Домашние опасности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Представлены методическая разработка урока по теме "Домашние опасности",  окружающий  мир   по программе "Школа России" 2 класс, самоанализ урока, презентация и памятка для учащихся по безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема « Домашние опасности»

Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся.

Задачи:

- научить правилам безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций);

 - формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

- формировать умение работать в группах;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать логическое мышление;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать уважение к чужому мнению;

- воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.

Средства обучения: сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями, ПК, интерактивная доска.

Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту»,  рассматривание сюжетных картинок;

практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формирование УУД.

Личностные УУД.   Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД.   Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.

Познавательные УУД.   Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД.  Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

Ход урока.

1.Орг. момент.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. (Здравствуйте)

Эмоциональный настрой.

- Мир вокруг разнообразный

  И урок наш очень важный.

- Настроимся на важную работу.

- Сегодня  мы будем работать в группах.

- Вспомним правила работы в группах? (дети отвечают)

● Дружно, важно уметь договариваться,

● Обсуждайте вместе, выслушивая друг друга,

● Отвечает один, кого вы выбрали.

Учитель: девизом нашего урока будет:

Вместе не трудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно.

- Я буду хранителем времени. Когда вы услышите звуковой сигнал, значит время на выполнение задания закончилось, и мы готовы выслушать ответ.

 2.Подготовительная работа по определению темы урока.

Учитель:

- Отгадайте загадку.  Окна, крыша, дверь, труба.

                                          Все вы ходите туда.   (дом)

 (Слайд 1  -  картинки домов)

Учитель:

- Дом – это не просто стены и крыша. Он устроен сложно. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую плиту. А сколько электроприборов придумано. Все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь – не живая, «оживляет  вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

3 Формулирование темы и целей урока.

(слайд 2)  - Соберите пословицу                                   Дети:   Мой дом – моя крепость.

Учитель:  - Для чего люди строили крепости?            Дети:  для защиты, жилья, укрепления.

- Объясните смыл этой пословицы  (ответы детей……………..)

- Давайте посмотрим мультфильм «Спасик и его друзья»  и ответим на вопрос: можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?        (мультфильм – 4.40)

Дети:   (нет, так как дома нас подстерегают домашние опасности)

Учитель:  - Ну раз и дома нас подстерегают опасности, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Дети:  ……    (Домашние опасности)

Учитель: Тема нашего урока «Домашние опасности»  

(на доске название темы  ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ)

Учитель: (прикрепляя  картинку муравья на доску –а   Муравьишка подскажет нам, что мы узнаем на этом уроке и чему научимся.

(дети читают по учебнику:  Стр. ____)

- Узнаем основные правила безопасного поведения в быту. Будем учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её.)

- Сегодня на уроке мы составим правила безопасного поведения дома.

(Слайд 3)

(на слайде картинки:   УТЮГ           НОЖ        ТАБЛЕТКИ        ВИЛКА              НОЖНИЦЫ

       ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ    ЧАЙНИК               ТЕЛЕВИЗОР         ИГОЛКА           БЕЛИЗНА

  ГАЗОВАЯ   ПЛИТА                      СТИРАЛЬНЫЙ  ПОРОШОК                        ВИТАМИНЫ

- Из конвертов с жёлтой полосой достаньте картинки и распределите их на группы.  Сколько групп получилось?  (дети отвечают)  - По какому принципу вы их распределили?  

- И так 1 группа вы будете изучать правила безопасности в обращении с электроприборами (учитель ставит  карточку с названием группы «Электроприборы» (и т. д.)

 ● 1 группа –электроприборы

 ● 2 группа – острые предметы

 ● 3 группа – лекарства, уксус

 ● 4 группа – открытое окно, балкон.

- Оставьте на столах те картинки, которые относятся к вашей группе.

- Сейчас вы будете работать с учебником. Откройте  страницу 19. Прочитайте текст, обсудите с товарищами и составьте для Муравьишки  рассказ по плану. Для подготовки у вас 5 минут.

 (Слайд 4  – План работы)  

 (используем текст учебника стр. 19-20)

  1. Назовите, какие предметы нарисованы?
  2. Для чего используются?
  3. Чем могут быть опасны?  

- (учитель напоминает, когда одна группа отвечает, другие внимательно слушают.

Проверка:

1 группа: электроприборы

Утюг, используют для того, чтобы гладить бельё, можно получит ожог.

