Открытый урок по окружающему миру «Звери – млекопитающие» 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок соответствует тематическому планированию по курсу «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа 21века.  По типу – это урок открытия новых знаний по теме «Звери - млекопитающие».Урок разработан в технологии  деятельностного метода обучения  (ТДМО) с использованием информационно-коммуникационных технологий, личностно-ориентированного обучения; объяснительно-иллюстративного обучения; педагогического сотрудничества; технологии  работы в группе; в паре,  работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающих технологии,  самооценивании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass.docx131.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»

 

 «Звери – млекопитающие»

                                                               Окружающий мир в 1 классе

Выполнила:  учитель начальных классов

                                                                                                                    высшей квалификационной категории

Злобина Марина Васильевна

2013-2014 уч. год

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов Злобина Марина Васильевна

МБОУ «СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района Саратовской области»

 Класс  1                    

 Дата   14.03 .2014г.

Предмет:   окружающий мир, программа «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Тема урока: «Звери - млекопитающие»

Цель урока

Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).

Задачи урока

Задачи.

Обучающая:

- Дать учащимся понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные».

- учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки групп млекопитающих (зверей),

 -объяснить учащимся, что человек тоже относится к  млекопитающим.

Развивающая:

- развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю, умение работать в группе, совершенствовать речь.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: -действие смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу, самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Регулятивные: целеполагание – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения

 Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь) выделять общие признаки млекопитающих, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи; знать о среде их  обитания, об особенностях жизни млекопитающих.

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы;  уважительное отношение к миру животных.

Метапредметные: 

Познавательные:

- раскрывать значение понятия “млекопитающие” и обосновывать свое мнение;

- определять особенности зверей и обосновывать свое мнение.

- применять приобретенные  знания при создании сообщения об особенностях  жизни млекопитающих  в естественной среде обитания.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

- соотносить приобретённые знания с реальной жизнью, с общественными нормами поведения.

-выполнять учебное действие в соответствии  с планом.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

-умение обосновывать, отстаивать своё мнение.

- согласовывать  позиции  с партнёром  и  находить общее решение.

-адекватно использовать речевые средства для представления  результата.

Основные понятия, используемые на уроке

животные, звери, млекопитающие, место обитания,  «насекомоядные»,  «растительноядные», «хищники», «всеядные».

Межпредметные связи

Музыка – звуки животных, литературное чтение – сказка  «Как волк теленочку мамой был», автор М.Липскеров.

Ресурсы

компьютер, мультимедиапроектор, экран, ноутбук для детей, картинки  животных для физминутки, картинки  животных для релаксации, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация  «Звери - млекопитающие», коробка (в ней молоко), солнышко на доске, карточки для индивидуальной работы, групповой,  план-признаки зверей, музыка «Звуки животных»,  фрагмент мультфильма «Волк и теленок», буклет.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

 фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Методы обучения

Проблемный, словесный, иллюстративный, деятельностный

Технологии работы с информацией

ИКТ технология

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности.

( орг. момент)

Встаём в круг, берёмся за руки . Почувствуем тепло рук вашего соседа и передадим своё, чтобы мы могли дружно сегодня поработать и узнать много нового. Пожмём правую руку соседа, пожмём левую. Здравствуйте, дети.

 Начнём наш урок. (дети садятся)
Настрой на работу в стихотворной форме

-Ребята, а вы не заметили ничего необычного?

-Кому же она и от кого? (читает на посылке- учащимся 1 класса….)

-Ребята, это вам! А вы знаете, что в ней? Хотите узнать? Посмотрим? Ой! А на посылке написано, что открыть  в конце урока, когда выполните все задания. Ну, тогда давайте начинать..

Ужасно интересно,

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

- Познанием,  какого  большого мира мы займемся?

Эмоциональный настрой.

Встают  в круг.

-Заметили посылку.

-Нет

-Да

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;    

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .  

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Это вы сейчас узнаете. Закройте глаза, послушайте музыку. Откройте глаза, как вы думаете ,какой мир сегодня будем познавать? (Слайд 1)

-Внимательно посмотрите на слайд 2. Найдите лишнее животное в этой группе представителей живой природы.

- Кто остался? Кто знает, к какой группе они относятся?

