Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Волошина  Наталья Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Раздел2. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

Раздел3 I Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1  класса по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Раздел 4 . Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета[1]

Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

Раздел 6 . Содержание учебного предмета

Содержание

Количество часов

1

Человек и природа

46

2

Человек и общество

15

3

Правила безопасного поведения

5

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 ч) Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места:

Природа и ее сезонные изменения (38 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (10 ч) Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

Раздел 7  Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс  (66ч)

п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Виды учебной деятельности

Дата

Содержание урока (ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель-

ные УУД

Коммуника-

тивные УУД

Регулятивные УУД

Раздел 1. Наблюдение  как  способ  получения  ответов  на  вопросы  об  окружающем  нас  мире (8 ч)

1

Ознакомление с условными обозначениями учебника..

(с.1-3)

Введение новых знаний

Главные герои учебника, его интрига. Уметь читать  условные обозначения; знакомство с тетрадью для самостоятельных работ,  хрестоматией.

Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа

Умение извлекать информацию из различных источников: учебника, хрестоматии, тетради.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.

2

 Домашний адрес и адрес школы.

(Населённый пункт,  в котором мы живём). (с.4-5)

Введение новых знаний

Знать адрес: название города, своей улицы, номер дома, адрес школы. Уметь описывать свою дорогу от дома до школы. Понимание  слова «адрес». Называть важнейшие 2-3 предприятия, их назначение, некоторые достопримечательности.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой.

3

Школьник и его жизнь в школе

(Мы познаём мир.)

(с. 6-7)

Т.№1-3

Дорога от дома к школе.

Введение новых знаний

Усвоение того, что человек с рождения познаёт окружающий мир с помощью глаз, ушей, носа, языка и

кожи.

Формирование эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

4

Органы чувств человека

Мы познаём мир (с.6-9)

Т. №4,5

Введение новых знаний

Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5

Органы чувств человека

Практическая работа  «Различение звуков, цвета»

6

Органы чувств человека

Практическая работа

 «Определение вкуса, запаха, формы»

Т.№ 6,7

7

Природа- это то , что  нас окружает.

Экскурсия « Что нас окружает»

Правила Т Б

(с.10-11)

Введение новых знаний

Уметь различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение слушать и понимать речь других.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8

Живая и неживая природа.

Т. №8.

Раздел 2. Живая природа (10 ч)

9

(1)

Животные – часть живой природы.

(с.12-13)

Х. с. 4

ОБЖ « Домашние животные и меры безопасности при обращении с ними.»

Введение новых знаний

Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей.

Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, птиц, рыб, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида.

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирую-

щего  последова-

тельность сменяющих друг друга событий. Установление причинно-следственных связей.

Понимание возможности различных  точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

10

(2)

Разнообразие животных

Насекомые, рыбы, птицы, звери - группы животных.

 (с. 12-13)

Т.№ 9.

Х.с. 5

11

(3)

Дикие животные.

(с.14)

Т.№10

Введение новых знаний

Знать названия и отличительные признаки  8 - 10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида  и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Умение классифициро-

вать по заданным критериям.

Понимание возможности различных  точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

12

(4)

Домашние животные.

(с.15)

Т.№11

13

(5)

Насекомые – часть живой природы.

(с.16-17)

Т.№12

Введение новых знаний

Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых. Называть насекомых родного края

Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Подведение под понятие на основе  распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

14

(6)

Растения – часть живой природы.

(с.18-19)

Т.№ 13

Х.с.6-7

Введение новых знаний

Признаки, общие для всех растений, сходства и отличия травянистых растений: кустарников, деревьев. Названия и 8-10 растений (на уровне рода)

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков. Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирую-

щего  

последова-

тельность сменяющих друг друга событий.

Умение аргументировать своё высказывание, убеждать, уступать.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

15

(7)

Растения – часть живой природы

Практическая работа «Проращивание семян» (длительный эксперимент)

(с.19)

Введение новых знаний

Осуществлять простейшие наблюдения, обобщать результаты, делать выводы.

Формирование ценностного отношения к природному миру.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.

Учиться работать по предложенному учителем  плану.

16

(8)

Части растений. (с.20-21)

Т.№14,15,16

Х.с.8-9

Экскурсия « Во саду ли во городе»

ОБЖ Огонь и вода –друзья и враги.

Введение новых знаний

Понятие нового термина  «органы растений»  (корень, стебель,  лист,  цветок, плод,  семена).

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

17

(9)

Разнообразие плодов и семян. (с.22-23)

Х. с.10

Введение новых знаний

Знать способы распространения плодов и семян в природе.

Уметь анализировать строение семени и делать выводы о распространении семян. Выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Формирование У логических  Д – анализа и сериации. Умение моделировать с целью решения учебных задач.

В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Учиться работать по предложенному учителем плану.

18

(10)

Практическая работа-«Способы распространения семян».

Урок закрепле

ния изучен

ного

Раздел 3. Природа  и  её  сезонные  изменения  (38 ч)

19

(1)

Примеры явлений природы

Природа и её сезонные изменения. (с.24-25)

Т.№17

Введение новых знаний

Знать основные признаки времен года, название и последовательность. Иметь представления о сезонных  изменениях.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

20

(2)

Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе».

