"Природная зона-степь" (3 кл.)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Волгина Ольга Анатольевна

Урок с презентацией по окружающему миру в 3 кл. по теме: "Природная зона-степь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока58 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.75 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: «ПРИРОДНАЯ ЗОНА-СТЕПЬ.»

Система Л. В. Занкова,

учебник «Мы и окружающий мир» (3 кл. ч.1) Н. Я. ДМИТРИЕВОЙ

Учитель: Волгина О. А.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  Образовательные: Сформировать понятие “Степь” и  представление о природной зоне степей, т.е. познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, установить взаимосвязь между растительным и животным миром степей, выделив их особенности в изучаемом материале и т.д.

Развивающие: формирование и развитие умения анализировать, обобщать; развитие внимания, памяти, воображения; расширение кругозора,  словарного запаса и т. д. Развитие познавательного интереса учащихся, формирование умения пользоваться дополнительной литературой; развивать экологическую культуру детей и т.д.

Воспитывающие: формирование коммуникативных способностей, умения работать в группах и индивидуально; воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

Учитель: Садитесь, ребята. Отгадайте, о чем идет речь.

«Без него не растет все живое,

Без него жуткий холод и мрак,

Оно очень, очень большое

Существует оно для нас!»

Дети: Солнце.

Учитель: А как вы догадались? Что такое солнце?

Дети: Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов)

Учитель: А почему оно существует для нас?

Дети: Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет.

Учитель: Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь возникла именно на земле?

Дети: Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца -не слишком близко и не слишком далеко в отличие от других планет.

  1. Основная часть.

а)Сообщение темы урока:

Учитель: Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где появились первые люди

Дети: На территории  современной Африки.

             Учитель: А как же они оказались на европейской части материка?

Дети: Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север.

Учитель: Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы и оказались …где же мы оказались?

Учитель: Даю вам небольшую подсказку:

                       Какая ширь здесь и приволье!

                Куда ни глянь – полей раздолье.

                Южнее полосы лесов

                Лежит ковер из трав, цветов.

                Грызунам, волкам, лисицам.

                Здесь суховеи любят петь,

                А зовется это ... (степь).

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить?

Дети: О зоне степей.

Учитель: А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

(все ассоциации записываются) Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока. 

б) Организация работы в группах по изучению нового материала:

Учитель: Итак, мы с  вами очутились на совершенно новых местах чтобы нам здесь обосноваться, надо изучить эту местность. Как вы думаете, на что мы должны обратить внимание?

Дети: Где расположена; климат; животный и растительный мир; занятие населения; экологические проблемы (по мере ответов открываются карточки на доске)

Учитель: Сейчас вам предстоит исследовательская работа, работа в группах. Каждая группа будет изучать свой вопрос, а помогут вам для этого карточки, учебник, энциклопедии и др материалы, которые лежат на столах.

№1 «Расположение зоны степей»

  • Собрать из кусочков карту природных зон
  • Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)
  • Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)
  • Рассмотреть, какие современные гос-ва находятся в зоне степей (Украина, Казахстан)

№2 «Климат»

  • Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)
  • Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны  (самое благоприятное время года –весна.)
  • Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)

№3 «Растительный мир»

  • Найти описание в учебнике растительного мира степей
  • Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками
  • Заполнить таблицу

       

   

  • Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику

№4 «Животный мир»

  • Найти описание в учебнике животного мира степей
  • Выбрать из игрушек животных, относящихся к этой зоне
  • Заполнить таблицу

                                  ЖИВОТНЫЕ

               

                  НАСЕКОМЫЕ              ПТИЦЫ

ГРЫЗУНЫ           ХИЩНИКИ          ДРУГИЕ ЖИВ.

  • Определить особенности животных и дать их характеристику

Учитель: Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей? (выступление группы №1)

Учитель: А как вы думаете, почему зона степей не доходит до океанов (Атлантического и Тихого) ни на западе, ни на востоке?

- Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая климат этой зоны? (выступление группы №2)

Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности?

Учитель: Как вы думаете, как же растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?

Учитель: Что нам дополнит группа , занимающаяся изучением растительности степей? (выступление группы №3)

Учитель: Мы  с  вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а как вы думаете, какие животные смогут приспособиться к такой среде обитания?

Теперь предоставим слово группе, которая специально изучала этот вопрос (выступление группы № 4)

в) Цепи питания:

Учитель: Я составила цепи питания (медведь)Почему не согласны? Составьте свои цепи питания. (карточки на доске)

г) Закрепление изученного (кроссворд)

Учитель: Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученых-исследователей, мы постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и своеобразную природную зону. Давайте обобщим все наши полученные знания и разгадаем кроссворд

Учитель: А теперь давайте вернемся к ассоциациям, которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после исследовательской работы. (записываем)

  1. Заключительная часть.

а) заключительное слово учителя

Учитель: Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали- это маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно использует всю красоту и богатство природы, какие занятия людей в степях, и какие экологические проблемы мы с вами продолжим изучать на след. уроке.

«На части не делится солнце лучистое
И землю родную нельзя обойти
И  тайны природы открыты не многим

Их надо открыть, изучить и найти!»

Учитель: Спасибо всем гостям, урок окончен, но наши исследования продолжаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по окружающему миру в 3 кл. по теме: «Природная зона-степь» Учителя начальных классов МОУ Лицей г. Истры Волгиной О. А.

Слайд 2

Природная зона СТЕПИ

Слайд 3

Степь- это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

Слайд 4

Климат зоны степей 1.Климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи 2.Самое благоприятное время года- весна 3.Почвы глинозем, чернозем

Слайд 5

ВЕСНА ЛЕТО

Слайд 6

РАСТЕНИЯ РАННЕЦВЕТУЩИЕ ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ

Слайд 7

ковыль

Слайд 10

"перекати-поле"

Слайд 11

ЛАПЧАТКА

Слайд 12

ЖИВОТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ ГРЫЗУНЫ ХИЩНИКИ САЙГАКИ

Слайд 13

ДРОФА

Слайд 14

САЙГАК

Слайд 15

СУСЛИК

Слайд 16

КУЛАН

Слайд 17

СТЕПНОЙ ОРЕЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона - степь

Урок « Природная зона – степь » по своему типу является уроком изучения нового материала. Для проведения данного урока класс делится на три группы: географы, биологи, экологи. Каждой группой ...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Степи"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Природные зоны: степь.

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония"  авт. Поглазова)...

Природные зоны. Степи. Урок в 4 классе

Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....