Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Гайнуллина Эльвира Мунировна

Готовые программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по ФГОС220.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Цели и задачи курса «Окружающий мир».

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

       

Специфика предмета

Специфика предмета “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

 Значение курса “Окружающий мир” состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

       

Общая характеристика учебного предмета

      В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации Тема в 3 классе «Земля – наш общий дом»
  • Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Тема в 3 классе «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)».
  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Тема в 3 классе «Человек изучает Землю».
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Тема в 3 классе «Как трудились люди в старину».
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы в 3 классе «Наша Родина – от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину».

     Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

  1. организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
  2. усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом на преподавание окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 68 учебных часов.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта по окружающему миру. Разработана на основе авторской программы по окружающему миру (автор Н.Ф. Виноградова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по окружающему миру.

Данная рабочая программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2013-2014 учебный год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

           Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта основного общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

      Рабочая программа построена на основе формирования целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

      В основе построения курса лежат следующие принципы.

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г.Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек – природа - общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей – природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психологического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; представление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

     Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации  содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширение представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не вреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музей и т.п. Всё это обеспечивает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Результаты изучения учебного предмета

     Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника: 

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

     Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

     Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

     В соответствии со стандартами второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описание, повествованием.

     Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Содержание учебного курса

     Земля - наш общий дом (7 ч.)

     Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

     Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

     Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

     Человек изучает Землю (4 ч.)

     Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

    Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

     Царства природы (26 ч.)

     Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

     Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

     Животные  - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

     Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

     Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

     Как человек одомашнил животных.

     Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

     Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

     Охрана растений.

     Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

     Наша Родина: от Руси до России (11 ч.)

     Название русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

     Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

     Как люди жили в старину (12 ч.)

     Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

     Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

     Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

     Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

     Как трудились в старину (7 ч.)

     Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

     Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло и др.). знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

     Торговля. Возникновение денег.

     Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

     Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

     Экскурсии

     В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

     Опыты

     Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

     Практические работы

     Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Формы организации учебного процесса. 

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения из окна и в уголке природы.

Формы контроля.

В целях систематического контроля над уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:

- устный опрос

- письменный опрос

- самостоятельная работа

- контрольная работа

- тестовые работы

- дидактический материал для самостоятельной работы

- карточки контроля теоретических знаний

- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)

- диагностики.

Технологии, методики

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • дидактические и ролевые игры;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи на уроках окружающего мира

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет “Окружающий мир” использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

           

 2. Учебно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по окружающему миру, разработано на основе авторской программы по окружающему миру (автор Виноградова Н.Ф.), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по окружающему миру.

Учебник:     Окружающий мир: учебник для  3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Тетрадь: Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.

Наименование разделов  и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Проверочные работы

Тестирование

Проекты

 Экскурсии

Итоговая комплексная контрольная работа

1

Земля – наш общий дом.

7

5

1

1

2

Человек изучает Землю

4

4

3

Царства природы

27

21

2

3

1

4

Наша Родина: от Руси до России

9

8

1

5

Как люди жили в старину

11

7

1

1

1

1

6

Как трудились в старину

10

7

1

1                 1

Итого:

68

52

5

5

2

3                 1

             


3. Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Вид контроля

Домашнее задание

план

факт

1

Земля – наш общий дом

Где и когда ты живёшь

1

Иметь представление о пространстве и времени;

Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, родного города.

Соотносить год, век, арабские и римские цифры

03.09

текущий

2

Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела.

1

Называть и различать тела живой и неживой природы;

Иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3);

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

Характеризовать условия жизни на Земле;

называть свойства воздуха, воды, состав почвы

06.09

текущий

3

Солнце - звезда. Планета Земля – шар.

1

10.09

текущий

4

Значение Солнца для жизни на Земле

1.

13.09

Фронталь

ный опрос

5

Водная оболочка Земли.

1

Работать с географической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя

17.09

текущий

6

Воздушная оболочка Земли

Проект «Земля – наш общий дом»

1

20.09

текущий

7

Проверочная работа №1

1

24.09

Индивид.

8

Человек изучает Землю

4 ч.

Человек познаёт мир. Как изображают землю.

