Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Рабочая программа по окружающему  миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. На основе авторской  программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной программы  УМК «Школа России» ФГОС на 2011 – 2015 г.

Успешность изучения курса окружающий мир обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Нормативно-правовая основа реализации программы

Образовательная программа школы строится на основе важнейших положений:

Ø          Закон РФ «Об образовании»;

Ø          Конвенция о правах ребенка;

Ø          Конституция РФ;

Ø          Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

Ø          Федеральный государственный образовательный стандарт общего   образования;

Ø         Устав школы

Школа работает по программам, которые отвечают требованиям обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования и рассчитаны на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части базисного учебного плана образовательных учреждений.

Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утвержденному Министерством образования и науки РФ федеральному перечню учебников.

Календарно-тематические планы составлены согласно программам, в планы включены темы регионального компонента.

Вариативная часть учебного плана направлена на углубленное изучение отдельных  предметов инвариантной части базисного учебного плана, организацию индивидуальных и групповых занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися, введение новых учебных предметов

Учебно-методический комплект

 Программа

Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011.

Учебник

Плешаков А. А.Окружающий мир.: учебник для четырехлетней нач. шк. – М.: Просвещение

Дидактические средства для учащихся

Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся четырехлет. Нач. шк. –М.: Вита- Пресс..

Плешаков А. А.Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебн. для. четырехлет. Нач. шк. – М.: Просвещение.

Электронное приложение: Плешаков А. А. Окружающий мир. – М.: Просвещение.

                     Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

                     Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Межпредметные связи:

Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.

Место предмета «Окружающий мир» в решении задачи формирования УУД

В ходе изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентировочных знаний о человеке , природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале о природы и культуры родного края. Есть широкие возможности для формирования экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Особенности организации учебного процесса

               Особое внимание при реализации программы уделяется знакомству  с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Программа имеет экологическую направленность. Целостный образ окружающего мира формируется во время экскурсий, в проектной деятельности учащихся. Программа предусматривает работу в группах, в парах.

Новизна программы в том, что конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися по разделам программы,  детализированы дидактические единицы, внесены изменения в содержание разделов, тем с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Для способных и одаренных детей предполагается организация индивидуальной исследовательской деятельности. Контроль усвоения материала проводится после каждого раздела программы в виде проверочного теста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Учащийся научится:

-осознавать себя членом общества и государства, чувствовать любовь к родной стране, выражающейся в интересе к её природе, культуре;

-осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, культуры поведения и взаимоотношений с окружающими.

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать режим дня, ежедневно выполнять физзарядку и закаливание.

Метапредметные

регулятивные

учащийся научится:

-планировать свою деятельность и действовать по плану;

-адекватно воспринимать оценки, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;

-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться

-целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, искать способы преодоления трудностей.

Познавательные

Учащийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-строить сообщения в устной форме;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Учащийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные

Учащийся научится:

-осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и позиции других людей, разные интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные

Учащийся научится:

-узнавать изученные объекты живой и неживой природы, наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Учащийся получит возможность научиться:

-овладеть основами практико-ориентировочных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

Примерная программа

Рабочая программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Человек и природа.

139

139

38

34

37

30

2

Человек и общество.

89

89

18

21

18

32

3

Правила безопасной жизни.

25

25

6

8

9

2

4

Проверочные работы.

17

17

4

5

4

4

5

Итого:

270

270

66

68

68

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 КЛАСС (66 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч)

Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч)

о такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа

 пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам

 мира.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование по окружающему миру в 4 «б» классе

(2ч. в неделю, 68 ч. в год)

К-во   Час.

Дата

Тема урока

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты (требования к усвоению учебного материала)

Тип урока

 (в том числе указывать промежуточный

и итоговый контроль)

Виды деятельности на уроке

Оборудование (иллюстрации, таблицы, карты ит.п.)

1

1

Введение. Государственная символика России

Познакомить с государственными символами России

Урок закрепления пройденного материала

фронтальная

Карта, аудиозапись гимна

2

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Познакомить с наукой, изучающей Вселенную- астрономией; формировать представление о Вселенной.

Н-ть основные смысловые группы, картины, чит. простые таблицы.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Плакат «Солнечная система»,рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.

3

1

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

Формулировать представление о Солн-й системе; познакомить с планетами, со сменой дня и ночи, времён года.

Учиться полному сравнению с соб-м его последовательности.

Урок усвоения новых знаний

Групповая

тест

Глобус, НШ- №12-96, №4-92 Рис-ки «Планеты Солнечной системы»,

Глобус, схемы «Смена дня и ночи», «Смена времён года»

4

1

Звёздное небо – великая книга природы.

Дать представление о звёздах, познакомить с созвездиями; учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе.

Опред-е объекта и его цели.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Рисунки уч-ся, НШ- №2-98, №6-98, №12-90.Карта звёздного неба, рисунки и фото с изображением созвездий.

5

1

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Сф-ть понятие «карта», п-ть её особ-ти, научить работать с картой.

Соп-ть и против-ть явл-я, факты, предметы.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Карта полушарий, физич-я карта России. НШ-№4-92, №9-89.Глобус.

6

1

Пояса Земли.

Формировать представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

Находить и показывать изученные объекты.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

 НШ- №6-98, ДФ 19, 21, 22. Глобус, карта полушарий, таблица «Тепловые пояса Земли», схема нагревания Земли, карточки, кроссворд.

7

1

Мир глазами историка. Что такое история?

Познакомить с наукой историей, формировать представление об окружающем нас мире  с точки зрения историков.

Связно отвечать по плану, делать выводы.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

 НШ-№9-98, №2-96, ДФ – 15, Тест «Тепловые пояса», схема «Исторические источники», карточки со словами.

8

1

Когда и где? История-путешествие в глубь времён. Карта-помощница.

Познакомить с обозначением дат исторических событий, с понятием «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Выделять существенные признаки.

Комбинированный урок

Групповая

тест

Карточки с новыми словами, таблица римских цифр, историческая карта, лента времени, кроссворд, проверочная работа.

9

1

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Познакомить  с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

 НШ-№10-91, №12- 91.

Кроссворд, рисунки и фото, сказка о «нефтяной» рыбке.

10

1

Сокровища Земли под охраной человечества.

Познакомить с объектами Всемирного наследия, с «Международной Красной книгой»

Связно отвечать по плану, делать выводы.

фронтальная

Фото с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия, Международная Красная книга, схема «Всемирное наследие»

11

1

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» (урок-путешествие)

Систематизировать и обобщить представления об окружающем мире.

Умение обобщать, выделять главное.

Связно отвечать по плану, делать выводы.

Проверочная работа

индивидуальная

Кроссворд, филворд, тест «Земля и человечество», физ. Карта мира, карточки со словами, рис с изоб. Созвездий.

12

1

Равнины и горы России.

Формировать представление о равнинах и горах.

Выделять существенные признаки.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Физ. карта России, схемы, рисунки и фото с изображением данных объектов, загадки,

13

1

Моря, озёра и реки России.   (практическая работа)

Формировать представление о морях, озёрах, реках России.

Учиться понимать предл-ю проблем. ситуацию.

тест

Инд. карточки, д/и «Географическое лото»

14

1

Зона арктических пустынь.

Формировать понятие «Арктика, учить находить и показывать её на карте полушарий.

Проводить наблюдения в природе, делать выводы, выделять главное.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Карта «Природные зоны России», д/и «Я знаю географические объекты», «Найди лишний географический объект», схема-таблица, кроссворд.

15

1

Тундра

Формировать представление о природной зоне тундры.

Осущ-ть частичный перенос знаний и способ. В новую ситуацию.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Карта «Природные зоны России», гербарий, кроссворд, географический диктант, схема,

16

1

Леса и России.

Познакомить с географ. Положением зоны лесов, с частями лесов.

Выделять существенные признаки.

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная

тест

Гербарий, кроссворд, карточки, запись голосов птиц.

17

1

Лес и человек.

Показать роль  леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса

Проводить наблюдения в природе, делать выводы, выделять главное.

групповая

Схема «Значение леса», карточки, кроссворд, схема, Красная книга, экологические знаки.

18

1

Зона степей

Формировать представление о природной зоне степей.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Административный срез

индивидуальная

Инд. Карточки, кроссворд, схема «Экологические проблемы», «Климат степей».

1

1

Пустыни.

Формировать представление о природной зоне пустынь.

Выделять существенные признаки.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Ребусы, карточки, схемы, филворд,

2

1

У Чёрного моря.

Формировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Осущ-ть частичный перенос знаний и способ. В новую ситуацию.

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная

тест

Карта «Природные зоны России», гербарий, карточки, кроссворд, схемы.

3

1

Экологическое равновесие.

Формировать представление об экологическом равновесии.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Карта «Природные зоны России», таблицы «Экологическая пирамида», «Природное равновесие»

4

1

Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».

Обобщить знания по разделу «Природа России»; проверить знания, умения навыки учащихся.

Проводить наблюдения в природе, делать выводы, выделять главное.

