Моя малая родина - Оричи
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Машковцева Галина Александровна

материал к уроку окружающего мира, внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malaya_rodina.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Малая родина –Оричи

Цели:

1.     Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.

2.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

Оформление:

Презентация; рисунки (фотографии) учащихся.

 Ожидаемые результаты:

 Предметные :

       - познакомятся  с историей возникновения поселка

     - уметь кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную  литературу и другие источники информации.

- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края ,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Ход занятия:

(Звучит песня « С чего начинается Родина»)

I. Вступление.

Учитель: Именно о Родине будет сегодняшний урок. Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Всё это наша Родина. 

 В 1678 году "Переписная книга посадских дворов города Орлова и дворов в волостях" М. Воейкова и Ф. Прокофьева отмечает в починке Ивашка Таланкина 9 дворов, в четырёх из них имелось по две избы с одной оградой. В 13 домах, таким образом, проживало 18 семей. Заносились а переписную книгу только души мужского пола, которых, было 49, в том числе детей 24. Это указывает на то что семьи были молодые, недавно обосновавшиеся на новом месте. Не лучшее место выбрали для своего нового обоснования и строительства жилья Иван Таланкин и другие новоселы. В течение последующих двух веков починок не только не получил никакого развития, но, наоборот, едва ли не наполовину лишился своих жителей. Это подтверждается материалами проводившейся в уезде в 1885 году подворной описи населения. В описи той имеет он и другое название, приведённое в скобках, — Оричи. Так он стал называться в связи с переводом в разряд деревень. Оричи в 1885 году насчитывали всего 5 дворов, а душ обоего пола 41. Численность населения обычно равна мужской, то в починке было порядка 100 жителей.

         Любопытны и другие данные: неподалёку проходила трактовая дорога из Орлова на Коршик, а за околицей деревни стояла этапная изба. В ней отдыхали и ночевали арестанты, следовавшие под конвоем на поселение в Сибирь. Оричане владели 63 десятинами пашни, имели 5 лошадей и 12 коров. Среди жителей были двое грамотных. Кроме земледелия, занимались подсобными промыслами — был один крендельщик, а четверо мужиков ходили на Тобол бурлачить. Зато появилось в округе много других деревень, что не были отмечены в переписи 1678 года. На основе починка Новокшоновского к 1885 году сформировались сразу четыре деревни — Шаричи (18 дворов), Дунайчики и Макаровы — по 10, Соседки (6 дворов).Вот в них-то, надо полагать, и подались оричевские жители, и закипела деревня. Три деревни возникли на основе починка Оськи Уланова — Улановы (12 дворов), Гулины и Кормичи (по 8), 22 двора насчитывала деревня Братухины, 38 — Носковы, 8 — Жгулевы.

Слайд 1

Новая жизнь для Оричей настала в связи со строительством железной дороги из Вятки в Петербург. Вопрос этот решался не просто. Орловское уездное земское собрание дважды ходатайствовало перед губернским собранием, чтобы эта дорого проходила через город Орлов. В Вятке с этим согласились. Однако, после изыскательных работ министерство путей сообщения утвердило строительство железной дороги не через Орлов, а через Котельнич. В 1902 году Орловское уездное собрание собралось с просьбой в губернское земство о возбуждении ходатайства перед министерством путей сообщения об устройстве железнодорожной станции у деревни Оричи вместо предполагаемого разъезда. Ходатайство было удовлетворено, и на железнодорожном пути от Вятки к Петербургу появилась станция Оричи.

Слайд 2 

Строительство железнодорожной линии по указу императора Николая II было начато в 1902 году, а пуск её в эксплуатацию состоялся 15 ноября 1906 года. Дорога сразу внесла оживление в экономику края, в том числе отразилась на судьбе жителей небольшой деревушки Оричи. Была расположена она в районе нынешней улицы Октябрьской теперешнего посёлка и оказалась в отдалении от станции. Там же с поездами прибывали пассажиры, а на пакгауз — грузы, которые надо было доставлять в Орлов, Истобенск, другие места.

Слайд 3 

Появилась возможность заработка как за счёт транспортных услуг, так и торгового обслуживания. Это заставило жителей деревни переселиться ближе к станции. Сюда поехали наиболее предприимчивые жители из других деревень. Дома ставили один возле другого примерно по линии сегодняшней улицы Колхозной, только ближе к бывшему кинотеатру

Слайд 4

Отделение Сберкассы 1930год. Сегодня в этом здании расположен Краеведческий музей.

Слайд 5 

В1932 году на улице Советской начинается строительство деревянного двухэтажного здания, в котором располагался Исполком, Райисполком, военкомат. В 1941 45 годах в здании располагался эвакогоспиталь.

Слайд 6

По переписи 1926 года в Оричах проживало 24 хозяйства, в которых было 75 человек, и 17 хозяйств служащих станции — 60 человек. А через три года, когда проходило районирование, поселок стал центром вновь образованного Оричевского района. Началось строительство жилья, административных зданий.

В 1960 году присвоен статус рабочего посёлка. Создаются новые предприятия, появляются новые улицы.

По переписи 1989 года в посёлке было 53 улицы и проживало 9915 человек.

Слайд 7

Слайд 8

В конце 20 х годов открывается почтовое отделение, начинает выходить районная газета «Коллективное животноводство». На улице свободы был построен дом для почтовых работников.

Слайд 9 - 11

В 1934 году в поселке строится Дом культуры. В нем работает библиотека, различные кружки, народный театр. Рядом с Домом культуры расположена танцплощадка.

Слайд 12 – 13

В 1932 году открывается школа двухлетка, а в 1935 году  -основная школа. Здание школы располагается на улице Советской. Рядом со школой – большой сад.

Слайд 14

Пожарная часть на улице Свободы.

Слайд 15 - 20

В 60 годах открывается музыкальная школа. Строится кинотеатр «Юность», первые благоустроенные дома. Строятся магазины пор улице Молодой Гвардии и Кооперативной. В 1961 году строится центральная столовая.

Слайд 21

В начале 30х годов на улице Советской была построена небольшая пекарня, а в 1965 году – современный хлебозавод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина -Оричи (презентация)

для уроков окружающего мира, внеклассных мероприятий по изучению истории родного края...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...