Проект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Папанова Светлана Юрьевна

Проект урока: "Герб - символ города".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Учебный предмет  Окружающий мир 3 класс

УМК  «Планета Знаний». Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011

Тема урока «Герб – символ города»

Тип урока: изучение  нового материала

Задачи урока 

  • Познакомить учащихся с одним из символов города – гербом; символическим значением фигур, цвета и формы в них.
  • Создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о символе города – гербе.
  • Учить использовать доступные источники информации.
  • Работать над умением делать обобщение, выводы.
  • Формировать умение работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава).
  • Продолжить обучение учащихся работе над элементами проекта
  • Развивать инициативность и активность учащихся.
  • Воспитание любви к истории и культуре своего народа.
  • Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности.

Ожидаемые результаты

Предметные УУД:

  • Учащиеся познакомятся с одним из символов города – гербом; символическим значением фигур, цвета и формы в них.
  • Научатся сами составлять гербы.

Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
  • Желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.
  • Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

Метапредметные УУД:

  • Умение работать с различными источниками информации.
  • Умение свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений.
  • Участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в научных терминах и понятиях.
  • Умение работать в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
  • Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работы и полученного результата.

Оборудование.  Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011

Мультимедийный комплект (компьютер, проектор), толковые словари, работы учащихся по теме.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знают образование и название древнерусских городов, ориентируются в символике; умение работать с текстом учебника и справочной литературой, умение работать в группах, владеют приёмами проектной деятельности

Этапы урока и хронометраж

Этап учебного занятия

Время отводимое на этап

1.Орг. момент

30сек

2. Актуализация знаний

5 мин

3. Целеполагание

5 мин

4. Формирование темы урока

10 мин

5. Усвоение новых знаний

5 мин

6. Физкультминутка

1 мин

7. Работа в группах над проектом

12 мин

8. Защита мини-проекта

5 мин

9. Рефлексия. Домашнее задание.

1,5 мин

Содержание урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Предлагает учащимся проверить готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, оформление рабочих мест, посадку.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

Формируется умение организовывать своё рабочее место, навыки самоконтроля.

2. Актуализация знаний обучающихся (Вспомнить изученный ранее материал)

2.а. Загадывает загадку (слайд 2).

Задаёт вопрос: Кто и что имеет имя?

2.б. Предлагает выполнить задание (слайд 3)

Предлагает сверить правильность выполнения работы с ответами на экране (слайд 4) и оценить свою работу.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание в тетради.

Сверяют свою работу с образцом  на экране.

Познавательные УУД:

Умение отвечать на вопросы.

Формирование действия классификации.

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять действия контроля и самоконтроля.

3.Целеполагание

3.а. Предлагает рассмотреть изображение (слайд 5)

Просит дать им общее определение.

Задаёт вопрос:

Где вы можете увидеть данные знаки, символы?

3.б. Предлагает выполнить задания викторины (устно).

Замените высказывание одним словом:

1) Самое оживлённое место в городе (торг)

2) Укреплённый центр города, в нём находились двор и собор (Кремль)

3) Человек, который занимается ремеслом (ремесленник)

4)Что представляют собой «сторожки» - высокие строения, в которых находились дозорные или часовые (дозорные башни)

3.в. Предлагает составить ключевое слово из выделенных букв.

Называют предметы на экране, дают им определение (знаки или символы)

Выполняют задания, проверяют правильность ответа (слайд 6).

Составляют ключевое слово из выделенных букв (герб)

Познавательные УУД:

Рефлексия ранее накопленных знаний.

Развитие умения анализировать и обобщать.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

Участие в диалоге

4.Формулирование темы урока

4.а. Предлагает сформулировать тему урока.

4.б. Предлагает прочитать вопросы на доске.

 Что такое герб?

Как и когда появились первые гербы?

Какой русский царь повелел, чтобы у каждого российского города был свой герб?

Выслушивает предположения учащихся.

-Какие источники информации помогут дать нам точные сведения по данному вопросу?

4.в. Предлагает найти определение понятия «герб» в толковом словаре.

 4.г. Предлагает учащимся прочитать статью учебника с.80-83 и ответить повторно на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока.

