Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011
  • Авторская программа Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.

 

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  « Перспектива»

  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2013 год.

Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015 учебный год.

 

Уровень программы: базовый

 

 

Общая характеристика предмета

 

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_._3_klass.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373. 
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011
  • Авторская программа Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  « Перспектива»

  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2013 год.

Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015 учебный год.

Уровень программы: базовый

Общая характеристика предмета

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Цель:  

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  • формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине;
  • формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследия». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а так же проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий,  аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Место предмета в базисном учебном плане

   В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год (35 учебных недель). Тематическое планирование разработано в соответствии с УМК «Перспектива» и ориентировано на использование учебника «Окружающий мир»: А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая.. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая – М.: «Просвещение», 2013.  

Таблица распределения уроков

Раздел

Примерное планирование

По рабочей программе

Практическая работа

Проверочные работы

Экскурсии

1

Радость познания

11 часов

14  часов

1

1

1

2

Мир как дом

19 часов

22 часов

2

1

1

3

Дом как мир

20 часов

22 часов

2

1

1

4

В поисках всемирного наследия

8 часов

12 часов

1

1

Резервные уроки

10 часов

Распределены на экскурсии, повторение, проверочные работы.

Итого

68 часов

70 часов

5

4

4

Планируемые результаты.

Личностные        результаты:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметные        результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего  мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,
  • учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные        результатами:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Гимназический компонент  в тематическом плане (планируемые результаты освоения материала) указан курсивом.

Темы ФГОС (тема) указаны курсивом.

Темы ОБЖ  (тема) указаны курсивом и подчёркнуты.

Список литературы  по реализации программы для учителя:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2013 год.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-ух частях. 3 класс. Москва. Просвещение. 2013 год.
  3. Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М. Методическое пособие с поурочными разработками. Уроки по окружающему миру.  Методическое пособие. 3 класс. Москва. Просвещение. 2012 год.
  4. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. Москва. Просвещение. 2011 год.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010 год.
  6. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся образовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2009 год.
  7. А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. Олимпиады по окружающему миру. 3 класс. «Экзамен». Москва. 2012 г.
  8. Окружающий мир. Контроль-измирительные материалы. 3 класс. Москва. «ВАКО». 2013

Список литературы  для учащихся:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2013 год.

Интернет-ресурсы:

  1. nsportal.ru - окружающий мир
  2. http://playroom.com.ru/kross.php#1      кроссворды,   чайнворды, загадки   в алфавитном порядке ребусы и др.
  3. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html      
  4. http://www.aldebaran.ru/ – Альдебаран - крупнейшая электронная библиотека
  5. http://clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/page/4/    Книги учителю нач классов
  6. http://www.propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85      занятия по пдд
  7. http://www.zavuch.info/      методические и дидактические материалы

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

УУД

Время проведения

дата

факт

Радость познания (14 час.)

1

Свет знания.

Белем яктысы.

1

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

2

Как изучают окружающий мир.

Дорога от дома до школы.

Әйләнә-тирә мөхитне ничек өйрәнәләр. Өйдән мәктәпкә кадәр юл.

1

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования. Оценивать свои успехи при выполнении практических работ.

Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

3

Способы познания мира. Практическая работа.

Дөньяны танып белү алымнары. Практик эш.

4

Книга – источник знаний.

Китап – белем чишмәсе.

1

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

5

Отправимся на экскурсию. Правила поведения на экскурсии.

Экскурсиягә барабыз. Экскурсиядә үз-үзеңне тоту кагыйдәләре.

1

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением ( буклеты, открытки и др.). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценивать экскурсию и мотивировать свою оценку.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

6

О чём расскажет план? Географическая карта и план.

План нәрсә турында сөйли? Географик карта һәм план.

1

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространённые виды планов, обсуждать их значения нашей жизни. В ходе практической работе в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

7

Планета на листе бумаги.

 Планета кәгазь битендә

1

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работать в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни. Оценивать эмоциональные впечатления  от мысленных путешествий по карте.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

8

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Материклар һәм океаннар, аларның исемнәре, глобуста һәм карта урыннары.

9

Страны и народы мира. Знакомство с несколькими странами; название, расположение на политической карте мира, столицы.

Дөнья илләре һәм халыклары. Берничә ил белән танышу: аның исеме, политик картада урыны, башкаласы.

1

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

10

Путешествуя, познаём мир.

Сәяхәт итеп, дөньяны өйрәнәбез.

1

Формулировать цели путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

11

Транспорт.  Правила пользования транспортом.

Транспорт. Транспортта йөрү кагыйдәләре.

1

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта (по выбору), об изобретателях, учёных. Проектное задание (проект): разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

12

Средства информации и связи — электронная почта,аудио- и видеочаты, форум, пресса, Интернет.

1

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людей России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами

13

За страницами учебника.

Праздник «Книга – источник знаний».

Китап битләре буйлап. “Китап – белем чишмәсе” бәйрәме.

1

14

Обобщающий урок по разделу «Радость познания». Проверочная работа.

«Танып белү шатлыгы” темасы буенча йомгаклау дәресе. Тикшерү эше.

