путем исследовали почву. А как вы думаете есть наука которая изучает почву?

    --Эта наука называется почвоведение.

    --А вот кто был ее основоположником  расскажет нам Даниил( сообщение о Докучаеве)

    -Кто же был основоположником, создателем науки почвоведение?

    --Докучаев говорил « Почва дороже золота. Без золота человек сможет прожить, а без почвы нет»

         Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька.

    --Ребята, а как называется регион, где мы живем? В разных местах нашей страны почвы разные только у нас в Мордовии около 20 видов почв. Изучением почвы в Мордовии занимаются ученые , студенты МГУ им. Огарева. У нас в поселке Ялга есть улица Докучаева.

    -Поделитесь впечатлениями об уроке.

    -Какое ваше настроение?

    -Как вы сможете использовать свой новый опыт?

    С.21-22

    -Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие из вас получат знак «Юный исследователь»

    Делают выводы

    плоды

    родятся

    плодородие

    Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай

    -Сегодня на уроке было интересно…

    - Больше всего мне понравилось…

    - Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды.

    вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли

    Вывод  : Кто живет под землей?

     червяки, кроты, полевки- мыши, личинки насекомых

    Вывод: земля – чтобы жить!

    Cигнальные карточки настроения

    Знак «Юный исследователь»

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    доказательствам, умение представить вывод

    Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

    Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

    VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли.

    Цель:

    Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке

    спасибо за работу

    Познавательные:состав почвы

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    доказательствам, умение представить вывод

    Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

    Используемая литература:

    С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.

    Б.Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

    Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...

    Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс

    Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

    Урок – исследование по окружающему миру "Почва"

    Содержание урока позволяет учащимся путём освоения опытно-экспериментальной деятельности изучить состав и свойства почвы, развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,...

    Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс.

    Урок-исследование по окружающему миру на тему: «Почва»3 класс....

    Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

    Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема:  «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...

    Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и ее состав"

    Урок-исследование "Почва и ее состав" для учащихся 3 класса...

    Урок-исследование "Что такое почва?"- 3 класс

    Урокисследование по окружающему миру "Что такое почва?" - 3 класс...