Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Путешествие по временам года" 1 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Пошелюжная Галина Ивановна

    Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года.

     

    Задачи:

    - Совершенствовать навыки разговорной речи;
    - Обогащать словарный запас детей;

    - Развивать познавательную деятельность, творческое мышление, воображение, память;

    - Воспитывать любовь к красоте природы, бережное отношение к окружающей среде.

     

    Оборудование:

    интерактивная доска, ноутбук, презентация, фонограммы: музыка П. Чайковского «Времена года. Весна», песня «Семь дорожек»; конверты с символами времен года для рефлексии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vremena_goda.docx28.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»

    Пошелюжная Галина Ивановна

    Урок окружающего мира 1 класс

    Тема: Путешествие по временам года.

     

    Цель: Создать условия для уточнения представлений детей о характерных особенностях разных времен года.

    Задачи:

    - Совершенствовать навыки разговорной речи;
    - Обогащать словарный запас детей;

    - Развивать познавательную деятельность, творческое мышление, воображение, память;

    - Воспитывать любовь к красоте природы, бережное отношение к окружающей среде.

    Оборудование:

    интерактивная доска, ноутбук, презентация, фонограммы: музыка П. Чайковского «Времена года. Весна», песня «Семь дорожек»; конверты с символами времен года для рефлексии.

    1.Орг. момент.

    /

    Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся им, улыбнемся друг другу, сделаем глубокий вдох – вдохнем хорошее настроение и выдохнем все плохое. Я желаю вам хорошей работы на занятии.

    2.Знакомство с темой и постановка целей занятия.

    -Ребята, сегодня я встретила интересного старичка. Он вежливо поздоровался со мной и попросил передать вам этот конверт. Интересно, узнать, что в конверте?

    Воспитатель достает бумагу, читает:

    Предлагаю вам, ребятки,

    Отгадать мои загадки:

    Слушайте внимательно,

    Отвечайте старательно.

    Загадки:

    1.Над лугами зной стоит,                         2. Солнце греет все теплей,

       Пчелка над цветком жужжит.                   Начинается капель,

       Речка, лес, фруктовый сад                         Снег с полей бежит ручьями.

       Нас к себе тогда манят.                              Время – то вы угадали? (Весна)

       Скажут все, что это наступило…? (Лето)

    3.Все бело кругом, красиво,                   4. С золотым листом приходит

            В инее сияет ива.                                       Грязью – слякотью уходит.

            Холода, мороз, метели                              Крики птиц, летящих вдаль…

            Закружили – завертели                              Что за время, угадай? ( Осень)

            В белых шапках все дома

            Это к нам пришла…? (Зима)

    - Ребята, о чем эти загадки? ( О временах года)

    - А кто-нибудь догадался, что это был за старичок? (Старичок-годовичок)

    - Как вы думаете с какой целью он передал для вас именно эти загадки?

    ( поговорить о временах года)

    - О чем будет наш урок?

    - Правильно, Старичок- годовичок предлагает нам попутешествовать по временам года. Для чего, как вы думаете? О чем бы вам хотелось узнать?

    3. Работа по теме занятия.

    - Правильно, мы совершим путешествие по временам года, чтобы уточнить наши знания о признаках каждого времени года, чем они отличаются друг от друга, отметим особенности каждого времени года.

    - Что вы уже знаете о временах года? ( Их четыре, они всегда следуют друг за другом)

    - Правильно, они следуют друг за другом и никогда не нарушают этого порядка.

    Работа с интердоской в программе Notebook:

    -За осенью – зима –весна – лето  (показ на доске стрелками)

    - Давайте послушаем стихотворение Е. Трутневой о временах года и покажем на схеме порядок следования времен года в её стихотворении.

    Дети читают стихи:

     

    Четверо художников,                                   На картинке ТРЕТЬЕГО

    Столько же картин.                                       Красок и не счесть:

    Белой краской выкрасил                              Желтая, зеленая,

    Все подряд ОДИН.                                        Голубая есть…

    Лес и поле белые,                                          Лес и поле в зелени,

    Белые луга.                                                     Синяя река,

    У осин заснеженных                                      Белые, пушистые

    Ветки, как рога…                                           В небе облака.