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Мир как дом  (22 часа)

15

Мир природы в народном творчестве.

Табигать дөньсы халык авыз иҗтында.

1

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

16

Из чего состоит всё. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Бөтенесе нәрсәдән тора. Әйләнә-тирә дөньяда матдәләрнең төрлелеге.

1

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой  природы, твёрдые тела, жидкости и газы. Заполнять таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Работая в группе, проводить опыт «Вода — растворитель».

Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

17

Мир небесных тел. Звёзды и планеты.

Күк җисемнәре  дөньсы. Йолдызлар һәм планеталар.

1

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам, заполнять таблицу «Различие звёзд по цвету», используя сведения из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми: использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Личностные

- освоение личностного смысла учения

18

Невидимое сокровище. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Күренмәс хәзинә. Һава – газлар кушылмасы. Һаваның үзлекләре. Үсемлекләр, хайваннар һәм кешеләр өчен һаваның әһәмияте..

1

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради. Обсуждать рассказ «Невидимые сокровища» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

19

Самое главное вещество.

Иҗ төп җисем.

1

Высказывать предложения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в группе

20

Свойства воды.

Практическая работа.

Суның үзлекләре. Практик эш.

1

21

Круговорот воды в природе.

Табигатьтә су әйләнеше.

1

22

Природные стихии в народном творчестве.

Табигать стихияләре халык авыз иҗатында.

1

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде и воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоёмах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.). Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

23

Кладовые Земли. Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве человека.

Җир асты байлыклары.. Файдалы казылмалар һәм аларның халык хуҗалыгында әһәмияте.

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия горных пород и минералов. Работая в группах извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать в примерах что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Полезные ископаемые родного края.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

24

Чудо под ногами. Почва, её состав. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Практическая работа.

Аяк астындагы могҗиза. Туфрак, аның составы. Тере табигать

һәм кешенең хуҗалык тормышы өчен әһәмияте. Практик эш.

1

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

25

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения.

Үсемлекләр, аларның төрлелеге. Үсемлекләр тормышы өчен кирәкле шартлар.

1

Знакомиться по тексту учебника с группами растений, классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Использовать книгу «Зелёные страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях. Проектное задание: готовить фоторассказ о мире растений родного края, выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

26

Экскурсия в природу.

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Правила безопасного поведения в природе.

Табигатькә экскурсия. Туган як үсемлекләре, атамалары һәм кыскача характеристика. Табигатьтә куркынычсызлык кагыйдәләре.

1

Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением ( буклеты, открытки и др.). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценивать экскурсию и мотивировать свою оценку.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

27

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Уңдырышлы җир һәм усемлекләр  халык авыз иҗатында

1

Узнавать образы плодородной земли и растений  в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

28

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных.

Хайваннар, аларның төрлелеге. Хайваннарның тормышы өчен кирәкле шартлар.

1

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленные на иллюстрациях учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов  животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Готовить фоторассказ о мире животных родного края и кратко характеризовать на основе наблюдений.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

29

Животные в народном творчестве.

Хайваннар халык авыз иҗатында.

1

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры, находить и характеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Личностные

- освоение личностного смысла учения

30

Невидимые нити в живой природе.

Терек табигатьтә күзгә күренмәс җепләр.

1

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию атласа-определителя для подготовки сообщения о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепи питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Участвовать в старинной народной игре, объяснять её связь с темой урока. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках», формулировать соответствующие правила экологической этики..

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

-проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни.

31

Проверочная работа за II четверть по пройденным темам.

Үтелгән темалар буенча II чирек өчен  тикшерү эше.

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

32

Лес -  волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Правила безопасного поведения в лесу.

Урман – тылсымлы сарай. Терек һәм терек булмаган табигатьнең берлеге. Урманда куркынычсызлык кагыйдәләре.

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради).

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

33

Луг — царство цветов и насекомых.

Единство живой и неживой природы. Правила безопасного поведения на лугу.

Болын – чәчәкләр һәм бөҗәкләр патшалыгы. Терек һәм терек булмаган табигатьнең берлеге. Болында куркынычсызлык кагыйдәләре.

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление           от восприятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомимся с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом  сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга , моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания  луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради).

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

34

Водоём — дом из воды. Единство живой и неживой природы. Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года.

Сулык – судан йорт. Терек һәм терек булмаган табигатьнең берлеге. Сулыкларда куркынычсызлык кагыйдәләре.

1

 Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление           от восприятия  водоёма (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать  водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в  водном  сообществе. Составлять цепи питания, характерные для водоёма, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания   пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнения двух видов жуков» в рабочей тетради. Обсуждать рассказы    из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради). Вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношения к миру природы.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

-проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни.

35

Как сохранять богатства природы. Охрана природных богатств.

 

Табигать байлыкларын ничек сакларга.

1

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабочей тетради. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изучения природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

36

Охрана природы в культуре народов России.

Россия халыклары культурасында табигатьне саклау.

1

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к народным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края, подготовить фоторассказ о своих наблюдениях.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения.

Дом как мир (22 часа)

37

Родной дом — уголок Отчизны. Родной край — частица России.

Туган йорт – Ватан почмагы.

1

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в  устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках.

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

38

Свой дом — свой простор.

Үз йортың – үз киңлегең.

1

Сравнивать устройства старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты,узнавать о старинных традициях зимних праздников и посиделок,сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги

39

В красном углу сесть — великая честь.

Кызыл почмакка утыру – зур дәрәҗә.

1

Выявлять роль красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

40

Побываем в гостях.

 

Кунакта булыйк.

1

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

41

 На свет появился — с людьми породнился.

Дөньга килдең – кешеләр белән туганлаштың.

1

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства, использовать эту терминологию при определении степени родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

42

Родословное дерево. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Нәсел агачы.

1

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

43

Муж и жена — одна душа.

Ир һәм хатын – бер җан.

1

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке — подарке молодожёнам. Участвовать в кукольном спектакле «свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

44

Святость отцовства и материнства.

Әти һәм әни булу бөеклеге.

1

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края;высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Личностные

- освоение личностного смысла учения

45

Добрые дети — дому венец.

Мәрхәмәтле балалар – йорт таҗы.

1

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки  и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника — своего тёзки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Регулятивные

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

46

Детские игры — школа здоровья.

Балалар уеннары – сәламәтлек  мәктәбе.

1

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своём развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать её в среде сверстников. 

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

47

Строение тела человека.

Кеше гәүдәсенең төзелеше.

1

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определение органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работать в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнить таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока .  

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

-проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни.

48

Как работает наш организм.

Безнең организмыбыз ничек эшли.

1

С помощь иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, выписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой практической работы учится измерять пульс у себя и у другого человека, фиксировать результаты измерений, оценивать свой успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека — единое целое. Раскрывать связи между работой различных систем органов.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

49

Что такое гигиена. Практическая работа.

Нәрсә ул гигиена. Практик эш.

1

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учётом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приёмы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению (растительного и животного происхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда). Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

50

Наши органы чувств.

Безнең сиземләү әгъзәләре.

1

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать своё отношение к собственному здоровью. Корректировать своё поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

51

Школа первой помощи. Практическая работы.

Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании.

Беренче ярдәм мәктәбе.

Практик эш.

1

Сравнивать устройства медицинских термометров (ртутного, электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованное суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом. Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую  помощь», практически осваивать приёмы первой помощи. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми подготовить фото рассказ о том, что делается для охраны и укрепления здоровья членов семьи.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

52

Здоровью цены нет. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Сәламәтлек кыйммәте.

1

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

53

Экскурсия в детскую поликлинику.

Правила поведения на экскурсии.

Балалар поликлиникасына экскурсия. Экскурсиядә үз-үзеңне тоту кагыйдәләре.

1

Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о неё, оценивать экскурсию и мотивировать свою оценку.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

54

Проверочная работа за III четверть по пройденным темам.

Үтелгән темалар буенча III чирек өчен  тикшерү эше.

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

55

Дом невелик — а стоять не велит.

Йорт зур түгел, ләкин тик торырга бирми.

1

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

56

Семейный бюджет.

Гаилә бюджеты.

1

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

57

Мудрость старости.

Картлык зирәклеге.

1

С помощью ключевых слов выражать своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

58

Путешествие к Пушкину.

Пушкинга сәяхәт.

1

Характеризовать семейное предания  и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывок из сказки) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомков.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

В поисках Всемирного наследия (12 ч.)

59

Всемирное наследие.

Бөтендөнья мирасы.

1

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святынями своего края. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору-в России в том числе и в своём крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

60

Московский Кремль.

Мәскәү Кремле.

1

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строение ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору);оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

61

Озеро Байкал.

Байкал күле.

1

Показывать местонахождения озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказов.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

-проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни.

62

Путешествие в Египет.

Мисырга сәяхәт.

1

Показывать на карте местоположение Египта и его столица. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказов.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

63

Путешествие в Грецию.

Грециягә сәяхәт.

1

Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказов.  

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «справедливость» Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

64

Путешествие в Иерусалим.

Иерусалимга сәяхәт.

1

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказов. 

65

Путешествие в Китай.

Кытайга сәяхәт.

1

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях древнего Китая (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказов.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

66

Всемирные духовные сокровища.

Бөтендөнья рухи байлыклар.

Обобщать полученные знания о многих достойных людях- Художниках, писателях, учёных, исторических деятелях (с 1-3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятия о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества (по выбору). Воспроизводить пословицу, изречения из Священных текстов. Определять общезначимое ценное качество в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

-проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни.

67

Обобщающий урок по теме. Проверочная работа.

Тема буенча гомумиләштерү дәресе. Тикшерү эше.

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

68

Урок-игра «Путешествуем по миру»

Уен дәрес «Дөнья буйлап сәяхәт итәбез”.

Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о неё, оценивать экскурсию и мотивировать свою оценку.

69

Экскурсия.

Правила безопасного поведения в природе.

Экскурсия. Табигатьтә куркынычсызлык кагыйдәләре.

1

 Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.).

70

Итоговый урок.

Йомгаклау дәресе.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...