Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Новикова Елена Александровна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.m._4_kl.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Рассмотрено:

Заседание МО учителей начальных классов

Протокол №1 от

 «27»августа   2014 г.

Руководитель МО учителей начальных классов

_________ / Астайкина Т.А.

                   

         Согласовано:

          Заседание МС

          Протокол №  1  от

          « 28»августа 2014 г.

         Зам.директора по УВР

         _______/ С.В.Воеводина

     

 Утверждаю:

      Директор МОУ «СОШ № 40 »

      Приказ № 76  от

      «29 » августа 2014 г.

      ________/ С.В.Баранов

Рабочая программа

учебного курса «Окружающего мира» в 4Д классе
(наименование предмета)


  _____часов в год (2 ч. в неделю)

                                        Составитель: учитель начальных классов

Новикова Е. А.

                                           

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от « 29» августа 2014 г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования   (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

               Общая характеристика учебного предмета

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для четвертого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация носил],ной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

   Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. -М.: Просвещение. 201 3.

           

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как  многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих :здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор  и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания  - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые следующие способности учащихся:

способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;

способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;

способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);

умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

Предметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;

усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;

начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты  по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;

научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;

умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.

Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

Продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-        Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-        Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-        Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика   результатов   предметной   обученности,   формирования   универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы, программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

 нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

•        отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

        неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-        отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Календарно - Тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

Домашнее

задание

по плану

по факту

1.

Земля и человечество. /9ч/

Мир глазами астронома.

1

- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;                      

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;            

 - рассказывать о мире, с точки зрения астронома;                                   - работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;                                          

- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;                                                            - работать со взрослыми: находить дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;                                          

 - на основе строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;                                                              

- различать планеты и их спутники;                                                           - работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;                                                     - практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;                                                                                  - устанавливать причинно-следственные связи  между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;                                  

 - работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля

( телескопа);                                                                

 - моделировать изучаемые созвездия;                                                       - определять направление на север по Полярной звезде;                

 - работать с терминологическим словарём;                                              

  - сравнивать глобус и карту полушарий;                                                   - находить условные знаки на карте полушарий;                                      - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;        

 - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;                                                                                        

 - составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;                    

 - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;                                                                                     - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;                                                                                                    - посещать краеведческий музей  и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);                      

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;                                    

 - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;        

- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;                                                            

 - рассказывать о мире с точки зрения эколога;                                        - работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;                              

- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;                                                                                    

 - рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия;  

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;                                                                                                       - работать в паре: знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;                                                    

 - читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать  их как образец для подготовки собственных сообщений;                                                                                                      - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о  них;                                                 -  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

с. 4 - 8

вопросы

2.

Планеты Солнечной системы.

1

с. 9 - 15

вопросы

3.

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

с. 16 – 21

вопросы

4.

Мир глазами географа.

1

с. 22 - 28

вопросы

5.

Мир глазами историка.

1

с. 29 - 35

вопросы

6.

Когда и где?

1

с. 36 - 40

вопросы

7.

Мир глазами эколога.

1

с. 41 - 47

вопросы

8-

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

2

с. 48 - 53

вопросы

с. 54 - 56

вопросы

10.

Природа России.

/10ч/

Равнины и горы России.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;        

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;                                                                                                            - различать холмистые и плоские равнины;                                            - характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;                                                            

- работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;                                                                                                            

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте;          

- различать моря Северного и Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;                                                                                                        - характеризовать особенности изучаемых водных объектов;    

- находить в интернете сведения о  загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

- работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;                                                         - устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;    

- находить на карте природных зон области высотной поясности;

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами;

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;                    

 - характеризовать зону арктических пустынь по плану;

- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;  

 - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами;                                                           - рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;  

 - характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;                                                                              

- находить  и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;      

- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;                                                                                              

 - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;                                                                                                          

- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;                                                                                               - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;                                                                      - устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;                                                                     - сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;                                                                                               - находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;                                                       - устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;                                                                    

  - находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;                                                                                                - устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;                                                                                                             - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;                                               - обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

- характеризовать зону субтропиков по плану;                                        - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

с. 60 - 65

вопросы

11.

Моря, озера и реки России.

1

с. 66 - 70

вопросы

12.

Природные зоны России.

1

с. 71 - 75

вопросы

13.

Зона арктических пустынь.

1

с. 76 - 83

вопросы

14.

Тундра.

1

с. 84 - 94

вопросы

15.

Леса России.

1

с. 95 - 102

вопросы

16.

Лес и человек.

1

с. 103 - 109

вопросы

17.

Зона степей.

1

с. 110 - 117

вопросы

18.

Пустыни.

1

с. 118 - 125

вопросы

19.

У Черного моря.

1

с. 126 - 134

вопросы

20.

Родной край – часть большой страны.