Смена времён года

ОБЖ «Причина возникновения пожара дома.»

Введение новых знаний

Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой и неживой природы;  уметь  рассказывать о своих наблюдениях.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

21

(3)

Осень

Осенняя жизнь растений и животных

(с.26-27)

Т.№19

Х.с.12-15

Правила ТБ

Введение новых знаний

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Формировать  умение проговаривать последователь-

ность действий на уроке.

22

(4)

Труд людей осенний период года..

(с.28-29)

Т.№18

Введение новых знаний

Знать о труде людей осенью в саду, поле, огороде. Уметь различать овощи и фрукты.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять  их существенные признаки.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

23

(5)

Осенняя жизнь  животных и их  подготовка  к зиме.

(с.30-31)

Т. №20,21

Х.с.16-22

Введение новых знаний

Комбини

рован

ный

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Уметь анализировать изменения природы зимой.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.

 Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

24

(6)

Осенняя жизнь  животных и их  подготовка  к зиме.

25

(7)

 Зима.

Зимние изменения в неживой природе.

 (с.32-33)

Т.№22-24

Х.с.24-26

Введение новых знаний

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. Уметь выделить существенные признаки зимы.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

26

(8)

Представления о разных состояниях воды.

Три состояния воды.

Практическая работа «Лед – замёрзшая вода».

(с.34-35)

Введение новых знаний

Обобща

ющий

Знать  правила  проведения  и наблюдения  опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях  в окружающей природе в связи с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок. На основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать   выводы  на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.

Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

27

(9)

Признаки зимы.

Снежные загадки.

(с.34-35)

28

(10)

Жизнь лесных зверей  и птиц в зимнее время года.

(с.36-37)

Т.№25-26

Х.с.26-29

Введение новых знаний

Знать о зимовке животных, о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой. Знать признаки сходства млекопитающих зверей.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

28

(11)

Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года.

Урок закрепле-ния

изучен

ного 1ч

30

(12)

Помощь животным в зимнее время года.  (с. 38-39)

Т.№ 27, 28

Х.с.30-33

Введение новых знаний

Знать признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы. Виды зимующих птиц. Уметь оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. Изготовление простейшей кормушки.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Умение осуществлять контроль в форме сличения  результата с эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.

31

(13)

Помощь  животным в зимнее время года.

Практическая работа «Изготовление кормушки».

Х.с.34-36

Комбини

рован

ный

32

(14)

Жизнь  растений и животных подо льдом.

ППД: «Правила безопасного поведения во время зимних игр.»

(с.40-41)

Т.№29

Х.с.36-39

Введение новых знаний

Знать признаки рыб. Знать о жизни некоторых животных и растений подо льдом. Правила безопасного поведения у водоёмов зимой.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

33

(15)

Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Практическая работа «Что в почках зимой».

(с.42-43)

Х.с.40-41

ОБЖ: «Особенности состояния в разное время года»

Введение новых знаний

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки.

Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.

Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов.

Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью.

34

(16)

Экскурсия «Как зимуют травы, кустарники, деревья».

Т.№30

Х.с.42-44

Правила ТБ

Введение новых знаний

Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы;  уметь  рассказывать о своих наблюдениях.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

35

(17)

Жизнь деревьев , кустарников и трав в  зимнее время года.

(с.44-45)

Практическая работа -8

Введение новых знаний

Знать отличия кустарников и деревьев зимой. Уметь определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам.

Культура поведения в природе, бережное отношение к ней.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

36

(18)

Труд людей зимой.

Введение новых знаний

Знать особенности труда людей зимой. Уметь обобщать жизненные наблюдения.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение строить монологическое высказывание.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

37

(19)

Весна.

Весенние изменения в неживой природе. (с.46-47)

Т.№31,32

Введение новых знаний

Знать основные признаки весны, правила безопасности  в природе весной.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Умение    1) описывать  на  основе иллюстрации объекты,  выделять  их существенные признаки; 2) следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы  на основе    полученных результатов.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

38

(20)

Весенние месяцы.

Весенние изменения в живой природе. (с.48-49)

Т.№33

Введение новых знаний

2 ч

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Умение  1)

структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя; 2) обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

39

(21)

Травянистые раннецветущие растения.

Х.с.46-49

40

(22)

Жизнь  животных весной.

(с.50-51)

Т.№34

Х.с.50-56

Введение новых знаний

Урок закрепле

ния

изучен

ного 1ч

Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Умение обнаруживать простейшие причинно – следственные связи между  живой и неживой природой.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать, уступать.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

41

(23)

Жизнь  животных весной.

42

(24)

Забота животных о будущем потомстве.

Про больших и маленьких.

(с.52-53)

Х.с.57-60

Введение новых знаний

2 ч

Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детенышей. Знакомство с термином «млекопитающие» животные

Осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирую-

щего  последова-

тельность сменяющих друг друга событий.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

43

(25)

Забота животных о будущем потомстве Х.с.61-64

44

(26)

Труд людей весной.

