Урок окружающего мира в 3 классе "Опасные места"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Данный урок изучается в курсе «Окружающий мир» УМК «Школа России».Это четвёртый урок в   разделе «Наша безопасность». Данный урок помогает учащимся выявить опасные места для человека в ближайшем его окружении. Изучение материала проходит через использование информационно-коммуникативных технологий.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_opasnye_mesta.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

г. Старая Русса Новгородской области

Конспект урока

по курсу «Окружающий мир» 3 класс

УМК «Школа России»

тема урока «Опасные места»

подготовила

учитель начальных классов

Самсонова Светлана Леонидовна

г. Старая Русса

2015


Разработка урока по курсу «Окружающий мир» 3 класс.

Раздел 4 «Наша безопасность».

Тема урока: «Опасные   места».

Место в разделе: четвёртый урок в четвёртом  разделе «Наша безопасность».

Цель: выявить опасные места для человека в ближайшем его окружении.

Задачи:

Предметные:
-  учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;
- осознавать важные правила безопасности

Метапредметные:
- рассматривать жизненные ситуации, в которых человеку может угрожать опасность;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

Личностные:

 - воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников;  

Планируемые результаты:
Предметные:
- сформулировать правила поведения с целью предотвращения опасности для жизни 

- формировать умение работать с компьютером

Метапредметные:

- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- формулировать правила;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, презентация);
- развивать критичность мышления через чтение информационного текста;  

    - формировать коммуникативные навыки работы в группе и в паре.

Личностные:
- воспитание отношения к жизни как к ценности; 

- уметь работать в группах;

 -  уважать чужое мнение.

Оборудование: 6 компьютеров, проектор, наглядный материал.

Учебник: А.А. Плешаков, « Мир вокруг нас»:  М., «Просвещение», 2010.

Электронная презентация к уроку.

Формы организации работы с классом

Ход урока

Порядок показа слайдов, приложений.

Выполнение упражнения, помогающего

сконцентрировать внимание.

Прозвенел звонок.  Встали все у парт красиво.   Ребята,  у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, улыбнитесь друг другу.

 Мы знаем, орешек знаний твёрд, но расколоть его помогут волшебные слова «Хотим всё знать!». Откроем ладошки навстречу новым знаниям.

Тихо сели. Прямо спинку.

 Мы легонечко вздохнём и урок сейчас начнём.

2 мин.

Групповая

 работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

.

Мы продолжаем говорить о темах в разделе «Наша безопасность».

 Постановка проблемной ситуации. Формулирование учащимися целей урока.

1.Проверка домашнего задания.

Работа в группах  с помощью компьютера

Учитель: Сегодня мы начинаем с повторения домашнего задания. Будем работать в группе.  Наблюдателем сегодня будет…….

Проведём дорожную разминку. (работа с презентацией)

Ваша задача добыть букву для продолжения урока.

 Составьте слово.

                   О  п  а  с н  о

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Стадия  осмысления материала.

1.Учитель: Тема нашего урока «Опасные места». Где же нас могут подстерегать опасности? Это и будет целью нашего урока.

 На доске учитель совместно с детьми заполняет кластер. Возможно, останутся свободные графы, которые дети  будут заполнять в процессе разговора или в конце урока.

Учитель: Я предлагаю продолжить работу в качестве исследователей и в группе  определить, какие же опасности же могут нас подстерегать:

- в квартире

- в школе

- в школьном дворе

- на льду

- на дороге

- в парке

Анализ работы в группе:

  1. Дорога:

- опасности: машина, горки, игры на дороге, невнимательность пешехода, открытый люк, сосульки

Да, действительно, это опасно. Гололёд мешает не только пешеходу, но и водителю

  1. Школа:

- опасности: подоконники, лестница, распределительный щит, двери, пандуз

Хорошо, что вы об этом знаете!

Хорошо, что вы понимаете!

Туда лезть опасно!

  1. Парк:

– опасности: собаки, плохой асфальт, незнакомец с неизвестными намерениями, собаки, темнота

Вывод: ходить с друзьями и не по темноте

  1. Школьный двор:

- опасности: горка, стройплощадка, пандуз, люки

  1. Зимняя река:

– опасности: скрытые проруби, тонкий лёд.

У нас особый город – много солёных источников. Поэтому в сильные морозы  в этих местах лёд непрочный. Наша река вдвойне опасна.!

  1. Дом (квартира):

Опасности: провода, разетки, ножницы, газ, электричество, балкон, лифт, окно с маскитной сеткой

Физминутка: Какие службы могут прийти на помощь? (пожарная, газовая, полицейская, скорая помощь, единая универсальная-112). Я говорю службу, а вам нужно показать номер этой службы без 0.   1,2,3,4

Мы говорим: «Мой дом – моя крепость». А оказывается и здесь столько таится опасностей.

Жить то опасно. Как быть? Сели, ручки сложили.

Делаю дети вывод: Сначала подумаю, потом сделаю.

Вы же придумали универсальное правило жизни. 