Пытаются ответить на поставленные вопросы.

Находят определение понятия  «герб», зачитывают его вслух.

Знакомятся с материалом учебника и отвечают повторно на вопросы.

Регулятивные УУД:

Формировать умение формулировать познавательную цель, предполагать свои действия (целеполагание)

Познавательные УУД:

Понимать информацию в виде текста.

Умение выделять существенную, информацию в учебнике и справочной литературе.

5.Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания и коррекция усвоения нового материала.

5.а.Демонстрирует презентацию

 (слайд 7 – 12), комментирует показ.

5.б. Задаёт вопросы:

О гербе какого города не рассказывается в статье учебника?

Почему для нас важна история создания герба этого города?

Что вы о нём знаете?

Из каких источников вы можете получить данную информацию?

5.б. Посмотрите на вопросы (слайд 13)

На какой вопрос каждый из вас смог бы ответить?

Смотрят презентацию.

Повторно прочитывают определение слова «герб»

(слайд 7)

Рассматривают гербы городов Москва, Н.Новгород, Ярославль, Кострома (слайд 8-9)

Отвечают на вопросы (Н.Новгорода)

Знакомятся со значением формы, цвета и изображениями на поле герба (слайд10-12)

Выбирают вопрос и дают ответ на него.

Познавательные УУД:

Расширение знаний о нашей стране.

Обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости.

Овладение методом наблюдения и исследования.

Личностные УУД:

Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.

6. Физкультминутка.

Читает слова и показывает движения.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И всех лучи согрели

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали».

 

Проговаривают слова и выполняют движения.

7. Работа в группах над мини-проектом

7.а. Предлагает вспомнить правила работы в группах:

1. Уважай своих товарищей.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай.

7.б. Предлагает объединиться в группы и выполнить работу по плану (каждая группа получает листок с планом)

План работы группы:

1. «Основать» свой город, придумать ему название (объяснить свой выбор).

2. Описать его местоположение.

3. Придумать и нарисовать герб города (объяснить значение цвета,формы, фигур).

4.Дать отчёт о своей работе.

Вспоминают правила.

Объединяются в группы по 5 человек.

 Знакомятся с планом работы. Приступают к выполнению работы.

Регулятивные УУД:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Структурировать полученные знания.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества.

Умение распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

8.Защита мини – проекта.

8.а. Слушает выступления групп учащихся.

8.б. Предлагает другим группам оценить работу каждой группы.

Выступающая группа отчитывается о проделанной работе по плану.

Остальные группы слушают. выступления групп, оценивают их работу (поднимают карточки: зелёная – отлично, жёлтая – хорошо, красная –удовлетворительно).

Объясняют свою оценку.

Коммуникативные УУД:

Умение полно и ясно выражать свои мысли.

Взаимодействие с

участниками учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять развёрнутые действия контроля.

Формирование оценочной самостоятельности у учащихся.

9. Рефлексия.

9.а. Задаёт вопрос:

Назовите тему нашего урока?

Назовите один из символов города?

Что вы до этого урока знали о гербе?

Что нового узнали на уроке об этом символе?

Чтобы вы ещё хотели о нём узнать?

Какие источники информации нам в этом помогут?

9.б. Просить сдать рабочие тетради и работы каждой группы.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Сдают работы.

Регулятивные УУД:

Умение определять результат своей учебной деятельности и деятельности класса.

10. Дом.задание

Предлагает выполнить задание дома:

Учебник с.83,задание №2(придумать и нарисовать герб класса)

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД:

Умение самостоятельно выполнять задание на закрепление и повторение.

Список используемой литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний": русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир [сборник].- М.: АСТ: Астрель, 2011
  • Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.-М.: Астрель, 2011
  • Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.- М.: Астрель, 2011

Оценка проекта урока

№ п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4

4

Развивающая направленность заданий

2

5

6

Логика построения урока

2

6

7.

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

3

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

2

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

3

14

16

Формирование регулятивных УУД

3

15

17

Формирование коммуникативных УУД

3

                                              Всего баллов

Анализ соответствия структурных частей проекта урока

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

0

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

2

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"

Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...

Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».

В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...