Конспект урока "За землю русскую!" .
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Миклина Елена Павловна

Мной разработан конспект и презентация  урока по окружающему миру  для 3 класса по программе "Школа 2100" - "За землю русскую!". Это одна из сложных и актуальных тем нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_fevralya.docx38.5 КБ
Файл za_zemlyu_russkuyu.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «За Землю Русскую»

           Цель:

- познакомить учеников с «военной историей» Древнерусского государства.

- создать образ русского – воина защитника, способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу в современном мире

Задачи:

довести до сознания учащихся мысль о том, что Древнерусскому государству и его преемникам часто приходилось защищаться от врагов, поэтому дело борьбы за свободу и независимость своей Родины всегда было самым почётным в России;

– объяснить детям, что отношения с соседями не могут строиться на вражде и войне, подчеркнуть мысль, что лучший способ решения споров – это мирные соглашения.

УУД

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Развивать умения работать с картой

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

   

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать   предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь и садитесь.

Что вы, видите?( «реку  времени» на доске)

- Расставьте  эти даты на реке времени и объясните, с каким историческим событием она связана.( 1 ученик выполняет у доски, а остальные  у себя на листах).

 882 – образование государства, правление князя Олега.

988 – принятие христианства, князь Владимир

1147-

1242-

С какой трудностью вы столкнулись.

- К какому историческому периоду относятся эти даты на реке времени?

Период Древней Руси).

- В результате какого события появилось государство Древняя Русь? (объединения племён восточных славян)

Слайд № 2.( изображен древне русский город и современный).

-Сравните 2 рисунка?

Чем они отличаются? (древний и современный город)

-Что обозначает слово город? ( Город –  «огораживать» от слов обносить оградой, стеной)

-Почему и для чего древние города огораживали крепостными стенами ?

- ( для защиты от врагов)

- Как называется объединение городов под единой властью ? ( государство)

 -Назовите признаки государства … ( территория, армия, правительство, столица, служба порядка).

- Покажите пожалуйста, где находилось государство Древняя Русь и его границы.

(работа у доски 1 ученика).

-  Какова роль армии в государстве? ( охрана )

-Была  ли армия в Древней Руси?

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (Охрана Древне – русского государства)

Слайд №3(тема урока)

Тема нашего урока «За Землю Русскую!».

- Какова цель урока? ( узнать как и от кого защищали русскую  землю -

 государство )

 Итак, на какие вопросы нам надо найти ответы?

1. Как охраняли древне – русские города?

2. От кого охраняли города?

На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?( повесить ленту)

Какое историческое событие произошло в 1242 году. 

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.   Поиск решения проблемы.

Групповая работа. Работа с текстом.

Делимся на 6 групп. Каждой группе я выдаю план. Посмотрите на план и скажите, что должно быть результатом вашей работы. (рассказ). (Приложение 1).

1 группа: степняки – кочевники ( кто это, откуда они приходили, цель нападения)

2 группа: восточные рыцари (кто это, откуда они приходили, цель нападения)

3 группа:  вооружение воина кочевника

4 группа: вооружение рыцарей

5 группа: вооружение дружинников

6 группа: система светового оповещения

В результате общей работы всех групп должна быть заполнена таблица.

 – Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Скажите,  на какой вопрос нам осталось ответить? ( 1242 год)

Слайд № 5. (Александр Невский)

Презентация ученика об Александре Невском  и Ледовом побоище.

Показ отрывка из фильма «Александр Невский» ( 3 – 5 минут)

Слайд № 6 (Ал.Нев. и его слова)

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет земля Русская!»

Давайте вернёмся к нашей таблице. Давайте заполним последние пустующие места (итог нападения рыцарей – победа , битва «Ледовое побоище»).

- Какие враги были более опасны и почему? (Рыцари были более опасны, т.к. их цель – захват территории).

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. –

Давайте вернёмся к основным вопросам нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? ( как и от кого защищали Древнюю Русь)

- Какой  же ответ вы можете дать на этот вопрос? (ответы детей. Современные государства более надёжно укрепили свои границы. В древне - русском государстве границы преодолеть было легче. Стены города служили последней преградой на пути врага).

- Защита своего государства, границ – всегда было почётным делом на Руси. Русские войны не нападали, а защищали свои границы. Но всё же самый лучший способ решения споров – это мирные соглашения. 

ΙV. Домашнее задание.

Задания предлагаются по выбору.

 1. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей.

2. Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря (его одежду, оружие, доспехи). Как ты считаешь, о чем думает изображенный тобой богатырь?

3. Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.

Итог урока:

 – Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Степняки – кочевники.

Степняки – кочевники –это кочевые  народы. Кочевой народ - народ, который перемещался с одного места на другое. Они занимались  скотоводством  и кочевали со своими стадами по степям. Они разводили лошадей, коров, овец. Особенно большое значение в жизни скотовода-кочевника имела лошадь. В VIII –IX веках располагались в заволжских степях. В IX веке печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь.  Кочевникам земля нужна для пастбищ, а русским земледельцам  - для пахоты.  Нападая на своих соседей, они захватывали имущество, угоняли скот, уводили и продавали в рабство людей, разоряли русские города.

Рыцари.

 В начале XIII века с северо - запада на Русь стали нападать европейские рыцари.  Рыцарь –  знатный, защищённый боевыми доспехами конный воин. Каждый рыцарь великолепно владел конём, оружием, плаваньем, искусством охоты на зверей, игрой в шашки, умел сочинять стихи. Воспитание будущих рыцарей было строгим.  Церемония посвящения в рыцари была торжественной, где он давал клятву.

Рыцарями были воины  шведского и немецкого государства.  Свои отряды рыцари строили в форме клина. Это несколько сотен рыцарей. Перед битвой они выстраивались в три боевые линии, каждая распадалась ещё на три боевые линии и имела центр и два крыла. Их целью было завоевание новых земель.

Сстема светового оповещения.

Для защиты южных границ Руси от постоянных набегов кочевников, было предпринято строительство крепостей, которые располагались у рек, впадающих в Днепр. Четыре линии крепостей  на расстоянии 15 – 20 км встали на границе со степью.

   Для предупреждения об опасности князь Владимир ввёл  систему светового оповещения. На высоких холмах стояли сигнальные башни. Как только на первой башне видели кочевников, то сразу зажигали сигнальный огонь, который было видно издалека. Так огненные сигналы передавались от одной башни, к другой. Так через несколько минут в Киеве знали о приближающейся опасности.

План работы.

Степняки – кочевники.

Ответьте на вопросы:

  1. Кто такие кочевники?
  2. Где располагались?
  3. С какой стороны света делали набеги на Русь?
  4. Какова цель набегов?

Результат работы: рассказ  и заполнение  таблицы.

План работы.

Европейские рыцари.

Ответьте на вопросы:

  1. Кто такие рыцари?
  2. Что умели делать?
  3. С какой стороны света делали набеги на Русь?
  4. Какова цель набегов?

Результат работы: рассказ  и заполнение  таблицы.

План работы.

Система светового оповещения.

Ответьте на вопросы:

  1. Для чего строились крепости?
  2. Кто ввёл систему светового оповещения?
  3. В чём заключалась работа этой системы?

Результат работы : рассказ.

План работы.

Вооружение русского дружинника.

  1. Опишите вооружение воинов дружинников.
  2. Как вы думаете, в чём преимущество этого вида вооружения?

Результат работы: рассказ

План работы.

Вооружение европейских рыцарей.

  1. Опишите вооружение воинов дружинников.
  2. Как вы думаете, в чём преимущество этого вида вооружения?

Результат работы: рассказ

План работы.

Вооружение степняков - кочевников.

  1. Опишите вооружение воинов дружинников.
  2. Как вы думаете, в чём преимущество этого вида вооружения?

Результат работы: рассказ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древне – русский город Современный город

Слайд 2

За землю русскую!

Слайд 3

? Как охраняли древнерусское государство? - От кого защищали древнерусское государство? - Какое историческое событие произошло в 1242 году?

Слайд 4

Русские дружинники

Слайд 5

воины- кочевники

Слайд 6

Европейский рыцарь

Слайд 7

- Что на уроке было сегодня самым трудным? Самым лёгким? Что показалост непонятным? Что было самым интересным? Что хорошо запомнили? О чём захотелось узнать больше?

Слайд 8

Домашнее задание. Задания предлагаются по выбору. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей. Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря (его одежду, оружие, доспехи). Как ты считаешь, о чём думает изображённы тобой богатырь? Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»

Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы  по теме «Илья Муромец – богатырь зе...

2 класс урок №11 "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и презентация

2 класс урок "Святые земли русской. Александр Невский" конспект и  презентация...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. «За землю Русскую!»

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по истории Программа «Школа 2100» Тема: «За землю русскую»

Урок направлен на ознакомление учащихся с «военной историей» Древнерусского государства, главной целью которого создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношени...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. Тема: За землю русскую!

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. Тема: За землю русскую!...

Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"

Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест...