Внеклассное занятие по окружающему миру 1 класс. Весенние изменения в природе.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

Внеклассное занятие по окружающему миру 1 класс. Весенние изменения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru_1kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие 1 класс.

Тема: Весенние изменения в природе.

Цели: систематизировать знания о временах года, их последовательности и основных признаках;

формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли;

вспомнить правила поведения на природе, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:  мультимедийная установка, картинки времён года, первоцветов (Первоцвет весенний, мать-и-мачеха, сон-трава,  ветреница дубравная, ландыш майский), птиц (воробей, сорока, дятел, сова, грач, ласточка, скворец, соловей, жаворонок, иволга, зяблик, журавль, аист, кукушка, ласточка, синица), рисунки детей на экологическую тему.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Картинки времён года. Обучение в сотрудничестве.

Учитель читает загадки, а учащиеся, отгадывая их, выбирают соответствующие картинки и кладут их, образуя годовой цикл.

ИКТ

Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

                            (зима)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

                                              (весна)

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей колоски.

Велит нам обильный собрать урожай.

Румяный душистый испечь каравай.

                                           (лето)

Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима».

                                           (осень)

Ученики кладут картинки, называют признаки времён года. Что вы можете рассказать о временах года?

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Какое время года было до неё? (Зима)

- А какое будет после? (лето)

- Сегодня мы с вами подробно поговорим о весне.

2. Основная часть. Обучение в сотрудничестве.

-  У вас на партах лежат признаки различных времён года. Выберите из этого списка признаки весны. ( Тает снег, появляются проталины, а на них появляются первые цветы, набухают почки на деревьях, а затем появляется листва,  из тёплых краёв возвращаются перелётные птицы.)

- Как называются цветы, которые первыми появляются весной? (Первоцветы)

- Назовите их.

- Я буду читать описание цветка, а вы постарайтесь догадаться, о каком цветке идёт речь.

Описание первое.

Этот цветок появляется в прекрасные весенние дни. Растёт он тесными, но небольшими группками, которые видны издали, так как оно усыпано многочисленными светло-жёлтыми цветками. Листья собраны у корня, овальной формы, сильно морщинистые, по краям волнистые. Из середины вырастает один или несколько стеблей со своеобразным поникшим зонтиком. Цветок с трубчатой бархатистой чашечкой и светло-жёлтым венчиком.

 (Первоцвет весенний)

Описание второе.

Цветки золотисто-жёлтые, собраны в небольшую корзину. Цветёт ранней весной, а позже, к началу лета, появляются её большие листья. Сверху они гладкие, холодные, а снизу пушистые и тёплые.

(мать-и-мачеха)

Описание третье.

Цветёт весной, растёт на солнечных склонах холмов, пустошах, в светлых лесах. По старинному поверью, навевает сны. Ядовита. Встречается редко и нуждается в охране.

(сон-трава)

Описание четвёртое.

Очень красивое растение с белыми, душистыми цветами высотой до 24см, цветущее весной. В народе называют подснежник. Нуждается в охране.

(ветреница дубравная)

Описание пятое.

Цветёт в мае. Листья широкие, сочно-зелёные, блестящие. Нежные колокольчики собраны в кисть, расположенную на длинном трёхгранном стебле.

(ландыш майский)

Ребята! Некоторые растения нуждаются в особой защите и поэтому они занесены в «Красную книгу». Что это означает? (что эти растения редко встречаются и их нельзя срывать без необходимости)

А теперь вспомним некоторых птиц. Отгадайте названия этих птиц и постарайтесь найти между ними что-то общее.

Конкурс загадок. Технология использования игровых методов.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …(воробей)

Трещала целый день:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ...(сорока)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и …(совы)

- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

- А как называют этих птиц? (осёдлые или зимующие)

- Эти птицы не боятся морозов. А еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

- Итак, конкурс загадок продолжается!

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

                                        (Грач)

     Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

                             (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(Соловей)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-розовый ...

(Скворец)

А теперь задание сложнее

Еще в низинах снег и лед,

Но небеса весенние,

И он летает и поет,

Блистая оперением.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянуться растения,

Его и песни, и пролет

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ежится, зябнет на ветке росистой,

На песни он просто певец голосистый:

На яблоньке звонко поет, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая.

(Зяблик)

«Фи-тиц!» - флейтой на рассвете

У речки слышен звук высокий ...

И наклоняет иву ветер

И прячется в густой осоке

Чуть свет блеснет, она задорно

Уже поет на ветке тонкой.

Два цвета - золотой и черный

 Пестрят в наряде птицы звонкой

Вспугни ее хотя б немножко,

«Фи-тиц!» в «мау» обернется,

За что она «лесною кошкой»

Народом исстари зовется.

(Иволга)

 

Встали братья нa ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Физкультминутка. Здоровьесберегающие технологии.

 Конкурс «Узнай птицу» 
Дети читают описание птицы, которое они подготовили дома. Задача учеников как можно быстрее узнать ее. Затем описание птицы дочитывается до конца.

Описание первое: 
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим. что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса:
они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.
(Аисты)

Описание второе:
Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала  далеко в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.
(Кукушка)

Описание третье:
Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее
клювом.
(Ласточки) 

Описание четвертое: 
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на  ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать всё, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, но голове черная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.
(Синица)
3. Подведение итогов.

- О чём мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Что вам понравилось? Не понравилось?

- Посмотрите, как красива наша земля!

Учитель обращает внимание на верхний ряд картинок на доске.

Мы все любим отдыхать на природе, любим цветы, деревья. А чего нельзя делать, выходя на природу? Ответы детей по заготовленным рисункам на экологическую тему.

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- Что такое экология?

- Почему мы часто слышим слово «экология»? (Потому что экология учит нас беречь свою землю, свой Зелёный дом.)

Заканчивается занятие чтением стихотворения И.Мазнина.

Давайте будем

К тому мы стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Внеклассное занятие по окружающему миру по теме "Эта удивительная природа" игра "Счастливый случай".

Это внеклассное занятие можно проводить с детьми с 1-4 класс. Дети с большим интересом старались отвечать на вопросы, хоть многие вопросы были очень трудными....

внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса "Знатоки природы"

внеклассное занятие по окружающему миру для 2 класса "Знатоки природы" конспект + презентация...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Природа в опасности!", для учащихся 3 класса.

Занятие посвящено Всемирному дню защиты животных. К этому дню мы готовимся заранее. Дети подбирают материал про интересных для них животных, составляют рассказ и репетируют докладывать с «красной триб...

Внеклассное занятие по окружающему миру."Как нам жить в дружбе с природой".

Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций. Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, и...

Внеклассное занятие по окружающему миру КВН "Природа"

КВН по окружающему миру во 2 классе...

Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.

Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...