рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента

знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности

         -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

Курс обеспечен:

Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.

«Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

Тематический план базового курса «Окружающий мир» в  4 классе

Раздел

Кол-во

часов

Основное содержание

Вид контроля

1

Земля и человечество

10

Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Текущий.

Фронтальный опрос.

Тест (5 мин.)

Тест (10 мин.)

Самостоятельная работа (10 мин.)

2

Природа России

11

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

Фронтальный опрос.

Текущий.

Тест (10 мин.)

Проверочная работа.

Тематический тест

(10 мин.)

3

Родной край - часть большой страны

12

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.  Правила поведения в окружающей среде.

Графический диктант.

Текущий опрос.

Фронтальный опрос.

Работа с Красной книгой.

4

Страницы всемирной истории

6

История древнего Египта, Греции, Рима,  Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Текущий опрос.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа (10 мин.)

5

Страницы истории Отечества

20

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.

Фронтальный опрос.

Текущий опрос.

Тематический.

Тест (8 мин.)

Тест (10 мин.)

6

Современная Россия

9

Человек - член общества. Россия  - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный  гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Текущий опрос.

Фронтальный опрос.

Тест (5 мин.)

Тематический.

Графический диктант.

Тест (10 мин.)

Календарно-тематическое  планирование

Тема урока

Всего

часов

Тип урока

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

1

Солнце. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли

1

Комбинированный

Текущий

С. 4-8, вопросы «Проверь себя»

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 9-15, вопросы

с. 15, задания 1,2

3

Звездное небо - великая книга Природы

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 16-21, «Проверь себя», написать памятку

4

Мир глазами географа.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 22-29, вопросы «Проверь себя», задания 1,2

5

Пояса Земли

1

Урок практического применения знаний

Фронтальный опрос

С.30-34, вопросы задания 1,2

6

Мир глазами историка

1

Комбинированный

Тест

(10 мин)

С. 35-41, вопросы задания 1,2

7

История - путешествие в  глубь  времен

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 42-46, вопросы,

зад. 1,2

8

Прошлое и настоящее глазами эколога

1

Комбинированный

Тест (5 мин)

С. 47-53, вопросы,

с. 52 «Подумай»

9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Комбинированный

Фронтальный

опрос

С. 54-62, вопросы,

задания по выбору

10

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная

работа

(10 мин)

Сочинение «Каким бы

я хотел видеть окружающий нас мир»

11

Формы земной поверхности: равнины и горы России. Экскурсия.

1

Экскурсия

Фронтальный опрос

С. 64-71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать.

12

Моря, озера и реки России

1

Комбинированный

Тест (10 мин)

С. 72-77, задание 4

13

Зона арктических пустынь

1

Комбинированный

Фронтальный

опрос

С.78-86, вопросы «Проверь себя!»,

задание 2

14

Тундра. Природа тундры

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 87-97, задания 1,

3 (по вариантам)

15

Леса России

1

Комбинированный

Графический

диктант

С. 98-105,

задание 1

16

Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)

1

Комбинированный

Проверочная работа (15 мин.)

С. 106-113вопросы

«Проверь себя»,

составить памятку

17

Зона степей России

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.114-122,

Зад. 1,2

18

Пустыни России

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 122-131,

ответы на вопросы задания 1,2

19

У  Черного моря

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 132-140,

Зад. 1,4

20

Экологическое равновесие

1

Комбинированный

Работа с Красной книгой родного края

С.141-142, подготовить

сообщение по проблеме

21

Обобщение по разделу «Природа России»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест (10 мин.)

Тематический

Сочинение «Что я

расскажу иностранцу о своем городе»

22

Родной край – малая Родина. Экскурсия.

1

Экскурсия

Текущий

Устный рассказ

«Мой край»

23

Поверхность нашего края

1

Экскурсия

Текущий

С. 147-153, задания 1-3, вопросы

«Проверь себя!»

24

Водоемы  нашего края

1

Комбинированный

Графический диктант

С.154-158, вопросы,

зад. 2

25

Наши  подземные богатства

1

Комбинированный

Текущий

С. 159-170 вопросы,

задание 3

26

Почва, ее состав

1

Комбинированный

Текущий

С.171-174, вопр, .стихи, посл., загадки о земле

27

Жизнь леса.  Лес – природное сообщество. Экскурсия.

