Разработка урока по теме "Озеро Байкал"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Жернова Любовь Михайловна

Разработка открытого урока, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel.rar1.95 МБ

Предварительный просмотр:


                                        Тамбовская область                                  

                                МБОУ  ООШ   г. Кирсанова

                 

                         Открытый урок  по окружающему  миру на тему :

                                          « Озеро  Байкал»

                                                                     

                                                                        Материал  подготовлен

                                                                        учителем начальных  классов

                                                                        Жерновой Л. М.

                                             

                                                         Апрель-2015г

                                             Тема: Озеро Байкал.

Предметные результаты:

*знать местонахождение озера Байкал;

*показывать его на карте России, Мира;

*перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Метапредметные результаты:

*рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре, фауне и особых экологических проблемах;

Личностные результаты:

*понимать значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира;

*проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

Оборудование.

Карта Мира, значки для обозначения на карте Москвы, озера Байкал, банка с прозрачной или посиненной  водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, фонарик, раствор тёмных красок, запись песни «Славное море, священный Байкал», презентация о Байкале.

                                                         Ход урока

Актуализация знаний и умений.

Перед путешествием упорядочим  знания прошлого урока.

- С каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились? (Кремль).

- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?

- Покажите на карте город Москву, где находится Кремль.

Презентация : « Московский Кремль — сердце России»

Сообщения : 1) « Из истории Кремля»

                        2) « Кремль-центр государственной власти»

Целеполагание.

На доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал» между ними поставлены столько прочерков, сколько пропущено букв.

  • Сегодня мы отправимся в далёкую Сибирь, к объекту Всемирного  природного наследия. А вот куда, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?»

Ученица читает.

А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось?

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

А что это такое? Всё время в не покое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Ученик открывает все буквы на доске. Это тема нашего урока.

Открываю 1 слайд «Царственная красота озера Байкал».

- Кто мог бы показать на карте расположение озера Байкал? (ученик показывает)

У коренного населения, бурят есть обычай, подносить гостю белую пищу, молоко, творог, сметану, как дань уважения, знак того что у хозяина  белые, светлые и добрые мысли, намерения.

Аналитический этап.

- Как вы думаете, почему Байкал называют жемчужиной природы?

  Не связано ли это с его формой?

- Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа на жемчужину?

- Может быть и похожа  на речной жемчуг, но люди сравнили Байкал с жемчужиной не за форму. На Земле много озёр более правильной, круглой формы. Наверняка и вы знаете некоторые из них. Люди называют их жемчужиной родного края. В них можно прекрасно купаться, ловить рыбу,  они дают жизнь многим животным, растениям, да и людям.

-Давайте вспомним, какие водоёмы мы знаем?

(река, озеро, море, океан)

- Чем озеро отличается от других водоёмов?

- Какие озёра находятся в нашей местности? (озеро Прорва)

 Озёра - природное наследие нашей Родины и Земли в целом, но о них знают только местные жители. А об озере Байкал знают во всём мире.

- Давайте послушаем народную песню о Байкале.

- Может быть, в ней будет отгадка?

- Послушайте и скажите, как называют озеро Байкал в песне.

- Также в песне встретятся такие слова:

Баргузин- ветер на Байкале;

Омулёвая бочка - бочка в которой засаливают рыбу (омуль).

                   Слушаем песню.

- Какие слова обращены к Байкалу? ( Славное море, священный Байкал)

- Ещё загадка: почему озеро названо морем, да ещё священным?

Тренировочные упражнения.

Ответ найдем в учебнике (стр. 100, второй абзац). Прочитаем.

- Какие вы услышали подтверждения в тексте тому, что озеро Байкал заслуживает названия и жемчужины и моря.

Отметим на карте Байкал значком в виде жемчужины.

- Какое впечатление производит на вас озеро Байкал?

Прочитаем 3 абзац, стр. 100.

Вывод: Байкал - самое древнее  и самое глубокое озеро на Земле.

Открываю на доске карточки по очереди с признаками Байкала.

Открываю 4 слайд .

