Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

      Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.В программе определены цели и задачи обучения предмету в начальной школе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане,  а также личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  окружающему миру для 2 класса

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир. 2 класс

Изд-во «Просвещение»

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.В программе определены цели и задачи обучения предмету в начальной школе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане,  а также личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса.

            Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Изучение окружающего мира  направлено на достижение следующей  цели:

освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе на основе умения  наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине.
  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».

Место предмета в  учебном плане

 На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов.  

Формы организации учебного процесса

 Программа  предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

 В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Итоговый контроль

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестовых заданий или контрольных работ, которые включают задания по каждому изученному основному разделу программы.

Текущий контроль по изучению каждого раздела проводится в форме самостоятельных и проверочных работ.

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  1. Неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  2. Строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  3. Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  4. Правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  5. Основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  6. Названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  1. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  2. Различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  3. Соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  4. Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  5. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  6. Определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  7. Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Учебно-тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Смена дня и ночи на Земле.

Погода, её составляющие.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Осенние изменения в жизни природы.

Зимниеизменения в жизни природы.

Весенние изменения в жизни природы.

Природа летом.

Взаимосвязи в природе.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

   Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

   Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

В курс окружающего мира включены экскурсии, практические работы. Их тематика:

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Весенние изменения в природе.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Запланированы уроки проектной деятельности.

Темы проектов:

« Часы», « Грибы» , « Первоцветы»

Весь материал  объединен в разделы:

Вселенная, время, календарь. Осень. Зима. Весна и лето.                      

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня; выполнять правила поведения в природе;                                                                                                                                                                    различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня;                                                                                                                                                                                                                  выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;                    использовать основные формы приветствия, просьбы, и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;                                            

определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Тамбова, Тамбовской области.         

Развернутое календарно-тематическое планирование

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания     Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и   выработки умений)

КУ – комбинированный урок    К – урок контроля, оценки и коррекции знании   ПР – практическая    Э – -экскурсия

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контро

ля

УУД

Кол-во часов

Дата

1 триместр

1

Мы – союз народов России

КУ

ПР

Основные при

емы чте

ния карты.

Познакомить детей с учебником, рабочей тетрадью.   Формировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

глублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город  и школа, где учатся дети;

находить и показывать субъект на политической карте России; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;

определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

 Ф,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

1

01.09

2

Мы — жители

Вселенной

ОНЗ

Формировать представление о строение Вселенной;  о планетах и порядоке их расположения в Солнечной системе;

Знать в общем виде строение Вселенной;

называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;

перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;

узнавать небесные тела по описанию.

определять  взаимосвязь Земли и Вселенной;

рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;

анализировать схему в учебнике;

рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;

сравнивать размеры планет;

  Ф,  И

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

- освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

1

03.09

3

Наш космический корабль — Земля

КУ

ПР

Опре

Деле

ние сто

рон гори

зонта по компасу.

Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;

изучить устройство компаса; научить определить стороны горизонта (действуя по инструкции);

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; формировать умение

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

иметь представление о форме Земли, глобусе;

знать устройство глобуса и условные обозначения на нем.

находить на глобусе океаны и материки;

определять их названия и число;

находить на глобусе нашу страну;

определять материк, на котором она расположена;

изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички

Уметь определять стороны горизонта;

находить на фотографиях в учебнике и на  местности линию горизонта;  уметь  определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;

знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь

зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;

применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради;

осуществлять самопроверку; уметь

работать в паре предлагать маршрут кругосветного путешествия.

находить на глобусе океаны и материки;

определять их названия и число;

находить на глобусе нашу страну;

определять материк, на котором она расположена;

  Ф,  И

-планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

1

08.09

4

Экскурсия Что нас окружает?

Э

Наблюдение за природой

родного города.

Деревья, кустарники, травянистые растения.

Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему.

      Ф  

-наблюдать

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-высказывать свою точку зрения на события

- участвовать в диалоге

-слушать и понимать других

1

10.09

5

Время

Проект

« ЧАСЫ»

КУ

Определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;

изучать устройство часов, определять время по часам. Выделять приметы времени.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;

иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;

рассказывать о старинных и современных часах;

объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы;

предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее;

обосновывать своё решение;

определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;

моделировать время на часах;

сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

оценка работы группы,

И

- освоение личностного смысла учения;

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

— взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

1

15.09

6

Сутки и неделя

КУ

Формировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;.

.

Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;

определять количество дней в неделе;

называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи);

моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации;

участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»;

находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи;

составлять фоторассказ о своей жизни за неделю;

писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего

1

17.09

7

Месяц и год

КУ

Формировать  представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;

Уметь  давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему;

выстраивать правильную последовательность месяцев года;

осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

устанавливать связь между названиями естественногспутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества;

прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления;

моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;

отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами;

наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Ф  ,  И

- освоение личностного смысла учения;

-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в

течение года.

1

22.09

8

Времена года

КУ

Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

объяснять причины смены времён года.

Уметь  объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года;

наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;

выявлять среди них специфические сезонные явления;

подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

1

24.09

9

Экскурсия Живая и неживая природа

Э

Наблюдение за живой, неживой природой

Уметь наблюдать за живой и неживой природой, рассказывать о наблюдениях, объяснять изменения в жизни природы с приходом осени;

записывать наблюдения в дневник.

Ф

-наблюдать за природой;

-формулировать информацию о наблюдаемых объектах,

 -заполнять дневник наблюдений.

1

29.09

10

Погода

ОНЗ

ПР

Термометр

Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Формировать умение конструировать определение понятия «погода»;

различать виды термометров и пользоваться каждым из них;

Уметь

измерять температуру;

записывать показания термометра;

узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.

сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;

рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды;

сравнить различные виды термометров;

объяснять назначение метеорологических приборов;

осуществлять самопроверку.

  Уметь работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью, попросить поделиться необходимым материалом, поблагодарить за помощь и предложить свои услуги); определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.

1

01.10

11

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

ОНЗ

Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;

находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;

Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов;

обсуждать правила пользования ими;

сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры;

понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;

Ф  ,  И

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

1

13.10

12

Праздники для всех.

КУ

Формировать умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Уметь описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе);

иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией);

определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками

Ф  ,  И

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».

1

15.10

13

Народный календарь.

ОНЗ

Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Ф  ,  И

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

1

20.10

14

Экологичес

кий календарь.

Тест

«Вселенная, время, календарь»

КУ

К

Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы;

Познакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

 Иметь представление об экологии; высказывать предположения о том, что такое экология;

находить в тексте учебника определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;

вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;

в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);

подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

    Ф

    И

-понимать задачи экологии как науки иэкологическогодвижения в России и в мире, необходимость охраны природы;

воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

1

22.10

15

Осенние месяцы

КУ

Формировать представление о народных названиях осенних месяцев. Познакомить со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений

искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге

в совместном сезонном посильном труде; называть те черты

в судьбе и произведениях художников, которые вызвали

эмоциональное переживание у каждого из учащихся.Сочинять устный рассказ по картине.

Ф  ,  И

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

1

27.10

16

Экскурсия

Осенние изменения в природе

Э

Формировать представление об  осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени.

Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,

моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться

к наблюдениям за изменениями погоды.

      Ф

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

1

29.10

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

ОНЗ

Познакомить детей с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздники земледельцев, охотников и оленеводов.

Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

Соотносить текст и иллюстрации учебника.Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников

осеннего равноденствия у разных народов, определять их

главный нравственный смысл — благодарность природе;

творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

- освоение личностного смысла учения

1

03.11

18

Звездное небо осенью

ОНЗ

Познакомиться с созвездиями Большая

Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба.

Понимать что звезды, как и

Солнце, — сгустки раскаленных газов; Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездииями современные ученые;

Ф  ,  И

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

1

05.11

19

Трава у нашего дома

КУ

Познакомить детей с наиболее распространёнными травами: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, с их особенностями и значением для человека.

Уметь  понимать причины пожелтения

травы осенью; научиться распознавать травы с помощью

атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.

Ф  ,  И

- освоение личностного смысла учения

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

1

10.11

20

Старинная женская работа        

ОНЗ

Познакомить с важнейшим старинным женским трудом –работа со льном  и его значением  в жизни народов России.

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. дети стараются

определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучить лоскуты ткани  на ощупь  и уметь    назвать известные

ткани и описать словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая.

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в группе

1

12.11

2 триместр

21

Деревья и кустарники осенью

КУ

ПР

Распознава

ние деревьев, кустарников и трав.

Понимать  причины листопада;

познакомились  с вечнозелеными хвойными растениями

средней полосы России; продолжают развивать навыки

работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям  в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью.

Ф  ,  И

- освоение личностного смысла учения

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

1

24.11

22

Чудесные цветники осенью

КУ

Познакомить с растениями цветника , клумб, цветущих осенью.

Знать цветы  в цветниках города  и в собственном саду

осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе.

