Главные вкладки

    Внеклассное занятие "Этот неизвестный океан"
    план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

    Олина Ирина Борисовна

    Расширение кругозора учащихся о неизвестном океане

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                        Тема: Этот неизвестный океан

    Цели: Расширение кругозора учащихся о неизвестном океане.

    Задачи:

                1 Приобщать  к детской, научно-   художественной, справочной, энциклопедической   литературе.

                2. Развивать воображение, эмоциональную сферу учащихся.

     Развивать  навыки самостоятельной работы с ней.

     3. Воспитывать бережное отношение к водным пространствам планеты, к флоре и фауне    океана.

    Оборудование: справочная, энциклопедическая литература, презентация на слайдах.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    - Здравствуйте.

    - Сегодня на занятии нам предстоит совершить увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

    Кругом вода, а с питьём беда.

    Слайд 1    - Конечно же,  это водное пространство нашей планеты – океаны. И тема нашего занятия «Этот неизвестный океан».    

    1. Повторение имеющихся знаний

    - Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

    - Почему нашу планету называют голубой?

    Комментарии к слайду 2

    -Землю называют голубой планетой, т.к. 71% её поверхности занимают океаны, а 29 % - это суша: острова и континенты. Испокон веку море играло важную роль в жизни людей: оно позволяло им выжить благодаря своим огромным ресурсам и способствовало развитию многих прибрежных государств за счёт торговли, завоеваний и исследования планеты. Но в наши дни чрезмерное использование ресурсов моря, загрязнение и потепление климата несут угрозу хрупкому равновесию.

    - А что такое океан?

    Комментарии к слайду 3

    Океаны - это большие пространства солёной воды, включающие в себя многочисленные моря.

    Морская вода состоит на 96% воды и на 4% из соли.    

    Без них люди жили бы на одном едином континенте.

    - А сколько в мире насчитывают океанов,  и какие?

    В мире насчитывают пять  океанов:

    • Тихий
    • Атлантический
    • Индийский
    • Северный Ледовитый
    • Южный (официально признан в 2000 году)

    1. Основная часть

      Комментарии к слайду  4

    Океаны исключительно богаты различными формами жизни. Сотни тысяч различных  видов животных и растений живут в морской среде, формируя пищевую цепь, когда одни виды питаются другими. Тесное соседство этих видов и среды их обитания формирует то, что принято называть экосистемой.

    - Ребята, обратите внимание , сегодня мы вводим новый, ещё не знакомый вам термин «экосистема». С ним вы будете часто сталкиваться на уроках биологии, географии в старших классах.

    Комментарии к слайду 5

    - Океан можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества:

    1. сообщество поверхности воды

    2. сообщество толщи воды

    3. донное сообщество

    4. сообщество кораллового рифа

    5. глубоководное сообщество.

    Комментарии к слайду Слайд 4

    -В море обитает более 20 000 видов рыб и многочисленные морские млекопитающие, которые зачастую находятся под угрозой исчезновения из-за чрезмерного вылова.

    -Сегодня мы более подробно остановимся на крупных представителях океанической фауны: акулах, кетах, дельфинах.

    Комментарии к слайду  6

     Акулы (класс Хрящевые рыбы): это крупные (до 18 метров в длину) и сильные рыбы вытянутой формы, со спинным плавником, двумя грудными плавниками и челюстью в форме дуги. Насчитывают около 450 видов акул, в том числе китовая акула, гигантская акула, рыба-молот,  голубая  и серая акула.

    АКУЛА КИТОВАЯ (Rhincodon typus) единственный вид семейства. Это самая крупная из ныне живущих рыб, достигающая 20 м в длину, весит около 20 000 кг. Она медленно плавает, раскрыв рот, ширина которого доходит до 2 метров и поглощая планктон и мелкую рыбёшку.

    Комментарии к слайду 7

    -Опасность для человека представляют   несколько видов акул: белая, тигровая,  тупорылая, серая.  Обитают акулы в прибрежной  или в  открытом море в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

    Комментарии к слайду 7

              АКУЛА ТИГРОВАЯ (Galeocerdo cuvier) один из наиболее широко      распространенных и крупных видов —обитает в тропических и субтропических водах всех океанов.

