Рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 4 класса надомного обучения
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Олейник Галина Николаевна

Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных   

(коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1 - 4 классы

под редакцией В.В.Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г.

            Рабочая программа содержит учебный материал по окружающему миру для обучающегося 4 - ого класса.

            Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Сезонные изменения в природе», «Растительный и животный мир», «Жизнь и быт школьника», «Охрана здоровья».

            Цель данного предмета: направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающегося, его познавательной деятельности.     

            В связи с этим решаются следующие задачи:      

  -   формирование речевой коммуникации и культуры общения на основе овладения языковыми навыками

      и коммуникативными умениями в процессе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира;

  -  развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся (через сравнение, обобщение,    

      установление причинно-следственных закономерностей;

  -  воспитание мотивации к учению; воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций

     личности, освоение социальной личностной позиции;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Данная рабочая программ составлена на основе Программы специальных  

(коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Подготовительный, 1 - 4 классы

под редакцией В.В.Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г.

        Рабочая программа содержит учебный материал по окружающему миру для обучающегося 4 - ого класса.

            Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание». В данном курсе изучаются следующие разделы: «Сезонные изменения в природе», «Растительный и животный мир», «Жизнь и быт школьника», «Охрана здоровья».

        Цель данного предмета: направленное исправление дефектов общего и речевого развитияобучающегося, его познавательной деятельности.      

            В связи с этим решаются следующие задачи:         

  -   формирование речевой коммуникации и культуры общения на основе овладения языковыми навыками

      и коммуникативными умениями в процессе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира;

  -  развитие аналитико-синтетической деятельности обучающихся (через сравнение, обобщение,    

      установление причинно-следственных закономерностей;

  -  воспитание мотивации к учению; воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций

     личности, освоение социальной личностной позиции;

         

              После изучения курса «Окружающий мир» обучающийся должен:

Знать:

- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;

Уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,

  устанавливать элементарные зависимости;

- активно участвовать в беседе;

- связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;

- выполнять практические работы по уходу за жилищем;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила дорожного движения;

             

                  Программа реализуется в рамках федерального компонента через уроки окружающего мира по 1 часа в неделю; 34 часа в год; 34 учебные недели.

             Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованное рабочее место, учебник (Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. М: ВЛАДОС, 2015.Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования на 2014-2015 учебный год; утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014, №253 иллюстрированный  и дидактический материал, натуральные дидактические пособия, предметные  и  сюжетные иллюстрации.

             

                   Основной  формой  обучения  является урок, принцип коррекционной направленности   является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных  технологий: здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникативных технологий, игровых  технологий, технология развивающего обучения («зона ближайшего развития»).

             При изучении данного курса используются словесные (рассказ, объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций), а также практические методы (экскурсия, практическая работа).

         

                Домашние задания предусматривает выполнение упражнений практической направленности

            Компенсация праздничных дней проводится за счёт дополнительных занятий по предмету.

              Знания, умения и навыки  оцениваются  по пятибалльной системе и контролируются через устный опрос, выполнение практических работ.  Достижение планируемых результатов освоения учебного предмета оценивается по итогам текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация проводится в следующей форме: обобщение текущих отметок, выставленных обучающемуся в течение всей учебной четверти.  Промежуточная аттестация: обобщение четвертных отметок, выставленных обучающемуся в течение учебного года.



Предварительный просмотр:

                                                                                Тематическое планирование                                                        

№ п/п

тема

кол-во часов

краткое содержание темы

жизненные  компетенции

академические  компетенции

1

Времена года

4

Погода. Приметы времен года.

Уметь: вслушиваться  в слова учителя.

Формировать умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Уметь: называть времена года, явления природы

2

Сезонные изменения в природе

5

Погода, изменения в природе, жизни растений, животных,

деятельности людей

Уметь: слушать слова учителя, ответы одноклассников;

Развивать способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя и невербальные возможности;

Знать: времена года;

 Уметь: называть времена года по порядку;

3

Овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи

5

Классификация грибов,ягод,фруктов,

Орехов.

Уметь: повторять слова, действия  учителя присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя и невербальные возможности;

Знать : грибы,ягоды,фрукты,

орехи,овощи.

 уметь: их дифференцировать ,делать элементарные обобщения.

