Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"

    Кривель Татьяна Владимировна

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr_mir_4_kl.doc240 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование  по курсу «Окружающий мир» 4 класс

     Плешаков А.А. «Школа России» - 68 часов

    п/п

    Дата

    Тема урока

    Планируемые предметные

    результаты освоения

    материала

    Универсальные учебные

    действия

    Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

    1

    Мир глазами астронома.

    Изучение схемы строения Солнечной системы.

    Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 

    Рассказывать о мире с точки зрения астронома

    Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Работа в паре.

    2

    Планеты Солнечной системы.

    Анализирование схем вращения Земли.

    Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

    Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет.

    Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве.

    Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Моделирование объектов окружающего мира.

    Сотрудничество с учителем и учащимися

    3

    Звёздное небо – Великая книга Природы. Формирование представлений о звездах, созвездиях.

    Пр. работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

    Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца

    Моделирование объектов окружающего мира. Выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками

    4

    Мир глазами географа.

    Формирование представлений о географической карте и глобусе.

    Пр. работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

    Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.

    Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ»

    Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы

    5

    Мир глазами историка

    Формирование представления об истории как науке.

    Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог»

    Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками

    6

    Когда и где?

    Ознакомление с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчесление».

    Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

    Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

    7

    Мир глазами эколога

    Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды.

    Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.

    Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране

    Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    8

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    Ознакомление с объектами Всемирного природного и культурного наследия.

    Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России

    Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    9

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    Международная Красная книга.

    Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида. 

    Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    Раздел «Природа России» (10 часов)

    10

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

    Равнины и горы России.

    Характеристика  земной поверхности.

    Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

    Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике

    Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    11

    Моря, озёра и реки России.

    Формирование умения характеризовать водные объекты.

    Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

    Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра:   Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. Подготовка сообщения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями

    12

    Природные зоны России.

    Знакомство с закономерным чередованием природных зон.

    Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

    Называть природные зоны России.

    Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

    Показывать на карте природных зон области высотной поясности

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    13

    Зона арктических пустынь.

    Знакомство с особенностями природы, ее использованием.

    Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

    Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь.

    Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи.

    Называть условия, необходимые для жизни живых организмов.

    Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

    Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.

    Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля»

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем и учащимися

    14

    Тундра.

    Знакомство с особенностями природы, ее использованием.

    Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

    Показывать на карте природных зон зону тундры.

    Называть природные особенности зоны тундры.

    Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре.

    Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

    Рассказывать о занятиях местного населения.

    Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.

    Рассказывать о Таймырском заповеднике

    Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

    Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей

    15

    Леса России.

    Знакомство с особенностями природы, ее использованием.

    Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

    Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

    Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги.

    Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

    Называть экологические связи в лесах

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    16

    Лес и человек.

    Формирование представления о роли леса в жизни человека и природы.

    Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

    Называть экологические проблемы зоны лесов.

    Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России.

    Рассказывать о правилах поведения в лесу.

    Называть заповедники и национальные парки лесных зон.

    Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике

    Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

    Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    17

    Зона степей.

    Знакомство с особенностями природы, ее использованием.

    Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

    Показывать на карте природных зон зону степей.

    Рассказывать о природных особенностях зоны степей.

    Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения.

    Называть заповедники степной зоны.

    Рассказывать о питомниках для редких животных

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 

    Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

    Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    18

    Пустыни.

    Знакомство с особенностями природы, ее использованием.

    Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

    Показывать на карте природных зон зону пустынь.

    Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь.

    Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком.

    Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения.

    Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли»

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    19

    У Чёрного моря.

    Знакомство с особенностями природы, ее использованием

    Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

    Показывать на карте природных зон зону субтропиков.

    Называть правила безопасности во время отдыха у моря.

    Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

    Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.

    Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа.

    Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики»

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    20

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

    Проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений

    Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; адекватно оценивать собственные достижения, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

    Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

    21

    Урок-экскурсия Наш край.

    Знакомство с особенностями природы своего края.

     

    Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

    Наблюдать объекты и явления природы

    Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

    22

    Поверхность нашего края.

    Формирование представления о поверхности родного края.

    Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

    Показывать на политико-административной карте России родной край.

    Знакомиться с картой родного края.

    Рассказывать о родном крае

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

    23

    Поверхность нашего края

    Совершенствование умения работать с компасом.  

    Экскурсия

    Называть формы земной поверхности родного края.

    Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки.

