Развитие исследовательских умений младших школьников
статья на тему

Целью  данной работы является выявление путей развития универсальных учебных действий.

Рассмотрены задачи, связанные с формированием умения учиться и развити-ем способности к саморазвитию.

Представленная в работе технология учебного проблемного исследования в большем или меньшем объёме может применяться в преподавании любого предмета. С моей точки зрения, наиболее выпукло показать возможности учебного исследования в развитии у детей не только исследовательских уме-ний, но и не менее значимых коммуникативных умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-st.docx56.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Гирфанова Гульфия Салимзяновна

                                                        МБОУ «Черемшанский лицей»

Развитие исследовательских умений младших школьников

Как можно организовать учебный процесс, чтобы  он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необ-ходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных спосо-бов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов. Это связано с тем, что психолого-педагогическим основанием данного метода является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ре-бёнком окружающего мира.

Как же ребёнок познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. проблемы. Это структурное  звено  мышления  и познавательной активности-возникновение проблемы, пред-шествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении, именно данный этап мышления и познавательной активности ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, формулированием новых  задач, что имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления. Важно иметь в виду ,что «в каждом из этих структурных звеньев мыслительного акта развивается спе-цифическая  познавательная активность, включающая  поиск проблемы, по-иск  обоснования решения» [Матюшкин А.М.Мышление, обучение, творчес-тво.- М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,2003.-С.269.] Полная структура цикла  мыслительного  акта и является, по словам Матюшкина, и описывает продуктивный мыслительный процесс в отличие от репродуктивного, происходящего « с пропуском »звеньев: пер-вого-порождения проблемы и часто последнего – обоснования. Таким  обра-зом, создание в учебном процессе  условий  для осуществления полной структуры мыслительного акта и является стратегической задачей методики обучения.

Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе ,и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность  учёного. Разница заключается только в том, что  делает это он неумело, пользуясь самыми  примитивными и доступными ему  приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское  поведение ребёнка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют  овладеть приемами и методами, заимствованными  из науки и научного мышления и творческой активности человека.

Создать условия для порождения и осуществления в учебном процессе полной  структуры цикла мыслительного акта начиная с самого первого эта-па возникновения вопроса и формулирования проблемы и включая за-вершающий этап доказательства или обоснования найденного решения совсем непросто. Сразу  подчеркнём ,что создание таких условий невозмож-но без реализации в принципов   проблемности  и диалогичности, хорошо разработанных в трудах А.М. Матюшкина и других отечественных педагогов и психологов.

Хорошо известно, что существуют две основные разновидности мыс-лительного процесса- индукция и дедукция. « Между тем как индукция пере-ходит от отдельных подробностей (или частного) к связному  взгляду на по-ложение (общему), дедукция начинает с последнего и идёт обратно к частному, соединяя и связывая его. Индуктивный метод процесс ведёт к  открытию связующего принципа, дедуктивный- к его проверке- подтвер-ждению, отвержению , изменению на основанности в целостный опыт»[Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.-М.,1997.-С.80]

В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить и две основные разновидности методики исследования- индуктивного и дедуктивного типа.

Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследования

Мотивация (создание                                         Дедуктивное         проблемной ситуации)                                исследование

Исследование (может быть

в малых группах)

Обобщение информацией                                 

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов.                                Индуктивное исследование

Рефлексия

Постановка новых вопросов

Применение

На рисунке можно увидеть шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и два  дополнительных этапа-постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях  выпадать. В связи с тем что индуктивное и дедуктивное исследования  направлены на достижение разных целей- открытие  связующего принципа в первом  случае и его  проверку (подтверждение, изменение) во втором ,то и  одни и те же по названию  этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности. Поэтому рассмотрим сначала функциональные  особенности и психологический смысл каждого из выделенных этапов в случае индуктивного исследования, а затем дедуктивного.

Этап мотивации, или создания проблемной ситуации,- ключевой этап как в индуктивном, так и в дедуктивном исследовании. От него  во мно-гом зависит, состоится  исследование или нет. Связано это с тем, что по сво-ему психологическому  смыслу он соответствует этапу порождения  про-блемы в структуре  полного акта мышления. Если  вопрос не возник и про-блема  не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения про-блемы, возникшей у ребёнка  или взрослого.