1

Комбинированный

Работа с

Красной книгой

С.175-182, вопросы, задание 3

28

Жизнь луга. Луг - природное сообщество. Экскурсия.

1

Комбинированный

Графический диктант

С.182-190,

вопросы, задание 5

29

Жизнь пресного водоема

1

Комбинированный

Текущий.

Фронтальный опрос

С. 191-200,

вопросы, зад.3

30

Растениеводство в нашем крае

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.201-207,вопросы

«Проверь себя»

31

Незаметные защитники урожая

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.208-213.задание 3

«Проверь себя»

32

Животноводство в нашем крае

1

Комбинированный

Текущий.

Фронтальный опрос

С.214-222. Вопросы «Проверь себя»

33

Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест

34

История человечества

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.4-6, пересказ текста  с.7,зад.1-3

35

Мир древности: далекий и близкий

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.14, сообщение об 1 из государств

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

Комбинированный

Тест

С.21, зад.1-3, с.15-20, текст читать

37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.22-26 читать; с.27 задание 1,2

38

Новейшее время

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.28-31 читать, с.32 задание 1-3

39

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест

Рассказ об одном из государств

40

История Отечества. Жизнь древних славян

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.34-39, вопросы, задания 1-4

41

Во времена Древней Руси

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 40-45, вопросы, задание 2

42

Страна городов

1

Комбинированный

Тематический

С. 46-54, вопросы, задание 2 (по вар.)

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.55-58, вопросы, задания

44

Трудные времена на Русской земле

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 59-64, вопросы, задание 2

45

Русь расправляет крылья

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 65-69, вопросы, задание 2

46

Куликовская битва

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 70-74, вопросы, зад.1,2

47

Выдающиеся люди разных эпох:  Иван Третий

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 75-81,вопросы,

Задания 1,2

48

Выдающиеся люди разных эпох

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 82-86,

вопросы, задание 2

49

Выдающиеся люди разных эпох

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 87-93,

вопросы

50

Выдающиеся люди разных эпох: Петр Великий

1

Комбинированный

Тест (8 мин)

С. 94-100,вопросы, зад.  по вариантам

51

Выдающиеся люди разных эпох: Михаил Васильевич Ломоносов

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 101-

104, вопросы

52

Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая

1

Комбинированный

Тематический

С. 105-111.

вопросы, зад. 1.2

53

Отечественная война 1812 года

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.112-121,вопросы,

 задание 2

54

Страницы истории XIX века

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.122-126,вопросы,

 задание 2

55

Россия вступает в XX век

1

Комбинированный

Тематический

С. 127-135,вопросы,

 задание 2

56

Страницы истории 1920-1930-х годов

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.136-139 вопросы, зад.  2

57

Великая война и  Великая Победа

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.140-146, вопросы, Зад. 2

58

Страна, открывшая путь в космос

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 147-152,

вопросы,  зад. 3

59

История вокруг нас

1

Комбинированный

Тест (10 мин). Тематический

С. 150,  Зад.  2

60

Основной закон России и права человека

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С.154-159,

Вопросы,  зад.  2

61

Всенародные праздники, отмечаемые в России

 (День защиты детей)

1

Комбинированный

Фронтальный

опрос

С. 160-163,

вопросы,

зад.2 (по выбору)

62

Человек - член общества. Президент

Российской Федерации - глава государства

1

Комбинированный

Тематический.

Тест (5 мин)

С.164-167,

Вопросы зад. 1.2

63

Государственная символика России

1

Комбинированный

Фронтальный

опрос

С.168-174,

вопросы, задание 12

64

Государственные праздники

1

Комбинированный

Фронтальный

опрос

С. 175- 179,

вопросы, задание 2

65

Города России

1

Комбинированный

Текущий

С. 180-186,

пересказ

66

Путешествие по России

1

Комбинированный

Текущий

С. 187-194, пересказ

67

Путешествие по России

1

Комбинированный

Текущий.

Графический

диктант

С. 194-205,

вопросы, задание

68

Путешествие по России

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тест (10 мин.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...