/15ч/

Наш край.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;  

- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;                                                                                                   - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

 -  описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;                - обсуждать меры по охране поверхности своего края;                           -  составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта;                                                                                                          - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;

- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;                                                                                 - практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу;                                                                                                     - сравнивать изученные полезные ископаемые;                                        

- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;                                                                         - рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;                              

- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;                                                                                                            

 - работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;  

- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона;                                                            

- работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме;                                                       - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;                                                                                                - наблюдать объекты и явления природы;                                                - определять природные объекты с помощью атласа определителя;

- фиксировать результаты наблюдения;                                                    - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах;

- выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий;                                                                                                         - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур;                                                                                                         - различать сорта культурных растений;                                                                                                  

- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;                                                                                                           - выполнить тесты с выбором ответа;                                                          - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;  

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;                                                                                                    - готовить иллюстрации для презентации  проекта

- готовить тексты сообщений;                                                                     - выступать с сообщением в классе;                                                               - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

с. 138

вопросы

21.

Поверхность нашего края.

1

с. 139 - 144

вопросы

22.

Водные богатства нашего края.

1

с. 145 - 148

вопросы

23.

Наши подземные богатства.

1

с. 149 - 159

вопросы

24.

Земля – кормилица.

1

с. 160 - 163

вопросы

25.

Жизнь леса.

1

с. 164 - 169

вопросы

26.

Жизнь луга.

1

с. 170 - 177

вопросы

27.

Жизнь в пресных водах.

1

с. 178 - 186

вопросы

28-

29-

30.

Природные сообщества родного края

3

31.

Растениеводство в нашем крае.

1

с. 187 - 194

вопросы

32.

Животноводство в нашем крае.

1

с. 195 - 203

вопросы

33.

Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

34.

Презентация проектов.

1

с. 204

35.

Страницы Всемирной истории.

/5ч/

Начало истории человечества.

1

- Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения;                                                          - понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;                                                                                                             - обсуждать роль огня и приручения животных;                                         - анализировать иллюстрации учебника;                                                       - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей и жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;  

- понимать роль археологии и изучении первобытного общества;

 - определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;                                                                                                                    - находить на карте местоположение древних государств;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;                                                                         - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

  - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;                                                                                              - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;                                                                                                 - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;                                                                                - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;                                                                                           - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;                                                                                             - сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья;                                                                                              - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;                                                                                                 - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;                                                                                                        - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;                                                                                                          - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;                                                                                               - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков;                                                                                               - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;  

- работать с терминологическим словариком;                                                -  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

с. 4 - 7

вопросы

36.

Мир древности: далекий и близкий.

1

с. 8 - 14

вопросы

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

с. 15 - 21

вопросы

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

с. 22 - 27

вопросы

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

с. 28 - 33

вопросы

40.

Страницы истории России.

/20ч/

Жизнь древних славян.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- анализировать карту расселения племен древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;                                                     - характеризовать верования древних славян;                                          

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из   варяг в греки»  и расширение территории государства в 9- 11 веках;

- характеризовать систему государственной власти  в 9-11 веках  в Древней Руси;                                                                                               - обсуждать причину введения на Руси христианства  и значение Крещения;                                                                                                    

 - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде;

 - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов  Древней Руси;                                                                               - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;  

  - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;                                                                                                

 - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;                                             - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;                                                                                       - выявлять роль летописей для изучения истории России;  

 - обсуждать роль рукописной книги  в развитии русской культуры;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;                                                                          - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

- прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь;                                 - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;                                                                                                    - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских  и монгольских воинов;                                                                               - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

 - находить на карте места сражений  Александра Невского  со шведскими и немецкими захватчиками;                                                   - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;                                                                      - высказать своё отношение к личности Александра Невского;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

 - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;                                                                                                         - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;                                                                                

- прослеживать по карте передвижения русских  и ордынских войск;  

- составлять план рассказа о Куликовской битве;                                                          - обсуждать, почему так важна  для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;                                                                                - рассказывать о поединке богатырей;                                                      - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;                                                                                                        - осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды;

- описывать по иллюстрации в учебнике изменения  в облике Москвы;                                                                                                         - обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;                                                            - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников ;                                                                       - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;                                                                                              

- обсуждать значение организации народного ополчения  и освобождения Москвы от польской интервенции;    

- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;  

- рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета  информацию  о Петре 1, которой нет в учебнике;  

- описывать достопримечательности  Санкт-Петербурга;  

- обсуждать, заслуженно ли Пётр 1 стал называться Великим;    

- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;                                                                     - находить на карте приобретения города, основанные Петром 1;

 - составлять план рассказа  о М. В. Ломоносове;                                      - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;                                                                                                          - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова  в развитии науки и культуры;                                                                                        - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;                                                                                              

- обсуждать, заслуженно ли Екатерина вторая стала называться Великая;                                                                                                         - описывать достопримечательности Петербурга ;                                   - сравнивать положение разных слоёв российского общества;  

- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.  Пугачёва;  

- прослеживать по карте рост территории государства;          

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;  

  - извлекать из Интернета сведения  о Петербурге, Москве, других городах России  в 18 веке;                                                              

 - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;                                                                              - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года;          

- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;                                                                              

 - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания  из рабочей тетради  и электронного приложения к учебнику, готовить сообщении и презентовать  их на уроке;                                                                          - работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;                                                                      - сопоставлять исторические источники;                                                  - извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе;

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны,  Февральской и Октябрьской революций;        

- составлять план рассказа  о событиях начала 20 века  и рассказывать о них по плану;                                                                     - интервьюировать взрослых членов семьи  о том, какую роль сыграли  Октябрьская революция и Гражданская война  в судьбе семьи;                                                                                                            - развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;    

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством  страны;                                                                                   - сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради  и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;                                                                                                             - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР  и Российской Федерации;                                                                               - знакомиться по фотографиям  в Интернете с обликом довоенных станций;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;                                                                      - обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;                                                                                                                  - встречаться с ветеранами войны;

- собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы  в родном городе (селе) регионе;                                                  

 - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию  об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);                                        

 - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;                                                                            - прослушивать в записи песни, посвящённые полёту  Юрия Гагарина;                                                                                                       - знакомиться с репродукциями картин космонавта  А.Леонова на космическую тему;                                                                                       - готовить сообщение  и презентовать его в классе;                                    - работать с электронным пособием;                                                          - работать с терминологическим словарём;                                                    - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.      

с. 34 - 39

вопросы

41.

Во времена Древней Руси.

1

с. 40 - 45

вопросы

42.

Страна городов.

1

с. 46 - 54

вопросы

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

с. 55 - 58

вопросы

44.

Трудные времена на Русской земле.

1

с. 59 - 64

вопросы

45.

Русь расправляет крылья.

1

с. 65 - 69

вопросы

46.

Куликовская битва.

1

с. 70 - 74

вопросы

47.

Иван Третий.

1

с. 75 - 81

вопросы

48.

Мастера печатных дел.

1

с. 82 - 86

вопросы

49.

Патриоты России.

1

с. 87 - 94

вопросы

50.

Петр Великий.

1

с. 95 - 100

вопросы

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

с. 101 - 104

вопросы

52.

Екатерина Великая.

1

с. 105 - 111

вопросы

53.

Отечественная война 1812 года.

1

с. 112 - 121

вопросы

54.

Страницы истории XIX века.

1

с. 122 - 126

вопросы

55.

Россия вступает в XX век.

1

с. 127 - 135

вопросы

56.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

с. 136 - 139

вопросы

57-

58.

Великая война и великая Победа.

2

с. 140 - 143

вопросы

с. 143 - 146

вопросы

59.

Страна, открывшая путь в космос.

1

с. 147 - 152

вопросы

60.

Современная Россия.

/9ч/

Основной закон России и права человека.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;                                                                             - анализировать закреплённые в Конвенции    права ребёнка;

 - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;                                                                                               - готовить проекты «Декларация прав», обсуждать их в классе;

- работать с терминологическим словарём;                                                

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;                                                                                                  - различать прерогативы Президента, Федерального собрания  и Правительства;                                                                                             - следить за государственными делами  по программам новостей    ТВ  и печатным средствам массовой информации;

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;                                                                                                    - знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;                                                                       - выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;      

- обсуждать, зачем государству нужны символы;                                     - моделировать символы своего класса, семьи;                                          

- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;                                                                - знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;  

- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае,

- совершать виртуальные экскурсии  с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники  истории и культуры;                                                                                                      - рассказывать по личным впечатлениям  о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;                                                                                                     - пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору;

- Выполнять тесты с выбором ответа;                                                      - оценивать правильность/неправильность  предложенных ответов;

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;                                                                                                      - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;  

- готовить иллюстрации для презентации проекта;                                                                                        - готовить тексты сообщений;                                                                     - выступать с сообщением в классе;                                                           - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

с. 156 - 163

вопросы

61.

Мы – граждане России.

1

с. 164 - 167

вопросы

62.

Славные символы России.

1

с. 168 - 174

вопросы

63.

Такие разные праздники.

1

с. 175 - 179

вопросы

64-

65-

66.

Путешествие по России.

3

с. 180 - 185

вопросы

с. 186 - 193

вопросы

с. 193 - 203

вопросы

67.

Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

68.

Презентация проектов.

1

с. 204

Материально-техническое обеспечение учебного предмета (Окружающий мир)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). Методические пособия для учителя

К

П

Д

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания -магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.). Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме) Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

Например,  могут быть использованы фрагменты   музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные*, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т. д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы .ухода за растениями и животными

К

Д

к

к

Д

Д

к/ш

Д

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель «Торс человека с внутренними органами».

 Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).

Макеты архитектурных сооружений,  исторических памятников и т. п.

Д/п

Д/п

д

Д

 П

Д

д

  макет Кремля, славянского поселения и пр

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных -и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные)

Ф/П Ф/П Ф/П

Д

С учётом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

Настольные   развивающие   игры   по   тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.).

п

Наборы ролевых игр,  игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). Наборы карандашей,  красок, альбомов для рисования

П

 к

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Ф

д

д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...