1

Работать с географической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя

27.09

текущий

9

Географическая карта

1

01.10

текущий

10

Зачем нужен план

1

04.10

текущий

11

Чтобы не заблудиться в лесу

1

08.10

Работа в парах

12

Бактерии

1

Иметь представление об особенностях жизни и местах обитания бактерий

18.10

текущий

13

Грибы.

1

Называть особенности внешнего вида, строения грибов, отличия от растений

22.10

текущий

14

Тестирование №1

1

25.10

Индивид.

15

Царства природы

27 ч.

Растения культурные и дикорастущие. Экскурсия.

1

Составлять описательный рассказ о растении по плану учителя и самостоятельно составленному; различать растения культурные и дикорастущие

29.10

текущий

16

Если бы на Земле не было растений…

1

Раскрывать значение растений в природе и жизни человека

1.11

текущий

17

18

Разнообразие растений на Земле

2

Уметь классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

5.11

текущий

19

Растения прекрасные, но опасные.

1

8.11

текущий

20

Как живёт растение

1

Называть отличия растений от животных;

называть органы растений и их значение для роста и развития растения

12.11

Работа в группах

21

Органы растения.

1

15.11

текущий

22

Тестирование №2

1

19.11

Индивид.

23

Размножение растений.

1

Называть способы размножения растений; участвовать в работе уголка природы

29.11

текущий

24

Как долго живут растения

1

Называть способы размножения растений; участвовать в работе уголка природы

3.12

текущий

25

Культурные растения в жизни человека.

1

Раскрывать значение культурных растений в жизни человека; иметь представление о том, когда и почему возникло земледелие

06.12

Фронт.опрос

26

Красная книга России

1

Объяснять необходимость бережного отношения человека к окр. среде; называть причины исчезновения растений.

Соблюдать правила поведения в природе

10.12

текущий

27

Проверочная работа №2

1

13.12

Индивид.

28

Роль животных в природе

1

Раскрывать значение животных в природе; осознавать взаимосвязи в мире природы, необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней

17.12

текущий

29

Разнообразие мира животных

1

Различать животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные)

20.12

текущий

30

Проверочная работа №3

1

24.12

Индивид.

31

Животные – живые существа (организмы). Как животные ориентируются в окружающей среде. Как животные питаются и передвигаются.

 

1

Называть признаки живого организма

Иметь представление о способах питания животных

27.12

текущий

32

Как животные дышат. Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

1

Называть признаки живого организма.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

Классифицировать животных по разным признакам: способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения.  Различать (соотносить) приспособления животных к среде обитания

текущий

33

34

Беспозвоночные животные

2

Иметь представление о группе беспозвоночных животных,

Знать признаки насекомых

10.01

14.01

текущий

35

Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся

1

Различать группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) по особенностям внешнего вида, строению животного

17.01

текущий

36

Птицы и млекопитающие (звери).

1

21.01

текущий

37

Природное сообщество

1

Иметь понятие о «природном сообществе».

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

24.01

текущий

38

Почему люди приручили диких животных. О заповедниках.

Тестирование №3

1

Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; соблюдать правила поведения в природе

28.01

взаимоконтроль

39

Наша Родина: от Руси до России

9 ч

Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена

1

Иметь представление о раскопках, археологах, берестяных грамотах. Работать с исторической картой; называть крупные города Древнерусского государства

31.01

текущий

40

41

Великие князья в Древней Руси

Проект «Великие правители России»

2

Соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

Называть имена отдельных руководителей государства (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Николай  II)

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника;

Уметь сотрудничать;

Работать с исторической и контурной картой

Иметь элементарные представления о государственной власти

04.02

07.02

текущий

42

Как Москва стала столицей. Иван Грозный

Проект «Великие правители России»

1

11.02

Фронт.опрос

43

Петр I Великий

Проект «Великие правители России»

1

14.02

текущий

44

Екатерина II Великая

Проект «Великие правители России»

1

18.02

Работа в группах

45

Последний российский император

Николай II

Проект «Великие правители России»

1

25.02

текущий

46

Советская Россия. СССР.

1

28.02

текущий

47

Тестирование №4

1

4.02

Индивид.

