Пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважительного отношения к многонациональному поликультурному составу российского общества в УМК «Школа 2100».
методическая разработка по окружающему миру на тему

Жилина Инесса Александровна

Теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию семейных ценностей, интереса к культуре народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Пути формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважительного отношения к  многонациональному поликультурному составу российского общества в УМК «Школа 2100».

Оглавление

Введение.................................................................................................С.3

Основное содержание...........................................................................С.5

Заключение...........................................................................................С.9

Литература............................................................................................С.10

Приложение....................................................................................С.11

Введение

         В современной, меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, воплощающееся в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего поликультурного состава российского общества.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования  школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и  школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, – невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость русской культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения.

Цель: выявить и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированиюсемейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества.

Задачи:

1)определить сущность и структуру формирования  ценностей народов России.

2) рассмотреть и выявить особенности формирования ценностей народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества

3)определить формы и методы формирования семейных ценностейнародов России.

4)разработать практические средства формированияценностей народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе  образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения.

Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.

    В концепции духовно-нравственного воспитания права и свобода гражданина являются высшей ценностью. Данная концепция направлена на формированиесемейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества.Свобода выбора стала необходимой ценностью, имея которую каждый человек дает возможность другому самовыразиться, понимая, что и его индивидуальность никем не попирается.

Основная часть

Сущность и структурапонятия семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества

Семья - один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформация семейных ценностей, требующая серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

    Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые затронули его основы и традиционные устои.

"Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала"

        Семейные ценности – это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом... Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того – сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность!

Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами.

Ценности духовные это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции, и семейные устои, вероисповедание. В России православная культура имеет большое значение.

    Область православной культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности. Без познания этой совокупности православной культуры, которая обусловила самобытность России в мировом сообществе, невозможна адекватная интеграция личности в российское общество. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа – исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т. д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.

      Формируя ценности народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества, мы выделили условия, при которых данная система будет эффективнее:

-развитие в учениках гордости за российскую культуру, которую они унаследовали (традиции, вера, язык, сказания, песни),

-включение культурного материала во все аспекты обучения и воспитания ( показ мультфильмов «Князь Владимир», « Гора самоцветов» и др.,

-развитие принятия и уважение этнических форм и отличий,

-создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников,

-проведение идеи равенства всех этнических групп народов России,

-беседы о принятии православия в России, рассказы о святых и мучениках, их подвигах и человеколюбии.

   Организуя процесс формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на уроках окружающего мира необходимо соблюдать основное правило-толерантности по отношению к людям, различных вероисповеданий и этнической принадлежности.

Особенности формирования ценностей народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества на уроках окружающего мира по программе « Школа 2100».

В наше конфликтное время формирование ценностей родного народа и отношение к другим народам и культурам- одна из важнейших социальных задач школы. Решить её - значит во многом решить проблему межнационального согласия.

Русские педагоги и философы всегда уделяли особое внимание вопросам нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения. Ильин И.А. (русский философ), касаясь нравственных проблем, воспитания, настаивал на том, что 5-6 летний ребёнок должен знать своих национальных героев и влюбиться в них. Мы же наблюдаем, как обкрадывается очередное поколение детей, ничего не ведающих не только о богатейшей тысячелетней истории православия, являющегося основой государственного строя некогда могучей России, но о том, как жили наши земляки в течение столетий на нашей родной земле.

Как же привить любовь к родной стране, её истории? Лозунги и призывы здесь не помощники. На наш взгляд разумнее всего дать детям знания о духовно-нравственной культуре России, родного края, то есть то золотое зерно, которое со временем принесёт свой плод.

    На наш взгляд, бесспорно, что простое изложение исторических и культурных фактов на уроке не может удовлетворить духовные потребности учащихся и не способствует сколько-нибудь серьёзному их духовно-нравственному развитию.

    Обучение должно идти впереди развития. Этой задаче в полной мере соответствует система развивающего обучения «Школа 2100».

     Наша задача: используя накопившийся педагогический опыт, дать учащемуся не просто факты богатейшего духовно-нравственного и культурно-исторического наследия нашей страны, но дать им возможность прийти к пониманию самого себя. Умение контролировать процесс усвоения им новых знаний, способность  оценивать собственные и чужие действия, привычку искать доказательства, склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы, а значит и способность рассуждать и аргументировать своё мнение. Таким образом, формировать созидательную личность, которая способна нести ответственность и за себя, и за свою семью, и за свою страну.

Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации учебной деятельности дети увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно можно показать это через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

    Сказки воспитывают у детей любовь к матери, интерес к природе. Поучительные и познавательные пословицы, загадки заставляют думать, развивают мышление, смекалку, образное восприятие. Происходит постепенное сближение, основанное на терпимости, дети чувствуют, что дружеский настрой к другому народу, партнёрские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

    А.А Вахрушев пишет: «Как же нужно учить, чтобы были достигнуты цели? Оказывается, через знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, сделав школьника даже при минимуме сообщаемых знаний сознательным участником жизни. Тогда ответ на любой возникающий вопрос может быть легко найден, так как с самых первых шагов изучения окружающего мира ребёнок учится понимать каждое явление природы, роль и место человека в нём».

     В первом классе ученик систематизирует жизненный опыт. Это дом, его жители, их общая жизнь и отношения между ними, школа, улица, город, профессии людей- всё это помогает ученику ощутить себя гражданином своего города, страны.

    Во втором классе дети знакомятся с большим миром-Землёй. В результате ученики станут осознавать себя гражданами Земли и своей большой Родины- России.

     Курс окружающего мира для 3-го класса представлен двумя частями: «Обитатели Земли» и «Моё Отечество». Вторая часть учебника посвящена нашей стране- России. Изучение общества начинается для ученика со знакомства с национально-государственными ценностями и достижениями. На близких и понятных примерах раскрываются важнейшие общественные взаимосвязи.

В 4 классе  к уровню « Моя страна – Россия» добавляются новые знания об обществе: « внутренний психологический мир человека», «общение и общество», «человечество как самый широкий уровень моего общества».

    Все четыре года ученики получают представление о неоднородности, «многоликости» современного человечества, о том, что объединяет всех людей, об общечеловеческих ценностях. При этом закладываются основы уважительного и заинтересованного отношения к разным культурам, религиям, народам.

     Способствуетформированию ценностей народов России и методически правильное использование учителем на уроках и во внеурочной деятельности краеведческого материала, что способствует формированию у детей сознательного, действенного отношения к окружающему его миру.

Материал, добытый методом наблюдений и самостоятельных работ учащихся, оживляет процесс воспитания на уроке и делает его интересным. В этом плане у учителя начальных классов есть мощный арсенал приёмов и средств, позволяющих сформировать у ребёнка чувство гордости и ответственности за свой край.

И педагог, и ребенок – два субъекта ценностных отношений. Они дороги друг для друга именно как носители особого автономного мира с особой, отличной от других, позиций по отношению к миру. Задача педагога – ориентировать воспитанников на высшие ценности. Поэтому воспитание непременно должно иметь основную идею, главную ценностную опору. Какова же она, эта главная идея? Для нас, учителейона проста: Родина и семья. Эти два простых понятия включают в себя важные человеческие, традиционно русские ценностные ориентиры: любовь к земле, на которой вырос и живешь, к ее людям; забота о старости, уважение к мудрости старших поколений; общественное благо; чувство доброты, взаимопомощи, долга, ответственности; нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях; патриотизм.

Особо ценны генеалогические исследования школьников. Совместная работа над своей родословной позволяет объединить младшие и старшие поколения внутри семьи: мам, пап, бабушек и дедушек. Взрослые должны найти время ответить на вопросы детей, вместе пересмотреть семейные альбомы, разобрать семейный архив, реликвии, награды, хранящиеся в доме. В этой работе заложен большой нравственный смысл, ведь, как отмечал великий историк В.О.Ключевский «Изучая предков, мы узнаем самих себя». Таким образом, взаимодействие с семьей, которая сама по себе является непреходящей ценностью для человека, способствует развитию ценностных ориентаций школьников. Формирование ценностных ориентаций патриота и гражданина будет успешнее при условии тесного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.

Заключение

Итак, задачи и содержание формирования семейных ценностей, интереса к культуре народов России и воспитания уважения многонационального поликультурного состава российского общества вытекают из структуры понятий «гражданственность» и «патриотизм». И включают: воспитание нравственной культуры человека, патриотических чувств, развитие практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности, развитие ценностных ориентаций гражданственности и патриотизма как основы воспитания гражданина и патриота.

Важным условием реализации дидактических принципов является создание особой, доверительной атмосферы обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, доброе, уважительное отношение детей друг к другу. В общении складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, уважения друг к другу. Учителю надо обращать внимание на развитие этих чувств в повседневных поисках, упражнениях, помощи детей друг другу, сочувствии тому, кто оказался в трудном положении. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте. При этом закладываются основы уважительного и заинтересованного отношения к разным культурам, религиям, народам.

    На уроках необходимо дать детям знания о духовно-нравственной культуре России, родного края, то есть то золотое зерно, которое со временем принесёт свой плод.

