Я живу в Москве.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бордюговская Ирина Павловна

Конспект урока о Москве для детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zhivu_v_moskve.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я живу в Москве».

Цель: Систематизировать знания детей о родной стране. Вспомнить с учащимися  символы РФ: флаг, герб, гимн; что Москва – столица государства, где работает президент, правительство. Ознакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы. Воспитывать чувства любви к своей стране. Развивать речь, память, умение слушать.

Оборудование: флаг, герб Москвы, портрет президента, репродукции с изображением старой и сегодняшней Москвы, игрушка: автобус.

Ход  урока

 I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

II. Изучение новой темы.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по городу. А как называется этот город, мы узнаем, когда соберем его из рассыпанных букв?

- Какой город у нас получился? (Москва)
- Что вы знаете о Москве? Столица России.

- Кто является президентом страны? (В. В. Путин)

- Есть у нашего города отличительные знаки  (символы): это герб и флаг. 

 Рассмотрите внимательно герб РФ. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла – изображение всадника. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

– Где можно увидеть изображение герба РФ? (на флагах, монетах, официальных бумагах  печатях)

– Рассмотрите ещё один символ РФ – флаг.

– Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Флаг – представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Во все времена цвету придавали особый смысл.

– Подумайте, что может означать каждый цвет? (белый – мир и чистоту; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу)

– Где можно увидеть флаг? (на Доме правительства, на кораблях)

III. Физминутка

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И, опять же улыбнулись,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.

IV. Достопримечательности Москвы.

Москва очень большой город, в нем много достопримечательностей…

- Как вы думаете, на чём нам будет удобно совершать экскурсию по Москве? Отгадайте загадку:

Точно, вовремя и ловко,

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь,

- Пассажиры вы теперь. (Автобус)

- А кто работает в автобусе? Водитель
- Что делает водитель? Водитель везёт пассажиров.
- Посмотрите вперёд, перед нами стоит автобус. На нем мы отправимся на экскурсию.  

- А как же называют того человека, который проводит экскурсии? Экскурсов

- Вот сегодня, я буду вашим экскурсоводом.

Красная площадь – центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Первоначально была торговой площадью, а затем на ней происходили торжественные мероприятия.  А называется она Красной от слова  «красивая». Основал наш город – Юрий  Долгорукий в 1147 году. От Красной площади ведётся отсчёт расстояния по всем идущим от Москвы шоссе.

Москва – река опоясывает почти весь город. Вода в реке чистая, много рыбы обитает в ней. По реке плывут пароходы, баржи и другой речной транспорт. 
Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек. В Москве много мостов, скверов, парков. Парки – зеленые санитары города. Тысячи улиц, много площадей.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного) - Он состоит из 9 церквей. Вокруг центральной церкви располагаются 4 большие и 4 маленькие церкви.
Он кажется кружевной пирамидой. Несмотря на массивность собор выглядит легким, ажурным, устремленным ввысь. Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом. Бога царь так благодарил - храм построил. Но царь этот – Иван Грозный был злой презлой. Как только храм был построен, велел царь всем строителям глаза выколоть, чтобы больше никогда и нигде такой же храм не выстроили.

Храм Христа спасителя - этот храм решили возводить в Москве в честь воинов русской армии, павших в Отечественной войне 1812 года. Русский народ собирал деньги на постройку храма. Деньги везли в Москву отовсюду. Храм строили почти 50 лет. Он был освящен в 1883 году. Это было большое белокаменное сооружение с золотыми куполами, которые возвышались на высоте 103 метров. На мраморных плитах были выбиты имена павших за Отечество. Судьба этого храма сложилась трагически. В 1931 году его взорвали и на его месте открыли бассейн. Спустя полвека снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. Сегодня он снова стоит на прежнем месте. Восстанавливали его по старым фотографиям, видеосъёмкам и чертежам, поэтому выглядит он так, как и 100 лет назад. Еще хочется добавить, что храм Христа Спасителя имеет 1 большой, центральный купол. Вокруг большого купола расположились еще 4 – поменьше. Под ними установлены 13 колоколов.  Самый большой весит 28 тонн. Внутри храм украшен великолепными росписями лучших художников.

Большой театр – это центр русской и мировой музыкально-театральной культуры. Знаменитая четверка коней, запряженных в колесницу греческого бога Аполлона, украшает его крышу.

Театр зверей имени В.Дурова – Владимир Леонидович Дуров очень любил животных. Он применял при дрессировке ласку, терпение. Когда у него собралось уже большое количество разных зверей, он разместил их в большом красивом доме, который купил на одной из тихих улиц Москвы. Теперь на этом месте находиться театр.

Талантливые умы и руки создавали московское метро. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда. Поезду метро не мешают ни автомобили, ни пешеходы. Он идет в тоннеле, глубоко под землей. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой. Спуститься под землю и подняться наверх помогает автоматическая лестница – эскалатор. Все путешествие на самых длинных движущихся лестницах длится две минуты. Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта. Метро любят все москвичи. Это гордость нашей столицы. Полное название городской железной дороги – метрополитен. Московский метрополитен считается самым лучшим в мире.

Останкинская телебашня. Выходим из автобуса и смотрим вперёд. Кто из вас знает, что это за башня?

- Это главная телебашня России. Она передаёт во все уголки нашей страны телевизионные передачи центрального телевидения (ОРТ, «Россия», «Культура», НТВ). Как вы думаете, люди каких профессий работают в Останкинской телебашне?
-  Верно, журналисты, операторы, стилисты.

- Ребята, Останкинская телебашня самая большая телебашня в нашей стране. Её высота достигает 533 метра. В башне располагаются не только радио и телестудии, а есть ещё и рестораны, столовые, несколько этажей даже отведено для посетителей. В башне люди перемещаются с одного этажа на другой при помощи скоростных лифтов.

VI. Итог урока.

- Вот и закончилась наша с вами экскурсия по Москве. Водитель сейчас отвезёт нас в класс. А пока мы едем, давайте поделимся впечатлениями об экскурсии, расскажите, что нового вы узнали о Москве?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвышение Москвы. История основания города Москвы.

Исторические события, связанные с обединением земель вокруг Москвы. Программа Л.В.Занкова....

Цикл передач" Моя Москва" ( "Культурная Москва".)

В этой передаче представлены интересные материалы о самом известном и любимом кукольном театре им. С. В. Образцова....

Цикл передач" Моя Москва" ( "Москва-осенняя".)

Мы рассказываем об осенней Москве. Она всегда красивая и льбимая....

Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"

Презентация к уроку"Москва-столица России"...

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»

Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям....

Москва -город искусства. Театры Москвы

Материалы для проведения классного часа. Презентация и комментарий к презентации....

Классный час "Город-герой Москва! Москва-город героев!"

Презентация, которая пригодится для проведения классных часов по патриотическому воспитанию. В ней раскрыт подвиг 28-ми Панфиловцев....