-Животный мир  огромный. На уроке мы будем  познавать часть этого мира животных- зверей. (На доску вывешиваю таблицу: Звери)

-Все ли звери названы нами в 3 группе? Вы знаете еще?

Слайд 3

-Посмотрите на картинки с изображением мам-зверей с детенышами. Верно ли, что  собака откладывает яйца, высиживает их и из них  появляются щенята?

-Что общего у зверей в появлении детенышей?

 -Чем вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми?

-В древности слово  « молоко» звучало как «Млеко». А мамы кормят или питают детенышей «млеком». Разгадаем слово и узнаем, как называют всех зверей.

 На доске карточки:

Млеко+питание+ющие= млекопитающие

-Как называют зверей?

Почему их объединили ученые в одну группу?

-Сделаем вывод. Как же еще называют зверей?

- Какова тема сегодняшнего нашего урока?

-Мир животных.

Жираф. (остальные птицы)и тд.

Звери.

Ответы детей

-Нет

Рождаются живыми

- Молоком

- Млекопитающие

Рождают живых детенышей и кормят их своим молоком)

( млекопитающие).

- Звери- млекопитающие (Слайд 4)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

-Что должны узнать на уроке?  

Картинки зверь в движении и ест.

1. Чем отличаются от других животных?
2. Как  передвигаются?
3. Чем питаются? (Слайд5)

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные : постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Физминутка.

Цель:

Создание условий

 для психо-
эмоциональной разгрузки учащихся.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации .

А)Выделение существенных признаков зверей.

Итак, все ли звери имеют общие признаки?

 – Сегодня нам необходимо это выяснить?

Отгадайте загадки (кто отгадал тому картинка с этим животным).

Он ходит, голову задрав,

 Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф – слайд)

Определим признаки зверя по плану:  (слайд) или на доске

1) Строение тела зверей.

2) Чем покрыто тело.

3) Как появляются и чем питаются детеныши?

- Послушаем капитана.

(Слайд)

Кормят детёнышей     - - - - - - -

Тело покрыто  - - - - - - -

  Число ног      (4)

- Вывод:  все звери выкармливают  своих  детёнышей молоком.  Но  детёныши  у них появляются  по разному.

-Как вы думаете, а человека можно отнести к млекопитающим? Почему?

«Зайчик»

- Можно ли отнести зайца к группе звери? Докажите.

Б) Работа с книгой. (стр.32-33)

- Рассмотрите рисунки.

Сравните, чем покрыто тело этих животных?

- Подумайте и скажите, для чего им нужен мех?

- Вспомните, какие признаки мы сейчас назвали. Все ли они звери? Проблема?

 (Нерпа- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски  есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Но они тоже являются зверями).
-Обратите внимание на дикобраза и ежа.  У них видоизменённые волосы. - -Скажите, как вы думаете, к какой группе можно отнести летучую мышь? ( звери, так как тело её покрыто шерстью)
- Давайте прочитаем вывод на стр. 123

В)-Как вы думаете, ребята, все ли звери могут жить в одинаковых природных условиях? Почему? Например, может ли дельфин жить в лесу?

Учитель. Правильно, каждый зверь живёт там, где поселила его матушка природа.

Работа в группе.

Индивидуальная работа или)

(капитан отвечает)

1)Тело зверей состоит из головы, туловища, 4 ног, хвоста.

2) Тело зверей покрыто шерстью.

3) Звери рождают живых детенышей и кормят их  молоком.

Да. Кормит детей молоком.

Уч-ся  отвечают на вопрос: Как покров тела помогает зверям в их жизни?

(Слайд)

Уч-ся делают вывод, что животные живут на суше, в воде, в почве.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Работа за компьютером (индивидуальная) и в паре.

«Найди зверя» (работа с ЭОР «Окружающий мир»)

-Проверяем.

-Кто лишний? Почему?  

Уч-ся находят лишнее слово в группе слов.

Работа в группе:

Пересаживаются для работы в паре  и за компьютером.

Карточка

 Лев, морж,  оса,  еж, корова,   пингвин,    обезьяна,  медведь.            

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение

7.Физкультминутка (для глаз)

  • Заяц– прыгает.
  • Летучая мышь – летает
  • Медведь–ходит
  • Лиса - бегает

 А теперь давайте поговорим о том, как звери  передвигаются. В этом вам помогут рисунки. По классу развешены картинки зверей. По команде учителя дети поворачивают голову к названному зверю и выполняют движения:

-Как передвигаются звери?

