РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Лоуткина Ирина Алексеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog_4_kl_okr_mir_2013_.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Яйская основная общеобразовательная школа № 1»

Утверждена

приказом № _______

от «___»_____________ 2014г. Директор _________________

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов в неделю- 2 часа

  «Перспективная начальная школа»  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1, 2 – М.: Академкнига/ Учебник.2013

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2013

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)                         

                                                                                                                           

           

Составитель: Лоуткина И.А.

учитель начальных классов

               

Согласовано                                                                                                                                  

на заседании  МО                                                                                                                              

протокол № _________                                              

от «___» __________2014г.

Руководитель МО ___________

Принята                                                            педагогическим советом                                        

протокол № __________                                        

от «___» ___________2014г

Яя

2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                  стр. 2 – 5

  1. Содержание учебного предмета                                    стр.5 – 10

  1. Планируемые результаты                                             стр. 11 - 17

  1. Материально – техническое обеспечение                    стр.17 -  18

  1. Календарно – тематическое планирование                  стр. 19 – 28

  1. Литература                                                                        стр. 29

Пояснительная записка

             Рабочая программа по окружающему миру  разработана  на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г. Кудровой (проект «Перспективная начальная школа»): Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2011, в соответствии с содержанием Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.  Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и  предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –42 часа, «Человек и общество» – 26 часов.         Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены (ориентировочное время на изучение интегрированного содержания этого блока в каждом классе — 3-5 часов).

    На изучение  отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов. Практических работ – 10ч.

                                                                     

Используемый УМК:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 4 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

Общая характеристика учебного предмета

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

        - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

        - развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

        - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

        - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

        - осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

        - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

        - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

        С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

       Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Учитывая значительный  потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:

        -природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

        -наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

        -человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

        -труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

        -патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

        -гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,

        -поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

        -семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,

        -личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

        -традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

I

Человек и природа

45 ч

1

Земля – планета Солнечной системы.

4 ч

Родная страна – Россия.

24 ч

Человек – часть природы.

17 ч

II

Человек и общество

20 ч

2

История Отечества.

7 ч

3

Наша родина – Россия.

8 ч

4

Страны и народы мира.

5 ч

III

Правила безопасного поведения.

ВСЕГО:

68 ч

Основные содержательные линии четвертого класса  (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы,  человек -  член общества; история Отечества) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:

Человек и природа (45 ч)

        Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

        Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

        Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

        Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

        Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (20 ч)

        Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения –

Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

        Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

        Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

        Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

        Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).

        История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович – Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.), Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).

        Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни).

        Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.

        Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября – День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения ( 3 ч)

        Соблюдение правил безопасного поведения во время  летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

        Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

        Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

        Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержательный блок «Человек и природа»:

-повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

-знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России

-классификация знаний о природных условиях тундры

-знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги

-повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей

- изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны

- решение практических задач с привлечением краеведческого материала

-изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края

-сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роль в жизни человека (на примере своей местности)

-классификация основных отраслей сельского хозяйства

-моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

-знакомство с первыми представлениями о системах органов человека

-формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями

-повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека

-проведение несложных наблюдений, постановка опытов

Содержательный блок «Человек и общество»

-проведение сравнений, выбор правильного ответа

- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси

- классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского

-описание на основе иллюстрации объектов, выделение  их основных существенных признаков

- классификация информации, связанной с возникновением Москвы

-участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения

- проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников

-знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края

-решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»

-оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции

-знакомство с историческими событиями начала XVII века, с  войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов

-изучение достижений нашей страны в космонавтике

-обобщение представлений об основном законе страны – Конституции России, о высших органах власти нашей страны

-выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов

-выполнение в группе заданий  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе

-моделирование (составление маршрута экскурсии)

Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:

- характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях

обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе

- моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации

-обсуждение ситуаций, связанных с использованием  правил безопасного поведения у водоемов в разное время года

-расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью

-моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях

-обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми

-выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций

Требования к результатам:

Личностные результаты: будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметные результаты: «читать» информацию, представленную в виде схемы; воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности). 

Предметные результаты:  составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России,  права ребенка; оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой; характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; называть царства природы; описывать признаки животного и растения как живого существа; моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания; различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества; описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

 находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными и т.д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в  4 – м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

        Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник, 2009.                                                                                                                                                                                                        

        Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник, 2010

        Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник, 2009

Учебно-методическая литература

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. – М. : Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. – М. : Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

7) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

8) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;

9) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;

10) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природ


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ по разделу

Наименование  темы   и разделов

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы

контроля

Дата проведения занятия

II Человек и общество (7 ч)

Раздел 1: История Отечества

1

1.1

Древние славяне Практическая работа №1 по карте учебника.