4

Жизнь и быт школьника.

5

.Квартира, домашний адрес, адрес школы, транспорт до школы, правила дорожного движения.

Уметь: отвечать на поставленные вопросы полным предложением

(с помощью учителя);

пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту  житейских задач;

Знать: свой домашний адрес, называть части дома, правила дорожного движения

Уметь:  называть свой домашний адрес, адрес школы, знать дорогу в школу и обратно  

5

Растения

5

Названия деревьев (береза, сосна, ель). Части деревьев,кустов.выращивание , использование, комнатные растения, раннецветущие растения.

Уметь: организовывать свое рабочее место.

Уметь устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и школе, соответствовать  этому порядку.

Знать:  названия растений, определять форму, цвет, вкус,  полно и правильно отвечать на вопросы с помощью учителя.

6

Животные. Птицы. Насекомые.Рыбы

5

Дикие, домашние животные, птицы, насекомые.

Уметь: вслушиваться  в слова учителя, ответы одноклассников; уметь делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

Уметь: отвечать на вопросы, узнавать и называть животных, классифицировать их.

7

Охрана здоровья

5

Части тела человека, волосы, кожа, ногти, уход за кожей, правильное питание, культура поведения за столом, режим дня.

Уметь:  отвечать на поставленные вопросы полным предложением с помощью учителя.

пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту  житейских задач;

Знать:  части тела, приемы ухода за собой, значение правильного питания и режима дня, Уметь: участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на  поставленные вопросы.

Всего-34 часа.



Предварительный просмотр:

Календарно-урочное  планирование

п/п

Дата

Тема урока

Цели и задачи урока

Тип урока

Методы и приёмы

Работа с обучающимся

Оборудование

ЦОР

Примечание

I четверть

1

5.09

Времена года: лето

Выявить уровень коммуникативных  навыков и умений; определить основную лексическую единицу, которой оперируют ученики;

урок

совершенствования

ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

«осколочные картинки» времён года – назвать по порядку, работа с учебником, упражнения на звукопроизношение, активизация словаря по теме, работа с карточками – определителями, работа с текстом, составление рассказа по плану

сюжетные картинки времён года,  птицы, насекомые, звери, деревья

2

12.09

Начало осени. Сбор урожая.

Формировать  умение моделировать простое распространённое предложение составлять                  текст - повествование

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в словообразовании, обобщающая беседа по временам года с опорой на символы, работа с карточками, упражнения в классификации слов на тему осень, работа с учебником, текстом – повествованием с опорой на лексический материал

картофель, морковь, репа, яблоко, груша, сюжетные картинки по теме, учебник

3

19.09

Овощи, фрукты, ягоды.

Формировать умение составлять описательный рассказ по опорам, моделировать  простое распространённое предложение

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в моделировании фразы, в описании опорной картинки, используя план рассказа, составление предложений по «цепочке», работа с учебником, составление рассказа «Домашний повар»

иллюстрации

фруктов,

овощей,

ягод,

консервированные фрукты,

овощи,

ягоды

Audilog 1

(развитие слухового восприятия)

4

26.09

Грибы

Формировать умение самостоятельно описывать предмет, развивать словообразовательную функцию речи

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

Упражнения в согласовании «один –много», подборе антонимов, отгадывание загадок, работа с учебником, рассматривание съедобных и несъедобных грибов – работа с картинками, составление фразы и предложения по теме

иллюстрации грибов,

фруктов,

овощей

5

3.10

Сезонные изменения в природе: сентябрь

Вырабатывать умение вести диалог в конкретной ситуации

урок–экскурсия

словесные, наглядные

Организационная беседа, наблюдение за погодой(солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, трава, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа

6

10.10

Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс и их использование

Формировать умения самостоятельно описывать предмет с опорой на заданный образец

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в запоминании и уточнении словаря по теме – работа с карточками, словарная работа, рассказ учителя, обобщающая беседа, упражнения в узнавании и различии, работа с серией сюжетных картинок – этапы производства хлеба

различные полевые растения - натуральные,

сюжетные картинки с изображением поля в разное время года, полевые растения в разное время года

Коррекционные задания «Тренировка внимания»

7

17.10

Город. Поведение в городе.