Литература

  1. Алиева А.С. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста// Начальная школа. - 1998. -№1, с. 17-24.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. –М:Владос, 1999.-488с.
  3. Вахрушев, А.А., Методические рекомендации для учителя. - М.:Баллас, 2011. - 317с.
  4. Гаврилычева, Г.Ф. Младший школьник и его ценности// Начальная школа. - 2008. -№7, с. 13-19.
  5. Концепция духовно-нравственного воспитания.
  6. Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника// Начальная школа. - 1999. -№4, с. 53-59.
  7. Соколова, И.И. Формирование ценностных ориентаций школьников// Начальная школа. - 2007. -№6, с. 82-85.

Приложение

Тема урока: Город, в котором мы живём. (1 класс, 2 полугодие.)

(УМК «Школа 2100»)

Цель урока: формирование знаний о родном городе, о профессиях людей, которые живут в нём.

Задачи: 1) познакомить учащихся с историей г. Новокузнецка;

 2) развивать интерес к родному городу, к его истории;

 3) воспитывать любовь к природе, к бережному отношению  и правилам поведения в родном городе.

Оборудование: слайды с фото исторических мест г. Новокузнецка, и с фото земляков-людей земли Кузнецкой, карта Кемеровской области.

Урок – путешествие.

Ход урока.

   Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории нашего города. Эта история, не какая-то далёкая, а совсем родная и близкая. История родных мест, биографии земляков заставляют по другому смотреть на события прошлого.

    Сегодня у нас не совсем обычный урок, называется он «Прикоснись к истории!»

   Что такое прикосновение? Прикоснуться, значит дотронуться чуть-чуть.   Прикоснитесь друг к другу.

 Что вы чувствуете?

- тепло

- мягкость

- защиту

   Вы прикоснулись друг к другу! Вот и мы сегодня сможем дотронуться, прикоснуться к настоящей истории, к той, которую можно подержать, ощутить в своих руках.

   История как наука зародилась тысячелетия назад. Она выросла из легенд, былин, письменных источников и конечно же предметов. Именно предметы дают не только сведения о эпохе, но и реально помогают понять прошлое. Все проходит, но остаются вещи – немые свидетели событий.

   Давайте отправимся в экспедицию по истории нашего района.

Вы можете спросить: «Неужели можно это сделать?»

Да! Просто закройте глаза, посчитайте до 3-х , откройте глаза, мы оказались с вами в далёком прошлом нашего горда.

Посмотрите, что это за предметы? ( меч, подкова, лук и стрелы, уголь)

Рассмотрев, пощупав предметы, ответьте на вопросы, для чего бы они нам пригодились в далёкие времена, и почему именно эти предметы здесь появились? Это позволит нам совместно сделать вывод о том, чем занимались жители нашего района стародавние времена.

Вопросы:

1. Что это? Как называются предметы.

2. Из какого материала сделаны?

3. К какому времени относятся?

4. О чем свидетельствуют данные предметы?

Работа в группах 3 минуты

Музыка

У людей, населявших Кузнецкую котловину ( найдите её на карте Кемеровской области), появляются орудия труда и украшенья из меди и бронзы ( ножи, стрелы, кольца, браслеты). Жители тайги занимались по-прежнему охотой, рыбной ловлей и собирательством.

   Кузнечным делом начали заниматься в  начале первого тысячелетия.  Древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы удалить из него все примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. Создавали небольшие  глиняные печи, закапывали их в землю, отапливали древесным углём, мехами закачивали в них воздух и плавили железную руду. Меха раздувались вручную. Эта работа делала процесс варки очень тяжёлым. Поэтому были изобретены домны – специальные плавильные печи.

   Уже с древних времен русские мастера овладели разными техниками работы с этим материалом

- заливка

- ковка

- сварка

   Коренными жителями Кузнецкого края являются телеуты и шорцы.

   Ребята подготовили небольшие сообщения про эти народы, послушаем их.

    В 1721 году в районе нынешнего города Кемерово рудознатец Михайло Волков обнаружил  «горючий камень» -каменный уголь.

   Вскоре началось строительство первых заводов, на которых работали крестьяне и солдаты. Работа на заводах была очень тяжёлой, преобладал ручной труд.

  Кузнецкий край в 18-19 веках стал местом ссылок и переселений каторжан. Тогда и появилась всем известная Кузнецкая крепость.

Мы с вами побывали там на экскурсии. Что интересное вы запомнили?

   В 1861 году, как и по всей России, подневольные крестьяне и мастеровые заводов и рудников получили свободу.

