Проектная задача по теме "Грибы"
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Бирюкова Оксана Александровна

Подробное описание проведения. Портфолио проектной задачи.Много познавательного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_griby.odt23.18 КБ

Предварительный просмотр:


Название проекта

Грибы – часть живой природы.

Вид проекта -краткосрочный. Групповой.

Участники проекта Бирюкова О.А, учитель начальных классов ГБОУ гимназия 42 ,

учащиеся 1А класса, родители.

Предмет Окружающий мир. 1 класс.

Цели:

знакомство с различными видами съедобных и ядовитых грибов;

развитие логического мышления, речи, памяти;

воспитание любви и бережного отношения к природе.

развивать кругозор учащихся

Задачи:

познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов-

двойников;

показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые

грибы;

совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;

способствовать расширению кругозора детей и развитию умения

устанавливать причинно-следственные связи; умению работать с

дополнительным материалом

способствовать формированию бережного отношения к природе.

Продукт:Создание учебного пособия. Плакат съедобные и несъедобные грибы.Сборник, рисунков, загадок, кроссвордов, пословиц о грибах.

Гипотеза:все ли грибы полезны для человека.

После завершения проекта учащиеся смогут:

Знать тайны ядовитых грибов;

Особенности строения грибов;

Съедобные и несъедобные грибы;

Правила сбора и хранения;

Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных

Подготовительный этап.

  • подбор литературного произведения
  • подбор наглядных пособий
  • подбор стихов, загадок о грибах
  • рисование грибов
  • подбор фотографий вместе с родителями
  • рассказывание на тему «Как мы собирали грибы»

Основной этап.

1.Сказка из цикла «Сорочьи Сказки», «Про грибы».А.Н.Толстой».

Читает учитель.

Беседа после прослушивания.

-О чем сказка?

-Кто главные герои?

-Названия каких грибов услышали?

-Какой гриб захотел обмануть детей?

-Почему другие грибы запретили есть мухомор?

2.Рассказ учителя.

Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно

продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего

существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи

различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным

глазом. Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни

растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство

и занимают промежуточное положение между животными и растениями.

Для роста грибов нужна соответствующая температура и

влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при

безветренной тихой погоде, свет для них не так важен. Тело грибов или

грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во

всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного

года до нескольких десятилетий. В природе грибы выполняют важнейшую

функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это

способствует круговороту веществ в природе. Человек использует

полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В

пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В

медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики. Человек с

незапамятных времен начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие

и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.

К сожалению, грибы являются не только источником радости, но и

печали. В последнее время мы слышим о частых случаях отравления

некоторыми видами грибов. Последствия очень печальные, бывают случаи

смертельного исхода. Поэтому мы выбрали эту тему проекта, чтобы

познакомиться с разновидностью грибов, научиться отличать съедобный

гриб от ядовитого.

3.Рассматривание репродукции картины Ивана Шишкина «Сбор грибов»

Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за

выпуклые губчатые шляпки. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили

со стола в будни и праздники, зимой и летом.

4.Работа в группах

Рассморите фотографии и рисунки грибов у вас на партах, разделите их на съедобные и ядовитые.

Обсудите в группе правила, по которым надо собирать грибы.

Съедобные грибы

Грибы растут повсюду: в лесах и на лугах, в садах и парках, под

живыми изгородями и кустами. Их можно найти у самой границы леса

высоко в горах и в низменностях, в долинах рек. Они следуют за человеком

и в города, и в промышленные центры, поселяясь на крошечных зеленых

участках посреди городских улиц и площадей, на мусорных кучах или

заводских территориях, проникая даже в горные шахты.

Перечисление мест, где обнаруживаются грибы, можно продолжать

бесконечно. Конец лета и осень — вот основной сезон для грибов, когда

число их видов и типов становится практически необозримым. Поздняя

осень тоже приносит хороший урожай

На рост грибов — и в отношении периода, и в отношении их

количества — решающее влияние оказывают такие факторы, как влажность

и температура.

Вешенка чувствует себя как дома в любом лиственном лесу. С особой

охотой она селится на валежных сухостойных деревьях Вешенку чаще всего

находят на тополях, ивах и лиственницах. Вероятно, количество этих грибов

неподалеку от тех хозяйств, где их разводят как «растительную телятину»,

постоянно увеличивается при содействии ветра.

Шляпка у белого гриба (боровика) коричневая и ножка не совсем белая.

Но белые грибы (боровики) всегда остаются белыми – и на сковородке, и в

супе, и в сушеном виде. На то они и белые. Ножка у гриба толстая. Поэтому

он выглядит важным, напыщенным. Ученые выделяют около двух десятков

разновидностей этого гриба.

«Грибы нашей местности».

Подберёзовики.

Грузди.

Сыроежки.

Свинушки

Опята

Синие ножки

Волнушки

Маслята

Ядовитыегрибы

Стихотворение читает ученик.

Грибное коварство известно в народе?

Грибы-двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

Нужно всегда помнить о том, что помимо радости грибы могут принести и горе.

Отравление чаще всего происходит тогда, когда человек не умеет распознавать грибы или делает это небрежно. Ядовитых грибов, которые являются причиной смертельных или тяжелых отравлений не так уж много по сравнению со съедобными или безвредными грибами. Поэтому, кто хочет собирать грибы для еды, должен научиться распознавать хотя бы 20—25 видов ядовитых грибов, которые могут вызвать опасные отравления.

