Урок окружающего мира 3 класс на тему "Пётр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок открытия нового знания, построенный в виде путешествия по реке времени. Обучающиеся исследуют проблемный вопрос, в конце урока проверяют свои знания.Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.  На уроке присутствует групповая работа,парная работа, индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_dyakovoy_s.a.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

Тема: Петр Великий.

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания обучающимися  информации о переломном моменте в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества Петром Великим

Планируемые результаты урока

Предметные результаты

- формирование представления о Петре I – первом    императоре

 -формирование представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого

Личностные результаты

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности;

- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

- осознание своей ответственности за общее дело;

- ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

- осознанность социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- планирование, контроль и оценивание своих действий при работе с учебным материалом;

-учебное сотрудничество в соответствии с принятой ролью;

Познавательные универсальные учебные действия

-осуществление поиска нужного познавательного материала в дополнительных изданиях;

- работа с информацией, представленной в документах;

- определение разных способов решения учебной задачи;

- выделение ряда признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

- обобщение на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая другое мнение;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Средства обучения:  презентация к уроку; компьютер, “Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., ч. 2 «Моё Отечество» [Вахрушев А.А.]; рабочая тетрадь;  река времени; картинка корабля; картинка портрета Петра Великого;  сигнальные флажки голубого и белого цвета; тест «Смутное время»; таблички: «Детство Петра», «Преобразования Петра», «Отец Отечества»; С.И.Ожегов «Словарь русского языка»; «Энциклопедия для детей»  (История России); задания группам, фломастеры, лист самооценки; синквейн; корабли разноцветные; домашнее  задание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Здравствуйте, ребята! Команда к плаванию готова? Мы отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”. Надеюсь, что это путешествие позволит нам открыть много нового. На партах у команды лежат два сигнальных флажка: голубого цвета  будет означать, что вы справились с заданием, а белый, что у вас возникли проблемы.

- Итак, в путь!

Слайд 2.

- Прочитайте высказывание: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

– Как вы это понимаете?

/ В прошлое нельзя вернуться. Никак. Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого /.

- Давайте вспомним, какие события из истории нашего отечества мы уже изучили на прошлом уроке?

1.Проверка домашнего задания. Выполнение теста.

Тест «Смутное время »

1)  Исторический процесс, наступивший в России в конце 16 века и продолжавшийся по 1613 годы назывался: 

а) Смута

 б) Усобица

 в) Война

2)  Новым царем после смерти  Ивана  Грозного    стал:

а) Борис  Годунов

б) Федор Иванович

в) Федор Борисович  

3) Григорий  Отрепьев,   монах Чудова монастыря,  вошел в историю под именем

а) Лжедмитрий 1

 б) Илейка Муромец

 в) Петр Федорович

4)  В 1611 году  в Нижнем  Новгороде было создано народное ополчение  под предводительством –

а)  Козьмы Минина и  Дмитрия Пожарского

б) Ляпунова и Заруцкого  

В) Трубецкого и  Мстиславского

5)  С 1613 года новым русских царем стал  -

А) Алексей Михайлович  Романов

б) Петр I  

 в) Михаил Федорович  Романов

- К какому времени относится этот тест? / Период Смутного времени /

Ответы

1)а  2)а  3)а  4)а  5)в   

 Слайд 3.

- Самопроверка ответов теста по слайду презентации. В своих листах самооценки отразите результаты.

- Оцените свою деятельность  с помощью флажков.

Слайд 4.

- Посмотрите на слайд презентации.  / Показ открыток с видами Санкт-Петербурга /.

– Знаете ли вы, какой город изображён? На какой реке он стоит?

- Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? (Ответы учеников.)

Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было.

На доске появляется запись:

До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота.

– Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России.

На доске появляется запись:

В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург.

 - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!)

– Какой возникает вопрос?

Слайд5.

1.Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? /Проблема урока записывается на доску/. 

– Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.)

- Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина,  в нём говорится о человеке, при котором произошли эти события.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой 
На троне вечный был работник.

- Как вы думаете, кто это? (Петр I)

Слайд 6.

- Какова будет тема  нашего урока.

Тема урока: Петр I.

-Проверим ваше предположение.  Петр Великий (Табличка)

- Петр I и Петр Великий это один и тот же человек?

- Что вы знаете об этом человеке? / Он был царём /

 -А что бы вы хотели узнать о нем?

- Почему Петра I назвали Великим? (Табличка)

- Каким было детство  Петра I? (Табличка)

Наш корабль делает первую остановку на причале под названием «Детство Петра»

(рассказ учителя)

Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр был провозглашен царем 30 мая 1682 года.

-Давайте посчитаем, сколько лет было Петру, когда он стал царем? /10 лет/

- Прослушайте индивидуальное сообщение о детстве Петра I.

- Выделите качества характера, которые помогли Петру I в будущем стать царём?

Индивидуальное сообщение обучающегося.

Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья.

Петр был любознательным, одаренным, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернутся, как малыша дома нет — убежал играть с дворовыми мальчишками. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины

учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили

друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами.  

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Отец Петра собирал модели маленьких кораблей, которые мальчик часами рассматривал. Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи.. На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот». 

Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк , мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.  

/ Любознательность,  трудолюбие, целеустремленность, энергичность, неутомимость /

Именно  при царе Петре I, в начале XVIII века, произошло такое событие -  строительство Санкт – Петербурга! Будем искать причины! Давайте посмотрим на реку времени Российской истории на с. 26–27.  Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.)

- Кто из вас объяснит значение слова «преобразования»? Где можно найти его объяснение? / в толковом словаре;  /  крупное изменение, перемена (книжн.), 
     реформа/

-  Какой вопрос для исследования вы можете выдвинуть?

