развитие исследовательских умений младших школьников
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

Калимьянова Эльбира Михайловна

изучение и обобщение опыта по исследовательской работе с обучающимися начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.issl_._um.shmo-05.15.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

    «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

                                    (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

         В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

  В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательских умений. Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. [3] Добиться этого можно при такой организации учебно-познавательного процесса, когда ребёнок открывает знания в ходе индивидуальной самостоятельной работы или совместной со сверстниками деятельности.

Такое обучение К.Д.Ушинский называл «учение активное» - посредством собственного опыта. На современно этапе развития образования такое обучение является исследовательским. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся исследовательских знаний и умений.

Исследовательские знания – это спецефические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. К исследовательским умениям относятся следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определения понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структуирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. [4]

Наиболее эффективной формой развития исследовательских умений считаю работу в малых группах на факультативных занятиях. Обосную. Во-первых, открываются широкие возможности для формирования коммуникативных действий. Такая организация совместной деятельности «создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, прежде всего в громкой социализированной речи». [3]

Во-вторых, работа в этом режиме позволяет включить в нее всех учащихся, при этом их деятельность будет более активной и полной.

В-третьих,  организация работы в малых группах позволяет предлагать для обсуждения более сложные проблемы и получить разнообразные пути решения проблемы.

В-четвертых, создаются условия для достижения высоких результатов практически всеми обучащимися.

Наконец, работа в группах позволяет учащимся более вдумчиво оценивать процесс собственного учения, регулировать его темп и глубину.

Структуры занятий выдержана в ключе проблемно-ориентированного урока. Но есть ряд правил, которые неукоснительно соблюдались.

Первое: наличие опыта или эксперимента на каждом занятии. Опыты и эксперименты дают возможность максимально использовать пытливость детского ума, подталкивают ребёнка к познанию мира и развивают творческое начало.

Второе: использование на каждом занятии ТРИЗ-технологий, решение творческих задач. «Открытые задачи служат психологическими кнопками, включающими исследовательский инстинкт...» [1]

Для работы использую книги Н.М.Зубковой «Воз и маленькая тележка чудес» и «Научные ответы на детские «Почему?» того же автора, Дженис ван Клив «201 потрясающий магический эксперимент», книги Светланы Гин и Анатолия Гин.

Третье: каждое занятие сопровождается красочной и познавательной слайдовой презентацией.

Четвёртое: домашнее задание было не обязательное, а по желанию. Не помню случая, чтобы кто-то не выполнил предложенное занятие. Приведу пример домашнего задания по теме «Учимся вырабатывать гипотезы»

Попробуй сам!!

  • Дай как можно больше ответов  на вопрос:  Почему воробей красный?
  • Дай как можно больше вариантов ответа на вопрос: Что это?
  • ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА! С. Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика!»

               Сказка Маленький принц - Антуан Де Сент-Экзюпери 

            Когда мне было шесть лет, в книге под названием "Правдивые истории", где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

http://deti-online.com/images/malenkiy-princ-1.jpg В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу".

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

  http://deti-online.com/images/malenkiy-princ-3.jpg

    Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

    Во время осенней экскурсии в наш Бирский заказник, который находится вблизи деревни  Бахтыбаево, я показала две  хвойные веточки и спросила: «Ребята, а которая из них еловая?» Они стали спорить и обсуждать. Ребята высказали свои предположения, а я молчала и потом сказала: «Я вас выслушала, раз мнения разошлись, сформулируем проблему и цель исследования: опираясь на внешние признаки,  попытаемся опредить, к каким деревьям относятся эти веточки». С позволения девочек, изучением и исследованием проблемы занялись мальчики, пообещав  им, в  ближайшее время открыть секреты. Начались наши исследования.          Тема  исследовательской деятельности:

 «Распознавание деревьев своей местности».

          Цель:  изучение и знакомство с разнообразием деревьев и          особенностью родного леса;  умение распознавать ель и пихту в нашем заказнике;  научиться «входить в природу другом».

          Гипотеза: мы предположили, что определить какое хвойное дерево, можно используя внешние особенности.

          Объект исследования: ель, пихта.

          Методы исследования: изучение литературы, сбор информации, консультация со  специалистом, наблюдение и сравнительный анализ.

          Задачи исследования: 1) изучить литературу по заданной проблеме.

2) познакомиться с разными  методами определения названий дерева.

3) приобщить ребят к бережному отношению к природе. 

      И вот наше первое открытие: по гладкому пепельно-серому стволу можно пихту отличить от ели. 

    Второй  вывод: пихта источает более изысканный запах.  

    Третье отличие: мягкая  бархатистая хвоя пихты совсем не колется, она шире и  длиннее еловой.

    Следующее, четвёртое, принципиальное отличие пихты от ёлки – расположение шишек на ветвях. 

    У ели крылышки легко отделяются от семени и рассыпаются. Это наш следующий – пятый  пункт, который поможет отличить эти   вечнозелёные деревья, относящиеся к семейству сосновых. 

           Вот такую информацию «добыли» и преподнесли одноклассницам.

В ходе изучения литературы нашли другие интересные факты: что есть раздел ботаники, изучающий древесные растения -  «Дендрология»;  мы узнали, что  пихта долгожитель (известна пихта, достигшая 1300 лет),  высота достигает 60 метров; хвоинки  расположены  на ветке поодиночке и живут до 10-12 лет;  до 10 лет пихта  растёт крайне медленно.  Это деревце довольно капризное, требует высокой влажности почвы и определённой почвы.  В лечебных целях часто  применяют «пихтовое масло»  как лекарство против ревматизма и простудных заболеваний.  Почему нас больше заинтересовала пихта? Мы наглядно видим преимущество качеств по сравнению с елью.  К тому же в нашем лесу их становится меньше.  Обсуждая эту тему с дедами, узнали,   что за нашим селом  более 50 лет тому назад был ещё один большой пихтовый лес «Пакшай нулгер». И сейчас сохранился небольшой клочок леса, доживающий «свой век». Следующую экскурсию   мы совершили  в этот небольшой лесок,  без труда определяя породу дерева по перечисленным признакам.

   Свой доклад  хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

               

                                 Литература

1. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы. Народное образование. – М, 2007

2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

3. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Под редакцией Н.Б.Шумаковой. – М., 2011

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература. – Самара, 2007

                       

                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                   Средняя  общеобразовательная школа с. Бахтыбаево

                                             муниципального района Бирский район

                                                       Республики Башкортостан

                                                                                    ОТЧЁТ

                                         по самообразованию

           «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».                      

                                                учителя начальных классов

                                 Калимьяновой Эльбиры Михайловны

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                          РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                                                           на заседании  ШМО

                                                                                                                                                                           учителей начальных классов

                                                                                                                                                                           МБОУ СОШ  с.Бахтыбаево

                                                                                                                                                                          Протокол №      от«   »  мая  2015 г.

                                                                                                                                                                           Руководитель ШМО

                                                                                                                                                                           __________/Ванюшкина Н.Я./

                                                     2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития лич...

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников

В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...

Развитие исследовательских умений младших школьников

Целью  данной работы является выявление путей развития универсальных учебных действий.Рассмотрены задачи, связанные с формированием умения учиться и развити-ем способности к саморазвитию.Представ...