1

проведение сравнений, выбор правильного ответа

- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси

Познавательные общеучебные УД умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям

Познавательные логические УД выражение  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

С/работа

2

1.2

Древняя Русь Практическая работа №2 по карте учебника.

1

Тест

3

1.3

Крещение Руси

1

Индивидуальный опрос

4

1.4

Борьба Руси с западными завоевателями Практическая работа №3. План Невской битвы.

1

Тест

5

1.5

Возникновение Москвы. Первые Московские князья

1

Индивидуальный опрос

6

1.6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба)

1

7

1.7

Обобщение по теме «Древние славяне»

1

Карточки-задания

итого по разделу:

7 ч

I Человек и природа (28 ч)

Раздел 2: Земля – планета Солнечной системы

4 ч

8

2.1

Солнечная система.

1

повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца знакомство с понятием «природная зона», с названиями при проведении сравнений,

Коммуникативные УУД

умение договариваться;

умение находить общее решение при работе в паре и группе

способность выражать свои мысли полно и чётко

Индивидуальный опрос

9

2.2

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца

1

Проверочная работа

10

2.3

Природные зоны нашей страны

1

Индив. карточки

11

2.4

«Земля- планета Солнечной системы» (обобщение). Готовимся к олимпиаде.

1

Викторина

итого по разделу:

4 ч

Раздел 3: Путешествие по природным зонам России

13 ч

классификация знаний о природных условиях тундры; знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги; повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей; изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны;     решение практических задач с привлечением краеведческого материала; изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края; сравнение и различение дикорастущих и культурных растений,  

Регулятивные УУД

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

преобразовывать учебную задачу в  познавательную

Познавательные общеучебные УД

умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям Познавательные логические УД

выражение  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Коммуникативные УУД: умение находить общее решение при работе в паре и группе

12

3.1

Особенности неживой природы  ледяной зоны.

1

Карточки - задания

13

3.2

Ледяная зона. Практическая работа №4 с картой  природных зон.

1

С/работа

14

3.3

Тундра

1

Фронтальный опрос

15

3.4

Тундра и человек

1

16

3.5

Зона лесов. Растения и животные зоны лесов.

1

Фронт. опрос

17

3.6

Роль леса в природе и жизни человека

1

18

3.7

Зона степей

1

Кроссворд

19

3.8

Зона степей. Степь и человек.

1

20

3.9

Зона пустынь. Практическая работа №5 по карте природных зон.

1

С/ работа

21

3.10

Жизнь человека в пустыне

1

Проверочная работа

22

3.11

Субтропическая зона (заседание клуба)

1

23

3.12

Субтропическая зона. Отдых на Черноморском побережье.

1

Индивидуальный опрос

24

3.13

Обобщение. Готовимся к олимпиаде.

1

Тест

итого по разделу:

13 ч

Раздел 4: Родной край – часть великой России          

11 ч

25

4.1

Твой родной край.

1

изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях с/х, народных промыслах, заповедных местах родного края

сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роль в жизни человека (на примере своей местности)

классификация основных отраслей сельского хозяйства

Познавательные общеучебные УД

осуществлять запись об окружающем мире;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Познавательно-логические УД внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;устойчивость учебно-познавательного  интереса к новым общим способам решения учебных задач.

Индивидуальный опрос

26

4.2

Московское время.

1

Тест

27

4.3

Карта твоего края. Практическая работа №6 «Карта твоего края».

1

Тест

28

4.4

Поверхность и водоемы твоего края.

1

29

4.5

А что можешь сделать ты?

1

Тест

30

4.6

Полезные ископаемые твоего края

1

Индивидуальный опрос

31

4.7

Растения твоего края. Практическая работа №7 «Работа с гербариями»

1

С/работа

32

4.8

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

1

С/работа по карточкам

33

4.9

Народные промыслы твоего края

1

Инд. опрос

34

4.10

Заповедные места твоего края

1

35

4.11

Обобщение. Олимпиадные задания.

1

Фронтальный опрос

итого по разделу:

11 ч

III Правила безопасного поведения ( 3 ч)

Раздел : Правила безопасного поведения

1 ч

36

III.1

Письмо руководителей клуба школьникам.  Забота о здоровье.

