Конспект урока по окружающему миру "Пернатые изобретатели".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Назарова Ирина Владимировна

Конспект урока "Пернатые изобретатели"  (3 класс УМК "Школа 2100") Носит обучающий характер. Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей многообразия птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pernatye_izobretateli.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» (3 класс).

Цель урока:  создание условий для выявления обучающимися   особенностей    многообразия птиц.

Задачи урока:

1. повторить и углубить знания о пресмыкающихся, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить с классом птиц; расширить кругозор детей.

2. развивать познавательную активность, воображение, внимание, умение критически оценивать работу на уроке.

3. воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация,  карточки с изображением птиц, конверты с перьями, учебники для 3 класса А.А.Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли».

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами. Вижу, какие у вас любознательные глазки. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и плодотворно.

2. Проверка домашнего задания.

- Предлагаю вспомнить пройденный материал. Назовите, какие признаки соответствуют каждой группе животных.

Живут в воде

Откладывают яйца

Тело покрыто перьями

Холоднокровные

Дышат лёгкими

Тело покрыто чешуёй

Орган дыхания – жабры

Живут в воде и на суше

Сухая кожа

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

- Давайте обобщим:

рыбы – это животные…

земноводные - это животные…

пресмыкающиеся - это животные…

- Ребята, а почему характеристику «тело покрыто перьями» вы не отнесли ни к одной группе? Как вы думаете о ком или о чём мы будем говорить на уроке? Что бы вы хотели узнать о птицах? Где вы можете найти ответы на эти вопросы? (Посмотреть в энциклопедиях, справочниках).

Очень хорошо, что вы хотите узнать так много, но на уроке для этого нам не хватит времени. Предлагаю узнать ответы на следующие вопросы:

- Каково главное отличие птиц от других животных?

- Как птицы заботятся о потомстве?

- На какие группы можно разделить птиц?

- Ребята, а вы знаете, как называется наука, которая изучает птиц? (Орнитология)

- Сегодня я предлагаю вам стать орнитологами. Найдём ответ на первый вопрос.

- Вопрос: «Каково главное отличие птиц от других животных?» я задала ребятам моего класса. Вот что они ответили.

1. Главное отличие птиц от других животных – умение летать. Вы согласны? Кто ещё умеет летать? Является ли этот признак основным?

2. Откладывают яйца.

- Вы согласны, что только птицы откладывают яйца? Это основной признак?

3. Имеют клюв.

- Кто-нибудь из животных имеет клюв?

4. Птицы умеют петь. Если мы сейчас запоём, то будем птицами?

5. Имеют перья.

- Какие ещё животные имеют перья? Это может быть основным признаком отличия? От того, что птицы имеют перья их называют пернатыми. Сделаем вывод: «Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями».

- А вам интересно узнать как устроено перо птицы? Достаньте из конверта пёрышки, внимательно разглядывайте, слушайте и запоминайте.

Перо состоит из стержня и опахала. От стержня отходят бородки. С помощью увеличительного стекла можно рассмотреть, что от бородок отходят бородочки как хвоинки на еловой веточке. Попробуйте раздвинуть бородочки, а затем разгладьте их пальцами. Что вы заметили? Бородочки имеют крючочки, которыми цепляются друг за друга. Вот почему перья такие лёгкие, прочные и упругие. Такая особенность строения пера подтолкнула человека к изобретению застёжки-липучки. Нижняя часть пера, лишённая волосков, называется очином. Давайте ещё раз назовём части пера.

- А сейчас предлагаю вам работу в группах.

1 и 2 группы – ваша задача узнать, что произойдёт с пером, если обмакнуть его в воду. Обязательно сделайте вывод.

3 и 4 группы – должны узнать что находится внутри очина.

Группам нужно внимательно изучить инструкции, которые находятся внутри конвертов.

(Самостоятельная работа в группах).

Проверка.

Вывод 1и 2 групп. Перо покрыто слоем жира, поэтому оно защищает от воды.

- Как вы думаете, что могли изобрести люди, благодаря этому свойству перьев? (Водоотталкивающую ткань).

Вывод 3 и 4 групп. Ствол пера пустой внутри, поэтому оно лёгкое.

- В каком изобретении человек использует это свойство пера? (Самолёт)

Запомните выводы, которые вы сделали, потому что они нам ещё понадобятся.

- А сейчас перейдём к второму вопросу. Узнаем заботятся ли птицы о своём потомстве.

- Предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю».

- Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете зелёный прямоугольник, если нет, то красный.

1. Весна – сезон для размножения большинства птиц.

2. Самка откладывает не все яйца, а по одному в день.

3. Птенцов выкармливает только самка.

4. После вылета птенцов из гнезда, родители продолжают заботиться оних.

5. Самые заботливые родители среди птиц – это кукушки.

- Как мы можем проверить, верны ли наши предположения? (Прочитать информацию в учебнике. Самостоятельное чтение).

- У кого предположения совпали с тем, что написано в учебнике? На все ли вопросы вы нашли ответ? Ответа на последний вопрос в учебнике нет, поэтому предлагаю дома поработать с дополнительной литературой и найти ответ.

- Являются ли птицы заботливыми родителями?

- Обратите внимание на экран. По какому признаку я разделила птиц на группы? (Оседлые и перелётные).

- Вспомните, как авторы назвали тему урока. Почему пернатые? Почему изобретатели? (Вспомните изобретения, которые сделали люди, наблюдая за птицами).

-Смогли ли мы найти ответы на поставленные вопросы?

- Предлагаю закончить фразы.

Я узнал…

Мне понравилось…

Меня удивило…

(Если нужно, воспользуйтесь моделью, которую мы с вами составили).

Домашнее задание.

- Кстати с помощью птиц, человек изобрёл почту. Как птицы помогли человеку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...