Чтобы сбор грибов доставлял нам радость и мы бы не боялись за свое здоровье,

всегда лучше собирать для еды только несколько видов грибов, которые мы хорошознаем. Весьма рискованно собирать те грибы, в которых мы не уверены. Погоня заколичеством может оказаться роковой для многих грибников. К сожалению,практических рекомендаций, как отличить съедобный гриб от ядовитого не существует. В прошлом существовало поверие, что серебрянный прибор или лук в соприкосновении с ядовитыми грибами почернеют, но это не верно. А так же не верно и то, что все ядовитые грибы щиплют язык и имеют горький вкус и неприятный запах. Наоборот, самые опасные ядовитые грибы, как например, бледная поганка. мухомор не имеют запаха и вкуса. Не верно также и утверждение, что грибы, которые обгладывают улитки и поедают

личинки насекомых не ядовиты. Самым ядовитым грибом является

бледная поганка и два похожих на нее вида — мухомор белый и мухомор вонючий .Эти три вида чаще всего бывают виновниками смертельных отравлений. Больше всего отравлений вызывает бледная поганка, так как это самый распространенный вид из ядовитых грибов.

Отравление бледной поганкой очень опасно уже потому, что первые его признаки появляются только через 8—72 часа после употребления грибов в пищу. При отравлении появляется тошнота, слабость, головная боль, головокружение и выступает холодный пот. Потом появляется сильная рвота и поносы, которые продолжаются 2—3 дня и совершенно изматывают больного. После кажущегося улучшения через несколько часов появляются сильные боли в желудке и кишечнике, желтеет кожный покров, человек теряет сознание и наступает смерть. В легких случаях пациент выздоравливает очень медленно и последствия отравления дают о себе знать очень долго, не редко до конца жизни. Гораздо более легкое отравление вызывает мухомор красный и родственный ему мухомор королевский . Однако отравления красным мухомором очень редки, так как почти каждый знает и сторонится его.

 Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Она похожа на шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, с возрастом

фиолетовые, а у поганки – чисто белые Сверху шляпка бледной поганки зеленоватая.

Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно.

Заключительный этап.

-Оформление плаката.

-Обобщение правил сбора грибов

-Чтение стихов и отгадывание загадок

Правила грибника.

  1. В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие.
  2. Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны.
  3. Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.
  4. Не берите старые перезревшие грибы.
  5. Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса.
  6. Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли.
  7. Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.
  8. Всегда помните главное правило грибника:

Не знаешь – не бери!

Стихи.

Мухомор

- Ведь я один лишь украшаю бор,

И это все отлично знают сами.

Как я наряден, как умён!

А шапочка моя, ну, просто сон!

Мне говорят «Ты мухомор

Среди грибов поганка»

Но я горжусь своей красой

И красною панамкой.

Опята

А мы опята –очень дружные ребята

На пеньках растём в лесу

Как веснушки на носу

Поганка

Я поганка бледная

К тому ж ещё не бедная

Я не привыкла нравиться

Кто съест меня- отравится

Лисичка

Удивляется народ

Водят чудный хоровод

Рыжие сестрички

То грибы-лисички

Волнушка

У волнушки на макушке

С рыжиною завитушки.

Скромно спряталась за кочкой,

Скрыв макушку под листочком.

Подосиновик

Я –подосиновик

Расту под осинами

Подберёзовик

Я грибок попроще

Расту в берёзовой роще

Боровик

Я – белый гриб, я – боровик,

Править я в лесу привык.

Старый, важный боровик

Самый важный лесовик.

И грибы со всех сторон

Дарят белому поклон.

Загадки

Корзинки возьмём,

В лес знакомый пойдём,

Грибы мы сейчас

Непременно найдём

«Доскажи словечко»

Весело на сердце,

И уходит грусть,

Когда в твою корзинку

Попался первый…(груздь)

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Это хитрые сестрички

Это желтые…(лисички)

Средь молоденьких сосенок

Растет чудесный гриб …(масленок)

Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн у речки.

Сыроежек мы подружки,

Нас зовут грибы…(волнушки)

Сбились в стайку, как цыплята,

У пенька грибы…(опята)

1. Я стою на гладкой толстой ножке

Под коричневой шляпкой

С нежной бархатной прокладкой (белый гриб)

2. Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет. ( подосиновик)

3. Это грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)

4. Жёлто-рыжие сестрички,

Величают нас … (лисички)

5. Вот грибочек ярко-рыжий,

Вы узнали. Это… (рыжик)

6. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас… (опята)

7. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок. (маслята)

8. А я самый распространенный гриб.

Меня можно встретить почти в каждом лесу.

Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,

Бордовые, зеленоватые. (сыроежки)

Этот гриб нам всем знаком:

С кружевным воротничком,

Он стоит на белой ножке,

Среди травки у дорожки.

Ярко-красная панама

В белый модненький горох…

Я сорвал его для мамы,

Но она сказала: «Ох!

Хоть красив твой гриб на вид,

Но для нас он ядовит!» (Мухомор)

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки)

Очень дружные ребята,

У пенька живут… (Опята)

Белая панамка,

Бледная… (Поганка)

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он… (Белый)

Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки.

В мох душистый две косички

Прячут хитрые… (Лисички)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...