48

Как жили в старину

11 ч

Из истории имен

1

Иметь представление о происхождении имен, отчеств, фамилий

07.03

текущий

49

Как выглядели, трудились и защищали Родину наши предки

1

Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства);

Иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд, досуг, защита Отечества, нравственные качества);

Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох

11.03

текущий

50

Как помогали друг другу славяне, как принимали гостей и как отдыхали.

1

14.03

Работа в парах

51

Скажи, какой у тебя дом…

Проверочная работа №4

О первых каменных постройках. Экскурсия. 

2

18.03

текущий

52

21.03

взаимоконтроль

53

54

По одёжке встречают…

2

25.03

28.03

текущий

55

Русская трапеза.

Проект «Чай – наш любимый напиток»

1

01.04

текущий

56

57

Верования языческой Руси.

Принятие христианства на Руси.

1

1

04.04

15.04

текущий

58

Тестирование №5

1

18.04

Индивид.

59

Как трудились в старину

10 ч

Что создавалось трудом крестьянина

1

Различать понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «крепостной», «крепостное право», «помещик», «землевладелец»

Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

Иметь представление о  ремеслах гончаров, ткачей, оружейников

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника

22.04

текущий

60

Труд крепостных крестьян

1

25.04

текущий

61

Что создавалось трудом ремесленников. Что такое ремесло

1

29.04

текущий

62

Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле

1

02.05

текущий

63

О труде ткачей. Русские оружейники

1

02.05

текущий

64

Что создавалось трудом рабочего

1

Называть важнейшие события в истории развития страны и открытия в XIX- XX веках (строительство первой железной дороги, развитие пароходства, автомобилестроения, самолетостроения, достижения в космонавтике)

Соответствовать требованиям к учащимся, оканчивающим 3 класс, уметь сотрудничать

06.05

Фронт.опрос

65

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках. О пароходе. Об автомобиле. Экскурсия.

1

13.05

текущий

66

Итоговая комплексная контрольная работа

1

16.05

Индивид.

67

Самолетостроение в России

Проверочная работа №5

1

20.05

23/05

Индивид.

68

Время космических полетов Экологическая викторина

1

27..05

30.05

Работа в парах


  1. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 3 классе.

     К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся: 

- характеризовать условия жизни на Земле;

- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

- описывать свойства воды (воздуха);

- различать растения разных видов, описывать их;

- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растений;

- объяснять отличия грибов от растений;

- характеризовать животное как организм;

- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

- составлять описательный рассказ о животном;

- приводить примеры (конструировать) цепи питания;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;

- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права, свержения последнего русского царя;

- работать с географической и исторической картами, контурной картой.

     К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:

- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

- проводить несложные опыты по размножению растений;

- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

5. Система оценки достижений учащихся.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков; 0 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.

     Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

     Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

При оценке тестовой работы рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"   ставится за 90-100 % выполненной работы

О т м е т к а "4" ставится за 80-89 %выполненной работы

О т м е т к а "3" ставится за 50-79% выполненной работы

О т м е т к а "2" ставится за менее 50% выполненной работы

В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

Итоговая комплексная контрольная работа

     Умения, проверяемые в основной части работы, оцениваются 1 баллом. В дополнительной части большинство проверяемых умений также оценивается 1 баллом, за исключением заданий 7 (текстовая задача) и 10 (свободное высказывание) оценивается в 2 балла. Результаты фиксируются в оценочном листе.

     Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиции достижения/ недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.

     Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 5 или 6 баллов.

     О достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

     Если ребёнок получает за дополнительную часть 5 и более баллов, а за основную часть 7 и более баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровня подготовки.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия.

 - Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру (2009г)

- Примерная программа начального общего образования по окружающему миру для общеобразовательных учреждений

- Программа к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».  – М.: Вентана-Граф, 2013.

- Окружающий мир: Методика обучения 3 – 4 классы. /Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- Окружающий мир: учебник для  3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

- Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.

Образовательные диски

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным приложением/ В.В. Мещерякова.– М.: Издательство «Глобус», 20

Дидактический материал

Дидактический материал для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи» - М.: Вентана-Граф,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...