Ф  ,  И

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

1

26.11

23

Грибы

ПРОЕКТ

« Грибы»

ОНЗ

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со

строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать  схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

оценка работы группы,

И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

— взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания

1

01.12

24

Шестиногие и восьминогие

ОНЗ

Познакомить с насекомыми и пауками и с осенними изменениями в их жизни. Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.        

Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.

Ф  ,  И

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

1

03.12

25

Птичьи секреты

ОНЗ

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться

различать перелетных и зимующих птиц

Узнавать на рисунке изученных птиц, Классифицировать их (перелётные, зимующие). Приводить примеры:перелётные, зимующие.

Ф  ,  И

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

1

08.12

26

Как разные животные готовятся к зиме

ОНЗ

Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных.Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни жи

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

1

10.12

27

Невидимые нити в осеннем лесу

КУ

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

 Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Моделировать связи восеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.

Ф  ,  И

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

1

15.12

28

Осенний труд

КУ

Продолжить знакомство с многообразием осенних работ в городах и в сёлах в старину и в настоящее время.

Знать некоторые виды работ,

выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Ф  ,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

1

17.12

29

Будь здоров!

Р

Повторить и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период. Познакомить с особенностями ЗОЖ в культуре народов своего края.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры

народов своего края); уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Ф  ,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- освоение личностного смысла учения

1

22.12

30

Охрана природы осенью

Тест

« Осень»

КУ

К

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Знать правила охраны природы осенью. Защищать и охранять природу.

   Ф  

    И

- освоение личностного смысла учения

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

1

24.12

31

Зимние месяцы

КУ

Учить различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;

 учить описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя

выразительные средства родного языка;

 называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые

вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев;

.

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

1

29.12

32

Зима — время науки и сказок

ОНЗ

Познакомить с некоторыми  зимними народныыми приметами на погоду;

Формировать умение объяснить, чему учат народные сказки, рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.

Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат  сказки, как в них оцени-

ваются такие ка-

чества, как  ску-

пость, жадность, хитрость;

Ф  ,  И

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

- освоение личностного смысла учения;

- ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»

 1

31.12

33

Зима в неживой природе

КУ

 Пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

запомнить дату зимнего солнцестояния

 (22 декабря) и день

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями;

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

 1

34

Экскурсия

Зимняя

природа

Звездное небо зимой

Э

Учить ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион.

Уметь находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярную звезду; знать правила ориентирования по Полярной звезде.

   Ф

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

- освоение личностного смысла учения

1

35

 Зима в мире растений

ОНЗ

  Познакомить со  способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам, формировать пред-

ставление о   жизни

растений в зимнее время

Уметь  опреде-

лять  породы деревьев зимой по силуэтам и плодам,

уметь соотносить зимние погодные  явления  и состяние природы зимой.

Ф  ,  И

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

1

36

Зимние праздники

Р

Познакомить с  особенностями народных обычаев рождественского праздника в странах, обычаем украшать ель  

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождес-

твенского празд-

ника, а затем закрепился как новогодний обычай

Ф  ,  И

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак

ты,узнавать о старинных традициях зимних празд

ников и посиделок,

сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги

1

37

Растения в домашней аптечке

КУ

Учить определять

Лекарственные растения

По описанию и определять, какие части их используют для лечения;

 познакомить с лекарственными растениями в домашней аптечке,

привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях

Уметь называть несколько

лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Знать,какие  лекарственные растения должны присутствовать в домашней аптечке.

Ф  ,  И

- освоение личностного смысла учения;

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

1

38

Зимняя жизнь птиц и зверей.

ОНЗ

Познакомить с  образом

жизни и питания зимующих птиц;

формировать знания  о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром

Знать животных и птиц ,занесённых в  Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц;

Ф  ,  И

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

- освоение личностного смысла учения

1

39

Невидимые нити в зимнем лесу

Р

 знакомить с взаимосвязями между растениями и животными в зимнем лесу;

учить приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Оформлять невидимые связи животного и растительного мира

Уметь определять по внешнему виду

охраняемых животных

Ф  ,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

1

40

В феврале зима с весной встречается впервой

КУ

Познакомить со  старинным календарём  народов мира,с тем, что  февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

показать, как можно приготовить подарок старшим родственникам наМасленицу

 (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;

уметь приготовить подарок старшим родственникам на

 местный праздник февраля

Ф  ,  И

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 1  

41

Зимний труд

Р

 Познакомить с  особенностями ухода зимой за растениями и животными;

Учить понимать необходимость поддержания  порядка на улице;

Учить выращивать в домашних условиях  витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи

разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными;  усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- освоение личностного смысла учения

1  

42

Будь здоров!