Формировать умение составлять текст - описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнение на развитие памяти, беседа по картинке «Город»,словарная работа, работа с учебником, обобщающая беседа, игра «Путешествие по городу», «Поедим в гости»

иллюстрации,

карточки,

атрибуты игры

8

24.10

Середина осени. Село, деревня.

Формировать умение вести диалог; формировать знание основных местных условий

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнение на развитие памяти, изменение слов по образцу «один-много», работа с учебником, календарем природы, диалог на тему: «Какая сегодня погода?»,беседа по картинке «Село»,словарная работа

иллюстрации,

карточки,

учебник

9

31.10

Правила дорожного движения

Систематизировать правила об основных правилах движения, проверить уровень сформированности навыков и умений

урок обобщения  и систематизации ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

лексические упражнения, составление текста – повествования по сюжетной картинке по плану на темы: «Мой город», «Золотая осень», «Как доехать до школы», работа с учебником – правила ПДД

сюжетные иллюстрации,

план повествования,

учебник

II четверть

10

14.11

Растения осенью и их плоды: орехи

Формировать представление о разнообразии растений, отрабатывать умение самостоятельно составлять описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения на запоминание, на точный отбор слов – обобщение, группировка, действие, составление предложения

схема «природа»

картинки орехов

11

21.11

Деревья, кустарники, травы

Формировать обобщенное понятие «растения», отрабатывать умение самостоятельно составлять текст - описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации слов - найди лишнее слово, подбор обобщающих понятий, лексические упражнения, упражнения в описании дерева, кустарника по словам-карточкам, работа с учебником

учебник,

сюжетные картинки по теме,

слова-

карточки

Коррекционные задания «Тренировка внимания»

12

28.11

Разнообразие животных в природе

Формировать представления  о разнообразии групп животных, развивать  умения сравнительного описания

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - третий лишний, подбор название к группе слов, работа со схемой, работа с учебником, лексические упражнения, составление сравнительного описания

схема «природа»

картинки животных,

сюжетная иллюстрация на тему

13

5.12

Жизнь и быт школьника: квартира, комната

Уточнить и расширить представление о различных видах жилья, о назначении зон комнаты; отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в  развитии к анализу – синтезу, по развитию памяти, лексические упражнения, упражнения на сравнение, соотнесение картинок со словом, работа с учебником, карточками, обобщающая беседа

разрезные картинки, карточки со словами, картина «Наша квартира»

14

12.12

Мебель. Как обставить комнату

Уточнить и расширить знания детей об основных  видах мебели, формировать обобщенные понятия

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения по развитию памяти, лексические упражнения, словарная работа, работа над обобщающими понятиями, работа с учебником, составление рассказа со словами для справок, игра «Кто хотел бы стать дизайнером?»

картинки  с изображением видов мебели, комнат, карточки- определе ния

15

19.12

Посуда и уход         за ней

Формирование представлений о видах посуды и её назначении, отработка умения моделировать фразу с использованием предлогов в, на, около

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

различные виды посуды, картинки с изображением посуды, игрушечная посуда

Компьютерные коррекционные упражнения.

16

26.12

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь

Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе, об изменении температуры воздуха, отработка навыка умения вести диалог

урок - экскурсия

словесные, наглядные

организационная беседа, наблюдение за погодой (солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа

III четверть

17

16.01

Охрана здоровья: отдых зимой. Как я провел каникулы.

Формировать умение составлять рассказ – повествование, закрепить представление о приметах зимы

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения «найди пару», обобщающие понятия, составление предложений, работа по картинкам «Режим дня школьника зимой», составление рассказа «Приключения Иры и Саши», обобщающая беседа, составление сводки погоды по опорам, работа с дневником наблюдений

сюжетные  иллюстрации,

карточки- опоры

18

23.01

Растения зимой: хвойные растения

Формирование умения самостоятельно составлять рассказ  по заданному плану

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения по коррекции зрительного восприятия, отгадывание загадок, работа с картинкой, составление предложений, «осколочных» картинок, словарная работа, обобщающая беседа, работа в тетради

картинки хвойных деревьев, осколочные картинки, учебник

19

30.01

Домашние животные зимой: корова

Обобщение и систематизация знаний учащихся о домашних животных, формирование умения составлять рассказ - описание