Проверочная работа

Индивидуальная

тест

Музыкальные записи; «Зоологическое лото», карточки-задания, карта путешествия, кроссворд, ребусы, филворд.

5

1

Наш край.

Поверхность нашего края.

Формировать представление о родном крае, о поверхности родного края

Осущ-ть частичный перенос знаний и способ. В новую ситуацию.

фронтальная

Тест, административная карта России, карточки, кроссворд,

6

1

Водоёмы нашего края.

Познакомить с разнообразием водоёмов нашего края

Выделять существенные признаки.

фронтальная

Тест, загадки, ребусы, карточки

7

1

Наши подземные богатства.

Познакомить с полезными ископаемыми

Осущ-ть частичный перенос знаний и способ. В новую ситуацию.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Физическая карта России, коллекция полезных ископаемых.

8

1

Земля-кормилица.

(практическая работа)

Познакомить с различными видами почв и их составом.

Устанавливать причинно-следственные связи.

групповая

Физическая карта России, карта края, схема «Типы почв», «Состав почв», инд. Карточки,

9

1

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Формировать представление о лесе как природном сообществе.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Плакат «Лес», гербарий, записи голосов птиц, муляжи грибов, тест «Земля – кормилица», загадки, .

10

1

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Формировать представление о луге как природном сообществе.

Осущ-ть частичный перенос знаний и способ. В новую ситуацию.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Гербарий луговых трав, картина «Луг и его обитатели», схемы «Луговые растения», загадки, филворд.

11

1

Жизнь пресного водоёма.

Формировать представление о жизни пресного водоёма.

Выделять существенные признаки.

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная

тест

Плакат «Пресный водоём», кроссворд, схема «Растения водоёма», «Животные водоёма», загадки, карточки.

12

1

Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая

Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Формировать представление о биологической защите с\х растений.

Опред-е объекта и его цели.

групповая

Гербарий, полевых культур, зёрна полевых культур, схема «Растениеводство»,загадки.

Карточки, кроссворд.

13

1

Животноводство в нашем крае.

Формировать понятие «породы домашних животных», познакомить с отраслями животноводства

Выделять существенные признаки. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Проверочная работа

индивидуальная

Схема «Отрасли животноводства», загадки, карточки задания для групп.

14

1

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»

Административный срез

тест

Г/з, фото и рисунки с изобр. животных и растений, тест.

                                                                                               

                                                                                                                3 четверть (20 уроков)

К-во

Час.

Тема урока

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты (требования к усвоению учебного материала)

Тип урока

 (в том числе указывать промежуточный

и итоговый контроль)

Виды деятельности на уроке

Оборудование (иллюстрации, таблицы, карты ит.п.) 

ТСО,

ЦОР ИКТ,

1

1

Начало истории человечества.

Дать представление о первобытных людях.

Осущ-ть частичный перенос знаний и способов в новую ситуацию.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

НШ №3-90, кроссворд , рисунки.

http://som.fio.ru/ сайт презентаций к уроку истории/

2

1

Мир древности: далёкий и близкий.

Пок-ть с Древним Египтом, Грецией, Римом.

Уч-ся выделять главное, сущ-е, ум-е срав-ть.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

 Тест «Первобытные люди»,  картины, рисунки, кроссворд

3

1

Средние века: время рыцарей и замков.

Формировать предст-е о средневековье.

Стр-ть элем-е док-во по заданной структуре.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Картины с изображением рыцарей и замков, соборов, мечетей, храмов. Инд карточки, филворд.

Презент.

4

1

Новое время: встреча Европы и Америки.

Познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.

Уч-ся выделять главное, сущ-е, ум-е срав-ть.

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная

тест

Портреты великих мореплавателей, карта полушарий,тест «Средние века: время рыцаре и замков»

5

1

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Позн-ть уч-ся с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами.

Исп-ть накопл-й практ-й опыт опр-я и обоб-я понятий для осмысления логич-х опр-й.

Комбинированный урок

фронтальная

Тест « Новое время: вятреча Европы и Америки», кроссворд, портреты известных путешественников,Ю.А.Гагарина, карта полушарий

6

1

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

Обобщить знания по изученной теме.

Формировать умение работать в группе, отст-ть своё мнение , делать выводы, обобщать.

Проверочная работа

индивидуальная

Названия станций, тест»Страницы Всемирной истории», лента времени,карта полушарий.

7

1

Жизнь древних славян.

Формировать представление о жизни  древних славян.

Исп-ть накопл-й практ-й опыт опр-я и обоб-я понятий для осмысления логич-х опр-й.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Карта «Расселение древних славян», иллюстрации с изображением языческих богов древних славян.

