Весенние изменения в природе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Весенние изменения в природе.

Цели:

  • познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;
  • развивать логическое мышление, речь, воображение ребенка;
  • воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • Презентация
  • аудиозапись

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель. Сейчас у нас начинается урок знакомства с окружающим миром. Мне бы хотелось, чтобы бы вы сами определили его тему.

Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

 (Звучит аудиозапись П.Чайковского. “Подснежник”, на доске демонстрируются слайды “пробуждение природы весной)

-Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке, увидели на экране?

Дети. (Журчание ручейка, пение птиц, карканье вороны)

Отгадайте загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

Д. Весной.

III. Сообщение темы урока.

У. Мы продолжаем изучать тему “Родная природа”. И знаете, о каком месяце мы поговорим сегодня на уроке? Прочитайте его название на доске.

На доске: Март. Лесные новости.

IV. Знакомство с признаками весны в природе.

У. Назовите сегодняшнюю дату.

Д. 21 марта.

У. 21 марта – день весеннего равноденствия. Как вы это понимаете?

Д. Количество дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи.

У. Какое настроение бывает у людей весной и почему?

Д. Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдают за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.

 (Демонстрация слайдов со звуками весенней природы)

- Ребята, послушайте, какая проблема возникла у Вини-Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчел, Вини – Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить на этот вопрос сам и обратился к свом друзьям – Пятачку, Кролику, Сове, ослику Иа.

Кролик. Распускается первый весенний цветок-подснежник.

Ослик Иа. Стало теплее.

Сова. Просыпаются звери от зимней спячки.

Пятачок. Прилетают перелетные птицы.

У. Ребята, на что вы обратили внимание?

Д. Все ответили по-разному. Получилось много мнений.

У. Какой возникает вопрос?

Д. Кто же из них прав, какое основное, главное изменение происходит в природе весной?

У. Какие есть предположения?

У. Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему:

Почему прилетают птицы?

Д. Стало теплее, появляется корм.

У. Почему просыпаются звери?

Д. Стало теплее., можно найти еду.

У. Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

Д. Стало теплее.

У. Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

Д. Потепление.

У. Сделайте вывод: кто из друзей Вини-Пуха прав?

Д. Прав ослик.

У. А теперь отгадайте загадку:

Черный,

Проворный,

Кричит: “Крак!”,

Червякам враг.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется просто…

Д. Грач.

У. В народе сложено много примет об этой весенней птице, но перед уроком набежал ветер и все приметы перемешал, давайте, их восстановим.

Слайд 2

У. Как вы думаете, почему мы заговорили об этой птице?

Д. Это вестники весны.

V. Работа по учебнику.

У. Чтобы ответить на этот вопрос давайте прочитаем рассказ в нашем учебнике. Дети читают вслух рассказ “Март – капельник”

У. Ребята, как называется рассказ?

Д. “Март – капельник”.

У. Почему он так называется?

Д. Капель – падение капель с тающих сосулек или снега.

У. Какое ещё весеннее слово вы услышали в этом рассказе?

Д. Проталины.

У. Что это такое?

Д. Черные пятна на солнечных пригорках.

У. Художник Саврасов нарисовал удивительную картину, которая так и называется – “Грачи прилетели”. На ней хорошо видны первые проталины. И грачи, которые начинают ремонтировать свои гнезда.

Около нашей школы на тополях вы можете наблюдать, как эти птицы строят гнезда. 16 марта был день Герасима-грачевника, с это дня по народной примете, грачи начинают ремонт своих гнезд

Учитель подводит итог:

У. Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.

Прочитайте в учебнике стихотворение И. Никитина:

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

О каких гостях говорит поэт?

Д. О птицах.

У. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, что вы видите?

Вслед за грачами к нам прилетает другая весенняя птица, а какая вы сможете ответить, если отгадаете загадку

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.

Д. Скворец.

У.Как вы думаете, почему скворцы появляются позже, чем грачи?

Д. Появляются первые насекомые – корм для скворцов. Эти птицы – насекомоядные.

Физкультминутка.

VI. Беседа о жизни животных весной.

У. Ребята, вспомните, о какой особенности весны говорила Сова?

Д. Просыпаются звери от зимней спячки.

У.Сейчас мы узнаем, кто уже проснулся в лесу? Отгадайте загадку:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной:

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Д. Ёжик.

У. Прочитайте в учебнике рассказ.

Дети читают текст вслух.

У. Как ежик приводит себя в порядок после зимнего сна?

Д. Отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать.

У. что ещё происходит весной в жизни животных?

Д. У животных появляются детёныши.

У. сильные учащиеся читают рассказ о лосе.

У. Кто появляется на лесной полянке?

Д. Лосиха с лосенком.

У. Наши лесные новости продолжаются. Найдите на с. 84 тексты о животных. У вас на столах лежат фигурки зайчиков и медвежат. Те, у кого зайчики, читают 1-й рассказ, а те, у кого медвежата, читают 4-й рассказ. Узнайте лесные новости, а потом поделитесь со своими друзьями интересными.

Дети читают тексты.

Беседа:

Когда появляются зайчата?

Д. Когда ещё в лесу лежит снег.

У. Что вас удивило в рассказе о лисичке?

Д. Она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей.

У. С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому у большинства зверей появляются детеныши.

У. А теперь давайте поиграем! Я начну, а вы продолжайте: На – на – на – наконец пришла…

Д. Весна.

У. Чи-чи-чи – прилетели к нам…

Д. Грачи.

У. Ло-ло-ло – всем от солнышка ….

Д. Тепло.

У. Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем на нашей лесной полянке. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса!

Всмотритесь, и скажите, какие там происходят чудеса?

Дети рассказывают.

VII. Итог урока.

У. С какими признаками весны познакомились?

Д. Весеннее небо становится более голубым и высоким.

Стало тепло, тает снег, журчат ручейки.

Оживает вся природа, возвращаются птицы.

У. Какое основное изменение происходит в природе весной?.

Д. Потепление.