урок обобщения  и систематизации ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

лексические упражнения, работа с учебником, словарная работа, составление предложений, составление описания по картинке и плану, работа в тетради

картинки домашних животных, учебник, тетрадь

20

6.02

Дикие животные: лось

Закрепить знания учащихся о диких животных, отработать умение составлять сравнительное описание

Урок совершенствования ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в сравнении, классификации, описание лося на основе серии вопросов, рассказ учителя, словарная работа, работа с учебником

картинки домашних животных, учебник, тетрадь

21

13.02

Февраль – месяц метелей и вьюг

Обобщить результаты наблюдений за зимними месяцами, формировать умение составлять текст - рассуждение

Урок совершенствования ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

лексические упражнения, задание-описание, обобщение и систематизация результатов наблюдений за погодой – работа с календарём природы, составление рассказа –рассуждения, работа с учебником

календарь природы,

учебник,

сюжетная картинка

Коррекционные задания «Тренировка внимания»

22

20.02

Труд людей зимой

Формировать представление  детей о профессиях, формирование умения составлять текст-повествование

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

работа с учебником, словарная работа, лексические упражнения, составление рассказа - повествования

календарь природы,

учебник,

сюжетная картинка

23

27.02

Домашние птицы: гусь

Формировать представление о домашних птицах,

отработать умение моделировать фразу

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - схема, работа с учебником, работа в тетради, сравнение 2-х картинок с изображением гуся, описание гуся

схема,

картинки гуся

учебник

тетрадь

24

6.03

Дикие птицы: лебедь

Формировать представление о диких птицах , отрабатывать умение самостоятельно описывать объект, составлять рассказ - повествование

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - схема, работа с учебником, коллективное составление рассказа по «цепочке», словарная работа, описание лебедя по плану и по картинке

схема,

картинки лебедя,

учебник,

тетрадь

 

25

13.03

Дикие птицы: гусь

Формировать представление о диких птицах, знакомство с особенностями диких гусей, развивать умение составлять творческий пересказ

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

работа с учебником, рассказ – описание лебедя, описание и анализ гуся на основе демонстрации ряда картинок, словарная работа

схема,

картинки гуся,

учебник,

тетрадь

26

20.03

Сезонные изменения в природе: март

Развитие умения составлять описательный рассказ

урок –

экскурсия

словесные, наглядные

организационная беседа, наблюдение за погодой(солнце, облачность, ветер, осадки), природой(деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа

Коррекционные задания «Тренировка памяти»

IV четверть

27

3.04

Апрель – середина весны

Обобщить и систематизировать признаки весны, развивать умение составлять текст- повествование по заданному окончанию рассказа

урок обобщения  и систематизации ЗУН

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в установлении причинно –следственных связей, работа с календарём природы, составление фраз по результатам наблюдений, составление рассказа по заданному окончанию

картинки по теме, учебник, тетрадь

28

10.04

Насекомые вредные и полезные

Формировать представление о насекомых, отрабатывать умение составлять рассказ -описание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации - схема, в описании, отгадывание загадок о насекомых, работа с учебником, узнавание насекомых по описанию

схема,

картинки насекомых

учебник,

тетрадь

29

17.04

Рыбы

Формировать представление о рыбах как водных животных, отрабатывать словообразовательные навыки и умения

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнение по развитию логического мышления, работа с учебником, работа в тетради, узнавание и описание рыб, отгадывание загадок, сравнение рыб и заполнение таблицы, лексические упражнения

схема,

картинки рыб,

учебник,

тетрадь

30

24.04

Земноводные: лягушка, жаба

Формировать  представление о животных, отрабатывать умение составлять описательный рассказ, вести диалог

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации, по развитию слуховой памяти, анализ и описание строения лягушки, обобщающая беседа учителя, составление описательного рассказа с использованием вопросов учеников

схема,

картинки рыб,

учебник,

тетрадь

31

8.05

Как я познаю окружающий мир. Здоровье человека

Формировать

представление об органах чувств человека, здоровом образе жизни, формировать навыки речевой коммуникации в реальной ситуации

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения в классификации «Что лишнее?», в установлении причинно-следственных связей и отношений, упражнения в моделировании фразы на основе работы с таблицей, рассказ учителя, обобщающая беседа, упражнения в отработке речевых умений