В случае индуктивного исследования смысл мотивации заключается в том, чтобы у учащегося возник  вопрос и была сформулирована проблема, которая естественным образом вызовет психологическую необходимость поиска её решения и будет являться фактическим регулятором этого поиска. Искусство педагога в данном случае и заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определенного рода вопроса или проблемы. Результатом  поиска решения такой проблемы и будет приобретение нового знания. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у всех учеников класса, по крайней мере у большинства. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как  создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемы или исследовательского  вопроса знаменует завершение первого этапа индуктивного исследования- мотивации и означает плавный  переход ко второму этапу-этапу исследования. Данный  этап  соотносится с этапом поиска решения в структуре полного цикла продуктивного мышления. Этим и определяется его психологический смысл. Исследование направляется вопросом, который и регулирует поиск, осуществляемый ребёнком. Я рекомендую проведение этого этапа в малых группах с использованием  для  каждой  группы разного материала для изучения, на основании которого учащиеся и осуществляют свой поиск. Использование разного материала  для изучения  при наличии нескольких поисковых групп значительно расширяет и информационно- поисковое поле для учащихся, позволяет посмотреть  на  проблему с разных сторон и разными глазами, порождает для учащихся и сам психологический смысл  представления своих находок для других людей. Фактически  это обусловливает возникновение мотивации для  обоснования  найденного решения, т.е. рождения того этапа полной структуры цикла мыслительного акта, который психологически не нужен, если нет другого человека, обладающего другим знанием, мнением, мыслительным  опытом.

Этап исследования в случае индукции завершается нахождением некоторого эскиза решения внутри каждой группы наличие же нескольких групп, изучивших  разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа- обмена информацией, сущность которого отражена в его названии. На этапе обмена  информацией  учителю необходимо обеспечить условия  для  свободного обмена мнениями и представлений найденных данных  каждой группой учащихся. Этот этап соотносится с этапом  поиска решения- с другой.  Такая  двойственность обусловлена спецификой обмена информацией между учащимися, что подразумевает представление своих на-ходок, своего варианта решения, представленных другими  группами со своим эскизом. Соотнесение своего и чужого мнений неизбежно вызывает необходимость  дальнейшего мысли-тельного процесса по поиску решения. В свою очередь, продуктивность этого процесса будет зависеть от анализа и синтеза новой информации в связи с имеющейся проблемой. Данные  процессы и составляют сущность следующих этапов- организации и связывания информации .

Этап организации информации часто называют этапом классификации, так как сортировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства выступает здесь как  центральное звено. Такая сор-тировка предполагает нахождение признака сходства, оценку  информации с точки зрения этого признака, наконец, выделение сходной группы фактов. Данный этап чрезвычайно важен в структуре индуктивного исследования. Его значение и особенности становятся понятными только в связи с его местом в общей структуре  индукции. Он необходим для того, чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать своё большое или маленькое открытие- найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею, что и подразумевается под словом «обобщение» .которое является результатом индуктивного исследования. Организация информации призвана облегчить возможность открытия обобщения, сделать это открытие достоянием каждого ученика.

В чем же особенности этапа организации информации? Есть ли какой-то критерий «хорошей» и «плохой» классификации информации? Исходя из функционального смысла  этого этапа, мы определяем и критерий качества организации информации- им является степень приближения к следующему шагу- обобщению. Иными словами, если выполненная сортировка данных помогает связать факты и сделать обобщение, данный способ организации информации следует считать удачным или хорошим, если, наоборот, затруд-няет или просто не помогает-значит, выбранный способ является неудачным. Здесь  мы имеем дело не с какой-то научной классификацией, когда есть некий объективный критерий « правильности» выделения групп и включения в них тех или иных фактов, а именно с организацией информации по типу классификации.

