Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (УМК "Перспектива")
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Жерикова Евгения Александровна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой,  УМК "Перспектива". Программа содержит пояснительную записку , календарно-тематическое планирование и планируемые результаты обученности учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой, М., «Просвещение», 2011 год;
  • Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;
  • Планируемых результатов начального общего образования.

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.), согласно природным и климатическим  условиям нашего климата. Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующей цели:

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

На изучение курса «Окружающий мир» отведено 2 часа в неделю, 34 недель - итого 68 часов.

Для реализации программного содержания курса окружающий мир  используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Плешаков, А. А. М.Ю. Новицкая«Окружающий мир»: учебник для 2 класса в 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков, А. А. рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса– М.: Просвещение, 2012.
  3. Дмитриева, О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс» /– Москва «ВАКО», 2007.

Планируемые результаты:

- Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- формированиеответственности за происходящее, потребности в добром поступке;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви к природе, стремиться беречь её;

- умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой;

- выполнение правил здоровогообраза жизни;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добрых поступках.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром, при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром, с атласом-определителем; при определении невидимых нитей

4. Сравниватьсвои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника( с образцом);

5. Самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна;

-наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

-понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев, характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых,  отличие  паукообразных  от насекомых;

- подведение под понятие;

- обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

- моделирование и преобразование моделей;

-умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- -освоение технологии поиска информации (находят информацию  в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

-  умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;

- оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за живой природой;

- умение договариваться об условиях игры.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должнызнать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должныуметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах, некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края

.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во втором классе

(68 часов, из расчета 2 часа в неделю)

№ \п

Дата

Корректир.

Тема

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные

1

01.09

День Знаний. Знакомство с учебником. Мы — союз народов России

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые егоприродные и историко-культурные достопримечательности.

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Регулятивные:

1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром

4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника( с образцом)

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.

Коммуникативные:участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;

- оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам).

2

03.09

Мы — жители Вселенной

Усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

3-4

08.09

10.09

Наш «космический корабль» — Земля.

Усвоить понятия о горизонтеи сторонах света; научитьобращаться с компасом, определять стороны горизонта.

5

15.09

Время.

Усвоить: минута — единица измерения времени.

6

17.09

Сутки и неделя.

Усвоить: сутки и неделя - единицы измерения времени.

7

22.09

Месяц и год.

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; уметь представить единицу измерения времени«год» как последовательность двенадцати месяцев;

8

24.09

Времена года.

Уметь объяснять причину смены времен года; знать: важнейшие сезонные явления природы как признаки того илииного времени года.

9-10

29.09

01.10

Погода.

Научить различать виды термометров и пользоватьсякаждым из них.

11

06.10

Календарь-хранитель времени, страж памяти

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи сособенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни.

12

08.10

Праздники для всех.

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря.

13

13.10

Народный календарь.

Знать некоторые народныеприметы на погоду своего края,уметьпредполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду

14

15.10

Экологический календарь.

Знать понятие экология,  понимать необходимость охраны природы

Уметь использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы  

15

20.10

За страницами учебника. Тестирование

16

22.10

Экскурсия «Живая и неживая природа».

Понимать причины пожелтениятравы осенью; Уметь распознавать травы с помощьюатласа-определителя.

Знать (4-5) названий травянистых растений нашего края

17

05.11

Осенние месяцы

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенностижизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев;

18

10.11

Осень в неживой природе

усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,моросящие затяжные дожди, туманы и др.); Изучить осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава

19

12.11

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Знать народные праздники в пору осеннего

равноденствия

20

17.11

Звездное небо осенью

Понимать, что звезды, как иСолнце — сгустки раскаленных газов. Познакомить с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

21

19.11

Трава у нашего дома.

Знать названия часто встречающихся травянистых растений, кустарников и деревьев;

причины пожелтения травы осенью, листопада

22

24.11

Старинная женская работа

Знать основные виды осенних работ;

23

26.11

Деревья и кустарники осенью.