    У ВТОРОГО– синие                                      А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом

    Небо и ручьи,                                                  Расписал сады,

    В синих лужах плещутся                               Нивы урожайные,

    Стайкой воробьи.                                            Спелые плоды…

    На снегу прозрачные                                       Всюду бусы – ягоды

    Льдинки – кружева,                                         Зреют по лесам.

    Первые проталинки,                                        Кто же те художники?

    Первая трава.                                                    Догадайся сам.

    - Порядок следования времен года повторили , можно отправляться в путешествие. И начнем мы его с времени, которое сейчас на дворе. Какое это время? (Осень)

    Что вы о нем уже знаете?

     Вспомните и расскажите друг другу те приметы о которых мы не говорили.

    - Старичок – годовичок приготовил для вас не только загадки, но и разные задания для каждого времени года. Итак, он подготовил различные высказывания про осень, если вы с ними согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, то барабаните пальцами по парте:

    - Осенью многие птицы улетают на юг. (Да)

    - Осенью на деревьях раскрываются почки. (Нет)

    - Осенью собирают урожай. (Да)

    - Осенью бывает листопад.(Да)

    - Осенью на реках начинается ледоход. (Нет)

    - Осенью часто идут дожди. (Да)

    - Осень – пора сбора клубники(Нет)

    - Осенью нужно купаться и загорать. (Нет)

    - Осенью бывает первый снег. (Да)

    - Осенью отмечается Новый год. (Нет)

    - Молодцы, справились с заданием Старичка – годовичка, хорошо знаете приметы осени. А чем занимаются люди осенью?

    -Старичок – годовичок подготовил небольшой сюрприз и для этого ему надо два человека. Они должны надеть на себя то, что приготовил Старичок.

    Пока они одевают, мы с вами поговорим. В старину про осень говорили так: В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет и снизу метет. Как вы считает, почему так говорили об осени? ( Ответы детей)

     

    - Я с вами тоже согласна, а сейчас давайте позовем ребят. ( Дети одеты в одежду: один для осени, другой для зимы). Давайте посмотрим, как оделись ребята, что вы можете сказать? Почему вы так считаете?

    - Старичок-годовичок не зря приготовил зимнюю одежду. Как вы думаете зачем? (потому что за осенью идет зима).

    - Правильно, ребята и мы отправляемся в гости к зиме! ( Слайд)

    Мы к Зимушке в лес побыстрее пойдем,

    Смекалку, фантазию нашу возьмем.

    - Ребята, что вы представляете, когда слышите слово – зима?

    -Молодцы, что еще можете сказать о зиме. (Ответы детей)

    Вы сейчас говорили о празднике, который бывает только зимой. (Новый год)

     А какой самый главный атрибут этого праздника? (Елка)

    - Вот у Старичка-годовичка для вас такое задание: ( на доске геометрические фигуры) Что вы видите? Как вы думаете какое задание приготовил для вас Старичок? ( Составить из геометрических фигур елку).

    -А теперь он хочет проверить, знаете ли вы чем можно наряжать ее.

    А сейчас, друзья, сыграем

    В интересную игру:

    То, чем елку наряжаем,

    Я вам, дети, назову.

    Если я скажу вам верно,

    Говорите «да» в ответ,

    Ну, а если вдруг – неверно,

    Говорите слово «нет».

    Разноцветные хлопушки?

    Одеяла и подушки?

    Раскладушки и кроватки?

    Мармеладки, шоколадки?

    Шарики стеклянные?

    Стулья деревянные?

    Бусы разноцветные?

    И гирлянды светлые?

    Снег из ваты белой?

    Ранцы и портфели?

    Звездочки блестящие?

    Тигры настоящие?

    Туфли и сапожки?

    Чашки, вилки, ложки?

    - Молодцы, знаете, чем нужно украшать елочку. А без чего не может быть зимы?

     ( Без снега). А из чего состоит снег? ( Из снежинок) Кто знает, откуда берутся снежинки?

    Давайте представим, что мы снежинки.

    ( Проводится физминутка)

    Мы пушистые снежинки

    Мы летаем как пушинки

    Дунул ветер – полетели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова побежал

    И снежинки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели!

    -Передохнули, а Старичок-годовичок приготовил следующие задание. Он предлагает послушать музыку. ( Музыка про весну)

    О каком времени года рассказала эта музыка? Почему вы так считаете?