-По- разному

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний

Фрагмент мультфильма «Волк и теленок»

-Давайте, посмотрим фрагмент мультфильма» Волк и теленок» снятого по сказке М. Липскеров «Как волк теленочку мамой был»

-А в природе такое бывает?

- Рассмотрите рисунки,  стр. 34-35,  затем возьмите  соедините стрелками, кто чем или кем питается.

 Работа в  группе.

Соедините, кто кем или чем питается.

 

- Проверка:

- Чем питается еж?

- Может кто – ни будь, знает, как называются звери, которые питаются  насекомыми?

- Кем  питается  лисица?

- Как называются звери, которые питаются  другими животными?

- Чем питается  лошадь, белка, суслик ?

-Как называются такие звери?

- Чем питается  медведь?

- как называются такие звери?

- Сделайте вывод, как называют зверей, в зависимости от их питания?

- Прочитайте вывод на стр. 125

Индивидуальная работа

 по карточкам.

-Определяют кто, чем или кем питается?

Карточка.

Еж                                насекомыми

Белка                            пшеницей

Суслик                         другими животными

Лисица                          орешками

Медведь                       травой

Лошадь                         ягодами

     рыбой

Учащиеся делают вывод, что звери делятся на группы:

Насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

(Слайд)

Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

9.Включение в систему знаний и повторение

-Какие вопросы мы поставили перед собой в начале урока?

-Нашли ответы на них?

Дополнительный материал.

-Проверьте свои знания с помощью

игры «Поймай ошибку».

Если в моем высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ.

1.Все представители животного мира- млекопитающие. (-нет, только звери)

2. Звери двигаются по-разному .

3. Тело всех зверей покрыто густой шерстью.

4. Все звери обитают в лесу.  

5. В зависимости от  питания звери бывают насекомоядные,  растительноядные, хищные, всеядные?

-Помните, в начале урока я говорила, что если мы выполним все задания, то сможем открыть посылку.

-Что же это за посылка и что за чудо в ней?

–Кто-нибудь знает? Выходите, давайте ее потрогаем. Тяжелая?  (Нет)

-Пахнет?  (Нет) –Догадались?

Слушайте подсказку:

-В нём то, что превращает беспомощного детёныша в сильного могучего, здорового, отчасти умного зверя.

-Да, это обычное, но вместе с тем чудесное молоко.

- А человека превращает оно в сильного могучего, здорового и умного?

- Конечно, это не молоко ,которым вас кормили мамы, когда вы были совсем маленькими .  Это молоко, которое можно  купить в магазине, на базаре и т.д. – это чудо. На первый взгляд эта белая жидкость, но если посмотреть в микроскоп, в молоке обнаружишь много питательных веществ. В нем есть -кальций – при его недостатке разрушаются зубы, кости; витамин А – роста; витамин С – защищает от болезней; витамин В – зрения; витамин Д – твёрдость и прочность мышц; витамин Е – молодость. Вот почему молоко обладает такой силой.

-Как, вы думаете, почему в посылке оказалось именно молоко?

- А вы догадались, кто прислал посылку? Кто?

  1. Чем отличаются от других животных?
    2. Как  передвигаются?
    3. Чем питаются? (слайд)

-нет, только звери)

-нет, у  дельфина и кита густая шерсть отсутствует

-нет

-Нет

-Нет

(Молоко)

Слайд

Звери выкармливают детенышей молоком.

Млекопитающие

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

10. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Какие открытия сделали на уроке?

– У вас на парте картинки со зверями. Возьмите картинки, подойдите к доске и разместите их на лучике солнца.

http://festival.1september.ru/articles/587251/2.gif

–И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать, и согревать  их.

-И я прочту вам стихотворение Сергея Островского.

Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить на белом свете - Я В ОТВЕТЕ!

Любите природу, не обижайте животных. Мы за них в ответе.

(Учитель дарит детям молоко, гостям буклеты о молоке)

-Спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

Самооценка результатов деятельности .

Встают и размещают картинки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:  смыслообразование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект урока по окружающему миру "Звери-млекопитающие"

Урок окружающего мира (2 класс).Тема урока: Звери – млекопитающие...

Открытый урок по окружающему миру для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Открытый урок по окружающему миру для 2 класса "Зимняя жизнь птиц и зверей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...