               АКУЛА ТУПОРЫЛАЯ (Carcharhinus leucas) Эти акулы, достигающие 3,6 м в длину, населяют прибрежные районы тропической области. Встречаются во всех океанах. Нередко заходят в реки и другие пресные водоёмы.

    - А  что же из себя представляет белая акула?

    Комментарии к слайду 8

              АКУЛА БЕЛАЯ (Carcharodon carcharias) которую правильнее назвать кархародон достигает особенно значительных размеров — самая крупная из современных хищников. Чаще всего именно эта акула нападает на человека и «атакует» даже лодки с людьми. Большую часть времени проводит в одиночестве, в движении. Продолжительность жизни предположительно 30-40 лет.  У акулы сильное торпедообразное тело. Поэтому она  является самой быстрой рыбой на земле.

              Для кархородона характерны очень большие до 5 см  и широкие зубы. Они похожи на зубья пилы и помогают ей удерживать добычу. У всех акул износившиеся и потерянные зубы заменяются новыми. Зубы растут рядами, один за другим, используются только зубы первого ряда, в случае замены на их место выдвигаются зубы из заднего ряда.

    Комментарии к слайду 9  Нападающая акула поднимает пасть  таким образом, что её зубы выдвигаются вперёд и вонзаются в беззащитную жертву. После этого акула вырывает большой кусок мяса из тела жертвы. Взрослая акула, напавшая на крупную добычу, может вырвать кусок массой 60-70 кг.

    Комментарии к слайду 10

              Серая акула довольно ленива и медленно плавающая рыба. Ёе длина: от 1,5 м до 4 м. Активна и днём и ночью. Практически всеядна. Питается рыбой, ракообразными и головоногими моллюсками. Некоторые виды серых акул очень опасны для человека, но их можно приручить и научить брать пищу с рук, при этом они даже не пытаются укусить человека. У акулы рождается  около 14 детёнышей, которые после рождения напоминают миниатюрные копии взрослых особей.

    - Следующий представитель фауны океана – это КИТЫ.

    Комментарии к слайду 11

    КИТЫ - (отряд Китообразные) – крупные морские млекопитающие, оснащённые плавниками. Их насчитывают 79 видов, в том числе белый кит (белуха), синий кит, серый кит,  гладкий кит, полосатик, кашалот, косатка, нарвал (единорог), дельфин и морская свинья.

    Одним из предков китообразных были базилозавры, обитавшие  в древних морях 40млн. лет назад. Они вели исключительно водный образ жизни и никогда не выходили на сушу.  В ходе исследований, проведённых в 80-х гг. ХХв. Обнаружен удивительный факт: оказывается, у базилозавров были ноги, длиной около полуметра. Едва ли они помогали древним китам плавать и тем более передвигаться по суше. Учёные высказали предложение, что базилозавры могли использовать их для объятий во время брачных игр.

     Слайд 12.  Отряд китообразных очень разнообразен.

    Самое крупное животное  - Синий кит.

    Комментарии к слайду 13

    СИНИЙ КИТ - это крупнейшее животное из когда – либо существовавших на Земле. Длина :  25-30 м. Масса : 80 000 – 130 000 кг.  Привычки: держатся стадами.   Пища: планктоноед .  Продолжительность жизни: 80 лет. Киты всплывают на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Присутствие кита выдаёт характерный фонтан.

    Комментарии к слайду 14

     Косатка - Вес:  от 2 000  до 9 000 кг. Длина:  7 м. Охотятся стадами, объединяются 2 или 3 рода (до 20 особей). Особи одного рода связаны между собой на всю жизнь. Косатки переговариваются резкими вскриками, которые внушают ужас другим млекопитающим. Является хищником. Её меню отличается большим разнообразием. Входят в него и кальмары, и рыбы, и птицы, и морские черепахи, и тюлени, и дельфины. Иногда нападают на таких крупных животных как Синий кит.  Косатки никогда не нападают на человека, а стычки внутри стаи случаются крайне редко. Продолжительность жизни:  25 – 35 лет .

    -А сейчас,  ребята, немного отдохнём.

    Физкультминутка

    Рано утром все проснулись,

    Хорошенько потянулись.

    Спинки дружно все прогнули –

    Вот и мышцы отдохнули.