Презент.

8

1

Во времена Древней Руси.

Формировать представление о Древней Руси, русских князьях.

Учиться выделять против-я в различных ситуациях.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

НШ №9-10-92, №7-98, №6-90, кроссворд, тест, историческая карта, рисунки с изобр. др. славян и богатырей.

9

1

Страна городов.

Формировать представление о городах Х-Х1вв. в Киеве и Новгороде

Сопоставлять и противопоставлять явления и факты.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Физическая карта России, карточки с именами рус. Князей д/дид. игр, тест.

10

1

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Формировать пр-ие о возникновении славянской азбуки

Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию.

Проверочная работа

индивидуальная

Иллюстрации с изображением букв, славянской азбуки  и древних рукописных книг. Кроссворд.

11

1

Трудные времена на Русской земле.

Формировать представления о военном деле на Руси.

Осуществлять частичный перенос знаний и способов в новую сит-ю.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Историческая карта, схема «Завоевательные походы монголо-татар», Битва на Чудском озере»

12

1

Русь расправляет крылья.

Формировать представление о возрождении Руси

Уч-ся выск-ть эмперич-е предп-е о возможных способах разр-я против-я.

Комбинированный урок

групповая

Историческая катра, родословное дерево московских князей, Фото Троице-Сергиева монастыря. Тест,кроссворд.

13

1

Куликовская битва.

Формировать представления о подвигах защитников Руси.

Соп-ть и против-ть явл-я, факты, предметы.

Урок усвоения новых знаний

Фронтальная

тест

Историческая карта, иллюстрации с  изображением вооружения русских воинов, карта-схема расположения русских полков перед боем.

Интерактивные карты сражений и исторических открытий.)

14

1

Иван Третий

Формировать представления о Москве времён Ивана Третьего.

Р-ть информацию на лог-е части, в-ть родовые  и видовые понятия.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Фото Московского Кремля того времени, кроссворд,

15

1

Мастера печатных дел.

Формировать представление о книгопечатании на Руси, познакомить с первыми книгами

Учиться полному сравнению с соб-м его посл-ти.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Карточки  Д\Дид  игр, фото первых печатных книг Древней Руси.

16

1

Патриоты России

Позн-ть уч-ся с героическими страницами истории Отечества  в начале 17 века.

Уч-ся понимать предложенную проблемную ситуацию.

Комбинированный урок

групповая

Схема «Причина «лихолетия» в России»,

Интерактивные карты сражений и исторических открытий.

17

1

Пётр Великий.

Формировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.

Умение работать с доп-ми источниками.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Фото исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга, Схема «Реформы Петра 1» историческая карта

Презент.

18

1

Михаил Васильевич Ломоносов

Формировать представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова

Уч-ся полному сравнению с собл-м его посл-ти.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Портрет М.В.Ломоносова, Выставка произведений М.В.Ломоносова, кроссворд,

Презент.

19

1

Екатерина Великая

Формировать представление о жизни в России во времена правления Екатерины

Уч-ся полному сравнению с собл-м его посл-ти.

Проверочная работа

Индивидуальная

Портреты, фото, графический диктант.

20

1

Отечественная война 1812 года.

Формировать представления о войне 1812 года

Уч-ся полному сравнению с собл-м его посл-ти.

Административный срез

Историческая карта, портреты, фото, иллюстрации.

Интерактивные карты сражений и исторических открытий

Итого за четверть - … часов

Отставание в часах

Вывод о выполнении программы

4 четверть (18 уроков)

1

1

Страницы истории  Х1Х века

Формировать представления о жизни в Х1Х веке

Учиться полному сравнению с соб-м его посл-ти.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Портрет Александра 11, историческая карта  «Россия в Х1Х веке»,ребус,

2

1

Россия вступает в ХХ век

Формировать представления о важнейших событиях в Росии в начале ХХ века.

Умение работать с доп-ми источниками.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Карточки для Д\И, схема «Первая мировая война», портрет Николая 11, тест.

3

1

Страницы истории 20-30-х годов.

Формировать представления о жизни страны в 20-30-е годы.

Соп-ть и против-ть явл-я, факты, предметы.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Историческая карта СССР, герб СССР, схема «СССР в 20-30-е годы», Д/И «Неотосланная депеша»

4

1

Великая война и Великая победа.

Формировать представления о Великой Отечественной войне и её героях.

Р-ть информацию на лог-е части, в-ть родовые  и видовые понятия.

Комбинированный урок

Групповая

тест

Портреты героев, А/З «Священная война», историческая карта, карточки

5

1

Страна, открывшая путь в космос.