Введение новых знаний

Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение строить монологическое высказывание.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

45

(27)

Лето.

Летние изменения в неживой природе.

 (с. 54-55)

Х.с.66

Введение новых знаний

Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

46

(28)

Летние месяца.

изменения в живой природе.

47

(29)

Признаки лета.

Лесные ягоды.

(с.56-57)

Т.№35

Введение новых знаний

Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод.

Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я»  и «хороший» ученик.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить.

48

(30)

Признаки лета.

Съедобные и несъедобные ягоды

Х.с.67-68

49

(31)

С лукошком за грибами.

(с.58-59)

Т.№36

Введение новых знаний

Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов. Приводить примеры съедобных грибов своего края.

Осознание своих возможностей на основе сравнения «Я»  и «хороший» ученик.

Умение проводить простейшую классификацию объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

50

(32)

Признаки лета.

Съедобные и несъедобные грибы

Х.с.69-73

51

(33)

Правила поведения при сборе лекарственных растений.

(с.60-61)

Т.№37

Введение новых знаний

Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирую-

щего  последова-

тельность сменяющих друг друга событий.

Способность стоить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

52

(34)

Экскурсия

Правила сбора  лекарственных растений.

Практическая работа

53

(35)

Правила поведения в природе.

 (с.62-63)

Х.с.74-76

Введение новых знаний

Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Поиск и выделение необходимой информации из рисунка учебника, иллюстрирую-

щего  последова-

тельность сменяющих друг друга событий.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последователь-

ность действий на уроке.

54

(36)

Красная книга России.

Т.№38

Введение новых знаний

Знать некоторые растения и животных Красной книги России и Архангельской области. Уметь устанавливать взаимосвязи в жизни растений и животных.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

55

(37)

Что такое экология.

Введение новых знаний

Знакомство с термином «экология».

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение строить монологическое высказывание.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

56

(38)

Обобщающий урок по теме «Природа и её сезонные изменения»

Обобща

ющий

Знать название каждого времени года и их последовательность; основные признаки времён года; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время; правила безопасности  на водоёме весной.

Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

Раздел 4.   Наша родина – Россия  (10 ч)

57

(1)

Наша родина – Россия.

(с.64-65)

ОБЖ: «Электричество, газ- как источники возможной опасности»

Введение новых знаний

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю.

Извлечение необходимой информации при работе с картой.

Умение вести диалог  в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

58

(2)

Наш родной край.

Введение новых знаний

Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. Называть виды растений и животных края.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.

Извлечение необходимой информации при работе с картой Архангельской области.

Учет позиции собеседника. Умение учитывать разные мнения  и обосновывать собственное.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

59

(3)

Россия – многонацио-нальная страна.

Введение новых знаний

Называть  3-4 национальности  людей проживающих в России.

Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности.

Добывать новые знания: находить ответы   на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

60

(4)

Символы нашего государства.

(с.66-67)

Введение новых знаний

Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: иллюстрация,  карта.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

61

(5)

Москва – столица нашего государства.

(с.68-69)

Введение новых знаний

Знать столицу государства,  главную площадь столицы, главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасскую башню).

Уметь описывать достопримечательности Москвы.

Формирование чувства сопричастности своей  Родине;

уважение к её истории, культурным и историческим памятникам.

Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять  их существенные признаки. Извлечение необходимой информации при работе с планом  города Москвы.

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

62

(6)

Достопримеча-

тельности  столицы Москвы- Красная площадь

(с.70-71)

63

(7)

Экскурсия «Достопримеча-тельности нашего края»..

Введе-ние новых знаний

Уметь описывать достопримечательности края.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, историческим памятникам.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных   и познавательных задач.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

64

(8)

 Государствен-ный герб России.

Символика родного края.

Введе-ние новых знаний

Знать  символику Архангельской области.

Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике.

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с учебной задачей

Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Волевая саморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

65

(9)

Государствен-ный флаг России.

Обобща

ющий

Знать названия страны, области, города; рассказывать о достопримечательностях страны и своего края.

Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;  чувства сопричастности  и гордости за свою Родину, народ, историю

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Умение выделять то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество  и уровень усвоения.

66

(10)

Клуб любителей природы.

(с.74-77)

Урок закреп-ления

Изучен-

ного

Знать правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо.  Заполнение анкеты.

Формирование внутренней позиции ученика выраженной в положительном отношении к школе.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения.  Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся  младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

Наряду с принципом наглядности  в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное  требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.

Программа обеспечивается:

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2011.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2011год

Согласовано

Зам директора по ВР

_________________

Бордогова Ю Л         дата



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС

Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами....

Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру Школа России 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для 2-го класса ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 2-го класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС для УМК "Школа 2100". В программу входят: пояснительная записка, таблица тематического распределения...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов. ФГОС

рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов. ФГОС....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 1-4 классов (ФГОС НОО) УМК «Школа России» 2019-2020гг

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо окружающему мирудля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...