Электрический чайник  используют для кипячения воды , можно получить ожог,

Учитель (вывод):

(Слайд 5)

Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды!

Руки ты вытри получше, дружок,

Потом выключай самовар, утюжок.

Шутить с электричеством очень опасно!

Зачем же тебе рисковать понапрасну?

2 группа – острые предметы

Ножницы, используют для работы, можно пораниться.

Ножи используют для резания, можно пораниться.

Учитель (вывод):

(Слайд 6)

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди ты увидел,

Наклонись и подними!

Эти острые предметы

НЕ должны быть на полу.

Сам наступишь незаметно

Иль на гвоздь, иль на иглу.

 3группа – лекарство, витамины..

Лекарства используются для лечения больных, можно отравиться, применяя самостоятельно.

Учитель (вывод):

(Слайд 7)

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты  и таблеточки

В рот тащить не надо деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

4 группа – открытое окно, балкон.

Открытое окно, балкон используют для проветривания помещений, нельзя выглядывать из открытых помещений.

Учитель (вывод):

(Слайд 8)

Выйдешь на балкон – так знай:

Там на стулья не вставай!

Это может быть опасно –

С высоты лететь ужасно.

На перила не взбирайся,

Низко не перегибайся –

Будет сложно удержаться…

Ты ж не хочешь вниз сорваться?

(подведение промежуточного итога)

- Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред.

Как теперь мы можем дополнить пословицу « Мой дом – моя крепость»?  (дети дополняют)

Учитель:  Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.

Физминутка. (музыкальная пауза.) один ученик показывает движения, остальные повторяют.

(время 1.20)

 - Садитесь на свои места и продолжаем. Внимание на экран, вам пришло видеописьмо от учащихся 1 Б класса.

Здравствуйте, мы ученики 1 «Б» класса. Скоро наступят каникулы и возможно мы останемся дома одни.  Пожалуйста, ответьте на наши вопросы.  Спасибо.

  1. Как правильно выключать электроприборы из розетки?                    (для 1 группы)
  2. Можно ли играть с ножницами?                          (для 2 группы)
  3. Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве?          (для 3  группы)
  4. Как правильно пользоваться иголкой для шитья?                     (для 4 группы)

(Учитель раздаёт  листы с вопросами от первоклассников)  

- Обсудите со своими товарищами, что вы посоветуете первоклассникам? (На это задание 3 минуты). Как только вы услышите сигнал совещание в группах прекращается.

(отключить доску)

Проверка.

- Какие советы первоклассникам вы дали?

           - Как правильно выключать электроприборы из розетки?

           - 1 группа  

            Нельзя отключать электроприборы, дёргая за провод, тебя может ударить током.

- Можно ли играть с ножницами?

2 группа

Не играй колющими и режущими предметами, так как можно получить травму. (дети могут показать как правильно передавать ножницы друг другу.

 

- Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве?          

3 группа

Витамины это тоже лекарство, принимать их надо, учитывая дозировку, иначе можно навредить своему здоровью. А вот такие витамины, как яблоки можно употреблять в большом количестве.

- Как правильно пользоваться иголкой для шитья?

4 группа

Иголка – это острый предмет, лучше попросить  помочь кого-нибудь из взрослых. Иголкой можно уколоться. Можно использовать напёрсток. (учитель показывает напёрсток) .После работы иголку следует убрать в игольницу с  вдетой в ушко ниткой.

И так, подводим итог:

  1. Выключая электроприборы, не дёргайте за шнур.
  2. НЕ играйте с колющими и режущими предметами.
  3. Принимайте витамины строго по инструкции.

            - Ваши полезные советы я отнесу ответное видеописьмо первоклассникам, чтобы они могли их использовать.

            - Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.

- Из конвертов с синей полосой достаньте круги. Каждый из вас должен нарисовать условный знак для домашних опасностей и наклеить их на большие листы. (на это задание 4 минуты)

(Здесь можно для закрепления использовать индивидуальную работу в тетрадях

- Теперь проверим, как вы научились применять эти правила безопасности

Из конверта с зелёной полосой возьмите карточки «Проверь себя»

Если вы согласны с моим утверждением, ставьте «+», если нет «- «.

1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.

2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.

3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.

5)Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.

На доске  эталон для взаимопроверки.

  1. +                2) -                3) +               4) -                   5) +

Подведение итога урока. (капитаны в группах подводят результаты теста, используя алгоритм)

1 группа:  В нашей группе ______ детей правильно ответили на все вопросы, _____ детей допустили ошибки. Я считаю, что мы справились с заданием, и выучили правила безопасности и поведения дома.

