Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)
статья по теме

Иванцова Лариса Юрьевна

 

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Л.Ю.Иванцова

(МОУ «СОШ №36»

г.Ангарск)

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

  В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательских умений. Очень важно, чтобы ребёнок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. [3] Добиться этого можно при такой организации учебно-познавательного процесса, когда ребёнок открывает знания в ходе индивидуальной самостоятельной работы или совместной со сверстниками деятельности.

Такое обучение К.Д.Ушинский называл «учение активное» - посредством собственного опыта. На современно этапе развития образования такое обучение является исследовательским. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся исследовательских знаний и умений.

Исследовательские знания – это спецефические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. К исследовательским умениям относятся следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определения понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структуирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. [4]

Наиболее эффективной формой развития исследовательских умений считаю работу в малых группах на факультативных занятиях. Обосную. Во-первых, открываются широкие возможности для формирования коммуникативных действий. Такая организация совместной деятельности «создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, прежде всего в громкой социализированной речи». [3]

Во-вторых, работа в этом режиме позволяет включить в нее всех учащихся, при этом их деятельность будет более активной и полной.

В-третьих,  организация работы в малых группах позволяет предлагать для обсуждения более сложные проблемы и получить разнообразные пути решения проблемы.

В-четвертых, создаются условия для достижения высоких результатов практически всеми обучащимися.

Наконец, работа в группах позволяет учащимся более вдумчиво оценивать процесс собственного учения, регулировать его темп и глубину.

Далее хочу поделиться опытом работы по организации работы факультатива «Я - исследователь» во 2 классе, который разработан на основе «Методики исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова. [4]

Мы немного изменили тематику первого года обучения, предложенную Александром Ильичом. Свои занятия посвятили только формированию исследовательских умений, т.к. исследовательские знания ученики получали на занятиях в Муниципальном ресурсном центре «Юный исследователь», который работает на базе нашей школы. Там же ученики занимались групповой и индивидуальной исследовательской работой. Это позволило нам потратить больше времени на более детальное и глубокое изучение исследовательских умений на тренинговых занятиях.

Тематическое планирование факультатива «Я – исследователь»

  1. Что такое исследование?
  2. Наблюдение и наблюдательность.
  3. Наблюдение и наблюдательность.
  4. Что такое проблема?
  5. Учимся видеть проблему.
  6. Что такое гипотеза?
  7. Учимся вырабатывать гипотезы.
  8. Что такое эксперимент?
  9. Ставим эксперимент.
  10. Учимся задавать вопросы.
  11. Учимся задавать вопросы.
  12. Что такое понятие?
  13. Как давать определение понятиям?
  14. Учимся выделять главное.
  15. Как классифицировать понятия?
  16. Учимся классифицировать понятия.
  17. Что такое суждение?
  18. Учимся составлять суждение.
  19. Что такое умозаключение?
  20. Учимся делать умозаключения.
  21. Понятие, суждение, умозаключение.
  22. Аналогии.
  23. Аналогии.
  24. Логическая структура текста.
  25. «Что сначала, что потом»
  26. Что такое схема?
  27. Учимся создавать схемы.
  28. Пикторграмма.
  29. Что такое парадокс?
  30. Эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
  31. Что такое мысленный эксперимент?
  32. Эксперименты на моделях.
  33. Какие книги используют исследователи?
  34. Самое интересное занятие!

Структкры занятий выдержана в ключе проблемно-ориентированного урока. Но есть ряд правил, которые неукоснительно соблюдались.

Первое: наличие опыта или эксперимента на каждом занятии. Опыты и эксперименты дают возможность максимально использовать пытливость детского ума, подталкивают ребёнка к познанию мира и развивают творческое начало.

Второе: использование на каждом занятии ТРИЗ-технологий, решение творческих задач. «Открытые задачи служат психологическими кнопками, включающими исследовательский инстинкт...» [1]

Для работы использую книги Н.М.Зубковой «Воз и маленькая тележка чудес» и «Научные ответы на детские «Почему?» того же автора, Дженис ван Клив «201 потрясающий магический эксперимент», книги Светланы Гин и Анатолия Гин.

Третье: каждое занятие сопровождается красочной и познавательной слайдовой презентацией.

Четвёртое: домашнее задание было не обязательное, а по желанию. Не помню случая, чтобы кто-то не выполнил предложенное занятие. Приведу пример домашнего задания по теме «Учимся вырабатывать гипотезы»

Попробуй сам!!

  1. Дай как можно больше ответов  на вопрос:  Почему воробей красный?
  2. Дай как можно больше вариантов ответа на вопрос: Что это?

  1. ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА! С. Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика!»

Свой доклад  хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Литература

1. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы. Народное образование. – М, 2007

2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

3. Развитие исследовательских умений младших школьников/Под редакцией Н.Б.Шумаковой. – М., 2011

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература. – Самара, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников

В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...

Развитие исследовательских умений младших школьников

Целью  данной работы является выявление путей развития универсальных учебных действий.Рассмотрены задачи, связанные с формированием умения учиться и развити-ем способности к саморазвитию.Представ...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...