Природная зона - степь
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

 

Урок « Природная зона – степь » по своему типу является уроком изучения нового материала. Для проведения данного урока класс делится на три группы: географы, биологи, экологи. Каждой группой  проводится  исследовательская работа.  Учащиеся посещают  библиотеку, где работают с источниками дополнительной информации, а также работают  с информационными ресурсами Интернета. Работа осуществляется при помощи родителей (учителя), так - как это первые шаги детей в проведении исследовательской работы. Основная форма работы на уроке – коллективная. На данном уроке учащиеся получают новые знания о природной зоне степей. Познают удивительный мир растений и животных родного края. Знакомятся с Красной книгой Волгоградской области. Помимо приобретения необходимых знаний на данном уроке значительное внимание уделяется развитию наблюдательности, развитию умения сравнивать, делать необходимые выводы. Учащиеся ставятся в ситуацию, требующую выявления причинно-следственнх связей, закономерностей развития природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok.doc73.5 КБ
Office presentation icon prirodnaya_zona_step.ppt1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Природная зона – степь»

Цели:   1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей,       климатом, животным и растительным миром.

2.Продолжать развивать умение работать с картой, тестами; формировать контрольно – оценочную самостоятельность учащихся в условиях коллективно – распределительной деятельности.

3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

4. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность.

Оборудование: карта природных зон, карточка – «помогай-ка»,  презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

                                                  Ход урока.

1.Организационный момент.

-Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу, садитесь!

-Руки?

-На месте!

-Ноги?

-На месте!

-Локти?

-У края!

-Спина?

-Прямая!

Учитель:  Нас сегодня ждёт дорога

                 И узнать нам надо много

                 Так возьмёмся, ребята,

                 Скорей за работу, скорей за работу!

                  Сегодня нас ждёт ролевая игра,

                  И роли уже распределены

                  Познакомьтесь, вот они!

   

(Представление групп учащихся)  

  1. географы
  2. биологи
  3. эколог

2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель:  Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону.  Это зона в которой мы с вами живём.

-Куда приведёт нас дорога?

-Хотите об этом узнать?

-Тогда постарайтесь скорее

-Этот кроссворд разгадать!

Вопросы к кроссворду:

1 Всю ночь летает-

   Мышей добывает.

   А станет светло-

   Спать летит в дупло.  (сова)

2  Кто в беретке ярко- красной,

    В чёрной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Всё по дереву стучит. (дятел)

3  Хозяин лесной

     Просыпается весной

     А зимой под снежный вой

     Спит в избушке снеговой. ( медведь )

4.  С моего цветка берёт

     Пчёлка самый вкусный мёд.

     А меня все обижают:

     Шкуру тонкую сдирают. (липа)

5.  Лесники её котят

     Взять домой не захотят.

     Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

     Потому что это … (рысь)

Слайд № 1 кроссворд

Дети читают ключевое слово кроссворда. ( Слайд № 2)

3. Сообщение темы урока и целей

Учитель читает стихотворение о степи.

Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу.

-Чтобы времени зря не терять

-О том как потрудились дома

-Поспешим рассказать.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону –степь.

- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым)

- Географы, покажите ребятам эту природную зону.

Один представитель группы показывает степи на карте у доски.

(Степи занимают большую территорию в Северной Америке, незначительную часть  на юге Южной Америки, а также в Азии, России.)

Практическая работа №1.

Дети работают в группах по карточке – «помогай-ка», с атласами.

Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка – «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей.

Карточка – «помогай-ка»   (слайд № 3)

  1. Где расположена зона степей?

(Эта зона расположена южнее зоны лесов)

  1. Какую территорию занимает степь  по сравнению с другими зонами?

(Зона степей намного меньше зоны лесов)

  1. В каком климатическом  поясе находится зона степей?

(Зона степей находится в умеренном тепловом поясе)

Сообщение группы географов

Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.

Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны

(Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало)  (слайд № 4)

Растительный мир степей.

Учитель: Весна в степи- чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. (слайд № 5) Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.(слайд №6)

В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. (слайд № 7) Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному. Об этом нам расскажут биологи.

Сообщение группы биологов.

Один представитель группы рассказывает о приспособлении растений к жизни в степи.

(Растения степи по разному приспособились к жизни.

 Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу например: типчак, житняк, волосенец.(слайд № 8) .

 У других образуются корни клубни, луковицы, где лучше сохраняются питательные вещества: тюльпаны, ирисы, лук.( слайд № 9)

У некоторых растений жесткие листья и волоски на  стеблях, для снижения испарения. Например: астрагал, мордовник, чабрец

.(слайд № 10)

 

Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску. (слайд №11)

-Кто знает как называют такие почвы?  (чернозём)

Животный мир степей.

Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. (слайд № 12) Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 13)

 Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль- красавка.  (слайд № 14)

Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь- полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. ( слайд № 15)

А если есть птицы,  мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. (слайд № 16)

Учитель: у нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных – хомячок Борька. Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте.

Физкультминутка

« Хомка, хомка, хомячок.»

Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи.

Сценка о жизни животных в степи.

Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль.(слайд №17) Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.(слайд № 18) Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка.(слайд №19) Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.

Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.

Куропатка: А кто еще у нас в степи также быстро бегает?

Тушканчик: Сайгак. (слайд № 20) 

Куропатка: Ой! Смотри дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (слайд № 21)

Тушканчик: Это он разбегается долго, а летает не так уж и плохо.

Куропатка: Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок.

Тушканчик: Или орёл.

Куропатка: Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.

Тушканчик: Вон смотри, кузнечик поскакал!

Куропатка: Это не кузнечик, это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть сами – насекомые. А кобылки- растениями.

Автор: И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по  степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.  

Учитель: Ребята,  о каких степных животных нам рассказали тушканчик и куропатка?

Практическая работа №2

Учитель: А как же приспособились животные к жизни в жарком климате? Ответить на этот вопрос нам поможет наша «помогай-ка».

Карточка « помогай-ка»№ 2.(слайд № 22)

  1. где живут животные? – в норах, дуплах, траве.
  2. как бегают животные? – быстро, медленно.
  3. где животные запасают корм? – в дупле, в норе.

Работа по учебнику.

Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ?  Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.

( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка,   они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной. )(слайд №23)

Экологические проблемы степей.

Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. ( слайд №24)Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.

 Другая причина – это выпас скота.(слайд №25) Скот вытаптывает и выщипывает траву.

 Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.

Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.

Журавль красавка

Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом  меняются в круг выходят другие.  

 В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.

Дрофа.

Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.

Прострел или сон- трава.

Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют – мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон – трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу.  

Тюльпан Шренка

Издавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок.   он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы.

Итог урока. Рефлексия.

- В какой природной зоне мы побывали?

- Что интересного вы узнали о степях?

- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

Контроль и  оценка.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше  путешествие.

(дети показывают сигнальные карточки : солнышко, солнышко, спрятанное за облачко,  туча.)

Учитель: Каждой группой бала проведена большая работа, подготовлены интересные сообщения. Ребята, подумайте и оцените работу каждой группы.

(каждая группа даёт оценку другой группе)

Экологи

Биологи

Географы

биологи

Географы

Экологи

  

Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.

Домашнее задание.

Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи.

Учитель: Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С О В А В Л Д Я Т Е Л М Е Д Е Д Ь И П А Ь С Ы Р КРОССВОРД

Слайд 2

Природная зона - СТЕПЬ

Слайд 3

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА

Слайд 4

Карточка - «помогай-ка»№1 Где расположена зона степей? 2. Какую территорию занимает степь по сравнению с другими зонами? 3. В каком климатическом поясе находится зона степей?

Слайд 9

Житняк гребневидный Волоснец или колосняк песчанный Типчак или овсянница валлийская Растения степи

Слайд 10

Растения степи Тюльпаны Лук Ирис

Слайд 11

Астрагал Чабрец Мордовник русский Растения степи

Слайд 12

Чернозём

Слайд 13

Степное разнотравье

Слайд 14

Саранча Кобылка Кузнечик Насекомые степи

Слайд 15

Птицы степи Жаворонок полевой Стрепет Жаворонок степной

Слайд 16

Животные степи Сурок Мышовка

Слайд 17

Хищники степи Гадюка Ёж Ящерица

Слайд 19

Куропатка Тушканчик

Слайд 20

Сайгак Дрофа

Слайд 21

Куропатка Тушканчик

Слайд 22

Карточка - «помогай-ка»№2 Где живут животные степи? в норах, дуплах, траве 2. Как бегают животные степи? медленно, быстро 3. Где степные животные запасают корм? в дупле, в норе

Слайд 23

Жук - навозник Чернотелка Мусорщики степи

Слайд 24

Распашка земель

Слайд 25

Выпас скота

Слайд 26

Животные Красной книги Дрофа Журавль-красавка

Слайд 27

Растения Красной книги Тюльпан Шренка Прострел раскрытый

Слайд 28

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Степи"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Природные зоны: степь.

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония"  авт. Поглазова)...

Природные зоны. Степи. Урок в 4 классе

Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС...

"Природная зона-степь" (3 кл.)

Урок с презентацией по окружающему миру в 3 кл. по теме: "Природная зона-степь"...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....