технологическая карта к уроку "Справедливость" и конспект
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе , 1 полугодие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема"Справедливость"

Тема

Справедливость

Цель  урока

Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека

Планируемый результат

Личностный: осознавать ответственность за свои действия

 умение поступать по справедливости,

•    соблюдать моральные правила,

•   умение оценивать свои поступки.

Метапредметный:

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Познавательное УУД: находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку.

Тип урока

урок открытия нового знания

Методы урока

   словесные;                                                                      

•    частично-поисковый;

•    методы самостоятельной работы;

•    элементы исследовательского метода

Основные понятия

Справедливость,мораль

Межпредметные связи

История, литература, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Толковые словари:Даль,Ожегов.

- презентация

- раздаточный материал

Формы организации  

Работа фронтальная, индивидуальная и в группах.

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап.    Организационный момент.

Рефлексия

активизация учащихся

- Здравствуйте ребята, разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока.

Сегодня мы обсудим моральные качества справедливого человека.

.

Разгадывают, составляют слово из букв на столе.

Тема урока: Справедливость.

Активизация

Учащихся.

 2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов

и определения цели и темы урока.Приём "Корзина идей"

1 задание. Напишите все ,что вы знаете о справедливости.

Соберем в "Корзину идей "наши знания и предположения

Одна из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости.

А вы знаете, что слово «справедливость» происходит от праславянского слова «Правъ». Какие слова являются однокоренными слову «правъ»?

Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его.

- Правда, правильно, право

Высказывают своё мнение (по желанию)

Познавательные:

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

3Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

Притча" Справедливость"

В чем может проявляться справедливость?(в работе, к окружающим , к самому себе)

А что значит быть справедливым?

На этот вопрос мы попытаемся ответить работая в группах.

Физкультминутка. Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда.

Ответы детей.

Первая  группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях.

Вторая группа составит пословицы о справедливости

Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.

Высказывают мнение.

Познавательные:

Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные:Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4этап

.Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Работа над рассказом Н.Носова "Фантазеры"

Обсуждение ситуации в рассказе.

•    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

•    Справедливо ли мама наказала Иринку?

•    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

•    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

Ответы учащихся.

Чтение по ролям.

Познавательные:Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

6 этап. Подведение итогов занятия.

Рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

. «Плюс-минус-интересно». 

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Дети делают записи в таблице. «Плюс-минус-интересно». 

Личностные;

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор.

7 этап

Выставление оценок.

Д/з Учебник по окр миру.стр

Итог урока

Выставление оценок.

Запись д/з



Предварительный просмотр:

Разработка урока.

 

Тема: Справедливость.

Предмет "Окружающий мир"

Класс: четвертый

Количество часов: 1 час

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

 Задачи урока:

  • Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
  • Воспитание в детях чувства справедливости.
  • Развитие   учебных  умений   работы   с   информацией   в   процессе   чтения:   умение ориентироваться   в   источниках   информации,   адекватно   понимать   прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:

•    словесные;                                                                      

•    частично-поисковый;

•    методы самостоятельной работы;

•    элементы исследовательского метода.

Формы организации познавательной деятельности:

•  коллективная;

•  фронтальная;

•    групповая;                                                                                                                   * Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».

Ожидаемые результаты:

•    умение поступать по справедливости,

•    соблюдать моральные правила,

•   умение оценивать свои поступки.

Ход урока:

1.   Организационный момент.

2.   Поставка темы и цели урока.

      У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость).      

(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

Учитель:   Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека      

 Работа с понятием «справедливость». 

(Используется прием «Корзина идей»)        слайд 1

•   Напишите   все,   что   вы   знаете   о   справедливости.   (Каждый   ученик   работает самостоятельно)

•    А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»

•    Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)

•    Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).

Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут  на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров.    Слайд 2

Учитель:  Притча «Справедливость»      

слайд  3-  Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

- Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

- Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

Слайд 4

- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Слайд 5

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница  состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

Слайд 6

Вывод:В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.

Учитель: слайд 7

•    В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

•    А что значит быть справедливым?

На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.

 Работа с различными источниками информации.

•    слайд 11 Первая  группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,

слайд 12вторая группа составит пословицы о справедливости.

  • слайд 13Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.

Проверка работы групп:

Слайд 14 - 20

Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд  21

     Чтение рассказа по ролям.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

-  А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

-  А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом    вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! — сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

-  Знаю, знаю! - закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! - и раздавил в лепёшку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чём же ты летал?

- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.

- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...

- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

-  А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну, выдумай что-нибудь.

- Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э...   гм... кхм.. .э-э-э

- Ну, что ты всё «э» да «э»!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...

- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!

- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил - выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

-  А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

-  Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

-  Вкусная штука! - сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22

•    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

•    Справедливо ли мама наказала Иринку?

•    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

•    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

Вывод. слайд 23

•    Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?

•    Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей) - Итак, ребята, давайте подведем итог.

- Продолжите подбор нужных качеств:

Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, откровенность,….

- Закончите предложение:

Справедливым можно назвать такого человека, который….

Заключение. Слайд 24-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

презентация "План, конспект и технологическая карта урока"

Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока  для реализации ФГОС....

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...