Давайте подумаем и проверим:

  1. Я тороплюсь, опаздываю в школу, а впереди – шоссе…
  2. Так приятно поиграть в школе в догоняшки…
  3. Мне стало грустно, одиноко, пойду – ка я схожу в парк…
  4. Мне так хочется после уроков прокатиться с горки…..
  5. Живу у реки. Мне захотелось покататься на берегу речки…

Остаётся научиться применять  в  действии.

Стадия рефлексии.

Подведение итогов работы на уроке.

- Справились ли мы с целью?

- Слово наблюдателям

5. Учитель: Вернёмся к нашему кластеру. Можно ли его дополнить? ( Высказывания детей). Об этом мы поговорим на следующем уроке

6.Домашнее задание:

1.Приведите пример безопасного места.

2. Создайте предупреждающий знак опасного места

Тест

5 мин.

Взять буквы из магнитного алфавита

5 мин.

На доске кластер на магнитах

Не много ли работы в группах?

5 мин.

10 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

Визитная карточка урока.

«Окружающий мир» 3 класс.

Раздел 4 «Наша безопасность».

Тема урока: «Опасные   места».

Место в разделе: четвёртый урок в четвёртом  разделе «Наша безопасность».

Цель: выявить опасные места для человека в ближайшем его окружении.

Предметные:
-  учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;
- осознавать важные правила безопасности

Метапредметные:
- рассматривать жизненные ситуации, в которых человеку может угрожать опасность;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

Личностные:

 - воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников;  

Планируемые результаты:
Предметные:
- сформулировать правила поведения с целью предотвращения опасности для жизни 

- формировать умение работать с компьютером

Метапредметные:

- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- формулировать правила;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, презентация);
- развивать критичность мышления через чтение информационного текста;  

    - формировать коммуникативные навыки работы в группе и в паре.

Личностные:
- воспитание отношения к жизни как к ценности; 

- уметь работать в группах;

 -  уважать чужое мнение.

Оборудование: 6 компьютеров, проектор, наглядный материал.

Учебник: А.А. Плешаков, « Мир вокруг нас»:  М., «Просвещение», 2010.

Электронная презентация к уроку.

Урок построен в технологии проблемного обучения.                                                              

Базовая модель построения урока в данной технологии выделяет три стадии:

  1. Вызов. Этап актуализации имеющихся знаний.
  2. Осмысление новой информации. Этап взаимодействия на основе решения проблемы
  3. Рефлексия. Этап размышления и оценки.

 Урок данного типа предполагает следующую структуру:

Этап урока

Методы, стратегии, приёмы.

Формы организации.

Стадия 1. Вызов.

Парная и групповая мозговая атака

( мозговой штурм), составление кластера,

Фронтальная работа, статичные и динамичные группы.

Стадия 2. Осмысление.

Дискуссия, диалог,

Фронтальная работа, статичные и динамичные  группы.

Стадия 3. Рефлексия.

Возвращение к кластеру, выходная карта, концептуальное колесо.

Фронтальная, индивидуальная работа, индивидуально-групповая форма.

На данном уроке использовались следующие методы, приёмы, стратегии данной технологии:

  1. Групповая мозговая атака.

   Данные виды работы были направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

  1. Составление кластера.

   Это графический приём систематизации материала. Центр кластера – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

  1. Компьютерный тренажёр

Это приём проверки материала. Использовалась игровая форма.

На данном уроке была использована электронная презентация, которая сопровождала этапы осмысления и рефлексии. Её применение позволяло решать следующие задачи:

  1. Повысить уровень понимания материала;
  2. Развитие визуального канала восприятия;
  3. Развитие образного мышления.

Дети с начала 2 класса учатся работать в парах, малых группах. Это развивает коммуникативные личностные навыки, умение слушать друг друга, взаимодействовать, учит самооценивать себя и друг друга.


Приложение №2


Использованные материалы и Интернет – ресурсы

  1. А.А. Плешаков.  Мир вокруг нас. 3 класс, в двух частях, Москва, «Просвещение»,2008 г.
  2. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва, «Вако», 2003г.
  3. Клаус Фопель, Как научить детей сотрудничать?  Психологические игры и упражнения. Москва, «ГЕНЕЗИС», 1998 год.
  4. http://malchishki-i-devchonki.ru/index.html,http://www.numama.ru/, http://lifesophia.narod.ru/zagadki.htm.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по программе А.А.Плешакова "Опасные места". 3 класс

На уроке повторяются дорожные знаки: группы на которые делятся знаки. При изучении нового материала дети работают в парах: выясняют какие опасности подстерегают нас в квартирах и во дворе дома....

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места»

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места» по учебно- методическому компплекту " Перспективная начальная школа "...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира "По знаменитым местам мира" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «По знаменитым местам мира»  Цель деятельности учителя: ознакомление со знаменитыми местами мира, раскрытие разнообразных связей челове...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Знаменитые места мира" УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» новых знаний.Цель урока: создание условий для первоначального представления учащихся о знаменитых местах мира.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с достопримечате...

Конспект урока по окружающему миру "По знаменитым местам мира" (УМК "Школа России") 3 класс

Цель: Познакомить с наиболее интересными достопримечательностями разных районов мира...