    Нашей матушке-землице

    В пояс надо поклониться.

    Повернулись вправо, влево-

    Стало гибким наше тело.

    Поднимаемся всё выше –

    Выше дома, выше крыши.

    Руки к солнцу потянули,

    Опустили и встряхнули.

    Носом воздух мы вдыхаем

    И на месте пошагаем.

    Погуляли хорошо

    Завтра повторим ещё.

    -Следующим представителем животного мира  океанов, которого мы рассмотрим – это ДЕЛЬФИНЫ.

    Комментарии к слайду15

    Дельфины (семейство Дельфиновые): у этих китообразных вытянутое рыло в форме клюва, тело обтекаемой формы и очень гладкая кожа, что позволяет им быстро перемещаться (до 45 км/ч). Это общественные, игривые и умные животные, которые способны общаться с другими членами своей группы при помощи ультразвука. Дельфинов едят акулы и косатки.

    Спят дельфины недалеко от водной поверхности и в момент, когда им необходим воздух, поднимаются наверх.

    Учёные выдвинули гипотезу, что это животное, с очень хорошо развитым мозгом, одно из самых умных после человека.  

    Комментарии к слайду16

    АФАЛИНА - быстро плавающее животное. Длина: 2,3 – 3 м.Вес: 150 – 275 кг.

    Общаются на своеобразном языке, состоящем из разных свистов и писков. Держатся стаями. Продолжительность жизни: 25  - 30 лет. В пасти афалины есть от 18 до 28 пар маленьких зубов вверху и на 1-3 пары меньше внизу. Дельфин может выпрыгнуть из воды для того, чтобы посмотреть, где охотятся птицы, ведь там, вероятнее всего, есть рыбы, которыми он питается. Дельфинов этого вида часто содержат в дельфинариях.

    - Следующий вид дельфинов СТЕНЕЛЛЫ.

    Комментарии к слайду 17

    СТЕНЕЛЛЫ или продельфины, в зависимости от возраста и места обитания, их тела могут покрывать светлые пятна или полосы, плавники у них без отметин.

    Длина тела: 210 – 270 см.

    Масса: 100 -140 кг.

    Привычки: Держатся группами, состоящими их 3-4 особей.

    Пища: рыба, каракатицы.

    Продолжительность жизни: 15 – 25 лет.

    Стенеллы, обитающие в прибрежных водах имеют более пятнистую окраску. Не являются исчезающим родом, однако, ежегодно множество  гибнет в сетях для ловли тунца и от рыбацких гарпунов.

    - Человек очень рано стал пытаться приручить море. Сначала люди начали рыбачить вдоль берегов на хрупких лодках, затем – строить порты и отправляться в дальние плавания, чтобы открывать новые земли и расширять территорию.

    Комментарии к слайду 18

    - Во все времена человек использовал морские ресурсы, будь то огромные количества рыбы, раков или морских моллюсков, или в наше время ценнейшие запасы нефти и газа. Но резкий рост объёмов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьёзно угрожают ресурсам, считавшимся как-то неистощимыми.

    - С 1950 по  2000 год вылов рыбы увеличился более чем в 8 раз. По мнению учёных, если вылов некоторых видов, находящихся под угрозой исчезновения, не  будет значительно снижен в ближайшие годы, он может повлечь их окончательное  исчезновение.

    - С 1930 по 1931 год у берегов Антарктиды китобои убили 30 тыс.  синих китов. В настоящее время их насчитывается только 2000.

    - В марте 2005 года ООН объявила тревогу о вылове рыбы свыше нормы.

    - В настоящее время постоянно растёт разведение рыбы в искусственных условиях.

    Комментарии к слайду 19

    - В поисках чёрного золота в наши дни, большая часть бурения нефтяных или газовых скважин в море осуществляется с платформ, зафиксированных на дне огромными сваями.

    - По дну морей и океанов проложены нефте- и газо- проводы, по которым на побережье поступает нефть.

    - Крупные порты всегда способствовали торговле и связям между странами в течение многих веков.

    Комментарии к слайду20

    - Начиная с 60-х годов ХХ века значительно возросло количество нефтяных танкеров и грузовых судов, что привело к небывалому загрязнению морей и океанов, ставя под угрозу выживание многих видов морской флоры и фауны. Действующие законы, нацелены на защиту морских ресурсов смехотворны в сравнении с опасностью, которую несут многочисленные суда с отходами, ходящими во всех морях планеты.