2. Зачем нужны были преобразования?

- О каких преобразованиях Петра I вы знаете? /

- Новое летоисчисление

- Празднование Нового года

– Верно. Об одном  из преобразований вы уже узнали сейчас   – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал.

Слайд 6.

- Посмотрите на карту России XVI–XVII веков (с. 53).

- К каким морям имела выход Россия в XVI–XVII веках? (Белое море. Ответы детей.)

Река Нева впадает в Балтийское море. Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы?

- Что послужило причиной других преобразований? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?) Задайте исследовательский вопрос.

3. Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?

От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования:

– Зачем были нужны преобразования?

– Какие преобразования проведены?

– Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?

- Каким царем был Петр I?

- Почему Петра I назвали Великим?

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

- Итак, мы составили  план действий.

– В конце урока мы должны найти  ответы  на эти вопросы.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

5. Реализация проекта.

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение.

 Работа в учебнике. Слайд 7-  8.

1. Укрепление Российского государства.

- Прочитайте текст на с. 66–67. Почему он так назван?

- Что представляла собой Россия к концу XVII века?

- Почему Пётр I начинает преобразования в стране?

/ Под первым вопросом плана (зачем были нужны преобразования?) записать: чтобы догнать другие страны /

/Работа в группах/

Группа 1.

  1. Прочитайте  текст на с.66-67.

      2. Найдите и подчеркните в тексте, какие преобразования были проведены Петром I? 

/ 1. Создал новую армию и флот. 2.Открывали школы, печатали книги и газеты /. записываем их под вторым вопросом плана.

Группа 2, 3.

 1. Прочитайте историческую справку.

2. Найдите и подчеркните в тексте, какие преобразования были проведены Петром I?

  - Дополнит  информацию о преобразованиях 2 группа / царю удалось создать российский флот, была создана сильная армия, вооруженная новыми ружьями и пушками /; 3 группа – царь открыл училища, развил издательское дело, основал медицинские, кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы /

- В результате реформ государство окрепло? (Да.) Хотели бы вы жить в России времён Петра I?

Слайд 9.

– Рассмотрите рисунки на с. 67 – Петровские реформы. Как царь Пётр проводил реформы?

- Как изменилась жизнь простых людей за время преобразований Петра?

Начните с чтения «легенды», словесно опишите рисунок.

Люди, насильно забранные в солдаты в регулярную армию.

-Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты? С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу?

- При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог вернуться в неё только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительства, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

– Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра I? (Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.) Почему?

- Реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей, царь применял жёсткие и суровые методы управления.

Физминутка для глаз

2. Выход России к морю. Слайд 10 -11.

– Вспомните свои версии: для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию?  

- Вспомним свои предположения, проверим  версии по тексту на с. 68.

– Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? Чем закончилась война? /Швеции; победой /

- К каким морям Россия теперь имела выходы? /Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское/

- На каком флаге, поднимаемом на кораблях России, отражены эти символы четырех морей? / На Андреевском флаге - четыре конца креста /

Итак, Петром I были введены новые государственные символы - это флаги.

Какие? Военно-морской  - Андреевский флаг и торговый - бело-сине - красный флаг (фактически ставший национально-государственным)

- Посмотрите на иллюстрации на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны. - Какие важнейшие события войны со Швецией изображены на этих иллюстрациях?

Около вопроса плана (был ли завоеван выход к Балтийскому морю?) можно поставить знак «+».

- Благодаря Петру I в России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы (торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России в мире (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена.

- В 1721году Петр принял звание императора, Россию как стали называть?  /империей/ Найдите значение этих слов на с.139/

Как изменилось название Российского государства после победы над Швецией. (Российская империя.)

Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»?

Выслушиваются предположения детей.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 Работа в группах.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

/Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы/

Работа в учебнике. Слайд 12.

 – Как ты думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

/Многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I./

- За что люди стали называть Петра I Великим?

  Работа в рабочей тетради. Слайд13.

Выполнение задания № 1 (работа в парах).

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание.

Н. – материал с.66 – 69; отвечать на вопросы с.69; в р.т. выполнить задание 3 к теме 13; П. - выбрать творческое задание:

 1. Объясни фразу «Санкт-Петербург – морские ворота России».

 2. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.

3. Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует?

Рефлексия  учебной деятельности.

Слайд 14

-Что мы хотели сегодня выяснить? Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?

Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?

Петр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе  России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтийское море, развитие торговли со странами Европы.  

Сравним вывод с  авторским.

Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась  в одно из сильнейших государств Европы.

Составим синквейн по нашей теме урока. Слайд 15

Петр I

Великий Талантливый

Строил   Воевал  Издавал

Петр I  вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране

Реформатор

- А сейчас, я хотела бы узнать, кто считает, что достиг поставленной цели? На все вопросы мы нашли ответы?

- Просмотрите свои оценочные листы. – Кто доволен работой своей группы?

Оценивание ответов обучающихся на уроке учителем

- Я сегодня получила огромное удовольствие от работы с вами. Спасибо за работу. Самой большой гордостью Петра был его флот. Я предлагаю вам отправиться вслед за великим царём, оценив результат своей деятельность на уроке с помощью разноцветных кораблей по следующим критериям: активно участвовал в работе группы на всех этапах работы – красный корабль. Не на всех этапах работы группы был активным – зелёный корабль 

- У нас получился самый настоящий Петровский флот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками пери...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Поклонимся великим тем годам»

1. Общеобразовательные: создание условий для расширения знаний о Великой Отечественной войне и ее героях; актуализировать знания  учащихся знаменательной дате – Великой Победы и ее значении в ист...