Тема: Пётр Великий.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Комбинированный урок (окружающий мир, история России, литературное чтение).        

1. Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его преобразованиях и реформах.

          2. Развивать воображение учащихся, устную речь,  уметь обобщать и делать выводы;

          3. Воспитывать любовь к истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по окружающему миру 4 класс95.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Мурашова Наталья Вениановна

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                     МОУ СОШ № 34 г. Тольятти

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: Пётр Великий.

Тип урока: Комбинированный урок (окружающий мир, история России, литературное чтение).        

Цель: 1. Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его преобразованиях и реформах.

          2. Развивать воображение учащихся, устную речь,  уметь обобщать и делать выводы;

          3. Воспитывать любовь к истории России.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, карточки для работы в парах, тест и кроссворд для работы по вариантам.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего здания.                                                                                               1вариант.              

Тест: на тему: « Патриоты России».

  1. С кем в начале XVII столетия из иностранных захватчиков состоялся бой около Москвы?

     А) с поляками;

Б) с монголо -татарами;

  1. Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

А) Иван Грозный;

Б) Кузьма Минин;

  1. Что создали для борьбы с врагами?

А) народную дружину;

Б) народное ополчение;

  1. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

А) Дмитрия Пожарского;

     Б) Ивана Калиту;

  1. Где произошёл бой?

А)  около Москвы;

Б) около Нижнего Новгорода;

  1. Какие слова были начертаны на постаменте памятника, стоящего на Красной площади

в Москве;

А) « Кто в Москве не бывал, красоты не видал»;

Б) « Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»;

  1. Кто был избран на престол в 1613 году?

А) Михаил Фёдорович Романов;

Б) Иван Васильевич Грозный;

               

     2 вариант. Кроссворд:

     По вертикали:        по горизонтали:

  1. С кем в начале XVII столетия                                  3. Что создали для борьбы с                                                                                              

из иностранных захватчиков состоялся                            врагами?

бой около Москвы?

  1. Кто призвал русских людей постоять

за родную землю?

4.Кого пригласили возглавить народное

ополчение?

5.В каком городе стоит памятник

Минину и Пожарскому?

  1. Фамилие царя избранного на престол в 1613 году?

3. Новый материал.

       Мы сегодня познакомимся  с временем правления Петра I, его преобразованиями и реформами.

Итак с 1613 года началось правление Романовых.

3.1 Царём Пётр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближёнными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания.

        Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из    

отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образовательные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

          Пётр проявлял интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал « потешные» полки. На реке Яузе была построена « потешная крепость» Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

         Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приёмов боя, «потешные полки»-в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная русская армия.

           3.2 « Морским судам быть!»

         Сколько себя помнил царь Пётр- его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал.

           

          Пётр не походил ни на одного из европейских государей своего времени. Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником в голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: « Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов- на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь, а чтобы узнать корабельное дело.

А началось всё так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда- царя Михаила Фёдоровича. Он был отремонтирован и спущен на воду в Москве на реке Яузе. Но Яуза  оказалась для него слишком мала. Тогда 16-летнний Пётр, увлечённый своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро ( близ города Переславля- Залесского). Здесь началась постройка первых судов « потешной» флотилии.

И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной. Они удивлялись: « Как только спускается на воду один корабль, так на верфи уже строится другой».

Рано понял Пётр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: «Морским судам быть!» Эту дату и считают днём рождения российского военно-морского флота.

      3.3  Царь- преобразователь.

         

           Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Пётр запретил носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.

« Ещё одно новшество было осуществлено под занавес уходящего 1699 года. Указом 19 и 20 декабря было велено счисление лет производить не от сотворения мира , а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января. По старому летосчислению шёл 7208 год, а по новому, принятому во всех европейских государствах, наступил 1700-й. Царь велел новый год встречать как праздник.

       При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Также было построено множество мануфактур- промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами.

    3.4 Город на Неве.

         После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом.