схема,

иллюстрации по теме,

учебник,

тетрадь

Коррекционные задания «Тренировка внимания»

32

15.05

Наше питание и сон

Формировать представление о режиме питания и здоровом образе жизни, отрабатывать умение составлять связное устное высказывание

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения по развитию логического мышления, лексические упражнения, составление предложений из слов, работа с учебником

серия сюжетных картинок на тему,

учебник

33

22.05

Наше общение

Формировать потребность в адекватном общении с использованием различных средств коммуникации

урок изучения

нового материала

словесные,

наглядные,

практические

упражнения на запоминание, подборе синонимов, работа с учебником, схемой, речевые игры «Общение по телефону», «Диалог в магазине», «Разговор у врача», «Больной ангиной и его просьбы» (жесты, мимика)

схема,

иллюстрации по теме,

учебник,

тетрадь

34

29.05

Май – конец весны.                  

Формировать умение фиксировать изменения в природе и принимать соответствующие решения, определить уровень усвоения учащимися речевых  навыков и  умения пользоваться монологической и диалогической речью

урок – экскурсия,  

словесные,

наглядные,

практические

организационная беседа, наблюдение за погодой (солнце, облачность, ветер, осадки), природой (деревья, кустарники), деятельностью животных и человека, беседа по ход экскурсии, заключительная беседа



Предварительный просмотр:

                                                                           Учебно - методический комплекс                                            окружающий мир  4 класс  

 

Учебная программа

Учебник

Методический материал

Цифровые образовательные ресурсы

Дидактический материал

Дополнительная литература

Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида

Подготовительный,          1 – 4 классы/                    под ред.

В.В.Воронковой.  -

М.:  Просвещение, 2013.

Кудрина С.В.Окружающий мир. Учебник для 4  класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида – М.: «Владос», 2015

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования на 2014-2015 учебный год; утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 53

Обучение учащихся             I – IV классов вспомогательной школы: пособие для учителей/под ред. В.Г.Петровой. –                          М. : Просвещение, 1982

Е.Д. Худенко,

Д.И. Барышникова.

Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных                     (коррекционных) школ VIII вида.

Методическое пособие для учителя. – М: АРКТИ, 2004.

http://school-collection.edu.ru/                           ЕДИНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Заглавная_страница ВИКИПЕДИЯ

http://www.tatsel.ru/song/index.htm   ДЕТСКИЕ ПЕСНИ

http://www.openclass.ru/ ОТКРЫТЫЙ КЛАСС (КОНСПЕКТЫ УРОКОВ)

http://1sentyabrya.ru/ О ШКОЛЕ (КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, ПРАЗДНИКИ, ПОДЕЛКИ)

Презентация о Югре «Красная книга Югры»

Презентации «Животные», «Птицы», «Осень»

Предметные и  сюжетные иллюстрации по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Овощи»,  Фрукты», «Грибы»,  «Орехи», «Полевые растения»,  «Хвойные деревья»,  «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы»,  «Насекомые», «Одежда», «Обувь», «Охрана здоровья человека», плакаты по ПДД, животному и растительному миру природы.

Натуральные дидактические пособия:  посуда, одежда, обувь, комнатные растения, овощи, бахчевые культуры.

 

Индивидуальный  дидактический  материал  по темам,  дидактические  игры, пальчиковый театр

Урок  и  экскурсия  во вспомогательной   школе. Кузнецов Ю.Ф.   Учеб - метод.   пособие  -Екатеринбург: УГПУ, 1998.

Мирясова В.И., Коноваленко С.В.

Родная природа в стихах и загадках / под ред. В.В.Коноваленко. – М: « Гном – Пресс», 1999.

Васильева Н.Ю.

Интегрированные уроки:

1 класс.-М.:ВАКО,2008

Васильева Н.Ю.

Интегрированные уроки:

2 класс.-М.:ВАКО,2008

Васильева Н.Ю.

Интегрированные уроки:

3 класс.- М.:ВАКО,2008

Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О.

Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:4 класс. –

М: Просвещение, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов  Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Школа России...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (для обучающихся с задержкой психического развития).

Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 « » класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НО...

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программапо окружающему миру                                              ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо окружающему мирудля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...