2 группа:  в моей группе правильно ответили ______ детей,  допустили ошибки ________ детей.

Я считаю, что мы успешно справились с заданиями и запомнили какие опасности подстерегают нас дома.

3 группа:  ребята нашей группы  дали правильных ответов  ______ человек, а допустили ошибки ____ человек. Теперь мы запомнили, какие опасности нам могут угрожать дома.

4 группа:  в нашей группе ____ детей ответили верно,  ______ детей допустили ошибки. Я чситаю, что мы удачно справились с заданиями, мы получили знания, которые пригодятся нам на всю жизнь, помня о них мы избежим несчастные случаи.

Дом задание.

-Я предлагаю сделать коллективную работу КНИЖКУ – МАЛЫШКУ на тему «Домашние опасности», каждый из вас получает  одну страничку для этой книги, подберите загадку, картинку, можно рисунок, интересную информацию, стихотворение или составьте кроссворд о тех предметах, которые относятся к вашей группе.  Сегодня каждый из вас получают вот такую памятку о правилах безопасности, вклейте их в дневник.

              Рефлексия.

(на листе или на доске)    (продолжите предложения)

Я узнал __________________

  удивился ________________

  задумался _________________

Учитель: Спасибо всем за работу. Вы хорошо работали, выполияли задания и вы действительно доказали, что

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

Образец страницы для книжки- малышки.

                 Домашние опасности

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины,

До завтра солнца не нужны.      

                  (газовая плита)

                                                                           

                                                                            Копия 79



Предварительный просмотр:

Правила  безопасности и  поведения

Не трогай спички

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте пальцы в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте ничего в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не забывайте выключать воду

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Осторожно, кипяток

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не играйте с острыми предметами

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Правила  безопасности и  поведения

Не трогай спички

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте пальцы в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте ничего в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не забывайте выключать воду

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Осторожно, кипяток

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не играйте с острыми предметами

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Правила  безопасности и  поведения

Не трогай спички

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте пальцы в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте ничего в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не забывайте выключать воду

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Осторожно, кипяток

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не играйте с острыми предметами

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОМ

Слайд 2

Составь пословицу. Как вы понимаете эту пословицу? МОЙ ДОМ МОЯ КРЕПОСТЬ Мой дом - моя крепость.

Слайд 4

План Какие предметы нарисованы? Для чего используются? К акую несут опасность?

Слайд 5

ОПАСНО

Слайд 6

ОПАСНО

Слайд 7

ОПАСНО

Слайд 8

ОПАСНО

Слайд 10

Я УЗНАЛ… Я УДИВИЛСЯ… Я ЗАДУМАЛСЯ…



Предварительный просмотр:

Самоанализ

Тема. Домашние опасности

Тип урока: Ознакомление с  новым  материалом.

1. Цель, учебные задачи.

Цель: Формирование основ безопасного поведения учащихся дома.

Для реализации цели были определены задачи:

- научить правилам безопасного поведения в быту;

- воспитывать бережливое отношение к своему здоровью;

 - формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

- формировать коммуникативные умения;

- развивать логическое мышление;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать уважение к чужому мнению;

Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения.

Познавательные:   осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Регулятивные:   Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия..

Коммуникативные:  УУД.  Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

4. Методы и приёмы.

С учётом особенностей детей –применялись различные методы и средства обучения. Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту»,  рассматривание сюжетных картинок;

практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

5. Формы организации.

Организована работа в группах. Такая форма  работы способствует передаче информации друг другу и формированию практических навыков.

 Я считаю, что работа в группах себя оправдала: дети общались между собой, обменивались информацией, выполняли совместные практические действия, учились не только слушать друг друга, но и уважать чужое мнение. Комфортное состояние ребёнка на уроке – залог успешного обучения.

А урок окружающего мира в большей степени, чем другие позволяет осваивать новый материал, на основе своего жизненного опыта.

6. Позиции и роли учащихся.

Партнёры, мыслители, творцы, собиратели информации, ораторы,  слушатели.

7. Позиции учителя.

Учитель -  координатор деятельности, консультант.

12. Итоги урока – проекта. Рефлексия.

Я считаю, что мне удалось сформировать основы безопасного поведения учащихся. Познакомить с основными правилами работы в группе и создать условия для самореализации личности.

Считаю, что урок целей достиг.