Р

Познакомить с правилами здорового образа жизни в зимний период;

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

учить контролировать  свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

 уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой

Ф  ,  И

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

 1

43

Охрана природы зимой

Тест

« Зима»

Р

К

Познакомить с правила ми охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц;

знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. .

Ф

И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

1  

44

Весенние месяцы

КУ

Учить  находить признаки весенних явлений природы  Познакомить с особенностями

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

 провести наблюдения за погодой 14 марта

 для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Уметь  находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

- освоение личностного смысла учения

 1

45

Экскурсия

Весна в неживой природе

Э

Наблюдение за природой

весной.

Понять причины потепления весной;

усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления;

    Ф

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

1

46

Весна — утро года

КУ

Познакомить с тем, почему

многие народы России и мира символически представляют

весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования

нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

учить изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Уметь объяснить, почему

многие народы России и мира символически представляют

весну в образе птицы;

Знать общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования

нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Ф  ,  И

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку 

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

 1  

47

Звездное небо весной.

КУ

Познакомить  с положением весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;

научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Знать  положение весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;

уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Ф  ,  И

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 1

48

 Весеннее пробужде

ние растений

ОНЗ

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

 научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

 Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

уметь любоваться первоцветами и стремиться беречь их

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

 1

49

ПРОЕКТ

«Перво

цветы»

Обсуждение вопросов: «Когда зацветают первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим

растениям много тепла? А что же им требуется для начала цветения?» «Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла?»

Презентации о первоцветах.

Защита проекта.

Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

оценка работы группы,

И

—взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания

1

50

Чудесные цветники весной

КУ

Познакомить с названия ми культурных растений весенних цветников,

учить находить их в атласе-определителе; учить любоваться весенними  цветниками,

учить стремлению самому участвовать в создании таких цветников

Знать  названия культурных растений весенних цветников,

уметь находить их в атласе-определителе;

Ф  ,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

1

51

Весна в мире насекомых

ОНЗ

Учить  любоваться красотой бабочек, а не ловить их;

Учить понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;  Учить  понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

. Уметь любоваться красотой бабочек, а не ловить их; Знать,в  чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;

Знать,в чём  состоит взаимосвязь насекомых и

птиц.

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

1  

52-54

Весна в мире птиц и зверей

ОНЗ

Познакомить с весенними  изменениями в жизни птиц и зверей.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Ф  ,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 3

55

Невидимые нити в весеннем лесу

ОНЗ

Познакомить со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу;

Учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Ф  ,  И

- освоение личностного смысла учения

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

1  

56

Весенний труд

Р

Учить различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;  объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»;

учить проводить наблюдения за состоянием природы  и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде , ориентируясь на народные приметы .

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;

 уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как  проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Ф,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

1    

57, 58

Старинные весенние праздники

Р

Учить выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; познакомить с тем, как

оформлять рамочки для фотографий.

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе;

Знать,как

оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Ф,  И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

1

59, 60

Будь здоров!

Р

Познакомить с правилами  здорового

образа жизни в весенний период;

учить объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой

культуры народов своего края);

учить контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

. Знать правила здорового

образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой

культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой

Ф  ,  И

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни;

1

61

Охрана природы весной

Тест

« Весна и лето»

КУ

К

   Раскрыть роль природы , учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному краю, стремление украсить его.

Формировать  представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показать, как младшие школьники могут охранять природу, учить оценивать поступки человека по отношению к природе.

 Стимулировать бережное отношение к природе.

 Знать, что природа  — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Понять необходимость охраны природы и своего активного участия в этой работе.  Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.

Ф

И

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

1

62

Лето красное

КУ

Учить находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать

красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

называть те черты в судьбе и произведениях

художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

 Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметьописывать

красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

знать называния

 тех черт в судьбе и произведениях

художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

Ф  ,  И

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «сп 

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы раведливость»

 1  

63

Летние праздники и труд

Р

Учить выразительно читать стихотворение

Л. Харитоновой  о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;

перечислять летние дары природы своего

края.

Уметь выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека;

 знать как разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;

знать летние дары природы

своего края.

Ф

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

 1      

64-68

Резерв

Повторение, закрепление  изученного за год.

Р

Обобщение  и систематизация  полученных знаний  по изученным темам

Ф,  И

5


Материально-техническое обеспечение программы:

1.Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.

3.Окружающий мир. Тесты (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.

4.Поурочные  разработки  к  учебнику  для  2  класса  «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение») 2012г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...