   В 1941 году началась Великая Отечественная война: на нашу страну напала фашистская Германия, продолжалась война до 1945 года. Сотни кузбассовцев ушли на фронт. Вместе с промышленными предприятиями Урала Кузбасс в годы войны стал основным поставщиком металла и угля. Половина всех танков и бронемашин, выпущенных промышленностью нашей страны для фронта, были одеты в крепкую высококачественную сталь Новокузнецкого , тогда Сталинского Кузнецкого металлургического комбината.

   В последние годы Кузнецкая земля развивалась как промышленный центр Сибири. В Новокузнецке в 1964 году был построен второй металлургический гигант- Западно-Сибирский металлургический комбинат.

    Заканчивается наша экспедиция, мы возвращаемся в наше время. И я хочу у вас спросить.

    Мы прикоснулись к предметам нашей истории, какие чувства вы испытываете?

   Пусть каждая группа напишет их на шарике, который олицетворяет наше прошлое, нашу историю.

    Ведь он такой непрочный, но красивый. Какие чувства уберегут наше прошлое, а значит, создадут наше будущее.

Гордость

Любовь к Родине

Счастье

А могут ли ваши чувства превратиться в конкретные дела?

Да. Музей в вашей школе.

Я благодарю всех за урок и желаю вам с честью хранить семейные реликвии и самим пополнять их для потомков.

План проведения экскурсии Кузнецкую крепость.

Цель: ознакомить с достопримечательностью г. Новокузнецка: Кузнецкая крепость.

Задачи:

- расширить знания детей об истории родного края;

- формировать чувства прекрасного, прививать любовь к природе, желание быть хозяином на земле, чувства ответственности за красоту и чистоту природы;

-прививать любовь к традициям нашего народа.

План:

1.Сообщение темы и цели экскурсии.

2.Проведение экскурсии.

3.Подведение итогов.

Кузнецкая крепость.

   Кузнецкая крепость была основана в 1918 году. Стены Кузнецкой крепости сделаны из бытового камня в начале 17в. Император с целью защиты южной границы  от нападения издал указ о создании крепости. Было решено построить крепость на Вознесенской горе. Каменный облик крепость приобрела в начале 19в.

В начале крепость принадлежала Томской губернии. В 19в. Кузнецкая крепость становится тюрьмой. На территории церкви видно здание, которое расположено в двадцати метрах. Там жил кузнец Фонарёв, потом там стало казначейство. Крепость задумана и построена под руководством французского генерала.

   У главного входа находится Томский и Кузнецкий бастион, Барнаульская башня (её назвали так, потому что находилась на дороге в Барнаул).

   Знаменательными и крупными явлениями были ярмарки и приход парохода весной в Кузнецкий уезд. Пароход приходил сюда 1 раз в год.

   Изначально церковь была деревянная и немного выше. На территории крепости была часовня, стоят пушки (мартиры). Ихбыло20 штук. На данный момент сохранились только 2 настоящие пушки. На гербе Новокузнецка изображена лошадь (лошадь-  обозначает символ бесконечности). Изначально герб был присвоен кузнецкому уезду.

   Путилов Павел Николаевич был прислан в крепость для подавления бунтов, но ему это не удалось и он погиб (по одной из версий его расстреляли). Считается, что на территории крепости было 10 зданий. Есть гауптвахта- тюрьма для провинившихся солдат.  

Список литературы:

  1. 1. Давыдов, В.В. [1] Психологическая теория учебной деятельности и          методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск, 1992.-114с.
  2. 2. Дьяченко, В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. - 1998. -№1, с. 17-24.
  3. 3. Захарова, О.А. Математика в вопросах и заданиях: 1 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 2/О.А. Захарова, Е.П. Юдина; под ред. Р.Г. Чураковой.-М.: Академкнига/Учебник, 2010.-128с.

    4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.М, 2007 г -902с.

 5. Петровский, В.А., Виноградова, A.M. Учимся общаться с ребенком. - М.:Просвещение, 1993-191с.

 6. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

  7.  Носова, И.В. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

  8.  Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? —М.: Просвещение, 1985. - 189с.

  9. Чиханова, О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

  10. Чекин, А.Л. Математика:1кл.: Учебник: В 2 ч./А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой.-М.:Академкнига/Учебник, 2010.-2010.-Ч.2:96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно ...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей шк...

Формирование у обучающихся уважительного отношения к национальным героям российского народа. Образовательная игра «Будем в армии служить, будем Родину хранить»

Гражданин и патриот своей Родины – человек, который сможет реализовать себя в современном обществе, чувствует неразрывную связь со своим Отечеством, готов взять на себя ответственность за судьбу своей...