         А.С.Пушкин написал стихотворение об этом городе:

         На берегу пустынных волн

         Стоял он, дум великих полн,

         И вдаль глядел. Пред ним широко

         Река неслася, бедный челн

         По ней стремился одиноко.

         По мшистым, топким берегам

         Чернели избы здесь и там,

         Приют убогого чухонца;

         И лес, неведомый лучам

         В тумане спрятанного солнца,

         Кругом шумел. И думал он:

         Отсель грозить мы будем шведу,

         Здесь будет город заложён

         Назло надменному соседу.

         Природой здесь нам суждено

         В Европу прорубить окно,

         Ногою твёрдой стать при море.

         Сюда по новым им волнам

         Все флаги в гости будут к нам,

         И запируем на просторе.

Санкт- Петербург, только не подумайте, что царь назвал город в свою честь. Само название города составлено из нескольких слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт- с латинского «святой»; Пётр- имя апостола, означающее по гречески «камень», и бург- по-немецки « город». Так в наименовании молодой столицы связаны воедино имя ангела-хранителя царя и нити культуры древней Греции и Рима, Германии и Голландии.

           В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания-16 мая 1703 года- считается днём рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрёстный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью- Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьёт пушка. Пушка стреляла и при Петре- на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее- с середины прошлого века- ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.

             В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла- усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан широким шпилем, на верхушке которого помещён флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад.

            Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя  по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

           Вслед за государем сюда стали  переселяться и вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома.

           Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь этого святого в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла битва со шведами. В лавру в конце царствования Петра, были перенесены из Владимира мощи Святого Александра Невского. Пётр сам правил кораблём, на котором они были привезены в лавру. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга- Невский проспект.

           Особенно же Пётр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошёл при нём первый иностранный корабль. Он сам отправился на встречу ему, сам привёл его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нём.

           К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

      Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

3.5     Пётр Первый был предан России, верил в её огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.

        В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

  1. Итог. Закрепление. Игра «Домино».

( Составить верную цепочку ).

1721год        Россия стала империей

Город на Неве        Санкт-Петербург

Первая русская        Ведомости

газета

1 января        Новый год

Первый музей        Построена в честь Александра Невского

Александро –        Кунсткамера

Невская лавра

Главная улица        Невский проспект

Петербурга

16 мая 1703 года        Строительство Петербурга

Дедушка русского         Ботик

флота

Петропавловский         Самое высокое здание в России в XVII веке

собор

  1. Вывод: Какие преобразования произошли с царствованием Петра I?

Преобразования царя Петра помогли дальнейшему развитию страны. В России появился свой флот, возникли новые города Пётр Первый основал новую столицу России – Санкт-Петербург. Россия стала империей.

  1. Домашнее задание: с. 94 – 100; т. с. 36 – 41.
  1. Рефлексия.

                                                                                            Приложение 1.

       

                                                                                                 Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему "Пётр Великий".

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Пётр Великий"

Данный урок окружающего мира проводится в 4 классе согласно календарно-тематическому планированию. На уроке используется презентация.Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических с...

Кейс – урок на тему: « Пётр Великий »

Формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах. Познакомить с жизнью Петра Великого. Формировать чувства гордости за свою Родину, за великих людей, живщих  и творивш...

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс...

История. 4 класс, УМК "Школа России". Тема: "Пётр Великий"

Цели: познакомить учащихся с личностью первого императора Петра Великого  и сформировать представление у учащихся о времени правления Петра....

История. 4 класс, УМК "Школа России". Тема: "Пётр Великий"

Цели: познакомить учащихся с личностью первого императора Петра Великого  и сформировать представление у учащихся о времени правления Петра....

Урок окружающего мира 3 класс на тему "Пётр Великий"

Урок открытия нового знания, построенный в виде путешествия по реке времени. Обучающиеся исследуют проблемный вопрос, в конце урока проверяют свои знания.Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. ...