Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Жерикова Евгения Александровна

Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир". Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой родине - Югре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_mir.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Я и мир»

Срок реализации : 1 год

Возраст учащихся : 10-11 лет

Составитель: Е.А. Жерикова,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Программа кружка «Я и мир» является дополнительным курсом к предмету окружающий мир.

Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края.                  Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

  1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира учётом их своеобразия и особенностей.
  2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.

В основу интеграции содержания положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Югре.
  2. Человек Югры имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3. История Югорского края - часть истории Отечества.

    Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Югры включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Югорского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

    Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на югорской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Югры и знаниями о социальной действительности.

Структура курса «Я и мир»

Вся программа выстроена из четырех блоков:

  • я и окружающий мир
  • Яркие страницы истории  
  • Жизнь в Когалыме
  • Человек и природа

    Изучая блок «Я и окружающий мир», ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Тюменской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующий с блок «Яркие страницы истории» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного краяМладшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни хантов и манси.

Содержательный блок «Жизнь в Когалыме» знакомит учащихся с историей своего города, первопроходцами, формирует  чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Содержание блока «Человек и природа» предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека. Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и при сущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Югре, живая природа.

       Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.


Методические основы изучения курса «Я и мир»

1. Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях природы и истории Югры эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях природы и истории Югорского края дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

2. Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли: в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка.

3. Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать атлас Тюменской области.

4. При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

- командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся .


К концу реализации программы учащиеся должны

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Тюменской области, ХМАО - Югры;
  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Тюменской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей

местности;

  • водоёмы ХМАО - Югры и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их :месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в ХМАО - Югре;
  • государственную символику ХМАО - Югры, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Югру (не менее трёх);

уметь:

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города;
  • показывать на карте границу Тюменской области, крупные города и своё местонахождение.

могут научиться:

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Тюменской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

5. При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

6. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

7. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.

Программа составлена основе методики «Мы – дети природы» - Т.К. Орлова

Учебный комплект:

Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы».

Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2000 – 48 л.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся 10-11 лет

Содержание программы

4 класс (34 ч.)

Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Тюменской области, ХМАО - Югры.

Мой город: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми города.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Яркие страницы истории (11 ч)

Сибиряки, ханты и манси. Хантыйские символы.

Герб, флаг ХМАО –Югры.

Города ХМАО - Югры: Когалым, Сургут, Урай, Лангепас.

Обычаи, летние обряды и праздники коренных северных народов.

Жизнь в Когалыме (13)

История города. Первопроходцы. Достопримечательности города. Знаменитые люди. Многонациональные традиции города.

Экскурсии:

1)В краеведческий музей города Когалыма, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края.

2)В музей Военно- патриотического клуба «Возрождение».

3)В краеведческий музей города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира своего края.

Человек и природа (7ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в ХМАО - Югре. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва края и её значение . Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Разработка полезных ископаемых в ХМАО и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Югре.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Тюменской области. Её значение. Заповедники Тюменской области, их роль в охране окружающей среды..

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Тюменской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам: «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности ХМАО - Югры».

Проекты: «Семейные традиции - это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга ХМАО - Югры».

Тематическое планирование курса «Природа и история Югорского края»

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Югорский край- край нефтяников!

1

Дать представление о ХМАО-Югре как о малой родине; познакомить с административной картой Тюменской области, ХМАО-Югры и ее районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2-3

Что ты знаешь о роде своем?

2

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

-научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Создание проекта «Моя семья»

Яркие страницы истории

4

Приметы народов ханты и манси

Праздник Медведя у народов ханты

1

Познакомить с приметами, с обычаями и традициями народов ханты, манси

Экскурсия в краеведческий музей

5

Коренные народы  Югры, их занятия и традиции

1

Способствовать пониманию идей ханты и манси; познакомить с их традициями

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

6

Округ в годы войны

1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли

Сообщения

7

Герои-земляки

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Сбор информации.

Оформление стенда «Герои-земляки»

8

За землю и за волю

1

Познакомить с Югрой сегодняшней. Открытие нефти и газа.

Экскурсия в краеведческий музей. Диспут.

9-10

Мирное время на Югорской земле

2

Сформировать представления у учащихся о промышленности нашего края и ее отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа учащихся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Тюменской области»

11

Легендарные биографии

1

Рассказать о людях легендах, живущих в ХМАО-Югре

Доклады-сообщения учащихся.

12

Край таежных рек и озер

1

Познакомить с историей города Ханты-Мансийск

13

Ханты-Мансийск – столица Югры

1

Показать значение строительства новой столицы ХМАО-Югры. Познакомить с историей города Ханты-Мансийск.

Экскурсия по городу Ханты-Мансийску. Составление летописи города.

14

Нефтяная Югра сегодня

1

Развивать
познавательный
интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни»

Экскурсия в музей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Составление летописи.

Жизнь в Когалыме (13ч.)

15

День рождения Когалыма

1

Познакомить с историей возникновения города

Создание праздничной открытки

16

Вместе с первопроходцами Когалыма

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

17

Роль Степана Повха в истории родного края.

1

Показать судьбоносное значение первопроходцев.

Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Когалыма.

18

Когалым в годы строительства новой жизни

1

Познакомить с историей города.

Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с бывшими первопроходцами.

19

Павел Вербицкий и др.

1

Формировать чувство гордости за наших земляков.

Составление теста

20

Они учились в нашей школе…

1

Формировать чувство гордости за наших земляков.

Создание альбома

21-22

Когалым-город нефтяников

2

Познакомить с историей города

Экскурсия по городу Когалыму. Составление летописи города Когалыма

23

Когалым – город молодости

1

Показать значение строительства и города Когалыма.

Презентация

24

Традиции народов, проживающих в г.Когалыме

1

Воспитывать толерантного отношения

Создание

25

Игры народов Когалыма

1

Воспитывать толерантного отношения

Игры, забавы, потехи

26-27

Я – гражданин ХМАО-Югры

2

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих Югру.

Праздничное мероприятие.

Человек и природа(7ч.)

28

Дом, в котором мы живем

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зеленый патруль», его атрибутики и правил.

29

Экологические проблемы воздуха в родном крае.

1

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;

- раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».

30

Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представления о разновидности почв нашего края.

Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора»

31

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;

-познакомить способами добычи полезными ископаемыми, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой ХМАО-Югры, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

32

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе заранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк в город Сургут.

33

Охранять природу – значит охранять Родину.

1

Познакомить учащихся с Красной книгой ХМАО-Югры, с растениями и животными, которые в нее внесены;

Познакомить учащихся с многообразием форм охраны природы: заповедники ХМАО-Югры.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга Югры».

Праздничные мероприятия.

34

Итоговое занятие.

Список литературы

  1. Книга для учителя «Мы - дети природы».
  2. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники народов ханты и манси.
  3. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Югры Методическое пособие.
  4. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).

Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...

Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»

Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я познаю мир"

            Программа курса «Я познаю мир» разработана с целью расширения  курса  «Мир вокруг нас» для обучающихся 3-4  классов, предусмотренным фед...

Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"

Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...

Рабочая программа предметного кружка "Юный астроном"

Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она открывает картину мира, в котором мы живём. Её изучение возвышает человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечт...

Рабочая программа предметного кружка "Занимательное языкознание"

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной обр...