Урок окружающего мира по теме :" В гости к зиме..."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.

Познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края по материалам экскурсии; учить работать в паре : выдвигать предположения, извлекать информацию из текста, фотографий, презентации, учебника, оценивать свои достижения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс

                                                                                  ( УМК «Школа России», учебник Плешакова А.А.)

Тема

                                             « В гости к зиме…»

Цель темы

Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.

Задачи

Познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края по материалам экскурсии; учить работать в паре : выдвигать предположения, извлекать информацию из текста, фотографий, презентации, учебника, оценивать свои достижения.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-знать зимние изменения в неживой и живой природе; объяснять причины изменений в природе зимой; приводить примеры зимних явлений природы, из жизни растений и животных.

Метапредметные результаты:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке; работать в паре, проводить взаимопроверку; обобщать изученный материал.

Личностные результаты:

- понимать целостность картины мира; проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия; понимать и принимать ценности здорового образа жизни.

Основные понятия

Неживая и живая природа, иней и изморозь, снежинки, хвойные и лиственные растения, жизнь животных зимой.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Плешаков А.А. Учебник, рабочая тетрадь, «Зеленые страницы», «Окружающий мир. Тесты», электронное прило- жение к учебнику, компьютер, экран, мультимедийная презентация «В гости к зиме…»,«Вальс снежинок» .

У учителя -  фотографии неживой и живой природы, для игры: домики, животные.

У учеников – карточки с изображением семян деревьев, тесты по теме, снежинки у девочек.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I Актуализация жизненного опыта, знаний

1 слайд презентации

Сравнение понятий «Живая», «неживая» природа.

Создает эмоциональный настрой на урок, формулирует задание.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отгадывают загадку, называют приметы зимы.

2 ученика у доски группируют картинки.

-Неживая, живая природа.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайцем белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

-Посмотрите на загадку. Что из нее можно отнести к неживой природе, что к живой?

-Назовите приметы зимы, указанные в этой загадке.

- Разложите картинки на 2 группы.

- По каким признакам вы разделили картинки?

II Постановка цели.

2 слайд презентации

Озвучивает тему

- О зиме, об изменениях в природе.

Тема нашего урока: «В гости к зиме…»

- О чем же мы сегодня на уроке будем говорить?

III Работа над новым материалом

Чтение учителем текста и стихотворения.

Электронное приложение

Слайд 3 презентации

Загадки

4 слайд презентации

Загадка

Слайды 5, 6, 7 презентации

Рабочая тетрадь стр.85, задание 2.

Слайд 8 презентации

Музыкальная пауза.

Объяснение учителя

Слайд 9 презентации

Физминутка.

Слайд 10 презентации

Слайд 11 презентации

Карточки с изобра-жением семян лист-венных деревьев

Слайд 12 презентации

Слайд 13, 14 презентации

Работа с учебником стр.132

Слайд 15 презентации

Игра «Узнай дерево по рисунку»

Слайд 16 презентации

Слайды 17, 18, 19, 20 презентации

Загадка

Слайд 21 презентации

Игра «Рассели жильцов»

Слайд 22,23 презентации

Слайд 24 презентации

IV Контролирующее задание

V Рефлексия деятельности

VI Эмоциональная рефлексия

Выдвигает проблему.

Включает электронное приложение.

Дает задание на поиск изменений в неживой природе.

Формулирует задание

Знакомит с дополнительной к учеб- нику  информацией

Загадывает загадку, проводит параллель с ра-нее изученным.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради.

Проводит параллель с наблюдениями во время экскурсии.

Включает мелодию «Вальс снежинок»

Рассказывает.

Организует решение проблемной задачи.

Выдвигает проблему

Организует фронтальную работу.

Дает дополнительные знания детям.

Организует беседу по уточнению знаний.

Дает задание на поиск в учебнике ответа на вопрос.

Дает задание группам.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи.

Организует поисковую работу учащихся.

Организует игру.

Организует фронтальную беседу.

Подводит учащихся к выводу.

Организует детей на выполнение теста «В гости к зиме…»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Открывает доску (приложение 6)

Включает  лампу с разноцветными огоньками)

Высказывают свои пред-положения на проблемный вопрос учителя

Смотрят о неживой природе материал диска.

Формулируют выводы наблюдений.

Отгадывают загадки

Высказывают свои предпо- ложения.

Отгадывают загадку, формулируют выводы наблюдений, рассказывают  об образовании снежинок (заранее подготовленный материал). (Приложение 1)

Соотносят рисунок снежинки с надписью.

Формулируют выводы наблюдений.

Девочки по очереди под музыку кружатся под вальс, подбегают к доске, прикрепляют снежинку.(Приложения2,3)

Делятся результатами своих наблюдений.

Решают проблемную задачу.

Высказывают свое мнение, называют объекты живой природы.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают карточки

Делают вывод.

Работают с информацией;

участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Находят в тексте объясне-ние, высказываются.

Работают в группах.

Отвечают на вопросы учителя.

Выступают с подготовлен-ными сообщениями о жизни диких животных зимой. (Приложение 4)

Отгадывают, получают уточнения.