Формировать представления о жизни страны в послевоенное время.

Сопоставлять и противопоставлять явления и факты.

Урок обобщения и

 систематизации знаний

групповая

Портреты, изображения косм. Кораблей, спутников, орбитальных станций, кроссворд, графический диктант, Д/И «Космические корабли», тест.

Презент.

6

1

Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края» (заочная)

Познакомить с историей родного края, которая отражена в исторических достопримечат-ях

Уч-ся понимать предложенную проблемную ситуацию.

Комбинированный урок

групповая

Альбом с фотографиями исторических достопримечательностей.

7

1

Основной закон России и права человека.

Дать представление о государственном устройстве нашей страны.

Уч-ся полному сравнению с собл-м его посл-ти.

Урок обобщения и

 систематизации знаний

групповая

Административная карта России, Конституция России, Декларация прав и свобод человека и гражданина, кроссворд

8

1

Дети имеют право на особую защиту и помощь.

Познакомить с международным законом – Конвенцией о правах ребёнка

Исп-ть накопл-й практ-й опыт опр-я и обоб-я понятий для осмысления логич-х опр-й.

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Конвенция о правах ребёнка, иллюстрации с изображением занятий детей спортом, играми.

9

1

Мы – граждане России.

Формировать представления о том, что значит быть гражданином.

Уч-ся полному сравнению с собл-м его посл-ти.

Комбинированный урок

индивидуальная

Портрет президента России, иллюстрации символов России, фото, рисунки, Г\З

10

1

Славные символы России.

Познакомить с основными государственными символами современной России.

Исп-ть накопл-й практ-й опыт опр-я и обоб-я понятий для осмысления логич-х опр-й.

Урок обобщения и

 систематизации знаний

групповая

Изображения флага, герба России, звукозаписи гимна России, политическая карта России, кроссворд,

Презент.

11

1

Такие разные праздники.

Формировать представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Умение работать с доп-ми источниками.

Урок обобщения и

 систематизации знаний

Групповая

тест

Разные виды календарей, фото, рисунки, загадки, стихи,

12-

16

5

Путешествие по России.

Дать представление о том, насколько велика наша страна.

Сопоставлять и противопоставлять явления и факты.

Проверочная работа

индивидуальная

Физическая карта России, карточки, иллюстрации достопримечательностей России,

Презент.

17

1

Обобщающая игра «Крестики- нолики»

Обобщить знания по теме «Современная Россия»

Формировать умение работать в группе, отст-ть своё мнение , делать выводы, обобщать.

Административный срез

индивидуальная

Карточки, кроссворд, фото, рисунки

18

1

Обобщение

Обобщить знания, полученные за курс 4 класса

Сопоставлять и противопоставлять явления и факты.

Урок обобщения и

 систематизации знаний

фронтальная

Карточки для проведения конкурсов.

Итого за четверть - … часов

Отставание в часах

Вывод о выполнении программы

Рабочая программа по предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР («МИР ВОКРУГ НАС»)

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы1.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

Цель  — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи  курса

- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека доброта, терпимость, ответственность.

- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  1. Идея многообразия мира.
  2. Идея экологической целостности мира.
  3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно  -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н.Н. Моисеева созвучна современным идеям воспитания  мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтении по экологической этике.

. В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала
истории до современности предстает перед детьми целостно,
в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей С историей родной страны, с наиболее важными историческими
событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в учении и расширении исторических знаний Отбор  материала определяется его доступностью          учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного
 мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

IV КЛАСС

68

68

1

Земля и человечество

10

10

2

Природа России

10

10

3

Родной край — часть большой страны

14

14

4

Страницы всемирной истории.

5

5

5

Страницы истории Отечества

20

20

6

Современная Россия

9

9

2. Содержание обучения.

Практическая работа: знакомство с картой звездного неба

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; 

Практическая работа: знакомство с историческими картами.

Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Практическая работа: знакомство с картой края.

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Экскурсия знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Природные сообщества: пресный водоем. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Экскурсия знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

Практическая работа: знакомство с культурными paстениями края. 

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

ИТОГО:

Экскурсии: 4

Практические работы: 17

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся  к концу 4 класса

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время,

Новейшее время;

важнейшие события  и  великих людей истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

Распознавать природные объекты; различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,  пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с

точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание

иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

1.А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Учебник для 4 класса в двух частях.

2. А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь  для 4 класса в двух частях.

3. О. В. Казакова, Н.А. Сбоева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс».

4. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для школьников. Издательство “Педагогика”, 2003г

5. Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...