    - Список судов, потерпевших крушение или сбросивших груз в море, причиняя многомиллионные убытки, можно продолжать очень долго.

    - Регионы, страдающие от регулярных крушений, загрязнивших побережье, нанёсших  сильный урон местной экономике (рыбная ловля, туризм, разведение устриц), погубивших тысячи птиц, увязших нефти и уничтоживших часть богатой морской растительности.

    - Разрушает морские экосистемы промышленное загрязнение, сброс отработанных вод и канализации в океаны.

    Комментарии к слайду 20

    - Но одной из самых больших опасностей нависших над флорой и фауной океана является захоронение  на дне океанов  радиоактивных отходов (в Японском море), слив радиоактивных жидкостей с атомных станций.

    Комментарии к слайду 21

    - Многие страны начали реагировать на разрушение морских экосистем, принимая законы, направленные на защиту видов, находящихся в опасности. Увы, эти законы редко соблюдаются.

    - В 2005 году вступило в силу соглашение, ратифицированное 141 страной. Его целью  является ограничение выброса в атмосферу вредных газов. Потепление климата,  вызванное этими газами, выделяемыми заводами и автомобилями, угрожает морской среде и прибрежному населению. Отказ США подписать протокол, несмотря на его скромные цели (сократить выбросы к 2012 г.) не вызывает особого оптимизма. Т.К. четверть объёма газа, вызывающего парниковый эффект, происходит от данной страны. В России выбросы то же немалы.

    4. Обобщение.

     Слайд 22    -На занятии вы получили большой объём информации. Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. У вас на столах лежат таблички с номерами ответов. Я читаю вопрос, а вы поднимаете табличку с номером правильного ответа.

    Викторина

    1. Почему море синее?   Слайд 23
    1. Потому что в нём отражается небо;
    2. Потому что вода синего цвета;
    3. Потому что дно синего цвета;
    1. Какая рыба самая быстрая на земле? Слайд 24
    1. Кит;
    2. Щука;
    3. Акула;

              3.Правда ли что на глубине в океанах отсутствует жизнь? Слайд 25

                  1. Да;

                2. Нет;

             4. Что используется для удаления нефтяного загрязнения на поверхности океана? Слайд 26

            1. Моющие средства;

                   2. Солома;

                   3. Опилки.

            5. Как называется неправительственная организация, которая борется с      перевозкой по океану опасных грузов?   Слайд 27

                  1. Гримпис;

                 2. Гринвотер;

                3. Фривотер.

    1.   Итог.

    Слайд 28   – Наше занятие подходит к завершению. Сегодня  мы совершили путешествие в подводный мир океанов, открытии неизвестные тайны животного мира, использование океанов в хозяйственной деятельности человека и как он на него влияет.

    - Понравилось ли вам занятие?  Если да, то чем оно вам понравилось?

    - Что вы уже знали и что узнали нового?

    - А что для вас было самым интересным на занятии?

    -А что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассное мероприятие "Путешествие по Океану талантов"

    Классный час «Путешествие по «океану» талантов Цель:  Подвести итоги 4 лет обучения 2011-2012 учебного года по развитию своих способностей (ученики докладывают о своих достижениях...

    Внеклассное занятие по математике в 4 классе. Игра-путешествие "Неизвестное, счастливое, магическое"

    Нестандартная форма урока позволяет активизировать учебную деятельность, повысить познавательный интерес к предмету, логические и занимательные задания увлекают младших школьников. На уроке совершенст...

    Внеклассное мероприятие "Остров знаний в океане здоровья"

    Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни дял учащихся 4-го класса...

    Внеклассное мероприятие 1-4 классы по математике «Океан математики» в коррекционной школе VIII вида

    Внеклассное мероприятие 1-4 классы по математике «Океан математики» в коррекционной школе VIII вида...

    Внеклассное занятие «Имя твоё неизвестно-подвиг твой не забыт»

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященное Дню Победы. Возрастная категория детей - 3 класс....

    Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

    Презентация разработана к уроку математики в 4 классе (УМК "Школа России")...