Для нахождения наиболее удачного варианта организации информации необходимо, чтобы учащиеся могли свободно выдвигать свои идеи. Для этого можно предложить учащимся сделать несколько разных вариантов классификации. Важно, чтобы учитель позитивно оценивал каждую попытку учеников и отмечал её достоинства и недостатки с точки зрения  лёгкости такого способа сортировки- распределения всего объем информации, чёт-кости выделения  признака организации групп и т.д .Возможность же вы-двигать разные идеи по поводу организации информации позволяет решать  сразу  две задачи. Понятно, что одна из них прямо связана с основным наз-начением индуктивного исследования. Наличие разных вариантов клас-сификации, предложенных детьми, позволяет учителю сделать оптимальный выбор с точки зрения предстоящего запланированного вывода или открытия. Немаловажно при этом то, что  такой выбор не будет восприниматься ребён-ком как навязанный  извне, т.е. не находящийся в русле его собственного мы-слительного процесса. Кроме того, возможность выдвижения разных вариан-тов классификации создает благоприятные условия и для развития гибкости и продуктивности мышления, естественным образом включённого в процесс приобретения новых знаний.

Смысл  следующего этапа-связывания информации-открытие связующего принципа, представляющее собой нахождение такой общей идеи, которая от-носится ко всем изученным фактам. Нахождением такой общей  идеи и завершается этот этап. За ним неизбежно следует другой – подведение итогов, рефлексия, который соотносим с этапом обоснования решения в структуре полного цикла мыслительного акта. Психологический смысл этого этапа-достижение понимания решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит своеобразное возвращение к началу исследования, а точнее, к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Кроме того, предметом осознания является и сам процесс мышления: как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано заключение или обобщение. Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего дедуктивного или индуктивного исследования.

Ещё один этап, который может следовать после подведения итогов исследования и его рефлексии,- применение.  По своему психологическому смыслу он совпадет с этапом обоснования решения, в ходе которого и достигается подлинное понимание. Возможность переноса, т.е. использования найденного принципа или идеи в других условиях, -основной результат или следствие подлинного понимания решения. Применение как этап исследования может выступать как действительно завершающая часть индуктивного или дедуктивного исследования, с помощью которого были открыты или подтверждены фактами какой-то закон, принцип или общая идея, а может выступить и в качестве мотивации или этапа возникновения проблемной ситуации для проведения ещё одного исследования.  

Мы живём в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы. Целью всего обучения в начальной школе стало овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Таким образом, перед каждым учителем встал вопрос, как можно развивать универсальные учебные действия. Ведь начальная школа теперь – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать. Начальная школа – это важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо освоить не только программный материал, но и стать «профессиональным учеником», овладеть умением учиться.

В настоящее время наиболее актуальным стало использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новые тенденции в образовании – это не столько практическая направленность и практические умения, сколько способность «прочитать» реальную ситуацию с помощью имеющихся знаний. Следовательно, мы должны двигаться не от знаний к задаче, а от задачи к знаниям, так как решение поставленной задачи требует расширения имеющихся знаний.

Использование приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, стало наиболее актуальным в моей работе. Остановлюсь на использовании проектного обучения.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно освоить новые знания, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Внедрение метода проектов в образовательный процесс уже в 1 классе поможет ученикам соответствовать Стандартам второго поколения и развивать умения XXI века.

В проектной деятельности школьники должны самостоятельно ставить цели своего проектирования. В силу возрастных особенностей, младшие школьники не имеют возможности обозначить данные цели, но они могут наметить для себя проектные задачи, решение которых приведёт их к освоению основ способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность в средней и старшей школе.

При работе над проектом для каждого участника деятельности следует определить свою роль. Так, роль учителя изменяется в зависимости от этапов работы. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник: он не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть консультирует, мотивирует, наблюдает. Роль ученика тоже меняется. Но на всех этапах он выбирает (принимает решения, следовательно, берёт на себя ответственность), выстраивает систему взаимоотношений с людьми с новых позиций, оценивает (учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций её полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности, оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности).

Так как проектная деятельность, или решение проектных задач, осуществляется не только на уроках, но и во внеурочное время, практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуально выполненные проекты. Необходимо отметить, что родители не должны брать на себя выполнение части работы детей над проектом. Родители могут помочь советом, информацией, проявлением заинтересованности к результату проектной деятельности.

Говоря об организации проектной деятельности в начальной школе, хочу обратить внимание на возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, соответствующая интересам и возрасту учащихся. Поэтому темы детских проектных работ я выбираю из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Так, работая по УМК «Перспектива», я использую предложенную в учебниках тематику.