Подходят к доске и прикрепляют животных к домику.

Формулируют выводы наблюдений.

Работа в парах. Выполняют тест.

Осуществляют взаимопро-верку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Послушайте внимательно. « С наступлением зимы все в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Все в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своем стихотворении:

«Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

- Наши мнения разошлись, не все согласны. Это нам надо выяснить.

- Есть ли изменения по сравнению с осенью?

- О каких еще изменениях в неживой природе зимой  вы узнали?

-Что вы почувствовали, когда ладошкой попробовали снег?

( наст)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

И не снег, и не лед, а серебром все уберет. (иней)

Некоторые  путают понятия иней и изморозь.

В энциклопедии «Википедия» говорится, что иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. На проводах, ветках кустов и деревьев – это изморозь. Иней ( мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки) ложится в холодные ясные и тихие ночи на почву, стены дома, на скамейки, узоры на стеклах- это тоже иней.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. ( снежинка)

-Рассмотрите, какие еще существуют снежинки по форме, найдите к ним подпись.

Он хрустел под ногами.

По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе , тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Вспомните, как в этом году первый снежок посыпал 19 октября и сильный мороз 11 градусов был в октябре, и мы испугались: неужели зима уже наступила? Или в первых числах ноября пошел снег, завьюжило, а потом все растаяло и до 8 декабря. мы не видели снега.

Перечислите, что и кого мы относим к живой природе?

- Рассмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

- На какие группы делятся все растения?( деревья, кустарники, травы)

-На какие 2 группы мы разделим деревья? (Лиственные и хвойные)

- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?

- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. На каком дереве их особенно много? ( Дубе). На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

- На партах у вас карточки с изобра- жением семян лиственных деревьев. Рассмотрите их внимательно, постарайтесь запомнить. Вам пригодится это на уроке.

- Сделайте вывод: Почему изменилась жизнь лиственных растений.

Вывод: так как стало холодно, то есть t воздуха ниже 0, почва замерзла, выпадает снег и день становится короче, то большинство лиственных растений сбрасывают листву на зиму.

- Конечно, нет. Хоть деревья сбрасывают листву, но что остается на ветках?

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих лет растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание почек».

- Какие хвойные деревья вы знаете? - Сбрасывают ли иголки хвойные деревья?

- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

Лес остался живым, но он спит.

Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. – Почему?  

-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

- Первая группа угадывает растения в 1 столбике, 2-я во втором, 3-я в третьем.

- Что на это повлияло?

   (Зима, мороз, снег,)

 - Чего не стало хватать для многих животных?

( Нет корма )

- Как животные приспосабливаются к таким условиям?

( Заготавливают корм, находят корм в природе, ложатся в спячку)

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)  

- Но она не совсем правильная. Потому что зайцы бывают разные. Об этом вы дома прочитаете в книге «Зеленые страницы».

- Расселите жильцов в домики.(При-ложение 5)

 - Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых.)

- Какие перебираются ближе к жилью человека? (Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.)

- Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений. .. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем.

 Секрет прост, они выживают зимой за счет собственного “ума” и догадливости. А вот если много снега, сильные морозы, то им приходится туго. И тогда…

-  Мы тоже должны прийти к ним на помощь, сделать…, и не забывать… их подкармливать.

 

 Выбери утверждения.

* Знаю основные признаки зимы и могу отличить от других времён года.

* Могу описать, нарисовать те изменения, которые происходят в природе с деревьями, птицами, животными, как меняется их внешний облик и поведение.

 - 31 декабря мы переходим из одного года (какого?) в следующий (какой?).

Под Новый год все люди загадывают желания.

- Протяните ладошку, поймайте блестящий огонек, загадайте желание, и оно обязательно исполнится.

- (Открываю елочку на доске. Приложение 6.)

-Наши сказочные зверюшки сегодня подружились, и вокруг этой волшебной елки празднуют Новый год.

( Стук в дверь. Входит Дед Мороз.)

- Это 2 А? Долго мне пришлось к вам добираться. Поздравляет детей с наступающим новым годом и вручает приглашения на праздник.

- Так ли это? Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли изменения в природе перестают происходить?

- О каких не сказано, а мы наблюдали во время экскурсии?

- Почему образовался наст? (Сыпала измо-рось, был небольшой мороз)

На чем образуется изморозь? А иней?

Во время экскурсии мы рассматривали в лупу снежинку. Какая она?

- Что происходило со снегом, когда вы на него наступали?

- Почему хрустел снег?

- Когда по календарю наступает зима?

- Как изменилась погода с наступлени-ем зимы?

- Как вы думаете, происходят ли изменения в живой природе зимой?

- Умирают ли лиственные растения? Что мы видели на экскурсии?

Как зимуют хвойные растения?

- На экскурсии мы не видели, как зимуют травянистые растения?

Диагностирующее задание.

-   Изменилась ли  жизнь животных с наступлением зимы?

Диагностирующее задание.

- Как  птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми?

Как вы думаете, ка-кие птицы могут прилететь к нашей кормушке? Какую еду мы им приготовим?

Диагностирующее задание.

- Зима очень интересное время года. Почему?