    А почему Старичок приготовил именно эту музыку, кто догадался?

    - правильно, мы идем в гости к Весне.

    Полно беленький снежок на земле лежать,

    Время таять, пропадать, ручейками убегать. (Слайд)

    - Что вам известно об этом времени года? (дети называют приметы весны)

    - Как вы уже сказали, одной из примет весны является прилет птиц, у Старичка-годовичка есть для вас интересное задание. ( На доске картинки птиц)

    - Давайте назовем их. Задание Старичка: выбрать из этих птиц тех, которые прилетают весной.

    - Ребята, раньше про грачей народ говорил так: грачи прилетели – на крыльях весну принесли. Как вы думаете, почему так говорили?

    - Правильно, с их прилетом начинается весна. Наши предки, для того чтобы весна быстрее пришла, закликали весну, выпекали из теста «жаворонков», «грачушек», а дети забирались с ними на крыши сараев и призывали теплую весну вот такими закличками:

    Дети читают заклички:

    1. Приди к нам весна со радостью,

    Со великой к нам милостью!

    1. Со рожью зернистою,

    Со пшеничкой золотистою,

    С овсом кучерявым

    С ячменем усатым.

    1. Со просом, с гречею

    С калиной – малиною,

    С черной смородиной,

    С грушами, со яблоками.

    1. Со всякой садовинкой,

    С цветами лазоревыми,

    С травушкой – муравушкой!

    - И вот когда весна полностью вступает в свои права, чем начинают заниматься люди? Чем отличаются весенние работы от зимних?

    - Молодцы, ребята, хорошо работаете. А тем временем, незаметно, мы попали…? (Лето). Вот пришло и лето красное

                 Жарким стало солнце красное. ( Слайд)

    - Лето – самое долгожданное время года. Как вы считаете почему?

    - Что еще вы знаете о лете? ( Приметы лета)

    - И тут у Старичка-годовичка для вас задание, посмотрите на доску:

    ( на доске пары картинок) Что вы видите? Назовите. Предлагаю вам, запомнить эти пары. (Картинки закрываются) Я буду называть первую картинку, а вы её пару.

    - А сейчас мы отправимся на летнюю полянку, чтобы отдохнули ваши глазки.

    ( Физминутка для глаз)

    - Вспомните какое природное явление бывает только летом? (Радуга)

    - После чего появляется радуга? (После дождя, когда светит солнце)

    - Это одно из самых красивых явлений природы, давайте споем про него песенку.

    ( Исполнение песни)

    - Что вы любите делать летом? А чем занимаются летом ваши родители?

    - Ну вот за летом осень золотая, несет корзину урожая. Наше путешествие подходит к концу.

    -  Так чем отличаются времена друг от друга?(Погодными явлениями)

    - А вы можете сказать какое время года лучшее?

    - Послушайте небольшой рассказ К. Ушинского «Четыре желания».

         Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж ка весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!» «Запиши твоё желание в мою записную книжку», - сказал отец. Митя записал.

       Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все время весна была». Отец опять вынул книжку и сказал Мите, чтобы он записал свое желание.

       Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку.

       Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он говорил то же самое и о зиме, и о весне, и о лете.

    - Какой можно сделать вывод? ( Каждое время года хорошо по своему)

    - У каждого времени свой цвет: у осени – желтый, зимы – белый, весны – зеленый, у лета – красный. В ваших конвертах лежат символы времен года, которые вы делали сами: желтый листик для осени, снежинка для зимы, зеленый листик для весны, цветочек для лета. Выберите символ вашего любимого времени года и мы прикрепим его на доску.

    - Посмотрите какой получился красивый ковер времен года, предлагаю подарить его Старичку-годовичку в благодарность за интересный урок.

    - Всем спасибо за хорошую работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

    Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...

    Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

    .Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Наш класс"

    Представлена презентация для урока по дисциплине "Окружающий мир" (1 класс) по теме "Наш класс"...

    уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

    Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

    Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

    Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание с...

    Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

    Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

    Тема урока:«Изменение глаголов по временам» 4 класс

    Технологическая карта урока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам» 4 класс УМК "Школа России" (учебник -В.П.Канакина0В.Г.горецкий)...