                Осуществляя проектную деятельность не только на уроках, но и во вне-урочное время, в 1-2 классах мы работали над проектами  «Скороговорки», «Сказочная страничка», «В словари – за частями речи!», «Пишем письмо», «Составляем сборник загадок», «Наш класс - дружная семья», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Родное село»,  «Родословная», «Осенний урожай», «Дикие животные», «Украшаем класс к Новому году», «Праздничный стол».

Теперь несколько слов расскажу о том, как в первом классе мы с учащимися и их родителями работали над первым проектом по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Мы определили цель: познакомиться с использованием математических знаний в жизни и планируемые результаты: учащиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки), слушать собеседника и вести диалог.

Перед началом самостоятельной работы над проектом мы уточнили понимание слов «математика всюду». Дети приводили примеры использования чисел в жизни. Это и запись даты на уроке, и номер страницы и упражнения. Это номер дома и квартиры, и запись даты своего рождения. Дети вспоминали о том, что и в сказках тоже встречаются числа. Есть и загадки про числа, и пословицы, и поговорки. Мы читали их в учебнике.

Продолжая работу, мы обратили внимание на то, что авторы учебника предлагают нам составить свою книгу «Числа в загадках, пословицах, поговорках».

Мы обсудили план работы.

  1. Выбери, как ты будешь работать (один, парой, группой, всем классом).
  2. Определите, как будете работать. Кто будет собирать информацию, кто будет выполнять рисунки, оформлять книгу. Договоритесь о сроках работы.
  3. По окончании оцените результат работы. Представьте книгу классу, родителям, учащимся других классов.

В течение 10 дней мы проводили сбор информации, оформляли собранный материал и подошли к завершающему этапу - защите проектов.

Виды презентационных проектов 

  • выставка
  • серия иллюстраций
  • коллекция
  • игра
  • газета
  • сказка
  • мультимедиа продукт
  • журнал

Защита проекта, или презентация, требует особого внимания. В начальной школе – это ещё не стендовый доклад, не аргументированная защита, но красочное действо, проекты «в картинках». Данный этап позволял решить несколько задач: развитие речи, развитие умений работать с текстом, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнить знания других учащихся новыми сведениями. На этапе защиты проекта внимание учащихся было обращено на умение рассказать о том, как они работали над проектом. При этом следовало продемонстрировать и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени. Учащиеся показали результат практической реализации и воплощения приобретённых знаний и умений. То, что готовили дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требовало использования определённых знаний и умений по технологии его изготовления

При оценке результата деятельности учащегося необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности, успешности, результативности. Следует отметить, что оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Поэтому, многие учащиеся были отмечены грамотами в номинациях «Самый красочный проект», «Самый познавательный проект». Учащиеся, которые активно включались в работу над всеми проектами, получили грамоты за «Активное участие в проектной деятельности». При оценке успешности работы над проектом, важно было отметить умение сотрудничать в процессе учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и даже демонстрировать артистические возможности.

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что с помощью метода проектов учащиеся получают возможность:

  • выявлять и формулировать проблемы
  • проводить их анализ
  • находить пути их решения
  • работать с информацией
  • находить необходимый источник
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач

Особую роль следует отвести внеурочной работе по предмету, которая ставит перед собой цель: углубить знания, полученные школьниками на уроках, сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках.

Являясь руководителем кружка «Весёлая грамматика», большое внимание уделяю выявлению способности к мышлению и анализу, привлекаю учащихся к участию в постановке проблемы, к выбору методов её решения. Таким образом, осуществляю процесс приобщения детей к творческой, исследовательской работе.

Результаты такой деятельности имеют отражение в открытых уроках с применением цифровых образовательных ресурсов, во внеклассных мероприятиях. В рамках проектной и исследовательской деятельности  «Календарь памятных дат»,  обучающиеся сами по составленному плану находили информации, пользовались Интернет - ресурсами, читали книги, рисовали рисунки, а затем  оформляли и защищали свои проекты.