Прочтите 2 абзац, стр.101.

-Как можно назвать Байкал?

Вывод:  Байкал - природная лаборатория учёных . (на доске открываю карточку со вторым признаком )

Открываю 5 слайд . (слайд с легендой)

Ученица прочитает легенду о Байкале.

Показываю на карте реки, Енисей и Ангару.

Вывод: более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара . ( открываю карточку с третьим признаком на доске)

Открываю 6 слайд . ( рыбы)

Посмотрите знаменитые рыбы Байкала: омуль, осётр, сиг, хариус. Они настолько уникальны, что их разместили даже на почтовых марках.

Прочитаем в учебнике 4 абзац, стр. 100.

Итак, четвёртый признак по - которому это озеро внесено в список Всемирного природного наследия:

Редкое разнообразие животных и растений. В лесах – все виды северных хвойных деревьев. (открываю карточку)

Продолжим проект, создание книжки «Всемирное наследие»

Ещё раз прочитаем 4 признака, по – которому Байкал внесён в список Всемирного природного наследия. (ученик читает вслух)

Слайд с признаками Байкала

-Ребята, как вы думаете, озеро Байкал достоен, чтобы его внесли в список Всемирного природного наследия?

-Давайте и мы вклеим в нашу книгу картинку озера Байкал. (дети выполняют практическую работу)

Физминутка.

Аналитический этап

                                         

Открываю 7 слайд

- Сейчас мы погрузимся в воды Байкала.

- Ребята, как вы думаете, что нужно всем животным и растениям Байкала для благополучной жизни? (дети высказываются).

- Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперемент.

На столе банка с прозрачной водой, на стенке банки наклеены рыбки.

Ученик просвечивает фонариком, представим что это солнечный луч.

-Такую воду мы видим за стёклами нашего аппарата.

Она просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна Мы можем видеть обитателей озера.

- И вдруг что – то случилось!

Я добавляю в банку грязную воду. Вода в банке стала мутной.

Предположите что произойдёт с растениями и животными. (дети отвечают).

- Как вы думаете, кто и что угрожает озеру? (ответы детей).

Открываю 8 слайд.

Читаем в учебнике (стр. 102, 3 абзац)

- Экологические проблемы создают не только промышленные предприятия, но и отдельные люди.

Напишите что мы с вами можем сделать для спасения озера Байкал и других водоёмах? (ответы детей, которые мы прикрепляем на доску).

  1. Больше узнавать о природе родного края и мира.
  2. Учиться беречь природу нашей малой родины.
  3. Быть заботливыми, внимательными к окружающему миру.
  4.   Когда мы вырастим, у Байкала и других памятников Всемирного природного и культурного наследия появятся верные защитники и надежда на будущее.

Закрепление изученного материала.

Выполните тест.

(взаимопроверка)

Как закончили выполнять, показывают замочек.

Рефлексия.

- Итак, в течение урока мы много узнали, провели эксперемент, анализировали данные, делали выводы.

Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

Видеоролик о Байкале.

Ученица прочитает стихотворение о Байкале.

         Чиста, уникальна, прозрачна вода.

         Безмолвна. Но полная жизни тайга.

         Шумит и волнуется бешеный вал

         Таким мне запомнился древний Байкал.

         Красавица дочь Ангара удалая.

         Свой путь начинает из этого края.

         А с нею три сотни речушек и рек,

         Все устремили к Байкалу свой бег.

         С тревогой смотрю я в завтрашний день:

         Будут ли жить там омуль. Тюлень?

         Как сохранить заповедное озеро,

        Чтоб его больше не «целлюлозило»,

        Чтоб достоянием народа стал

        Славное море- священный Байкал?

Домашнее задание:   В рабочей тетради стр.64 – 65, №1, 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

методическая разработка внеклассного мероприятия "Легенды Байкала"

методическая разработка внеклассного мероприятия "Легенды Байкала" содержит презентацию, план занятия, кроссворд, "самодельную книгу" содержащюю некоторые легенды о Байкале и оформленную обучающимися ...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...