1

Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

Познавательные логические УД: выражение  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

итого по разделу:

1 ч

I Человек и природа (17 ч)

Раздел 5: Человеческий организм

10 ч

37

5.1

Как устроен организм человека

1

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).знакомство с первыми представлениями о системах органов человека

Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в  познавательную;

Познавательные общеучебные УД

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Тест

38

5.2

Путешествие мир клеток

1

Тест

39

5.3

Самый большой орган чувств

1

Инд. опрос

40

5.4

Как человек двигается?

1

Тест

41

5.5

Пищеварительная система

1

Тест

42

5.6

Система кровообращения. Практическая работа №8 «Оказание первой медицинской помощи»

1

С/работа

43

5.7

Познакомимся с дыхательной системой.

1

Фронт. опрос

44

5.8

Всё о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

1

Тест

45

5.9

Как почки удаляют из организма вредные вещества

1

46

5.10

Нервная система человека. Олимпиадные задания.

1

Инд. опрос

итого по разделу:

10 ч

Раздел 6: Изучаем органы чувств

3 ч

47

6.1

Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба)

1

ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков;

Регулятивные УУД определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать учебную задачу в  познавательную;

С/ работа

48

6.2

Спроси у носа; что такое запах

1

49

6.3

Высуни язык и скажи: «А»

1

Тест

итого по разделу:

3 ч

Раздел: Правила безопасного поведения

1 ч

ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья

Познавательные общеучебные УД

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

50

III.2

«Взгляд» на глаз.  Береги зрение.

1

Тест

итого по разделу:

2 ч

Раздел 6: Изучаем органы чувств

4 ч

51

6.4

Ухо не только орган слуха. Строение и функции уха.

1

знакомство с историческими событиями начала XVII века, с  войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов изучение достижений нашей страны в космонавтике

Познавательные общеучебные УД

осуществлять запись об окружающем мире; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала;

52

6.5

Ухо – орган равновесия

1

Тест

53

6.6

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

1

54

6.7

Обобщение по теме. Готовимся к олимпиаде.

1

итого по разделу:

4 ч

Раздел: Правила безопасного поведения

1 ч

55

III.3

Советы школьного врача. Игры детей и дорожная безопасность.

1

ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Тест

Итого по разделу:

3 ч

II. Человек и общество (13 ч)

Раздел 7: Путешествие по странам мира

5 ч

56

7.1

Границы России. Практическая работа №9 по карте мира.

1

оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции

Познавательные общеучебные УД

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для усвоения учебного материала;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.

Тест

57

7.2

Соединённые Штаты Америки (США)

1

Тест

58

7.3

Великобритания

1

Тест

59

7.4

Франция

1

Тест

60

7.5

Путешествие по странам мира (обобщение).

1

Ребусы, кроссворд

итого по разделу:

5 ч

Раздел 8: Москва как летопись истории России

4 ч

61

8.1

День народного единства.

1

знакомство с историческими событиями начала XVII века, с  войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов; изучение достижений нашей страны в космонавтике

Познавательные общеучебные УД

умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям

Инд. опрос

62

8.2

Москва: память о войне 1812 года

1

63

8.3

Память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

1

Фронт. опрос

64

8.4

Памятники Москвы покорителям космоса.

1

Итого по разделу:

4 ч

Раздел 9: Мы – граждане России

4 ч

65

9.1

Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края». Готовимся к олимпиаде.

1

участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения; обобщение представлений об основном законе страны – Конституции России, о высших органах власти нашей страны; выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов

Коммуникативные УУД

умение договариваться;

умение находить общее решение при работе в паре и группе

способность выражать свои мысли полно и чётко

Регулятивные УУД

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

преобразовывать учебную задачу в  познавательную;

Фронт. опрос

66

9.2

Имя нашей страны Россия,  или Российская Федерация. Практическая работа   №10 Выступление перед второклассниками.

1

67

9.3

Основной Закон страны – Конституция России. Президент России.

1

Инд. опрос

68

9.4

Мы – граждане России (обобщение)

1

Итого по разделу:

4 ч

Всего по курсу:

68 ч

Список литературы:

Для учителя:

1. .«Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2011,  стр 121-128.

2. Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3. Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 4 класс,  Издание 2е, дополненное, Москва: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 4 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Для обучающихся:

1.Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий Мир. 4  класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных   (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1 - 4 классыпод редакцией В.В.Воронко...

Тест по окружающему миру для обучающихся 3 класса

Тест по окружающему миру для обучающихся 3 класса по теме "Образование Древнерусского государства"...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса

Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют  определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов  Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России...

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие.

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие (УМК "Школа России")...