    Рассказывать об охране поверхности края.

    Объяснять значения слов: «овраг», «балка»

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися

    24

    Водные богатства нашего края

    Формирование представления о водоемах своего края.

    Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.

    Называть источники загрязнения вод в регионе.

    Называть правила поведения на воде

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

    25

    Наши подземные богатства.

    формирование представления о подземных богатствах.

    Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

    Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование.

    Рассказывать об охране подземных богатств

    Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Поиск и выделение необходимой информации

    26

    Земля - кормилица

    Ознакомление с видами почв и их составом.

    Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв.

    Различать типы почв родного края.

    Рассказывать об охране почв

    Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    27

    Экскурсия в лес  и на луг.

    Ознакомление с разнообразием растений.

    Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах.

    Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

    28

    Жизнь леса.

    Формирование представления о лесе как природном сообществе.

    Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

    Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы.

    Объяснять значение выражения «природное сообщество».

    Рассказывать о природном сообществе смешанного леса.

    Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.

    Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.

    Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).

    Моделировать цепи питания

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

    29

    Жизнь луга.

    Формирование представления о луге как природном сообществе.

    Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

    Рассказывать о природном сообществе луга.

    Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.

    Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из  изученных ) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

    Моделировать цепи питания.

    Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга.

    Рассказывать об охране лугов

    Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

    30

    Жизнь в пресных водах.

    Формирование представления о жизни пресноводного водоема.

    Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

    Рассказывать о природном сообществе пресных вод.

    Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах.

    Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

    Моделировать цепи питания.

    Называть правила поведения у водоёма.

    Рассказывать об охране пресноводных растений и животных.

    Рассказывать о болотах и об их охране

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

    31

    Экскурсия к водоему.

    Знакомство с обитателями водоема.

    Познакомить с обитателями водоема.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах.

    Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

    32

    Растениеводство в нашем крае.

    Формирование представления о растениеводстве своего края.

    Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

    Рассказывать о растениеводстве как об отрасли сельского хозяйства.

    Называть сорта культурных растений.

    Называть отрасли растениеводства в родном крае.

    Называть правила ухода за культурными растениями

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем и учащимися

    33

    Животноводство в нашем крае

    формирование представления о животноводстве своего края.

    Рассказывать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства.

    Называть породы домашних животных.

    Называть отрасли животноводства в регионе и рассказывать об их развитии

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    34

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»

    Презентация проектов.

    Оценивать свои достижения Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов

    Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися и письменной форме

    Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

    35

    Начало истории человечества.

    формирование представления о жизни первобытных людей.

    Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.

    Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

    Объяснять значение выражения «первобытные люди».

    Использовать «ленту времени»

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

    36

    Мир древности: далёкий и близкий

    Знакомство с Древним Египтом, Грецией и Римом

    Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

    Использовать «ленту времени».

    Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

    Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    37

    Средние века: время рыцарей и замков

    Формирование представления о средневековье.

    Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

    Сопоставлять мировые религии.

    Рассказывать о рыцарях и замках.

    Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

    Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»

    Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    38

    Новое время: встреча Европы и Америки

    Формирование умения различать эпоху Нового времени от других эпох.

    Рассказывать о Новом времени в истории Европы,

    Понимать значение развития предпринимательства.

    Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

    Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

    Называть выдающихся людей Нового времени.

    Работать с географической картой

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    39

    Новейшее время: история продолжается сегодня.

    Ознакомление с достижениями в данный период.

     

    Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики.

    Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

    Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.

    Называть выдающихся людей Новейшего времени.

    Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

    40

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»

    Жизнь древних славян

    Показывать на карте территории расселения древних славян.

    Рассказывать о жизни древних славян

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    41

    Во времена Древней Руси

    Формирование представления о Древней Руси.

    Называть столицу Древней Руси.

    Понимать значение принятия Русью христианства.

    Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    42

    Страна городов

    Формирование представления о городах Х-ХI вв.

    Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.

    Объяснять значение летописи об основании Москвы.

    Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси

    Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    43

    Из книжной сокровищницы Древней Руси

    Формирование представления о возникновении славянской письменности на Руси.

    Называть имена создателей славянской азбуки.

    Объяснять значение слова «летопись».

    Объяснять роль летописей для изучения истории России.

    Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    44

    Трудные времена на Русской земле.

    Формирование представления о военном деле на Руси.

    Рассказывать о монгольском нашествии.

    Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

    Рассказывать об Александре Невском.

    Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    45

    Русь расправляет крылья.

    Формирование представления о возрождении Руси.

    Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.

    Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.

    Объяснять значение слова «монастырь»

    Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы  

    46

    Куликовская битва.

    Формирование представления о подвигах защитников Руси.

    Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

    Моделировать ход Куликовской битвы.

    Осознавать роль Куликовской битвы в истории России

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    47

    Иван Третий.

    Формирование представления о Москве времен Ивана III.

    Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.

    Понимать значение освобождения от монгольского ига

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    48

    Мастера печатных дел.

    Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси.

    Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

    Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники»

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

    49

    Патриоты России .

    Формирование представления о народном ополчении.

    Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

    Объяснять значение выражения «народное ополчение»

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    50

    Пётр Великий.

    Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах.

    Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

    Понимать, почему Пётра I называют Великим.

    Рассказывать об основании града Петра

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    51

    Михаил Васильевич  Ломоносов.

    Формирование представления о его жизни и деятельности.

    Рассказывать о М.В. Ломоносове.

    Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

    52

    Екатерина Великая.

    Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II.

    Рассказывать о Екатерине Второй.

    Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

    Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове

    Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    53

    Отечественная война 1812 года.

    Ознакомление с историческим периодом.

    Рассказывать о Бородинском сражении.

    Рассказывать о М.И. Кутузове.

    Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

    Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

    Объяснять значение выражения «Отечественная война»

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    54

    Страницы истории XIX века.

    Формирование представления о жизни в ХIХ веке.

    Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.

    Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.

    Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    55

    Россия вступает в XX век.

    Формирование представления в важнейших событиях в начале ХХ века

    Объяснять значение выражения «Гражданская война».

    Рассказывать о  Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися

    56

    Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

    Формирование представления о жизни страны в данный период.

    Рассказывать об образовании СССР.

    Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни

    Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    57

    Великая война и великая Победа .

    Формирование представления о Великой Отечественной войне.

    Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

    Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

    Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

    58

    Великая война и великая Победа .

    Знакомство с героями ВОВ.

    Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

    Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира

    Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

    59

    Страна, открывшая путь в космос.

    Формирование представления о жизни страны в послевоенное время.

    Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

    Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.

    Называть экологические проблемы того времени.

    Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году

    Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Раздел «Современная Россия» (9 часов)

    60

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

    Основной закон России и права человека.

    Рассказывать о федеральном устройстве России.

    Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

    Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

    Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

    61

    Мы – граждане России .

    Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание».

    Называть права и обязанности гражданина.

    Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

    Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

    Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

    62

    Славные символы России.

    Формирование представления о символах России

    Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

    Объяснять значение символов России в жизни государства и общества

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем и учащимися

    63

    Такие разные праздники .

    Формирование представления о праздниках в России, их особенностях.

    Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

    Приводить примеры праздников

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    64

    Путешествие по России

    (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).

    Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

    Называть народы России.

    Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

    Рассказывать о городах России

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем и учащимися

    65

    Путешествие по России

    (по Уралу, по северу европейской России) .

    Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

    Называть народы России.

    Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

    Рассказывать о городах России

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем и учащимися

    66

    Путешествие по России

    (по Волге, по югу России) .

    Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.

    Называть народы России.

    Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

    Рассказывать о городах России

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

    Сотрудничество с учителем и учащимися.

    67

    Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение.

    Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания

    Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

    68

    Презентация проектов

    Представление результатов проектной деятельности.

    Представлять результаты проектной деятельности. 

    Формировать адекватную оценку своих достижений

    Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование для 4 класса УМК "Школа России"

    Здесь размещено тематическое планирование для 4 класса по русскому языку  ( 4 часа в неделю).Литературное чтение для 4 класса ( 3 часав неделю).Окружающий мир для 4 класса (2 часа в неделю)Информ...

    Рабочие программы по всем предметам с календарно-тематическим планированием для 4 класса УМК "Школа России"

    Рабочие программы  по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, информатике, изо, музыке, технологии и ОПК с календарно-тематическим планированием  для 4 класса УМК...

    Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"

    Тематическое планирование уроков русского языка для 4 класса по программе "Школа России"...

    Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"

    Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"...

    Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"

    Календарно-тематическое планирование по математике для 4 класса по программе "Школа России"...

    Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"

    Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса по программе "Школа России"...

    Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"

    Тематическое планирование и пояснительные записки по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство) по ФГОС с УУД...