Знать причины листопада;

познакомить с вечнозелеными хвойными растениями нашего края;

24

01.12

Чудесные цветники осенью

Знать (4-5) названий травянистых растений нашего края

Знать сезонные изменения в живой природе

25

03.12

Грибы

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомить со строением грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

26

08.12

Шестиногие и восьминогие

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

27

10.12

Птичьи секреты

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научитьразличать перелетных и зимующих птиц.

28

15.12

Как разные животные готовятся к зиме

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

29

17.12

Невидимые нити в осеннем лесу

Дать понятие о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

30

22.12

Осенний труд людей

Знать виды работ,выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

31

24.12

Будь здоров!

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснитьтоварищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметьсоблюдать правила, предусмотренные игрой.

32

12.01

Охрана природы осенью

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

33

13.01

Зимние месяцы

Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные:обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

- моделирование и преобразование моделей;

-умение находить необходимую информациюна вопросы рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие

Коммуникативные:

- умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называть самое главное, что понравилось на уроке;

-умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость;

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами;

- умение договариваться об условиях игры.

34

17.01

Зима — время науки и сказок

Знать несколько зимних народных примет на погоду.

35

20.01

Зима в неживой природе

Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря). Дать понятие о днезимнего солнцеворота

 (25 декабря).

36

24.01

Зимние изменения в природе.

Уметь находить и соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой;

описывать красоту зимней природы, используя выразительные средства родного языка

37

27.01

Звездное небо зимой

Дать понятие оместоположении на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярной звезды; учить ориентироваться по Полярной звезде.

38

31.01

Зима в мире растений

Ознакомитьсо способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

39

03.02

Зимние праздники.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

40

07.02

Растения в домашней аптечке

Знать нескольколекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения

41

10.02

Зимняя жизнь птиц и зверей

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

42

14.02

Невидимые нити в зимнем лесу

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

43

17.02

В феврале зима с весной встречается впервой

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,а последним, двенадцатым месяцем года.

44

21.02

Зимний труд

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

45

24.02

Будь здоров!

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснитьтоварищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы.

46

28.02

Охрана природы зимой

Познакомить с правилами охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, лесу знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

47

03.03

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

48

07.03

Весенние месяцы

Уметь находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потеплениявесной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природныеявления.

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности за общее дело;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой;

- выполнение правил здоровогообраза жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом;

- самоконтроль во время прогулки в парке, лесу.

Познавательные:умение сравнивать положение Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей;

- умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие;

- освоение технологии поиска информации (находят информацию в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

49

10.03

Образ весны в культуре народов России

50

14.03

Весна — утро года

Уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

51

17.03

Звездное небо весной.

Познакомить с положением веснойсозвездий Большая Медведица, Малая Медведица.

52

21.03

Весенняя прогулка Старинные детские игры весной.

Познакомить с раннецветущими растениями

53

31.03

Весеннее пробуждение растений

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

54

04.04

Чудесные цветники весной

Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе.

55

07.04

Весна в мире насекомых

Познакомитьс пользой пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых иптиц.

56

11.04

Весна в мире птиц и зверей

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

57

14.04

Невидимые нити в весеннем лесу

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учитьприводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

58

18.04

Весенний труд

Уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою».

59

21.04

Старинные весенние праздники. Пасха.

Познакомитьс весенними праздниками, с образом берёзы в культуре разных народов.

60

25.04

Образ берёзы в культуре разных народов

61

28.04

Будь здоров!

Знать правила здорового образа жизни в весенний период.

62

05.05

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Знать правила во время прогулки в парке, лесу.

63

12.05

Охрана природы весной

Учить находить признаки летних явлений природы в старинных названиях летних месяцев.

64

16.05

По страницам Красной книги России

Познакомить сКрасной книгой России

65

19.05

Лето красное. Экскурсия в парк.

Познакомитьс цветущими растениями нашего края.

66

23.05

Урок КВН

Творческая работа по командам

67

26.05

Летние праздники и труд

Познакомить с летними праздниками в России и в народов ханты.

68

30.05

Итоговый урок

Умение применить полученные знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...