Проектно-исследовательская деятельность служит средством решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Мои воспитанники ежегодно принимают активное участие в различных научно -  практической конференциях  со своими проектами. Ежегодно мои ученики принимают активное участие не только в школьных, но и районных, Всероссийских и международных конкурсах по русскому языку и литературному чтению, по математике и информатике, по окружающему миру и иностранному языку. Также дети участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях.

Так, в 2010-2011 учебном году Гирфанова  Эльвина, Сагирова Гузалия, Гамирова Лейсан представляли проект «Моё открытие» на республиканской научно-практической конференции «Вперёд в прошлое», проводимое КГТУ. Учащиеся были удостоены дипломами 1 степени.

В 2013-2014 учебном году свою исследовательскую работу «Здоровое питание-основа долгой жизни» защитила на очном туре II Межрегионального

конкурса детских и юношеских творческих проектов «Хочу всё знать!» Гай-

нуллина  Камиля в г.Казани , где она была награждена Дипломом 2 степени.

Латыпов Ильшат- участник II Межрегионального конкурса детских и юношеских творческих проектов «Хочу всё знать!» в номинации « Проекты

художественно-эстетического направления», Гайнуллина Адиля- участник II Межрегионального конкурса детских и юношеских творческих проектов «Хочу всё знать!» в номинации « Проекты краеведческого направления»

Для меня, как учителя начальной школы, неоспоримым является формирование коммуникативных навыков учащихся, обучение взаимодействию не только в классе, школе, но и в сети Интернет. Благородной средой для такого взаимодействия для учителей и учащихся начальной школы являются сетевые проекты. Под сетевым проектом следует понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удалённое взаимодействие детей из разных уголков страны, объединённых общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

Младшего школьника отличает стремление работать в команде, брать решение многих вопросов в ходе проекта на себя, чётко распределять роли во время работы над проектом, найти интересное для себя дело. Кроме того, ученики любят во время проектов быть на равных со взрослым организатором или координатором проекта. Поэтому учителю важно уметь найти такие слова, которые сумеют заинтересовать каждого ученика индивидуально.

  • Мы вместе!
  • Мы партнёры!
  • Мы члены одной команды!
  • Мы соавторы!

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил и значительного времени. Учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.

Проекты помогают учителям научиться эффективно использовать новейшие информационные и образовательные технологии для развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке, а учащимся дают большую свободу в действиях, предполагают их активность в образовательном процессе.

Следует отметить, что чем раньше начата работа над развитием ребёнка, тем полнее и шире раскрывается его талант. Организованная воспитывающая среда школы и родителей, начиная с 1 класса, позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой обучающимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. Кругозор их расширяется. С помощью ИКТ появилось много возможностей для получения информации, её обработки, представления в виде презентации, ролика, буклета. Жизнеспособность системы работы подтверждается достижениями учащихся. Они становятся призёрами конкурсов научно-исследовательских и творческих работ. 

Свою работу хочется завершить словами русского советского поэта Н. Рыленкова  «Дорога та,  что сам искал,  вовек не позабудется».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников рекомен-дации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2015. Методическая разработка по теме: Как работать с проектами детей» /  Соци-альная сеть работников образования http://nsportal.ru
  2. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
  3. Проект (2 класс) по теме: Методические рекомендации "Организация проект-ной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС " /Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под. ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Развитие исследовательских умений младших школьников/[ Н.Б Шумакова, Н.И.Авдеева,Е.В.Климанова]под ред.Н.Б.Шумаковой.-М.: Просвещение,2011.-157с.-(работаем по новым стандартам).
  6. Статья «Проектная деятельность учащихся 1 классов/ Социальная сеть работ-ников образования http://nsportal.ru
  7. Статья по теме: «Проектная деятельность с использованием ИКТ (из опыта ра-боты)» / Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru
  8. Статья по теме: «Проектная деятельность как способ формирования универ-сальных учебных действий младших школьников» / Социальная сеть работ-ников образования        http://nsportal.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Развитие исследовательских умений младших школьников (практический аспект)

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития лич...

Обобщение опыта на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения межд...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие исследовательских умений младших школьников

В современном мире очень важно, чтобы ребёнок умел добывать знания самостоятельно из различных источников, пользовался добытой информацией. Эту задачу ставит перед нами ФГОС. Всем известно, что знание...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...