Урок "Разнообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чуракова Екатерина Викторовна

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Планируемый результат

Дети учатся:

  • выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
  • искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в малых группах.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам — по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа):
  • узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;

* выдвигать гипотезы и обосновывать их;

* составлять план работы;

* собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, в том числе электронные);

* анализировать, классифицировать найденную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пример построения урока окружающего мира в 3 классе, отвечающий требованиям стандартов второго поколения

Тема: Разнообразие растений

Обобщение урока: царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные  и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Материалы к уроку: учебник; рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.

Планируемый результат

Дети учатся:

  • выделять существенные признаки основных групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
  • искать необходимую информацию о растениях в процессе самостоятельной совместной работы в малых группах.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • различать такие группы, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, по их существенным признакам — по строению растения (наличию или отсутствию какого-либо органа):
  • узнавать растения различных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) по описанию, фотографиям, гербарию;

* выдвигать гипотезы и обосновывать их;

* составлять план работы;

* собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, в том числе электронные);

* анализировать, классифицировать найденную информацию.

Ход урока (индуктивного типа)

1. Актуализация знаний. Мотивация

В начале урока следует провести вводную беседу с целью актуализации знаний детей о царстве растений.

Учитель. Мы отправимся с вами в удивительное Царство-это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствует нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет своё Царство. Флора в римской мифологии — богиня цветов и весны (от лат. «флос», «флорис» — цветок).

На доске располагаются фотографии представителей различных групп растений.

Учитель. Каких представителей этого Царства вы видите?

Дети. Мох, водоросль, сосна, клевер, папоротник.

Учитель. К какой группе растений их можно отнести?

Дети. называют соответствующие группы растений, и в результате рядом с фотографиями появляются названия групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Учитель. Царство растений пришли вы познать,

Их тайны и загадки придётся отгадать.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.

Учитель. Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет.

На доске фотография растения и информация о нём:

О папоротнике

Цветет папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь, накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под пары грома и раскаты молний.

О мхах

Как прекрасен в период цветения мох — кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.

О водорослях

В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль — грушеносньй макроцистис, что значит «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же, несъедобны.

О хвойных

Лиственница — хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко-зелёными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.

О цветковых

Из леса мы вышли к заболоченному водоёму. Из воды на нас глядели жёлтые глазки-цветочки кувшинок. Как красивы эти водные травы!

Учитель. Какие утверждения верны, а какие нет?

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор, учитель подчёркивает разногласия, усиливает противоречия.

Учитель. Опять нет единого мнения. Что же нам делать, чтобы точно знать, где ошибка, неверное представление о растении?
Дети. Изучить эти группы растении .

Учитель. Найти существенные отличительные признаки каждой группы растении. Значит, какому вопросу мы посвятим наше  исследование?

Дети. Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

Учитель записывает вопрос на бумажном знаке вопроса.

Учитель. Где правда, а где вымысел, легенда, ложь„

                 Без науки о растениях не поймёшь.

Какая наука изучает растения? (Ботаника.) И сегодня в Царстве , растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я — мхи, 3-я — папоротники, 4-я — хвойные растения, 5-я — цветущие деревья, кустарники, травы.

2. Исследование в малых группах

Учитель. На столах у вас лежат фотографии, гербарии представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие т учёные, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

Учитель записывает план.

1. Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив, какие части (органы) имеют растения — представители этой группы.

3. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе представить информацию.

Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.  Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчёта групп на доске появляется таблица, где отмечено К (красным), если  растение не имеет этого органа, а З (зелёным) — если имеет.

Разнообразие растений

Группа
растений

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод

Семя

Споры

Водоросли

Мхи  

Папоротники

Хвойные

Цветковые

4. Организация информации

Учитель. Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными отличительными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

Дети. Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Учитель. Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесём к  нецветковым?

                                                           Растения

                            нецветковые:        цветковые:

  • водоросли                                    цветущие травы
  • мхи                                               кустарники
  • папоротники                                деревья
  • хвойные растения

5. Связывание информации. Обобщение

Учитель. Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

Дети. Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.

Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путём деления или спорами. Ilaпоротники имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Мхи имеют стебель, лист, не имеют корней, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменен- ный лист — хвою, не цветут.

6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. А теперь, поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.

Приложение и уроку

Рабочий лист № 1

Водоросли

Водоросли имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель'

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена

Водоросли - водные растения, не имеют корня, стебля, листьев. Они составляют группу низших растений.

Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп – это одноклеточные. Такие водоросли живут, например, в пресных водоемах. Другие очень крупные, иногда достигающие в длину несколько десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны.

Тело многоклеточных водорослей состоит из похожих клеток и называется слоевищем.

Размножаются водоросли спорами или путем отделения частицы от растения.

Рабочий лист № 2

Мхи

Мхи имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена

Мох –невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеют корней.

Размножаются спорами, не цветет. Растут мхи в сырых, заболоченных местах.

Рабочий лист № 3

Папоротники

Папоротники имеют:

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена

   В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассеченными листьями.

Это папоротники — травянистые растения. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами*. На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки — это и есть споры.

 Спора — образование, покрытое плотной оболочкой.

Рабочий лист № 4

Хвойные растения

 Хвойные растения имеют:

        Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена

  Большую группу растений составляют хвойные: ель,   сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница.

Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветов и плода. На месте плодов у них шишки, в которых созревают   семена.

Рабочий лист № 5

Цветковые растения

Цветковые растения имеют:                                  

Части растения

Органы размножения

Корень

Стебель

Лист

Споры

Цветок

Плод

Семена

Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Имеют все другие части растений: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....